Различают два варианта одновременного одношажного хода. Отличие связано с изменением согласованности в работе рук и ног. Основной вариант - руки выносят палки вперед до начала толчка ногой, толчок руками начинается сразу после окончания отталкивания ногой (два толчка следуют непрерывно один за другим). Стартовый вариант - одновременно с толчком ногой палки выносятся вперед, а отталкивание палками выполняется после небольшого проката на одной лыже. Основной вариант более экономичен (общее время цикла примерно на 0,4 с больше, чем в скоростном), так как частота движений ниже. Естественно, что скорость скольжения в основном варианте чуть меньше, чем в скоростном (на 1-2 м/с).
Основной вариант выполняется следующим образом (рис. 1):
1. После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах.
2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед.
3. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег.
4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах.
5-6. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.
7. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах.
Цикл движений повторяется.
Изучение этого хода начинается целостным методом по общепринятой методике (рассказ - показ - объяснение). Кроме этого, целесообразно имитировать движение в цикле хода без палок -это позволит ученикам освоить ритм движений хода. Затем обучение продолжается при передвижении по учебному кругу.
В обучении этому ходу встречаются некоторые специфические трудности, заключающиеся в согласованности работы рук и ног. Овладеть согласованностью движений помогает выполнение хода под команды преподавателя "Вынос!" (палок), "Шаг!", "Толчок!" Можно проводить обучение под счет: на "раз" - палки выносятся кольцами вперед; на "два" - шаг с толчком другой ногой и с одновременной постановкой палок на снег; на "три" - толчок палками и приставление ноги. Следует напомнить ученикам известное методическое правило при выполнении данного хода: не начинать толчок ногой, пока палки не займут положение кольцами вперед. После освоения общей схемы движения переходят к совершенствованию хода в целом - усилению отталкиваний ногами и руками, удлинению скользящего шага и т.д.
Одновременный одношажный ход предъявляет довольно высокие требования к силе мышц плечевого пояса, поэтому изучение его также необходимо вести в облегченных условиях (под пологий уклон, при хорошем скольжении и твердой опоре для палок). У школьников при выполнении этого хода встречаются следующие ошибки: преждевременный толчок руками, начало цикла шагом с одной и той же ноги, а также все ошибки, присущие одновременному отталкиванию палками, аналогичные одновременному бесшажному ходу.
Вторым вариантом одновременного одношажного хода является "скоростной" (рис. 2). Цикл движения начинается с отталкивания ногой и одновременного выноса палок вперед, затем следует прокат на опорной ноге. После небольшой паузы (проката) выполняется толчок руками с одновременным приставлением маховой ноги, далее следует более длительный второй прокат. Этот вариант позволяет быстро набрать скорость, он часто применяется при старте, поэтому его иногда называют еще стартовым. Ввиду одновременности в работе рук и ног школьники довольно легко овладевают координацией этого хода.
Во втором варианте хода очень важно активно ("ударом") поставить палки на снег и сразу резко увеличить давление на них, что способствует уменьшению давления лыж на снег и увеличению скорости скольжения.
Скоростной вариант одновременного одношажного хода последние годы все шире применяется в соревнованиях по лыжным гонкам. Лыжники, перейдя при необходимости на этот ход, могут значительно повысить частоту движений и на коротком отрезке сразу заметно увеличить скорость по сравнению с основным вариантом. В таком случае движения могут даже выполняться с меньшей амплитудой. В этом варианте хода по сравнению с остальными сила отталкивания может повыситься на 20-30 кг, время отталкивания сокращается на 6-8%, скорость скольжения при прокате на двух лыжах больше на 1-2 м/с, а максимум давления на палки после начала отталкивания (постановки их на снег) достигается в 4-5 раз быстрее.
С целью быстрого освоения скоростного варианта одновременного одношажного хода в начале обучения целесообразно проимитировать движения, добиваясь согласованности в работе рук и ног (по времени). Исходное положение для выполнения этого упражнения - положение проката на двух лыжах после окончания толчка палками: на счет "раз" - шаг ногой вперед и одновременный вынос рук с палками вперед (кольца назад); на счет "два" -одновременный толчок палками (обозначение) и приставление толчковой ноги к опорной. После освоения имитации работы рук и ног ученики выполняют на лыжне весь ход в целом в медленном темпе, но слитно. Затем скорость движений увеличивается.
При изучении данного варианта хода необходимо обратить внимание на энергичный маховый вынос рук вперед и постановку палок в снег ударом кольцами к себе (назад). Быстрый маховый вынос рук и выпад другой ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой. Толчку ногой предшествует быстрое и короткое подседание. В любом варианте хода большое значение имеет энергичный маховый вынос толчковой ноги вперед с быстрым торможением ее около опорной.
Оригинал: Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр "Академия", 2000. С. 121-124
Источник: skisport.narod.ru |
Цитата по методике обучения основному (затяжному) ООХ:
"На счёт "раз" палки выносятся кольцами вперёд, на "два" - шаг с толчком другой ногой и одновременной постановкой палок на снег, На "три" - толчок палками и приставление ноги.
Мои соображения по этому поводу:
1. Как всегда опущена принципиально важная подробность касаемо того, что "постановка палок на снег" - это по сути ОБРАТНЫЙ КАЧ палок после завершения ПРЯМОГО КАЧА (т. е. кача вперёд). Это по сути маятниковое движение (вспоминаем часы с кукушкой). А то ведь народ не поймёт. причём ладно бы кинограмма была подробная, так нет же, судя по ней, создаётся впечатление, что лыжник, идущий основным вариантом ООХ, вынес палки вперёд ровно до того места, где упёр и в снег. Это едва ли возможно реализовать на практике, А если даже и сможешь это сделать, просто упрёшься в палки и затормозишь движение. В тексте правда говорится про "вынос палок кольцами вперёд", но по кинограмме основного варианта ООХ очень трудно понять, как именно это делается.
2. Являясь большим поклонником ОДХ, (одновременного двухшажного хода), я зацепился взглядом за описание первой фазы затяжного ООХ: "На счёт "раз палки выносятся кольцами вперёд. " Как ? И всё ? Т. е. на протяжении всей первой фазы лыжник вообще ничем ни от чего не отталкивается и не совершает никакой полезной работы ?! Дело в том, что в ОДХ первая фаза цикла - это вынос палок кольцами вперёд не просто так, ПОД ПЕРВЙ ШАГ. Далее делается второй шаг с постановкой палок на снег впереди лыжника, Далее - толчок. В течение всех трёх фаз идут толчки. В первых двух - ногами, а в третьей - руками.
Либо я чего- то не понял, либо ОДХ - это просто основной (затяжной) ООХ, куда на счёт "раз" к выносу палок добавили шаг. Далее всё тождественно до конца цикла. Либо можно заключить наоборот, что затяжной ООХ - это тот же самый ОДХ, из первой фазы которого выкинули шаг и оставили в неё только вынос палок. Силюсь понять и не могу ... Чем может помешать шаг на первой фазе ? Зачем его выкинули ? Разве он чем - то мешает выносу палок ? По моим ощущениям сделать шаг под вынос палок, ну, или сделать вынос палок под шаг совсем несложно. Я даже малейших неудобств от этого припомнить не могу.
"