На прошлой неделе в Пекине стартовали зимние Олимпийские игры 2022 года. Соревнования по горнолыжному спорту с экранов телевизоров радуют безупречной картинкой: яркое солнце, синее небо и белое полотно трасс. Правда, окрестные склоны не выглядят заснеженными, а кое-где заметно, что организаторы приняли нестандартное решение: кроме собственно подготовленных для соревнований спусков «напылили» снега и на часть «диких» склонов. На некоторых таких местах видны и «декоративные» следы от лыж или сноубордов, хотя понятно, что никаких туристов в Яньцине быть не может, а спортсменов за пределы секторов для тренировок и соревнований никто не пустит…
Решение о проведении в Китае зимних Олимпийских игр было принято Международным олимпийским комитетом в 2015 году, когда 44 из 84 официальных лиц проголосовали «за». Неизвестно, было ли это решение правильным, потому что в адрес Олимпиады 2022 сразу же раздались голоса критиков, которых к церемонии Открытия становилось все больше. Спортсмены стали жаловаться на условия проживания и тренировок, а международные журналисты - обвинять организаторов в том, что они препятствуют их репортажам. Кроме того,тп была поставлена под сомнение и «цифровая безопасность» спортсменов.
Критика началась с того, что на Олимпиаде-2022 в Пекине впервые в истории Олимпийских зимних игр все спортивные объекты лыжных видов спорта на все 100% покрыты искусственным снегом. Понятно, что в зимних видах искусственное оснежение используется сплошь и рядом, однако очень редко – вообще без натурального снега, как в Пекине. Дело в том, что в районе проведения Олимпийских игр за весь зимний сезон выпадает всего 25 см снега. В результате искусственного снега требуется в 3-4 раза больше, чем в странах Альпийского региона. По словам географа Страсбургского университета Кармен де Йонг, проводить Зимние игры в месте, где нет естественного снега — настоящее безумие: расход воды на производство искусственного снега просто не оправдан. Из-за близкого географического положения Пекина к пустыне Гоби климат в столице Китая сухой и засушливый. По словам де Йонг, обеспеченность водой Пекина и его окрестностей является одной из самых низких во всем Китае, что делает огромное потребление воды для производства искусственного снега еще более важным.
Тот факт, что китайское правительство в северо-западной части Синьцзяна систематически нарушает права этнических меньшинств, таких как уйгуры и другие мусульманские группы, также вызывает бурю протеста в правозащитных организациях. Зумретай Аркин из Всемирного уйгурского конгресса, базирующегося в Германии, настроена критически: «Олимпийский факел на самом деле означает мир и надежду. Но для нашего уйгурского народа, живущего под жестким контролем коммунистической партии Китая, факел означает нечто иное: он символизирует глобальное соучастие в экстремальной системе угнетения Китая». Поэтому Вольфганг Бюттнер, представитель правозащитной организации Human Rights Watch, призывает МОК занять четкую позицию в отношении ситуации с правами человека в Китае и обеспечить безопасность всех участвующих спортсменов.
Спортсмены отмечают, что взгляд постоянно натыкается на посты охраны, заборы, стены и камеры. В центре Яньцина, где проходят соревнования по бобслею, скелетону и горнолыжному спорту, находится полностью закрытый гостиничный комплекс - Олимпийская деревня. Немецкий бобслеист Йоханнес Лохнер сообщает: «Это такая открытая тюрьма. Здесь много охранников, которые постоянно за тобой следят. Просто стоят и смотрят на тебя». Организаторы же оправдывают строгие меры безопасности требованиями противодействию коронавирусной инфекции.
По рекомендации ассоциации «Спортсмены Германии» иностранные атлеты должны воздерживаться от публичной критики Китая. Это было заявлено после того, как китайское руководство пригрозило неприятными последствиями. «Любое высказывание, соответствующее олимпийскому духу, будет поддержано. Однако любое заявление или поведение, нарушающее олимпийский дух, а особенно китайские законы и постановления, будет иметь негативные последствия», — предупредил Ян Шу, член Олимпийского комитета Китая.
Еще одной сомнительной мерой защиты от коронавируса является приложение My2022, которое все спортсмены должны установить на свои мобильные телефоны, чтобы вообще иметь право участвовать в играх. Приложение собирает конфиденциальные данные, например, о здоровье спортсменов, но не является на 100% безопасным, поэтому все взаимодействия с мобильными телефонами можно отслеживать. Дирк Шиммельпфенниг, глава миссии Олимпийских игр в Пекине, предупредил всех участников Олимпиады: «Мы рекомендуем нашим спортсменам не пользоваться своими личными мобильными телефонами и ноутбуками в Китае».
Иностранные журналисты жалуются, что не могут «свободно» освещать Олимпийские игры. Китайские спортсмены и их тренеры полностью закрыты, как и вся Олимпийская деревня и места соревнований, которые нельзя посетить заранее, а иногда и во время игр. В качестве компенсации китайские медиа представляют представителям международной прессы только «выставочную» сторону Игр.
Из-за пандемии Олимпиада в Китае не является Олимпийскими играми в их классическом понимании – когда люди со всего мира встречаются и общаются друг с другом. Скорее, это больше похоже на обычные, закрытые для публики соревнования. Трибуны на лыжных стадионах едва на треть заполнены китайскими "болельщиками", которые вяло размахивают флажками Китая и слабо понимают, что происходит на лыжных трассах.
Китай проводит строгую политику ограничений, чтобы избежать крупной вспышки ковид-19 в разгар зимних Игр. С середины ноября 2021 года каждый, кто хочет въехать в Пекин, должен предъявить отрицательный тест на коронавирус, который не должен быть старше 48 часов. По этой же причине спортсмены и места проведения зимних игр также будут полностью закрыты и недоступны. Спортсмены и тренеры должны быть полностью вакцинированы или не менее трех недель провести на карантине, чтобы получить разрешение на участие в соревнованиях. Им запрещается покидать Олимпийскую деревню и места проведения соревнований, чтобы познакомиться со страной, ее культурой и местными жителями, кроме того, атлеты вынуждены ежедневно сдавать ПЦР-тесты. Из-за глобальной ситуации с коронавирусом иностранные болельщики вообще не допускаются на соревнования зимних Олимпийских игра в Пекине. В общем, как сказал вице-президент РФГС Валерий Иванович Цыганов, если ты не спортсмен или тренер, то делать на Олимпиаде 2022 по большому счету нечего - на праздник спорта это мало похоже…