Правильный выбор курорта и времени его посещения – один из ключевых моментов успешности горнолыжного отдыха. Все хотят как минимум гарантированного снега, а еще желательно солнца и поменьше народа на трассах.
Portes du Soleil с его хоть и обширной (650 километров), но довольно низкой зоной катания (900-2466 м.) можно отнести к «районам рискованного земледелия» по первому пункту – гарантированному снегу. Может, поэтому его не часто ставят в один ряд с такими французскими грандами, как 3 Vallees, Espace Killy, Paradiski.
Portes du Soleil – одна из крупнейших международных горнолыжных зон Европы, располагающаяся на территории Верхней Савойи (Франция) и кантона Вале (Швейцария). Звание «самой большой зоны катания» курорту не дает завоевать изолированность отдельных склонов и необходимость транспортного перемещения между ними.
С учетом довольно теплой погоды на протяжении большей части зимы в последние годы ехать за отличным гарантированным катанием туда рискованно, когда есть варианты более высокогорных курортов. Но когда-нибудь, приходит время и Portes du Soleil. В этом году пришел мой черед посетить это примечательное место.
Изначально я планировала поехать в Portes du Soleil в конце января – шансов на мороз в этот период намного больше. Но мой ангел-хранитель сделал рокировку. Аномально теплую погоду с почти постоянной облачностью и осадками часто в виде дождей, которая в результате стояла в предполагаемый к посещению период, я пережидала в Val-d’Isere, где за счет высоты было не совсем мерзко. А в Portes du Soleil я собралась в конце февраля на свой страх и риск.
И сразу встал вопрос – а где же жить? Ведь здесь только основных точек проживания – 12 курортов. Кто-то скажет, что самым оптимальным будет выбор Авориаз.
Ох, любят же наши люди обзывать курорты по принципу – как пишется, так и слышится. А потом недоумевают, что на месте их никто не понимает. Ведь французы произносят что-то ближе к [аворьа/авореа].
Самый высокогорный курорт в регионе, построенный в 60-х годах в самом сердце Portes du Soleil и имеющий своим достоинством, помимо расположения, ski-in/ski-out, моего внимания не привлек. Не люблю горнолыжные станции, состоящие из многоэтажных резиденций. Мне милее альпийские деревушки с витиеватыми улочками, небольшими домиками и возможностью вечерних прогулок в окружении приятной эстетической картинки. Да и к тому же, судя по отзывам знакомых, побывавших в регионе с целью полноценного отдыха, а не только катания, более положительные отзывы были от людей, проживавших в Morzine, – другом известном французском курорте, расположенном пониже Avoriaz.
Были еще варианты с проживанием в швейцарской зоне, но у меня по графику было проживание во Франции. Да и вообще, все остальные курорты казались какими-то окраинными по отношению к столь огромной области катания.
Гм… Если я думала, что начало прошлых поездок вносило пессимизм, то я ошибалась. Эта поездка по степени неудачности начала перещеголяла все предыдущие. Очередным косяком а/к Swiss Air, хотя в пиковые даты я уже должна была к этому привыкнуть, был незагруженный в самолет багаж части пассажиров. Полуторачасовые метания после посадки между лентами выдачи багажа и лыж подтвердили наихудшие опасения. Сегодня, несмотря на ранний прилет, мне не кататься.
Зато теперь я знаю, что заявления на потерянный багаж пишутся в зале, расположенном слева в торце зала выдачи багажа, сам багаж, если находят, в итоге, доставляют потом в гостиницу, а самым необходимым предметом, отсутствие которого исключительно осложнит весь дальнейших отдых, является… зарядка для телефона (но к этому я пришла размышлениями в последующие полтора дня в ожидании багажа). А все остальное, в пределах необходимости, при наличии средств можно восстановить на курорте.
Дорога на курорт в обществе собратьев по несчастью несмотря на все вспомненные дорожные приключения, вносит еще больший пессимизм. Французские каникулы, забитые автобаны, наше перемещение окольными путями через деревни, где каждый километр измеряется соответствие скорости максимально допустимой (30-60 км/ч), постоянные пешеходные переходы, где автобус снижает скорость до минимальной и вскарабкивается на возвышающиеся «зебры» шириной пару-тройку метров. Мой вестибулярный аппарат выдерживает это на пределе. В итоге Morzine открывается как-то неожиданно, и поражает своим размерами. Городок-деревня просто огромен, но в тоже время кажется расположенным на плато. Только подъехав ближе, можно разглядеть овраг, по дну которого бежит речушка, и домики, расположенные на склонах. Я не знаю, какой из курортов он мне напоминает. Кажется, такого я еще не видела.
Первым светлым моментом путешествия было соотнесение расположения Gare Routier в Morzine, расположенного как бы в низине, и моего отеля, находящегося в верхней части между двумя подъемниками. А все не так уж плохо. С багажом 20 минут в горку преодолевать было б сложно. Но у меня вместо этого небольшая прогулка с фотоаппаратом в ознакомительных целях. И мне здесь очень нравится – очаровательные двух- и четырехэтажные домики, много дерева, много резьбы, на каждом шагу магазинчики, ресторанчики, бары, спорттовары и довольно много точек продаж продукции с национальным колоритом.
Все очень симпатично. Все предыдущие неприятности как бы отступают на второй план. И еще атмосфера. В Morzine это постоянное движение. Исходя из привычки ассоциировать место отдыха с каким-то эпитетом, этот курорт сразу, еще до катания, стал «Очаровательный Morzine». Да так он им и остался.
Но о курорте потом. Надо как-то ближе к основному предназначению.
Погода
Все свое вожу с собой. Но зачем везти в Portes du Soleil солнце? Курорт должен оправдывать свое название. Поэтому мой багаж состоял из морозной погоды и снегопада первого дня. Солнце… Парадоксально, но факт. Даже в снегопад сквозь облака постоянно проглядывало солнце.
Дальше, исходя из прогноза погоды, у меня было ровно три дня минусовой погоды до наступления потепления, чтобы ознакомиться с регионом в лице красно-черных трасс в отличных погодных условиях. И еще два (а при желании три) дня, чтобы проехать по понравившимся трассам, но уже в более теплую погоду.
Пришлось приложить максимум усилий, чтобы это осуществить.
Катание. Узнать Portes du Soleil за три дня
Portes du Soleil – огромный регион. Даже карты, представляющие область катания, указывают все схематично. Для таких любителей ski-safari и новых впечатлений, как я, курорт предоставляет массу возможностей. Для удобства тех, кто хочет объехать весь курорт, на всех картах условно обозначен круговой маршрут с указанием по пути следования трасс и подъемников. Сначала думаешь, а насколько это реально, проехать за один день? Когда начинаешь понемногу разбираться в регионе, понимаешь, что в хорошую погоду реально, но зачем? При этом раскладе попадаешь на разбитые транспортные трассы, а самое вкусное проходит мимо. Зато схему можно использовать при перемещении по отдельным частям Portes du Soleil.
А для тех, кто не хочет разрываться на всю область катания, существует разделение на четыре зоны: Morzine - Les Gets, Avoriaz, Швейцария, Châtel. Для каждой зоны возможен отдельный скипасс, а на карте, взятой в этом регионе, присутствует подробная схема домашней горки. Каждая зона разбита на сектора. И в горах повсюду указатели – направления либо на населенные пункты, либо на сектора. Иногда – указатели трасс. Но не часто.
День первый. Зона Morzine - Les Gets. 100 километров трасс, преимущественно красно-синих, значительная часть которых пролегает между елочек. Идеальная погода. С утра двузначный минус, шикарно отратраченные трассы, солнце и потрясающе красивые елки, запорошенные свежим снегом. Думаю, мало кто начинал знакомство с регионом в таких погодных условиях.
Очень хочется спуститься сразу обратно в город. Туда ведет шикарная трасса, я наблюдаю ее по утрам и вечерам из окна отеля. Там тренируются спортсмены. Но немалая очередь на подъемник из города ограничивает это желание. Но я обязательно здесь еще проеду. А сначала – круговой маршрут по домашней горке. И подальше от зоны над городом, где толпятся школы и вообще много народу.
Схема простая – налево и по кругу – вверх/вниз и так все время. Лучше по красным трассам, черные – для любителей бугров. Голубые трассы посещаешь по необходимости, но от некоторых – не удержаться. А кому-то в парк.
Едешь сверху на подъемнике, смотришь вниз и понимаешь – цвет не имеет значения. Трассы разнообразные, но не сложные и хорошо подготовлены. То в одном месте, то в другом задерживаешься, чтобы повториться. Шикарное катание. Это катание не на преодоление расстояний, а в собственный кайф. Да к тому же я в первый раз в этом году попадаю на столь отличное сочетание погодных условий и состояния снега и трасс. Может, больше и не посветит.
Немного хуже, когда приезжаешь на поляну в секторе Chavannes. Катание на две стороны. Три подъемника налево, два подъемника направо. И ты как на качелях.
Спуски в меру широкие, в меру жесткие. Сначала все немного однотипно, но потом замечаешь нюансы – средний подъемник из трех, на который небольшая очередь – жутко медленный, самое интересное – спуск с верхней точки – там покруче, а правый подъемник из двух доставляет к синему и черному спуску, где все, конечно, едут на утром отратраченный, но уже порядком разбитый и довольно жесткий черный. Я ж его не повторяю и по синей сворачиваю вниз – спуск в дальнюю часть Les Gets. Иногда (а может, и всегда) хорошо покатать по окраинам. Там совсем нет народу. Ни на трассе, ни на подъемнике. Даже минуту не стоишь. И елочки кругом, и видимость отличная. Раз, два, три. Оторваться не возможно. Подспудная мысль – таких возможностей больше не будет.
Час дня – время принятия решений о дальнейших планах… Еще не охвачен сектор Mont-Chery. Говорят, там самое интересное катание, и спортсмены обычно тренируются. Спуск в Les Gets. Переход через альпийскую деревушку. Иду наугад в направлении подъемника. Можно, конечно, доехать на паровозике, но его ждать долго. Время… его нет. Будем убивать ботинки по булыжным улочкам. Заодно прогулка по городку. Здесь еще теплее. И так же симпатично. Все те же, но более редкие деревянные домики с резьбой.
И вот сектор Mont-Chery… 6-7 очень широких спусков в верхней зоне катания. Полностью просматриваемые. И опять народу нет. Усе. Отсюда уже я никуда не уеду. Видимость – отличная. Рельеф не повторяется. Интересно. И даже совсем не полого. Кстати, через три дня уже такой возможности не было. Половина трасс была закрыта под соревнования и тренировки.
Добираться домой отсюда – через два подъемника.
Вид на всю зону Les Gets
Можно кататься до упора. На обратном пути слегка плутая, все ж попадаю в город по той трассе, где хотела. Она уже в тени. Довольно жестко и низкая видимость. Чего-то я не этого ждала.
Заслуженный приз – открытая терраса отеля Trempline. Типа après-ski. И здесь есть Guinness. Можно расслабиться. Дневная норма выполнена.
Можно полюбоваться на окружающие виды, на народ, спускающийся в последних рядах, опять-таки склон уже осветили и начинается какая-то тренировка.
День второй. Ранний выход. Планов на день громадье. Снова солнце и легкий морозец, но уже теплее. В отличие от предыдущего дня, очереди на подъемник Super-Morzine, ведущий в другие зоны катания, нет. Куда ехать? Наверно куда-нибудь подальше. Châtel или Швейцария? По логике – Châtel чуть ниже. Надо туда. Потом будет чуть теплее и лучше кататься будет повыше. Связка подъемников, и внизу проходит трасса zore… Я о ней где-то слышала. Да и сама вижу, что эти еще не тронутые лыжниками карвинговые поля – лучшее для утренней разминки. Мне сюда. Смысла рваться куда-то вдаль, и пропускать что-то шикарное под носом не вижу. Главное – соблюдать принцип: если трасса в кайф, а время есть, то пока не появляется очередь на подъемник – можно несколько раз спуститься.
А еще с подъемника первый раз открывается вид на Avoriaz – еще не освещенный солнцем городок, сливающийся со скалой, почему-то ассоциируется с названием Diavolezza... Хотя позже вблизи все будет намного симпатичнее.
Дальше где-то перемещаюсь, где-то стою в очередях по зоне Avoriaz. Самое неудачное место моей поездки. Французские каникулы, народу много, много школ, трассы разбиваются быстро, очереди на подъемник, шумно и какая-то суета вокруг. Еду в потоке в зону Châtel по указателям, а попадаю в швейцарский сектор Les Crosets. Надо чаще карту смотреть, но холодно. И тут я понимаю, что именно попала… Если б мне выбирать маленький сектор для длительного катания – я б выбрала его. Котловина, откуда лучами на разные стороны расходятся три самых современных в Portes du Soleil подъемника, чтобы обеспечить множественные защищенные от ветра спуски.
И лучшие из них вдоль подъемника Les Crosets, под которым проложены карвинговые поля с хорошим уклоном. Правое отгорожено сеткой, но для катания открыто. И опять просто шикарно. Одновременно замечаешь, что подготовка трасс отличается. Здесь менее разбито. Это Швейцария. И черные трассы здесь отратрачены. Оторваться отсюда можно только из-за возрастающей очереди на подъемник.
Изучаю швейцарскую территорию. Сначала обследовала сторону над Champery с упоминаемым периодически где-то в инете спуском – Grand Paradise. Наверху чуть не заблудилась – там такие широкие карвинговые поля, что можно потерять направление склона. А вот вниз поехала зря… Это на карте трасса обозначена красным. А вешки здесь стоят желто-красные. Это что-то другое. Нормальные трассы так не обозначают. Тут слишком много солнца и очень тепло. Посередине трассы пришлось пытать местного инструктора – а может, все ж есть объезд столь нехарактерного для минусовой температуры участка снега, смешенного с землей? Но его не было. И трасса с окружающим внетрассовым пространством совсем не были похожи на рай. Хорошо, что все заканчивается. Потом поехала в сторону Champoussin (вообще хутор-деревня). По пути – лучше смотреть на указатели. При выходе с бугеля начинаешь недоумевать – дальше пешком вверх – туда ли приехал? Не, правильно. Указатель наверх – Champoussin.
Тут уже облом с подъемниками – они старые, бугелей встречается не мало. Да и вообще оставшаяся часть швейцарской зоны не отличается комфортом подъемников. А может, это и правильно. Зато здесь совсем нет народу, и лучшая подготовка и неразбиваемость трасс, а они очень даже ничего по большей части.
В Champoussin меня настигает время принятия решений о дальнейших планах. Была не была… Еду в круговую. (Надо было посмотреть карту, я и половины не проехала, но вроде все интересное уже просмотрела, где была.) И начинается гонка. Сначала надо попасть на переход между зонами в Morgins. По карте кажется просто – но то ли я промахиваюсь где-то, то ли карта не соответствует действительности, катаюсь вверх вниз с небольшим продвижением, в результате, правда, совпала с круговым маршрутом, а цели никак не достигну. И опять широченные поля, возможности фрирайда, а у меня уже нет время на повтор понравившихся участков. С третей попытки выхожу на финишную прямую спуска в Morgins. Сверху идет совсем допотопная креселка.
По идее – лучше не рисковать и возвращаться – впереди неблизкий путь, но я не хочу на старую креселку. Надо на другую сторону и по маршруту. К сожалению, никакой информации о переходах в другую зону нет. Следую в общей массе перемещающихся и попадаю… на парковку. Оказывается, так ближе пройти на автобусную остановку, которая не сразу возле подъемника. Причем никто не знает, куда ехать и сколько. Вообще в Portes du Soleil, по-моему, многие едут наугад или следуют в общей массе. Некоторые пытаются спрашивать, но в лучшем случае можно получить ответ – надеемся, что куда-то попадем. Хорошо, что водители привычные. Они сами спрашивают у пассажиров, куда им ехать, и если маршрут не совпадает с автобусом, предлагают выйти и найти другой транспорт.
Перебираюсь на французскую территорию в лице Châtel довольно просто кратчайшим путем по указателям. Ничего примечательного по пути нет, за исключением переполненной нижней зоны катания собственно в Châtel. А дальше – опять неизвестность. Надо опять перебираться в другую зону катания без спусков, но никаких указателей опять нет. Да и дороги, где может ходить транспорт, тоже вблизи спуска нет. Поток лыжников тоже отсутствует.
Спрашиваю в кассе продажи ski-pass: «Чего делать-то?» Говорят – церковь видите? Там автобусная остановка. Церковь действительно возвышается неподалеку, заблудиться невозможно. Опять короткая прогулка по городку. Очередная альпийская деревушка, менее оживленная, чем Morzine, но покрупнее и поживее Les Gets. Здесь совсем по-весеннему тепло.
Церковь. Только дальше куда? Две толпы на противоположных сторонах. Опять вопрос к окружающим. В качестве советчиков выбираю дедушек, по виду местных аборигенов: «Bon jour, вы мне не поможете – на какой остановке из двух отходит автобус в другую зону катания?» Ответ ошарашивает: «Вам лучше обойти церковь и сесть там на третий автобус, так быстрее всего». Сомневаюсь в своих знаниях языков, но дедушки упорно направляют в сторону от обеих толп населения. Вроде как-то неудобно идти еще спрашивать, или не слушать их совета. Но в указанном месте действительно есть остановка, где никого нет. И туда вскоре приходит автобус, где человек 5 горнолыжников, и увозит нас в неизвестном направлении. Где-то после третьей остановки, когда не видно ни трасс, ни подъемников становится стремно – куда я еду? И почему больше никто из катающихся туда не едет? А куда тогда ехали те две толпы, что остались? Завершать катание, вроде, еще рано. На пятой остановке благополучно выхожу у подъемника в местечке Linga, относящейся к зоне Châtel и имеющей прямой доступ к Avopiaz… Надо больше доверять дедушкам, а не толпе.
Дорога вверх, внизу трассы, по ним бы проехать, но время уже поджимает. Достаю карту и пытаюсь перемещаться указанным кратчайшим маршрутом. Это уже не катание. Это возвращение домой в толпе. Тем более, что меньше 15 минут ни на одном из попадающихся подъемников я не стояла. В голове крутится мысль, что на крайняк из Avoriaz можно спуститься на подъемнике Prodains, который ходит до вечера, а дальше на автобусе (в Morzine нет прямых спусков из этой зоны катания). Но ничего, уложилась нормально.
День в зачет. Но на выходе с подъемника нет après-ski баров. Они все наверху – там более солнечно. И вообще здесь как-то тихо. И сам Morzine уже погружен в тень.
День третий. Ранний выход. Снова солнце и уже не морозец, а довольно тепло, но не критично. Сегодня – точно зона Châtel. Но сначала традиционная разминка на zore. Потом таких трасс больше не встретить. Впечатление от Châtel или, вернее, его сектора Linga, прилегающего к Avoriaz, не однозначно. Сюда б в другое время. А так – трассы, несмотря на утро, или довольно жесткие или уже разбитые и с буграми, а количество людей на трассах и подъемниках напрягает. Ознакомительный проезд тем не менее до основных толп и подальше отсюда. В Linga уже с видом знатока сажусь на тот же автобус, что и вчера. Толпа опять ждет другого. Выхожу там же у церкви. Хотя позже поняла, что, может, стоило проехать до остановки Barbossine? Но задним числом мы все умны.
(С
сылка на план автобусов в Châtel.)
Сегодня на повестке дня катание в сторону Torgon. Поднимаюсь на подъемнике Morclan. Ух ты. Красота-то вокруг какая! Если б в Portes du Soleil задумали делать панорамный ресторан – то лучшего места не найти. Горы всегда и везде по-своему красивы, но здесь нет дымки, присущей Morzine-Avoriaz.
А виды… Можно щелкать фотоаппаратом, просто поворачиваясь по кругу. Везде по-разному впечатляет. В отличие от катания. Бугеля и потеплело, солнце уже растопило снег. Я уже не в восторге от перемещения по мокрому снегу, где нет добавлений в виде хорошего уклона или примечательного рельефа. И лишь теневой спуск к подъемнику Tronchey и порадовал. Сюда мало кто доезжает. Ни одного человека на нем не видела.
А дальше – развязка. Налево – Chapelle d’Abondance через бугель, направо – Torgon через допотопную креселку. А мне… Исходя из ситуации по времени – в сторону дома. Да там и немного осталось до конца. Обойдусь.
Возвращаюсь через Швейцарскую зону. Отличная новость – в этом направлении между двумя зонами Morgins можно переместиться на лыжах и чуть пройти. Автобус не нужен. Да и потом (а еду опять по маршруту, указанному в карте), отличная каталка. Полный контраст с предыдущими трассами. Здесь ничего не раскисает, не сбивается в мокрые бугры, здесь не так припекает солнце. И трассы хороши, и рельеф, и состояние склонов отличное, и по времени быстрее из-за отсутствия народу. А еще, на мой взгляд, катание интереснее, чем когда едешь в другую сторону. Остался даже запас времени на пару спусков в понравившемся Les Crosets. Несмотря на позднее время трассы здесь почти все так же хороши, как и утром. Народ появляется ближе к Avoriaz. А на неизбежном голубом Abricotine просто толпа. Но домой успеваю даже с запасом, включая дополнительный проезд уже по практически родной Zore.
Вот, собственно, и все. За три дня я выполнила свою норму. Обкатала пространство в красно-черном исполнении, где было в кайф кататься, познакомилась с регионом. И при этом получила массу удовольствия.
Дальнейшее время можно было использовать для катания по понравившимся участкам, может – посетить зону катания над Avoriaz (ее я пока исключила как, вероятно, самую многолюдную и разбитую), да и вообще перейти в состояние свободного полета. Катание в оставшееся время все равно будет другим – потепление неумолимо надвигалось.
Собственно, четвертый день я так и провела. Тем более, что установилась теплая погода, более характерная для этого региона. Опять домашняя горка, катание по верхам – внизу на солнце уже постоянно влажные сугробы, а в тени – трассы с эффектом дневное тепло/вечерний мороз – в результате леденистая трасса. И еще много закрытых трасс для соревнований и тренировок. В этой зоне катания я насчитала их 10 штук, причем 4 – в Mont Chery.
А еще елки… Они уже не так чудесны – снег стаял и облетел. И в том же Mont Chery 2/3 трасс в мокром состоянии. Вспоминаю про домашний склон в город. Это оказалось единственным, на мой взгляд местом в регионе, где было отличное катание. Только видно плохо.
Но мне был еще отпущен пятый день интересного катания. Планов на день было много – совесть заела – не доехала до Torgon, надо вернуться, сектор Châtel-Linga плохо охвачен, а там интересно, Avoriaz надо посмотреть, швейцарская сторона с ее лучшим катанием. А еще хотелось кататься по более менее приличным условиям, а не влажному снегу. За один день явно все не успеть. Даже несмотря на то, что катание у меня одиночное (это +20-50 процентов от катания компанией), и с топографией вроде не плохо.
И тут опять вмешался случай. Пятый день я каталась… с товарищем из местного ски-патруля. Круговой маршрут со всеми моими хотелками, повторами, с оптимальной траекторией по склону, и даже немного внетрассового катания мне было обеспечено человеком, знающим досконально регион. Даже несмотря на теплую погоду, все получилось. И почему-то показалось, что Portes du Soleil – и не такой уж большой регион. И все лучшее/доступное я все ж успела обкатать в предыдущие дни. Хотя нет, не все. Пропущенный спуск в Torgon – не зря же меня туда так тянуло. В меру крутая, в меру широкая, и к тому же теневая трасса была одной из изюминок этого дня. Туда действительно стоит доехать хотя бы ради нее.
Спуск в Torgon
Ну, и еще несколько общих слов о регионе катания и каталке.
Черные трассы (Swiss Wall не беру) – не сложные и по большей части отратраченные. Красные трассы – без экстрима.
В регионе могут закрыть любой подъемник, если у людей есть возможность как-то преодолеть территорию, которую он закрывает. При мне на два дня был закрыт Belvedere в Morzine – один из ключевых подъемников при переезде из Morzine в Les Gets. Людям предлагалось совершить некоторый переход вверх пешком своим ходом. А также одна из креселок на швейцарской стороне не функционировала. Там своим ходом никак не пробраться, поэтому по огромному пространству, правда, не шибко предназначенному для внетрассового катания, была намечена дорога, и потом еще немного пешком вверх. Проехать-то можно. Но не в кайф.
А вообще, мне здесь понравилось. Спокойное, комфортное катание. С удовольствием вернусь, но под погоду. Все-таки минус здесь необходим.
Morzine
Очаровательный Morzine раскинулся по обе стороны от речушки, протекающей по дну довольно глубокого оврага. Центральная часть с подъемниками, со всем основным движением, барами, ресторанами – справа. Слева – более тихо и инфраструктура минимальна. Основное движение – участок между подъемником в домашнюю зону Morzine и турофисом. От турофиса в обе стороны расходится улочка, полная магазинов и прочих достопримечательных заведений. А если идти вниз в сторону церкви, то попадешь в квартал, где в каждом доме – бар.
Но здесь нет такого камерного уюта как в Zermatt, не встретишь кафе на два столика, где можно выпить кофе, здесь более простая обстановка и оживленный темп.
В городке постоянно проводятся какие-то мероприятия – то концерт на площади перед турофисом, то шоу или соревнования на горе на центральном спуске. А когда нет – полно мест, где народ сам себя развлекает. И après-ski присутствует по полной программе при склоне от домашней горки. Да и вообще приятно погулять, в том числе вечером – народ, огонечки, движение допоздна. И периодически освещенная трасса ночного катания.
Кстати, а мне понравилось шоу инструкторов. Довольно интересная задумка в виде истории развития лыж и сноубординга, реализуемая путем проезда людей в оборудовании, одежде и техникой с самого их появления до наших дней со всеми новыми течениями и развитиями.
В целом, отдых более чем удался. Иногда получается лучше, чем ожидаешь. Но здесь большая часть успеха была обеспечена погодой. С одной стороны, уезжать отсюда не хотелось. Но вроде все посмотрела, наступающее тепло могло испортить впечатление. А сейчас меня ждали другие курорты.
P. S. Через неделю смотрела по телевизору велогонку Paris-Nice, где один из этапов стартовал в Châtel. Было совсем тепло. И велосипедисты в их шортах были более уместны, чем горнолыжники с своих костюмах.
Мы были на неделю раньше Вас и застали больше солнечных дней. На мой взгляд, для оптимизации передвижения по всему району, Вы совсем не использовали довольно развитую ситему ски-бассов. При выключенном неделю Belveder, катание можно было начинать в Neon и сразу же попасть в зону Les Gets, Если использовать автобус М до Ardent, Вы быстрее попадаете в зону Chatel, да и в Le Croset ведут всего два подъемника. Чтобы попасть в Torgon, надо использовать подъемник petit chatel, куда ходит автобус от Linga (и от церкви, в 100 м находится Super Chatel).
Напротив, живя в Морзине, мы абсолютно не использовали Super Morzine - элементарная потеря времени. Автобус до Prodans (вагончик в Авориаз) идет всего десять минут.
По поводу указателей в Morgine и Chatel - они везде там есть и там трудно заблудиться. Все направления движения на подъемниках и склонах хорошо промаркированы стрелочками. Согласен, что маршрут по часовой стрелке гораздо интереснее и проходится (в наших снежных условиях) в самом Morgine на лыжах. Мы прошли этот круг за 4 часа и 13 подъемников, с двумя бонусами в виде катания по трассам в Morgine и Champussy. И еще в Linga есть самая большая по перепаду в высоту черная трасса 1000 м (когда не занята спортсменами).