Сразу оговорюсь: речь в статье пойдет не о лохматом парне с бас-гитарой навроде А.Маршала во времена "Парка Горького", а про обратный прогиб, начинающийся ближе к середине подъём носка лыжи, а в некоторых моделях — и пятки.
Материал, не являясь профессиональным пособием, тем не менее может помочь горнолыжникам, делающим первые шаги во внетрассовом катании, при выборе снаряда.
Активно катаясь вне трасс на протяжении 10 лет, использовал 2 пары лыж для фрирайда, не страдающих худобой. Первые это мега рокерные К2 HellBent (189 ростовка, 132 талия), вторые - Line SickDay (193 и 125 соответственно), на которых только передний умеренный рокер. За это время данные "лопаты" стали мне не просто снарягой. Они стали моими боевыми друзьями, а в соло-поездках даже собутыльниками! Мотаются со мной по всей стране каждые осень-зиму-весну. Их география это, в основном, Шерегеш, Байкал, Чегет, Эльбрус, Красная Поляна, Ергаки. В общем, этим и определяется их основное назначение - серфинг по снежной целине.
Я не прорайдер, а просто лыжный бродяга (точнее даже лыжеброд!), поэтому буду рассказывать, не насилуя мозг читателя спец.терминами. Все предельно просто.
Сик Дэй я взял на смену мегарокерным ХеллБентам ибо захотелось большей универсальности снаряда. Посему постараюсь дать сравнительную характеристику длинных лыж с умеренным передним рокером (СД) и широченных лопат с двусторонним гигантским загибом носка и пятки (ХБ).
В первую очередь СД привлекают отличной ростовкой 193 см (против 189 хеллбентовских), относительно умеренной талией (125 и 132 мм соответственно) и более выраженной торсионной жесткостью. Все эти характеристики позволяют отлично вваливать на этих лыжах по подготовленной трассе и на легком расколбасе, в том числе и на прямых лыжах, чего я не мог себе позволить на ХБ, которые на ходах так и норовят пересечься. Отдельные райдеры невысоко отзываюся о трассовых возможностях широких лыж. Возможно, им не хватает массы, чтобы заставить их работать по вельвету. Мои 110 кг решают эту проблему на раз! ))
В этом аспекте лыжи с умеренным рокером (СД ) уверенно выигрывают у неповоротливых ХБ, трассовые возможности которых даже производителем анонсируются как "доехать до подъемника".
Боковой вырез и продольная упругость СикДэй позволяют уверенно маневрировать в ограниченном пространстве, и перекинуть эти лыжи в нескольких быстрых дуг тоже не проблема ибо они легче и поворотливей ХеллБентов. При наличии соответствующих навыков на них вполне возможно нарезать средние и длинные дуги без проскальзывания кантов. Впрочем чихать-пыхтеть по жесткому крутяку на них тоже вполне комфортно. Порадовало отсутствие вибрации (шлепанья) лыж на ходах в отличие от ХеллБентов.
В условиях ледникового периода СикДэи за счет большей длины хватающего канта просто оставляют Хеллбенты не у дел. Когда обкатывал СикДэй утром после оттепели накануне, то на льду чувствовал себя как на спортцехе. Они грызли склон как гопники семки. ХБ на льду лучче не пользовать вовсе ибо рискуешь слететь с канта в самый ответственный момент. Длина работающего канта у последних существенно меньше. Один раз повисел на них в крутом ледовом кулуаре, больше желания так испытывать судьбу нет!
Бугры на СД проходятся приемлемо, но, скажем так, мне нравится ходить могул на более коротких и узких лыжах. В этом плане ХБ за счет мягкости имеют некоторое преимущество, но вращать эти лопаты между бугров тоже занятие не из легких.
Также можно отметить хорошие скользящие качества СД. За 2 сезона эксплуатации пока не возникало необходимости в их кардинальной подготовке парафинами. Хотя, возможно, здесь играет на руку (или на ногу?) мой тяжелоатлетический вес. На хорошем уклоне скорость набирается не хуже феррари.
Но что я все о трассе да о трассе? Мы же все фрирайдеры, пожиратели паудера! Сразу скажу, что в полуметровом пухляке на ХеллБентах легче, особенно в лесу. На СикДэях пришлось вспоминать классику. Работать ногами надо значительно больше. Передний рокер невелик, поэтому всплытие достигается увеличением скорости и соблюдением классических требований к повороту. Однако, со временем эта работа начинает доставлять удовольствие, главное в межсезонье ноги прокачать как следует. Т.е. я хочу сказать, что СикДэй в отличие от ХеллБентов сами не поплывут. Если говорить образно, то в первом случае ты ведешь лыжи, а во втором – они тебя. Если сравнивать с автомобилями, то СикДэй – это механическая коробка, а ХеллБент – автомат. А настоящие мужики, как известно, ездят на механике!)))
Лесное катание на СД очень даже приятное, хотя на ХБ лавировать между деревьев было проще. Таким образом, первые надо отрабатывать бедрами, вторые - можно поворачивать ступнями.
Теперь о прыжковом сегменте. Здесь СикДэй мне понравились большей устойчивостью на приземе. Оно и немудрено, площадь опоры работает. В пухляке, приземляя в центральную стойку, лыжи приятно пружинят вверх, не давая зарыться в снег. Призем в заднюю или переднюю стойку может быть прощен за счет длины лыж, смотря как вывозить будешь. Несмотря на длину, вращаются неплохо, но в свитч лучше не приземлять ибо загнутой твинтиповской пятки почти нет. Крепы Тиролия Аттак 16, установленные по заводской метке, позволяют отлично балансировать лыжи в полете. В сравнении с СД мне показалось, что ХБ ощущаются на ногах как полозья для кресла-качалки. Устойчивость, конечно, на стороне СД.
Насчет бэккантри…по своей геометрии СД наверняка хороши для ски-тура, но я снегоступер, поэтому гуляю по воде пешком. Комплект СД легче ХБ примерно на пару кг, еще и ботиночки полегче прикупил, что сразу ощутил при многочасовых походах. После ХБ свои СД я просто не чувствую за спиной.
Скользяк на СД довольно крепкий, бесснежный Шерегеш образца декабря 2017г. не смог причинить им существенного вреда. ХБ, в принципе, по крепости скользяка тоже вполне достойные лыжи. Уж как я над ними, бедненькими, только не "издевался". И камушков-то на Чегете они у меня попробовали, и "подснежники" в Геше ловили, ну и габариты мои недецкие (190 см роста и 110 кг веса) ощутили на себе сполна. Тем не менее вышли из этих испытаний достойно.
Общий вывод: из этих двух лыж я выбираю Лайн СикДэй ибо они обладают значительно большей универсальностью, чем мега-рокернутые фэт-лыжи, имеют хорошую продольную упругость и торсионную жесткость, что вкупе со 193-й ростовкой придает им скоростных качеств, как новым российским баллистическим ракетам, СикДэй вполне могут служить одной парой на все варианты снежных условий, особенно для крупных райдеров, обладающих навыками уверенного катания. Начинающим я бы, наверное, их не порекомендовал. Ну и дизайн СД не такой кровожадный как у ХБ, хотя первые и просят более агрессивного катания.
ХеллБенты же видятся мне более узконаправленным снарядом, хотя в бездонном на них, бесспорно, проще и фановей.
Все впечатления и выводы сугубо личные, мнению более опытных коллег буду рад.
Коротенькое видео катания на СикДэй. Съемки и монтаж не профи, но, надеюсь, автору удалось передать характер и нрав лыж LINE SICK DAY 125 2014 г.в.
Места тестирования: Шерегеш, Байкальск
Данные тестирующего:
возраст – 50 лет,
стаж катания 20 лет,
рост – 190 см,
вес -110 кг
Всем удачи на склонах, с уважением Юрий Зайцев.
Фото и видео: А.Зайцева, В.Логинов