- Бесспорно, победа в дуатлоне на чемпионате мира в Саппоро стала одним из самых ярких ваших достижений. Как вы ее оцениваете сами?
- Победа была долгожданной и в то же время неожиданной. Перед чемпионатом мира в Саппоро я, конечно, чувствовала, что вхожу в хорошую форму. Это было очевидно уже на этапе Кубка мира в Давосе, где я стала второй на «десятке». А вот накануне чемпионата, когда приехала на сбор в Цахкадзор, сильно переживала. До этого два года подряд я возвращалась из Армении не в лучшем состоянии. Сыграл со мной злую шутку и отбор на Олимпиаду. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что лично мне в Цахкадзоре нельзя было выполнять силовую работу. Поэтому в этом году я там просто аккуратно тренировалась, провела только одну контрольную тренировку. Правда, ее результаты меня расстроили. Думала, что на чемпионате уже ничего не получится. И даже, когда уже в Японию прилетела, неуверенность все не покидала меня. Думала: «И зачем приехала? Какие-то десятые места занимать?». И только накануне дуатлона успокоилась. А когда выиграла гонку, сказала себе: «Я сделала это! Переборола себя и доказала другим, что рано еще меня списывать со счетов».
- Кому именно доказали?
- Во-первых, тем, кто решил не ставить меня в эстафету на Олимпиаде в Турине, хотя своим выступлением я это заслужила. И. во-вторых, тем, кто потом меня еще из спортклуба «Сатурн» «попросил». Главный тренер клуба Александр Алексеевич Грушин избавился не только от меня, но и от Наташи Коростелевой, Николая Морилова и Михаила Девятьярова. Прошлой весной он жестко поставил перед нами вопрос: либо мы продолжаем готовиться в «Сатурне», либо уходим тренироваться в сборную. Мы предложили альтернативу: тренироваться в сборной, оставаясь при этом членами клуба. Но наше предложение оказалось тогда не услышанным ни Грушиным, ни руководством клуба. Нам сказали, что, дескать, если вы не с нами, значит, места вам в клубе нет. Нас же предложение «Сатурна» не устраивало по той простой причине, что в таком случае мы в начале следующего сезона не попали бы на Кубок мира…
Этот этап был, однако, пройден. Но столько же нервотрепки пришлось пережить. Хотелось стабильности, уверенности в завтрашнем дне, поэтому мы и настаивали на своем. А еще Грушин сказал руководству «Сатурна», мол, от Завьяловой уже нечего ожидать. В общем, поставил на мне жирный крест. Предложил он тогда уйти и моему личному тренеру Андрею Александровичу Бояринову. Сказал ему, чтобы сам уходил и нас с Наташей с собой забирал. Сейчас мы все приписаны к спортклубу «Истина», который финансирует правительство Московской области. Говорят, что Грушину начальство уже сделало за нас выволочку. Поскольку в этом сезоне все, им отверженные, выступили хорошо.
- Откуда же у вас взялись силы идти дальше?
- У меня была мысль уйти после Олимпиады. Одно только напоминание об Играх во мне болью отзывалось, резало слух. Поддерживала же меня в моем решении остаться семья. Муж Андрей полностью поглощен спортом. Он сам бывший лыжник. Знает, какой это тяжелый труд. Помогла свекровь. Она сама долго занималась легкоатлетическим многоборьем, а ушла из спорта с негативными эмоциями. Поэтому, видя мое состояние, она посоветовала еще с годик побегать, справедливо заметив, что так я быстрее забуду обиду. И оказалась права. Вот так, благодаря тренировкам и семье, я потихонечку отошла от переживаний. Два месяца втягивалась в нормальный тренировочный процесс. Когда решила остаться, то для себя определила, что этот год буду выступать только для себя, получать удовольствие от гонок. В общем, так и получилось.
- Сказалось ли на ваших успехах то, что в этом сезоне вы полностью тренировались в национальной сборной?
- Да, конечно. Много есть примеров, когда спортсмен меняет подготовку и тренера, а потом его результаты начинают расти. Спасибо старшему тренеру женской сборной Алексею Прокуророву. Хотя общий язык с ним мы нашли не сразу. Я уже говорила, что решила заниматься только для себя. Поэтому в тренировках больше опиралась на личный опыт, свое самочувствие. Объясняла Алексею Алексеевичу, почему мне не подходит это, а подходит то. И надо отдать ему должное, мы неизменно находили компромисс.
- Вы выиграли дуатлон в Саппоро, были первой в аналогичной дисциплине на чемпионате России в Ханты-Мансийске, третьей на этапе «Тур де Ски» в Оберстдорфе. Получается, дуатлон - ваша любимая гонка?
- Пожалуй, да. Мне нравится бегать гонки с общего старта. Я – эмоциональный человек, быстро завожусь. И если выхожу на старт, то работаю до самого финиша… Еще мне нравится бегать эстафеты. Правда, в случае неудачного выступления в них переживаю наиболее сильно. Помню, как на этапе Кубка мира в шведском Галливаре мы эстафету провалили, стали пятыми. Я бежала второй классический этап, хотя больше специализируюсь в «коньке». Но так как некому было бежать классику, то поставили меня. А мне тогда просто не повезло с лыжами. Но за тот провал больше, чем кого либо в команде, винили именно меня и мою плохую работу. Мне было жутко неудобно. Долго переживала. И когда меня заявили на следующую эстафету, то стала отказываться. Долго уговаривали Прокуроров и наш менеджер Юрий Чарковский. Я им честно сказала, что отказываюсь потому, что боюсь бежать. Столько же усилий им потребовалось, чтобы все-таки убедить меня. Они заставили меня поверить в себя. И я справилась с заданием, хотя у меня в тот момент сильно болела спина.
- В Ханты-Мансийске, на чемпионате России, вы тоже жаловались на боли в спине. Может быть, стоит заняться здоровьем серьезно?
- Проблемы со спиной – это издержки профессии. Я ведь с восьми лет лыжами занимаюсь. С 18 лет – в юниорской сборной. С 20-ти – во взрослой. Помню, как первые четыре года рвала жилы, чтобы отвоевать себе место под солнцем. Да, и опыта не было. Выплескивалась на тренировках по полной программе. Сейчас опыт есть, а здоровье уже не то. Поэтому и к тренировкам грамотнее подхожу. И за здоровьем слежу. Накануне чемпионата пропустила этап Кубка мира, ездила в Сыктывкар спину лечить. Это тоже дало определенный толчок к выходу на пик формы. Он оказался таким продолжительным, что и в конце сезона я находилась в хорошей форме. На чемпионате России в Ханты-Мансийске я победила и в дуатлоне, и в эстафете. Победой я и закончила сезон, выиграв Авачинский марафон на Камчатке.
- Вы всем все доказали, в Саппоро говорили, что хотите уже закончить карьеру и родить второго ребенка. Так все-таки уходите или остаетесь?
- Определенного ответа пока на этот вопрос у меня нет. Муж хочет, чтобы я еще выступала. И сама я мечтаю выступить в 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере. А вот дочка надеется, что мама, наконец, вернется домой. В этом сезоне я только наскоками появлялась дома, на день-два, не больше. Даже Новый год без родных встречала, поскольку в это время проходил «Тур де Ски».
- В перерывах между сборами и соревнованиями чем занимаетесь?
- Просто радуюсь своему пребыванию дома. Вещи разбираю, постепенно включаюсь в домашнюю работу. В середине мая собираемся всей семьей на юг поехать отдохнуть. Дочка в школе учится, но думаю, что удастся ее отпросить.
- Вы бы хотели, чтобы она повторила ваш путь?
- Ради Бога! Я считаю, что спорт очень многое дает в жизни. Сейчас она занимается плаванием. Для детей это идеальный вид спорта. И уже говорит, что потом пойдет в лыжи и станет чемпионкой, как мама. Если решит, то я возражать не буду.