"Нормальных" гор с прогнозируемыми условиями, исключая альпийский регион, в Германии особо нет. Есть несколько горно-холмистых местностей, высотой не более 1000 метров, что вкупе с климатическим поясом всё же не даёт особых надежд на приличное катание.
Даа, местные старожилы помнят, что вот ещё каких-нибудь 30-40 лет назад бывали и тут нормальные зимы, когда можно было не только снеговиков полепить, но и на коньках покататься - НЕ на искусственном покрытии. До сих пор смотришь, что где то во дворах встречаются по старой памяти грустно стоящие позаброшенные сани.
Но не смотря на все такие казалось бы сомнительные условия, согласно базе https://www.skiresort.de/skigebiete/deutschland/ в Германии около 600, не скажу курортов, но хотя бы просто мест, где можно горнолыжно катнуть.
Из всего этого списка львиная доля это базы с общей длиной трасс не более 1-1,5км.
Если опять же исключить альпийский регион, то и в средней полосе страны есть несколько курортов с вполне подготовленной инфраструктурой.
Остановлюсь на двух из них.
1. Вюрмберг-Браунлаге
https://www.wurmberg-seilbahn.de/skigebiet.html
Курорт расположен около 100 км к юго-востоку от Ганновера в горном регионе Харц. По совместительству Вюрмберг-Браунлаге - самая высокая горка Нижней Саксонии, которая оборудована под катание на г/лыжах.
Добраться до места можно и на общественном транспорте. На поезде ближайшая станция - Бад Харцбург, далее рейсовый автобус (в выходной день был естественно переполнен) идёт до места ещё минут 40.
Сам курорт в целом выглядит, как курорт - кафехи, прокаты, спортмаги и слоняющийся люд- всё присутствует.
Так как зима тут не совсем зима, то в более менее приличное время, когда есть условия для катания, народ валит (именно это слово!) со всей округи.
Особенность тут в том, что гора разделена на две очереди. Нижняя половина горы отдана на откуп саночникам и так как уклон небольшой - они нещадно пользуются этими условиями.
Вторая очередь подъёмника от средней станции и до вершины - ареал обитания лыжебордеров. Проблема такого разделения в том, что и те и другие стоят на подъёмник в одной очереди и т.к. санки (эти нехорошие) занимают полкабинки, то и очередь движется очень медленно.
Открывающийся с вершины вид вокруг, нельзя сказать что потрясающий. Скорее грустный и несколько тревожый.
Дело в том, что сейчас огромная территория вокруг обезображена вырубками. Поинтересовавшись у местных - беда оказалась в том, что тут завёлся жучёк, который очень хорошо на этой местности прижился и здорово поел хвойность за прошедшие лет 10.
Хотя да, если посмотреть картинки прошлых лет, то горы действительно были покрыты нормальным хвойным лесом.
По каталке, понимаю не все бывали на Урале, но сравнение с нашей местной Ежовой прямо напрашивалось. По высоте они сравнимы и по виду спереди похожи, хотя основной склон в Вюрмберге подлиннее и если в таких мини-масштабах говорить, то и поинтереснее.
В целом по катанию Вюрмберг-Браунлаге вполне сравним с обычный среднеуральским холмом, однако коэффициент использования горки тут пониже чем допустим в Абзаково или СолиДоле. Ну и качество снега конечно же не такое. Тут он более тяжёлый, вязкий, что вполне ясно, ибо с отрицательными температурами - беда.
Однако на день покататься, размяться вполне тут возможно.
Вообще вся поездка мне напомнила, как когда-то на электричке в выходной ездили на наш Флюс (олдскул горка под Екб) с термосом и яичками!
Так же всё как то по-домашнему.
https://www.ski.ru/az/blogs/post/flyus-epik-naftalin-pati/
Так как погода в регионе не устойчивая – несколько раз за «сезон» склон может почти полностью стаивать! Выглядит ужасно. Местные пользуют какую-то приложуху с предсказанием осадков, и если есть к ним предпосылки – сразу смазывают лыжи! Что горные, что беговые.
2. Второе местечко, на котором хотел бы остановится - это Винтерберг.
https://www.skiliftkarussell.de/en/ski/
https://www.winterberg.de/aktivitaeten-wohlfuehlen/winter/skifahren-snowboarden/skigebiete/
Курорт расположен также около 100 км к юго-востоку, но от Дортмунда в горном регионе Зауэрланд, в земле Северный Рейн-Вестфалия.
Добраться можно поездом до одноимённой Ж/Д станции. От вокзала далее можно идти пешком, но это точно не очень удобно, если не на легке, поэтому лучше воспользоваться автобусом, который не бесплатный, но стоит недорого.
Где расположен, скажем так главный вход, для меня так и осталось загадкой. Автобус просто останавливается у станций посадки на подъёмник, где можно зайти или выйти в ски-арену.
Если посмотреть на карту трасс, то принимая во внимание условия данного региона - выглядит она достаточно внушительно и разнообразно. По факту - это несколько опять же холмов соединённых в единую сеть. Скорее всего эта сеть также развивалась десятилетиями, а не появилась тут единомоментно. Однако нельзя не отдать должное, здесь как раз коэффициент использования местности очень высок! Трассы, видно что пробиты с применением чувства ловкости и креатива, и в некоторых частях курорта, удивляешься чуду инженерной мысли, с выражением - "а так можно было?!"
Но не смотря на все ухищрения, понятно что условный “Куршевель” в имеющиихся условиях всё равно не выстроить. Трасс действительно много, но все они относительно короткие и не особо разнообразные, однако что хорошо – все более менее широкие!
Но всё время не покидало меня ощущение, что это какой то, в несколько раз в ширину и высоту отмасштабированный подмосковный сорочанск.
Ещё важный момент, что мне в тот день КРАЙНЕ не повезло с погодой т.к. с разной степенью бесячести лил дождь! Тем не менее склоны осмотреть в общем и целом удалось, но удовольствия от катания не было вообще никакого.
Снег понятное дело был очень мокрый, тяжёлый и какой-то крупнокристаллический. Про подготовку склонов также сказать трудно. Однако перед поездкой какое-то время следил по вэбкам и казалось, что стараются держать всё на уровне, несмотря на невысотность курорта и всевозможные капризы погоды.
С сервисом на месте тоже были проблемы, начиная с момента, где просто укрыться от дождя и заканчивая желанием, где-то взять очки в прокат. Пару раз былпосланобратноNACHсвойурал, потому что люди в сервисе заняты только своими узколобыми задачами и не готовы отвлекается даже на то, чтобы подсказать, где блин ближайшая остановка ски-буса.
Агрегат по дезинфекции г/ботинок после проката.
Видимо из-за того что Винтерберг расположен недалеко от границы, было очень заметно, что тут очень много голландских туристов. Присутствуют они на курорте действительно в подавляющим количестве. Причём удивило ещѣ и то, что при такой отвратительной погоде - они не прятались по барам/ресторанам, а были на склонах, катались и даже пытались получать удовольствие!
Хотя я в очередной раз удивился, откуда голландцы берут стремление кататься на г/лыжах. Задавался уже этим вопростом в другой своей заметке.
https://www.ski.ru/az/blogs/post/donnerwetter-in-saalbach-rasskaz-v-4-kh-deistviyakh/
Ведь сама плоскость их страны крайне не располагает к этому виду спорта, однако они катаются и видимо привозят средства, т к. заметно, что по сравнению с вышеописанным Вюрмберг-Браунлаге выглядит в Винтерберге всё точно побогаче и поосновательнее. Инфраструктура также вполне современная и достойная.
Винтерберг также известен своим трамплином и санно-бобслейной трассой, входящей в календарь КМ по этому виду спорта.
https://www.winterberg.de/aktivitaeten-wohlfuehlen/erlebnisangebote/#/
По итогу получилось двойственное ощущение - с одной стороны видно, что возможности и потенциал у курорта определённо есть, но по погодным условиям раскрыть их более менее объективно мне скорее не удалось.
Но по ощущениям при нормальной погоде с минусом, на пару дней там точно можно было бы зависнуть. Хотя ценники, что по жилью, что по ски-пассу, вполне себе как в нормальных альпах. Склон держали до начала апреля, что в тех краях крайне непросто – видимо гешефт решает.
Не стесняются местные наживаться на платёжеспособных голландцах!
3. Если про предыдущие два места вряд ли кто то слышал о их существования ранее, то про Гармиш-Партенкирхен, думаю не только слышали, но многие и посещали.
https://zugspitze.de/en/Our-mountain-worlds/Winter/Garmisch-Classic-ski-area
Место достаточно известное по зимней Олимпиаде 1936 года, этапу КМ и для любителей музыки - проживанием композитора Штрауса, но не того известного, что был из Австрии.
Место пребывания в Гармише бронировал через местный сайт https://www.gapa-tourismus.de/de , где можно найти варианты в сезон не за 100500 рублей валюты.
В целом сама по себе деревенька классическая, альпийская с множеством живописных хижин, домиков и амбаров, окружённых горными хребтами. За железной дорогой, рядом расположен соседний Партенкирхен. Части общего городка чем то отличаются друг от друга, но и там и там есть где погулять и что посмотреть https://www.gapa-tourismus.de/de/Kultur-und-Gesundheit/Kultur/Sehenswurdigkeiten/Olympia-Skistadion
Если говорить о самом курорте, то он разделён на классическую часть и область на соседней горе -Цугшпитце (о ней чуть ниже)
Как я услышал от какого то местного чела, классическая версия курорта имеет как бы три отдельных вершины, связанные между собой. И это ощущается по перемещениям по курорту, видно что они спроектированы не за один раз.
Зона Hausberg - это по уровню, на мой взгляд, для продолжающих лыжебордеров. Тут стоит обратить внимание на трассу No1 –длинная, с парочкой очень неплохих уклонов. Мне понравилась, ещё что выкат прямо подъёмнику и сверху она начинается плавно.
Зона Kreuzjoch…. Тут конечно превалирует Кандагар, с перепадом высот в 1800м и длинной спуска 7км! Про название трассы и другую полезную информацию можно посмотреть тут:
https://www.ski.ru/az/blogs/post/iz-istorii-lyzhnykh-gonok-kandagar/
Я конечно слышал и знал об этом спуске, но и в реальности он оказался очень приличным, разнообразным и действительно сложным. Перегибы и профиль трассы, я бы сказал выдающиеся
Нет, даже и в следующие дни, уже ознакомившись с рельефом и на свежих кондициях больше 2/3 проехать за раз так мне и не удалось!
Хотя не только Кандагар достоин внимания - затяжная и также нетривиальная Олимпия показалась мне приятной.
Чем то напоминает Арбор/Горизонт на Розе, но если были бы они там не издевательски узкими.
Зона Osterfelderhof, напомнила мне чем то Кировский Кукис. Наверное тем, что она как-то на отшибе и в скалистых живописных пейзажах находится, и по ощущениям что-то там фрирайдерское по духу есть.
И даа, Ски-туристы встречалось по дороге. Показалось много их там обитает.
Попасть на Garmisch-Classic можно с двух сторон - Hausberg и Kreuzeck.
Я заходил и переодевался со стороны Hausberg, в домике совмещённом с прокатом и школой. Всё достаточно комфортно оборудовано - и комнатой для переодевания и шкафчиками и туалетами и персонал приветлив.
С этой станции по определённому расписанию также курсировал ски-бус и так как в отеле, (как и в других приличных туристических местах) на период проживания мне выдали билетик на общественный транспорт, можно было возвращаться с ним назад. Но мне как-то не везло со временем отправления, так что приходилось плестись с горы пешком.
По итогу хотя на классической части курорта заявлено 40 км трасс и за неделю наверное бы наскучило, но свои 3 дня я откатал тут с превеликим удовольствием. Приличные широкие склоны, подготовка полотна, достаточно современная инфраструктура, относительно мало народу в будни, а также транспортная доступность – всё это делает курорт привлекательным.
По разнообразию трасс - скорее да, но очень высок вклад в этот параметр “Кандагара”. Без него было бы наверное не такое восторженное впечатление.
Что не понравилось… Ну цены конечно! И наверное факт подъёма на стартовую точку “Кандагара” откуда то из леса.
Но это в общем то мелочи.
Ещё отметил бы, что много местных лыжников катаются на фёлках, т.е. выбирают лыжи родной марки. Они вообще широко представлены и в прокатах и в продаже.
Вторая зона катания – Цугшпитце
Главная вершина горного массива расположена над уровнем моря на 2962 м, что является высочайшей вершиной в Германии.
Согласно истории (или мифу), которую вычитал - у горы когда-то было три вершины — западная, центральная и восточная. В 1930 году, во время прокладывания канатной дороги со стороны Австрии, была разрушена центральная вершина. А в конце 1930-х из-за планов размещения высокогорного аэродрома был взорван западный пик горы, поэтому на данный момент сохранился только восточный пик.
Добраться на вершину, предлагается мини- поездом, который следует достаточно живописным маршрутом, среди альпийских хижин и лесных массивов. И когда по ходу движения машинист даёт гудки, то во всей округе отзываются они каким-то романтическим эхом!
Непосредственно на сам пик, а это примерно с треть пути, поезд движется в туннеле. Хотя это в принципе удивительно, как поезд может забраться почти на 3000м метров!
Но благодаря сплаву инженерной и горносроителной мыслей, а также зубчатому колесу - поезд действительно заезжает на вершину...
… затем ты выходишь из вагончика чуть наверх и налево из дверей и вот глазам ещё не привыкшим к свету после туннельных сумерек открывается вспышкой широкая панорама, залитая солнечным весенним блеском. И тебя, как марионетку начинает срочно дёргать в сторону раздевалки и даже припозднившийся перекус решено оставить на попозже.
Вообще заранее наблюдая по вэбкам за погодой на вершине, заметил, что там достаточно часто бывает туманно и пасмурно, поэтому был крайне рад, что в этот раз с погодой повезло.
Но всё таки в полном понимании смысла настоящим курортом Цугшпитце я бы не назвал – по мне, это всё таки хорошее дополнение к классической части трасс Гармиша, распологающее к более спокойному и размеренныу катанию.
В общем-то Цугшпитце - это своего рода высотное плато, которое сродни короне какого-нибудь сказочного короля, окружённое резаными пиками.
По километражу он около 20км, сине- красного толка и с преимущественно шваберным типом подъёмников.
Из трасс я бы наверно особо выделил 3ю, переходящую в 7ю – она длинная и неоднообразная по рельефу.
Вообще, место по типу сильно напоминает Капрун - также всё достаточно компактно благоустроенно, но по мне, на Цугшпитце гораздо более уютно, т.к. плотность инфраструктуры, и соответственно количество лыжебордеров выдержаны в более оптимальных тонах.
По цене – полнопрограмный тариф , который включает в себя доставку туда/обратно мини-моездом + ски пасс стоил в этом сезоне - 58 европейских рублей на день.
https://zugspitze.de/de/Service-Informationen/Tickets-Tarife/Zugspitze
На этом пожалуй и остановлюсь.
Спасибо всем за внимание!
Если бы я был миллионер, то старость хотел бы провести либо в Гармише, либо в Зеефельде - они через перевал - рядом...
В свое время рассматривали поездку в Оберстдорф - вроде 3 зоны катания в самом городе и вариантов по жилье много было.