
Когда начинаешь писать отчет, всегда задумываешься, для кого он нужен, кому он может быть полезен. В данном случае, надеюсь, он найдет свою аудиторию – он для тех, кто ходит бэккантри.
Итак, осень 2015 года. Я готовлюсь к восхождению на Пик Ленина со сноубордом в июле 2016. Купил облегченную беседку, новые сноубордические ботинки, кошки с переплатой в 3000р за то, что они на 100г легче.
И жена мне заявляет, что мы ждем ребенка как раз аккурат к середине июля 2016.
Думаю, она бы мне не простила, если во время родов я бы был без связи где то в 4000км от нее на высоте 7км, окруженный трещинами. Да я это и сам понимал, поэтому года на 2 восхождение отложил.
Тем не менее, желание больших гор никуда не ушло, поэтому я решил сходить на старый-добрый Эльбрус в июне. И никаких ратраков, как в прошлый раз. Если восходить, то по-взрослому.
Захватил товарища, который на вершину Эльбруса до этого не поднимался. Ну пусть хоть ему будет данное развлечение впервые.
Брать гида или нет мы решили довольно быстро. Сноуборды у нас будут с собой, значит в случае наступления конкретной жопы вниз мы свалим. Маршрут восхождения я знаю хорошо, был на вершине менее 2х лет до этого. Траекторию спуска тоже знаю, там главное выдержать траверс под косой полкой, чтобы на трещины не выйти. Мы на каждый телефон поставили трекеры, чтобы если уж совсем что то феноменальное произойдет, на спуск использовать траекторию подъема.
Дальше мы задумались о трещинах. Ну мало ли, с кем не бывает, может же и кирпич на голову упасть даже если ты в каске и в танке. Даже при полном соблюдении всей техники безопасности, от этого никто не застрахован.
Поэтому в довесок к доске за спиной, у нас на рюкзаке пошло по 25 метров веревки на брата, ледобуры, карабины, оттяжки, ледорубы и жумары - устройства для подъема. Не пошел на Пик Ленина, ну хоть здесь с железками пройдемся.
Логика была простая: идем вдвоем, один другого не вытащит. Ну никак. Тупо сил не хватит. Мне говорили потом, что есть умельцы, которые могут проставить системы веревок, что один человек в состоянии вытащить другого. Но у нас нет такого опыта ледолазания. Так что наша страховка подразумевала, что улетевший в трещину не поломан и может сам себя вытащить, используя жумары.

Если уж поломан, один хрен МЧС вызывать для эвакуации, они и из трещины дернут. Но чтобы довести до такого на восхождении с юга – надо быть прямо очень везучим дятлом.
Итак, 18 июня – прилетели в Мин воды, доехали до Терскола, заселились в квартиру.
19 июня – дошли пешочком до верха канатки на Чегете.


20 июня – дошли до обсерватории, поняли, что сил еще много и дотопали до памятника защитникам Приэльбрусья (высота примерно 3400м)


21 июня планировали подняться на Гарабаши и там покататься. Но канатка на Азау не работала. Вообще. Прочитали об этом на сайте КДП накануне.
А также на сайте было написано, что закрыли трассу Гарабаши-Мир. Я причем 17 июня им звонил, обещали, что еще минимум неделю-две будет работать. И, соответственно, катательные скипассы отменили. Просто скотство. А если бы мы кататься, а не на восхождение поехали, вот был бы облом.
На самом деле, такого свинства не ожидаешь. Покупаешь билеты, бронируешь гостиницу, а тебе говорят «мы закрылись, извините». Можете 100 раз писать, как Приэльбрусье развивается, но пока эти «менеджеры» могут так поступить, никогда это не будет нормальным курортом. Австрияки бы работали даже если бы у них 1 клиент катался, просто из уважения к себе.
Расстроились, так как нам аклимуху срывают и пошли на Чегетскую балду. Ну как пошли… Закинулись на канатке и пошли.


22 июня. Зарегистрировались в МЧС. Переехали в Липрус. Хорошо, что не 21 июня было заселение, а то бы не заехали и вообще вся программа была бы сорвана.
Заселились и пошли наверх с досками. Я дошел до закопанного ратрака на 4900.
Хочется отметить, что по дороге наверх, несмотря на доску за спиной, я обгонял всех, кто шел впереди. В сумме, человек 30 обогнал, шел я процентов на 30 быстрее окружающих. Порадовался своей физической форме, я с Нового года, как словил в Киргизии надрыв связок, спортом не занимался. Только за 2 недели до восхождения тестово 6 км пробежал, чтобы проверить дыхалку.
Вовка мой темп не вытянул и остановился на верху скал Пастухова на 200 метров ниже. Вниз прекрасно катанули, снега много, снег мягкий, летний.

Теперь о Липрусе. Хочется сказать, что что-то с моего прошлого посещения улучшилось, но это не так. Туалет не работал. У них, по идее, еще и душ заявлен, но его никогда не включали, а теперь еще и бокс с туалетами полностью закрыли. Говорят, он всегда не работает, когда минус, ибо воду неоткуда брать. Вместо нормального современного очка воткнули синюю загаженную кабинку. Такую, что ей пользоваться настолько противно, что уж лучше на ветру под дождем под камень сходить. Ужас. Не, не ужас, а УЖАС. А за пописать в другом месте висит большая табличка в столовой «штраф 1000р». Вайфай не работал. Точнее он давал сигнал, но трафика не было. Мобильный инет там не ловит. Это тоже облом, поскольку я на него рассчитывал и книжку не брал.
Есть один плюс - кухня до сих пор прекрасная, кормят сытно и вкусно. Подстраиваются под твой график.
23 июня разгрузочный день. Пошли до приюта 11, зафиксировали веревку на скале высотой метров 8 и лазали по ней наверх на жумарах. Система на практике себя показала отлично, пользоваться для самостоятельного вылаза из трещины можно.

24 июня в 1 ночи подъем. Я поспал минут 30, не больше. Далее завтрак, подгонка снаряги и выход.
Я сразу вспомнил свое предыдущее восхождение в -20 и надел на себя все, что было.
Прошли метров 200. Было не холоднее 5 мороза. Жарко пипец. Снял жилетку из под куртки.
Прошли еще минут 10. Снял подкладку у куртки. Остался в термобелье, поверх мембрана.
Открыл вентиляцию на штанах. Но там под штанами еще трекинговые штаны, а под ними термобелье. Штаны хрен снимешь, потел до самой вершины. Хорошо хоть защитные шорты не стал надевать.
Шли потихоньку, часа 2 до Пастуховых, нас обдавали выхлопными газами ратраки, везущие недоальпинистов. За всю дорогу до косой полки мы встретили 1(!) человека, поднимающегося без ратрака. Все-таки Эльбрус стал не горой для восхождения, а горой – экскурсией.
Уже от низа скал Пастухова я понял, что Вовка стал идти раза в 2 медленнее меня. Как я его не подгонял, быстрее он не мог.

Проходил я пол часа, потом пол часа ждал. И так раз 6. Так встало солнце, я дошел до косой полки, поел, попил чайку, пофоткал.
По косой полке я пошел совсем быстро, Вовка стал отставать еще сильнее. Я ждал еще дольше.
Навстречу прошло несколько групп.

Погода радовала разнообразием. То затянет, то откроет. Но в целом, очень тепло, снег мягкий, без намека на лед. В итоге я сел почти в конце косой полке на камне и стал ждать своего товарища.
До того, как нашло облако он был минутах в 10 ходьбы позади. Но дошел он до меня только через 30 минут. Хотя как дошел… Дополз… 3 шага – минута отдыха.
Я снял с него доску, повесил на меня и дошел с двумя досками до седла. Он немного ускорился, но было явно, что выше он уже не пойдет. 1500 уже набранных вертикальных метров дали о себе знать.
Но несмотря на усталость, Вовка был настроен на вершину решительно. Он сожрал 3 таблетки диакарба, выпил целый термос чая, отдохнул минут 20. Выкинул все лишнее из рюкзака, ледоруб, веревку, лишнюю одежду. Оставил только доску. Сказал, если не потянет, то и доску по дороге скинет, но до вершины дойдет
Вещи мы замотали в тент от рюкзака и прикрепили в седле ледорубом, что б не унесло.
Я был настроен скептически и был уверен, что он даже до перил не дойдет и будет ждать меня в седле.
Но какого было мое удивление, когда он пошел моим темпом! Что это было, второе дыхание или диакарб?
Так или иначе, за 1,5 часа мы забрались по подъему, прошли перила, посмотрели, как с них кубарем слетел зазевавшийся мужик (пролетел метров 100 без последствий) и вышли на плоскач, идущий к вершине.
Тут навстречу нам шли 2 бордера: мальчик и девочка. Мы пожали им руки и пошли к вершине.
Зашли! 10,5 часов в сумме с высоты 3812, учитывая все задержки. Это набор 1830 метров. Конечно, это долго, но стоит учесть тот факт, что у нас было по 10кг дополнительного груза за спинами, а не просто термос с чаем и пуховая жилетка. Хорошо, что вышли мы в 2 ночи, пораньше.

Минут 20 мы фотографировались, видимость была хуже среднего, вокруг вершины гуляли облака, но саму вершину не закрывало. И тут рядом с нами, может быть в километре, из серый тучи раздался гром. Это был знак, пора валить.
Встегнулись в доски, снег был мягкий. Да, это был самый настоящий паудер, глубиной 10-20 см.
Переехав карниз над перилами мы дали жару по полю вниз, к нашим вещам в седле.
Распогодилось, облака остались на севере, в сторону юга была синева. Мы неторопясь собрали вещички, допили остатки чая.
И тут (внимание!) подъезжают те мальчик с девочкой на досках, которых мы встретили на пути к вершине 2 часа до этого. Ехали они…хмм… в волене на учебной горке ездят поувереннее.
Ни веревок, ни шлемов, ни ледорубов. Ну это не самое главное. У парня была доска Demix! Вот это меня насторожило, такое говно даже в терскольском прокате не найдешь. Они спросили куда дальше ехать. Поняв, что с ними что то не так, я спросил, давно ли они катаются. Девочка сказала, что стоит на доске пятый раз в жизни.
Это занавес. Дальше, пытаясь использовать не только матерные слова, я популярно объяснил, что им следует, не сбрасывая высоту, доехать, а лучше дойти, до ратракторной дороги и ни в коем случае не сбрасываться вниз раньше.
В ответ прозвучало «а что там такого?». Я потерял дар речи, просто показал им на веревки и сказал, что внизу сплошные трещины и они там сдохнут, а наш путь пойдет по трещинам, так как у нас есть веревки.
Не знаю, сработало ли, может они все-таки доехали вниз…
Мы плюнули на них, МЧС им в помощь, дали траверс под косой полкой и погнали по полю вдоль края трупосборника. Снега было очень много, это был отпущенный лед вперемешку с весенним снегом. GPS показал 71км/ч при ровных дугах. Длина поля 4,5 км. Трещины остались справа по ходу движения и были видны издалека, они были все еще закрыты снегом, но на их местах был просевший снег, который явно выделялся из всего рельефа.
Самое длинное поле в моей жизни. И всего 15 минут спуска чистого хода. Против 10 часов подъема.
Но он того стоило!
И пара фоток со спуска:



