
Авто и мотоспорт, бейс-джампинг, парагляйдинг, фрискиинг, фрирайд, сноубординг, горнолыжный спорт – в этих и многих других видах экстремального спорта зачастую мелькает логотип известной австрийской компании: Red Bull. Трудно себе представить современный экстремальный спорт без прямой или косвенной поддержки этой фирмы. Каждый прорайдер спит и видит на своем шлеме логотип с красным быком (red bull). Чтобы получить вожделенный контракт, каждый прорайдер пытается раздвинуть границы своих собственных возможностей. Вот только к опасной черте некоторые подходят слишком близко… Неизвестно, насколько сильно оказывается влияние Red Bull на решение спортсмена подойти к пределу, неизвестно, насколько трезвой может стать оценка условий и сможет ли прорайдер отказаться от старта, если видит направленные на него объективы теле- и фотокамер и знает, ЧТО поставлено на кон…

…Фушль ам Зее, крошечный городок с 1492 жителями неподалеку от Зальцбурга. Несмотря на свои небольшие размеры, это местечко в Австрии известно многим: именно здесь располагается центральный офис компании Red Bull. Зеленые лужайки, а среди них – здание из стекла и бетона в духе футуризма, напоминающее НЛО.

Именно отсюда Дитрих Матешиц, генеральный директор Red Bull, руководит своей империей. Секрет его успеха прост. Он не в рецептуре напитка в банке с фирменным логотипом, а в умении продвигать свой товар на мировом рынке. Все равно какой.

Последним достижением подобного рода стал прыжок из стратосферы Феликса Баумгартнера. Матешиц достиг невероятного маркетингового успеха: полет с 39-километровой высоты во время «живой» интернет-трансляции на youtube посмотрело 8 миллионов человек. Аудитория новостного канала n-tv в Германии во время прыжка Баумгартнера моментально выросла на 20%. Сколько именно Red Bull вложила в подготовку прыжка и сам прыжок, Матешиц не уточняет. Если это была сумма не более 50 миллионов евро, то, по мнению экспертов, затраты вполне могли окупиться.
Подтверждением того, что 68-летний предприниматель на сегодняшний день является одним из самых успешных маркетологов, говорит тот факт, что буквально из ничего он создал мировой бренд. В 2011 году во всем мире было продано 4,6 миллиарда банок с напитком Red Bull. С 2003 года Дитрих Матешиц постоянно фигурирует в рейтингах самых богатых людей планеты издания «Forbes». Его капитал оценивается в 5,3 миллиарда евро.

История успеха Матешица насчитывает 30 лет. В то время Дитрих занимался маркетингом зубной пасты Blendax. Легенда гласит, что как-то раз, сидя в отеле Mandarin в Гонг-Конге, он увидел в одном из журналов список японцев, которые за отчетный период уплатили самые большие налоги. Среди них был человек, продающий напитки для восстановления сил. Чуть позже, в Таиланде, Матешиц нашел производителя напитка, в основе которого были сахар и кофеин, под названием Krating Daeng. По-английски – Red Bull. Было принято решение продвигать напиток в Европе.


Историю отношений Red Bull с авиаспортом можно увидеть на взлетном поле аэропорта в Зальцбурге: в здании Ангара-7 представлены многие модели самолетов с логотипом Red Bull.
Однако рекламная стратегия Матешица – продвижение товара через экстремальный спорт – не была застрахована от серьезного риска.
В ноябре 2009 года на глазах миллионов телезрителей швейцарский бейс-джампер Ули Гегеншатц разбился во время прыжка с 88-метрового здания – Red Bull выразила сожаление в связи с несчастным случаем, но поддержку экстремального спорта не прекратила.

Напротив, – компания пошла еще дальше, все активнее принимая участие в спортивных видах не только в качестве надписи на шлеме. «Почему команды Формулы-1 должны принадлежать исключительно автоконцернам?» – задался вопросом Матешиц, и вскоре была создана Red Bull Racingteam, в составе которой Себастьян Феттель дважды стал чемпионом мира.
Что же такое собственно напиток Red Bull?
Официальное название – Red Bull Energy Drink, состоит из воды, сахара (сахарозы, глюкозы) или аспартама в качестве заменителя, глюкоронолактона (производное углерода глюкозы), кофеина и таурина (сульфокислоты, образующейся в организме человека из аминокислот). Основой напитка до сих пор является тайский Krating Daeng. Согласно данным изготовителя, напиток должен иметь восстанавливающие свойства. Содержание кофеина в одной дозировке (250 мл) соответствует 80 млг в одной чашке фильтрованного кофе, или же, как утверждает Red Bull, маленькой чашке мокка с большим содержанием сахара.

С 2003 года существует вариант напитка без содержания сахара (Red Bull Sugarfree) с энергетической ценностью 33 кДж на одну дозировку (в «сахарном» варианте – 480 кДж), а с 2012 года выпускается также вариант Red Bull Total Zero. В качестве подсластителя здесь применяется аспартам. Кроме того, с 2007 года, помимо дозировок в 250 мл, компания выпустила большие банки объемом 355 мл, а с начала 2009 года на рынок вышли емкости по 473 мл.

Сам по себе Red Bull является безалкогольным напитком, но он входит состав некоторых алкогольных смесей, таких как Fluegerl, Vodka Energy, FlyingHirsch (Летающий Олень – red bull с егермайстером), Ferrari (смесь с красной водкой, или RedRed). Сейчас Red Bull продается в 100 странах и занимает 70% на рынке энергетических напитков.
В некоторых странах продвижение «энергетиков» Red Bull было непростым. С 20 октября 2009 года в Германии был запрещен к распространению Red Bull Energy Shot – в 60 мл напитка содержание сахара было таким же, как в 250=граммовой дозировке обычного Red Bull.
По информации Австрийского агентства по здоровью и качеству продовольствия, Energy Shot не является «энергетиком» в прямом смысле слова, а скорее пищевой добавкой. На банках напитка есть специальное напоминание: «Это изделие не является заменой продуктов питания и должно храниться в недоступном для детей месте. Рекомендуемая дозировка – 1 банка в день. Рекомендуемую дозировку не превышать».
После нескольких смертельных случаев, которые прямо или косвенно связывали с применением энергетических напитков, на несколько лет была запрещена реализация Red Bull во Франции (в 2008 году таурин заменили на аргинин, и в 2009-м продажи возобновились) и Швеции. Похожие запреты были в Дании, Норвегии и Канаде (до 2004 года). Считается, что употребление кофеина улучшает концентрацию, однако, если употреблять кофеин ежедневно, а затем резко прекратить его прием, человек будет испытывать абстинентный синдром. Люди, которые употребляли более 2–5 банок в течение 24 часов, чувствовали такие симптомы как недомогание, тошнота, головные боли, боли в желудке, метеоризмы или бессонница. Основной же риск для здоровья, связанный с потреблением большого количества кофеина, выражается в частоте сердечных сокращений и кровяном давлении. При употреблении больших доз кофеина частота сердечных сокращений может настолько увеличиться, что это может привести к аритмии. Это показали многочисленные тесты, в том числе и среди спортсменов.


С 2003 года Панзольд руководит тренерско-диагностическим центром Red Bull в Тальгау, где проходят тестирование и подготовку к соревнованиям около 200 спортсменов, в том числе и горнолыжники, выступающие в гонках Кубка мира – Линдси Вонн (США), Аксель Лунд Свиндаль (Норвегия), Эрик Гуэй (Канада), Виктория Ребенсбург (Германия) и Марсель Хиршер (Австрия).

Последние двое не носят логотип Red Bull на своих шлемах, однако на официальных мероприятиях не появляются без пластиковой фляжки или банки с эмблемой компании. Возможно, под прицел Матешица попали еще несколько горнолыжников, среди которых, в частности, швейцарка Лара Гут и Тина Вайратер из Лихтенштейна. Более подробно о докторе Панзольде и его деятельности – во второй части блогозаписи.
Продолжение последовало...
и то же было соболезнование...