Число зрительских мест на трибунах спортивных объектов сочинской Олимпиады будет уменьшено. Чиновники говорят, что это нужно для снижения нагрузки на транспортную и инженерную инфраструктуру. Эксперты другого мнения: число мест было завышено изначально, чтобы победить на конкурсе. Но сейчас надо сокращать издержки, и от гигантомании приходится избавляться.
Такой параметр, как вместимость олимпийских объектов горного кластера, будет исключен из программы строительства Олимпиады, говорится в пояснительной записке к проекту постановления «О внесении изменения в программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта», опубликованной на сайте Минрегионразвития. В частности, предлагается исключить данные о вместимости биатлонного комплекса, изначально рассчитанного на 16 тыс. зрителей, горнолыжного центра (18 тыс. зрителей), санно-бобслейной трассы (14 тыс. зрителей), сноуборд-парка (15 тыс. зрителей), фристайл-центра (14 тыс. зрителей) и комплекса трамплинов К-125, К-95 (15 тыс. зрителей).
Cокращение издержек на подготовку к играм за счет вместимости объектов обсуждалось еще во время визита экспертов МОК в апреле 2010 года. Представители Олимпийского комитета поддержали решение российских властей. Ведь помимо снижения нагрузки на инфраструктуру это позволит снизить капитальные затраты на строительство объектов Олимпиады, говорится в проекте постановления Минрегионразвития.
Правда, насколько будет уменьшено количество мест и какую сумму получится при этом сэкономить, в документе не уточняется. Отказываются комментировать эту информацию и в госкорпорации «Олимпстрой». «В Минрегионе это только проект, — говорит руководитель пресс-службы «Олимпстроя» Александра Костерина. — Как только выйдет постановление, мы его прокомментируем. До его утверждения мы информацию не даем». Окончательные экспертные заключения в Минрегионе должны быть приняты не позднее 12 октября.
«Одним из факторов, предопределивших победу Сочи в конкурсе, была заявленная сумма на строительство олимпийских объектов. Гигантская сумма 314 млрд рублей ($14 млрд), фигурировавшая в заявке, поразила тогда многих, — вспоминает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Изначально заявлять гигантскую сумму было не совсем корректно, но что делать, очень хотелось заполучить себе Олимпиаду». Впрочем, даже такая сумма, как оказалось, не предел: по итогам проверки Счетной палаты, которая была проведена в июле 2010 года, выяснилась, что олимпийская стройка оценивается в 1,2—1,4 трлн рублей. Это, видимо, поразило даже премьера Владимира Путина. В сентябре 2010 года он потребовал оптимизировать расходы.
«Осознание того, что многое из построенного столкнется с проблемой недозагруженности, есть, и если можно сейчас вносить корректировки, то это делать нужно», — говорит Николаев. По его словам, оснований не доверять специалистам МОК нет: опираясь на опыт проведения прошлых Олимпиад, они реально представляют, сколько будет зрителей на тех или иных сооружениях во время игр. Так что легко представить, что предложение Минрегионразвития совпало с оценками МОК. «Это лучше, чем взять денег и построить дополнительные трибуны», — резюмирует Николаев.