Ольга ВилухинаИЛУХИНА. Фото — AFP
В концовке сезона на Вилухину легла и дополнительная нагрузка – именно ей невольно пришлось от лица команды выступать в роли основного спикера сначала на удачно сложившемся для нее этапе Кубка мира в Ханты-Мансийске, а затем и на состоявшейся сразу после назначения нового тренерского штаба команды московской "Гонке чемпионов", где она была единственной россиянкой. Что ж, с этой весьма непростой ролью Ольга справилась более чем достойно.– Насколько на вас давил весь тот ажиотаж, который наблюдался вокруг тренерских выборов?
– Да никак не давил. Хотя вы правы – ко мне едва ли не каждый день подходили с просьбами о комментариях. Я старалась давать дипломатичные ответы, где-то, возможно, сглаживая углы. Хочу, чтобы люди поняли правильно: я – спортсменка, моя задача – выполнять заданный план. К решениям, которые принимаются там, наверху, мы не имеем никакого отношения.
– В команде предвидели подобное развитие событий по окончании сезона?
– Разговоры были. Но пока не вижу смысла рассуждать о том, что и как будет дальше, – до окончательного утверждения всех планов что-то конкретное все равно сказать трудно. Пока все спортсмены заняты своими делами: кто-то отдыхает, кто-то восстанавливает здоровье, кто-то тренируется.
– С тем, каков в работе новый старший тренер Александр Селифонов, знакомы?
– Да, в сезоне-2010/11 мы с Сан Санычем работали в резервной команде. Могу сказать, что он очень коммуникабельный, лояльный человек, с которым можно находить компромисс. К тому же у него за плечами немалый стаж тренерской работы, под его руководством спортсменки показывали серьезные результаты. Я отдаю ему должное – в том числе за то, что не побоялся взять на себя ответственность. И очень рада, что он пришел к нам в команду.
– К выступлению и результатам сборной России на предолимпийской неделе в Сочи по понятным причинам было приковано повышенное внимание. На вас не давила та значимость, которую в стране придавали этому этапу Кубка мира?
– Как известно, ради подготовки к нему мы пропустили этап в Холменколлене, однако в Сочи, увы, результаты нас не удовлетворили. Но ведь наша работа – принимать те задания, которые нам дают. Я думала об этом, но не могу сказать, что все получилось бы иначе, если бы мы все же поехали в Норвегию. Хотя есть спортсмены, которые успешно выступили и там, и в Сочи.
– Можно ли Сочи в смысле высоты, климата и других моментов сравнить с каким-либо из известных биатлонных центров?
– По сложности?
– Вообще.
– Могу сказать, что так тяжело, как в Сочи, мне нигде не бежалось – настолько необычный, интересный там рельеф. Но мы уже провели там несколько сборов – и наверняка проведем еще не один. К тому же на Олимпиаде все будут в равных условиях.
– Многие иностранцы с восторгом рассказывают о пейзажах в Красной Поляне и сногсшибательных местных видах. А у россиян есть возможность оценить красоту места? Или, может, с учетом важности поставленной задачи вам не до природы вокруг?
- Мы не зациклены только на одном, не думайте. Вот мне недавно задали вопрос: почему вы всегда выходите с потухшими глазами? А я не согласна. Сама на себя смотрю – и вроде есть он, огонек в глазах (улыбается). И вокруг мы тоже смотрим. В Сочи очень красивая, можно даже сказать, безупречная природа. Правда, к морю мы не спускались – нельзя было уходить с высоты. Я вообще люблю как следует осмотреться в тех местах, где мы выступаем. Например, после чемпионата мира в Нове-Место удалось как следует погулять по Праге, и могу сказать, что я полюбила этот город.
– Если бы была такая возможность, хотели бы погулять по олимпийскому Сочи, посмотреть спортивные арены на побережье?
– Хотела бы, но после Олимпиады. Надеюсь, такой шанс у меня будет. Хотя гулять наверху – в горном кластере – тоже большое удовольствие. Для меня это в определенной степени отдых. Мне всегда интересно все смотреть. По окончании сезона стараюсь пользоваться такой возможностью. Например, в Москве, после "Гонки чемпионов", очень хотелось попасть на вернисаж.
– Иностранные спортсмены не просят вас и других россиян показать любимые места в Москве?
– Да нет. К тому же Москву я, наверное, знаю примерно так же, как иностранцы (улыбается). Даже если бы они приехали ко мне в Новосибирск, мало что могла бы показать – настолько редко появляюсь дома.
– В частных беседах с российскими коллегами иностранные биатлонисты хвалили Сочи?
– Если честно, все в первую очередь были в определенном смысле шокированы сложностью трассы. Но делились и общими впечатлениями, само собой. В первую очередь, конечно, как вы и сказали, отмечали природу.
– Вы когда-нибудь приезжали в Сочи на отдых? С родителями в детстве, например?
– Нет. Но как-то в октябре мы побывали там с молодежной командой. Тогда удалось даже покупаться и сходить в парк аттракционов. Это запомнилось.
– Когда в Сочи лучше – летом – осенью или зимой?
– Хм. (После паузы.) Я бы сказала, всегда. Летом там тоже красиво: очень зелено, даже когда на дворе сентябрь. А когда приезжаешь зимой, остаются совершенно особые впечатления. Вроде бы море так близко, но приезжаешь в горы – а там столько снега! За сутки выпадало по 50 – 60 см. Это так классно! Мы даже в снежки играли.
– Многие волнуются: не будет ли на Олимпиаде слишком тепло.
– Нет. Могу точно сказать, что там, в горах, и серьезный минус бывает, иногда даже приходится надевать платки, чтобы утеплиться.
– Под конец сезона вы набрали отличную форму. И даже не раз сетовали, что соревнования к тому моменту почти закончились. Сейчас понимаете, почему так произошло?
– Видимо, просто пришла вторая волна пика формы. Первая была на чемпионате мира, хотя лично я вышла на пик все-таки немного раньше. Сейчас наша с тренерами задача сесть и проанализировать проделанную работу, что-то скорректировать. Чтобы в следующем сезоне пик пришелся точно на Олимпийские игры. Это наша основная задача – быть в оптимальной форме на главном старте.
– Как вы относитесь к перспективе отборочного старта осенью, которого, по всей видимости, не избежать, если сборную все же разделят на две группы?
– Как я понимаю, мы с Ольгой Зайцевой попадаем на декабрьские этапы без отбора как вошедшие в топ-15 общего зачета Кубка мира. А там уже как пойдет, в зависимости от результатов.
Екатерина Кулиничева