Жизнь в маленьком городишке на высоте полутора километров над уровнем моря не может быть такой же, как в равнинном европейском мегаполисе. Олимпийская жизнь - тем более. И хотя со всеми нюансами и отличиями Чезаны от суетливого Турина наша маленькая спорт-экспрессовская горная дивизия еще не разобралась, кое-что бросилось в глаза сразу же. Спешу поделиться.
Откровение первое - дорога в Альпы. Она представляет собой скоростную магистраль, оборудованную всем необходимым для быстрой и спокойной езды. Указатели, развязки, часто расставленные аппараты экстренной связи, ограждения, прекрасный асфальт - все это в лучших европейских традициях здесь присутствует. В лучших итальянских традициях чего-нибудь должно не хватать. Так и есть. Не хватает дороге в горы в первую очередь нормального выезда на нее из Турина. Мощный и комфортабельный мини-вэн, на котором нас любезно согласился отвезти в Чезану генеральный секретарь олимпийского комитета России Юрий Юрьев, поначалу добрался из центральных районов Турина в серый пригород, затем стал плутать между домишками, а потом и вовсе понесся по каким-то пустырям. Однажды мы все-таки увидели вожделенную магистраль. Более того, ехали параллельно ей на расстоянии 40 метров. Но затем наша колея резко вильнула в сторону, и снова начался слалом между свалок. Спасибо парню-заправщику - выручил, махнув рукой в нужном направлении.
Красота вокруг все 90 километров пути неописуемая. Склоны, деревушки с островерхими башнями (хоть пять домов всего, а часовенка имеется), водопады, скалы... Весь альпийский набор из любого туристического проспекта - ни добавить, ни убавить. Правда, приходится отвлекаться - на трассе очень много пунктов сбора денег. Оброк негрозный - где 90 евроцентов, где рупь пятьдесят, - но частый. Чаще шлагбаумов с кассирами в стеклянных будках случаются разве что тоннели. Это настоящие шедевры горно-строительного искусства. Километр-полтора по здешним меркам считается мелочевкой. Проезжали мы вчера и четырех-, и пятикилометровые бетонные норы. А где-то на границе с Францией, как сказал Юрьев, есть одиннадцатикилометровый тоннель.
Откровение второе - погода. Утеплялись мы перед Олимпиадой, чего греха таить, прилично. Думали, будем жить в горах, как челюскинцы на льдине. А оказалось, что днем здесь теплее, чем в Турине. Вчера, например, яркое солнце разогрело воздух минимум до 10 градусов. Не знаю, как будет ночью, но пока что на груду теплой одежды, выложенной из сумки, и особенно на чудо-ботинки размером с покрышки от "БелАЗа" смотреть больно. Зачем тащил-мучился, если в самой Чезане на улицах снега нет, да и освещать соревнования тоже придется явно не из леса?
Откровение третье - потрясающее безлюдье здешних мест. Какая Олимпиада? Для кого? Где клубы пыли от последних приготовлений, где суета и мельтешенье? Нет ничего этого. На чезанских улочках навстречу попадается полтора туриста в час, магазины и бары закрыты на вечный перерыв, гостиницы пустынны, проезжающие машины редки. Встречаются иной раз волонтеры - не без этого. Добрые, улыбчивые люди, всегда готовые помочь, но не знающие, как это сделать, поскольку на языках, отличных от итальянского, не понимают ни бельмеса, - они с любопытством знакомятся с предметом своей волонтеризации, если так можно выразиться. То есть бродят по Чезане группками, напоминая туристов. Скорее всего, через два-три дня здесь станет гораздо многолюднее. Но такое спокойствие в преддверии такого события, честно говоря, поражает.
Откровение четвертое - карабинеры. Вот их здесь много. Зато безобидных. Никого не трогают, улыбаются, от непристегнутых водителей мигом отворачиваются. Карабинеры, сдается, были бы рады, подобно волонтерам, рвануть в свободное плавание до появления серьезной работы. Но не могут - при исполнении. И чтобы служба совсем уж медом не казалась, итальянцы в красивых фуражках группируются по восемь-десять человек, коротая время в разговорах на свежем воздухе. На какую тему - неведомо. По той же самой причине, что и у добрых волонтеров. Откровение пятое - порядок заселения в итальянские гостиницы. Нам попалось заведение под названием La Pleiadi. "Плеяды", стало быть. О самой гостинице чуть ниже, а для начала упомяну, мы не обнаружили на рецепшене ни одной живой души. Зато висела бумага с телефоном: звоните, мол, если кому надо. Позвонили - нам было надо. Появились три барышни. Одна из них каким-то образом усадила нас в "лянчу" размерами чуть больше нашей "Оки" и повезла в присутственное место, на котором красовалась табличка "Размещение обслуживающего персонала".
Перспектива быть забритыми в волонтеры или того хуже - в карабинеры не слишком обрадовала, но нас успокоили: не кручиньтесь, вы идете отдельным списком. Людей, занимающихся размещением, было много, клиентов мало. Строго говоря, кроме нас, больше никого. Но потомиться пришлось. Спустя часа полтора наконец та же итальянка по имени Джулиана отвезла нас обратно, вручила ключи, заставила расписаться за исправность гостиничного ЖКХ в каком-то типовом листе и, обрадованная сувениром от "СЭ", упорхнула.
Откровение шестое - гостиничный номер, куда больше смахивающий на квартиру. У двоих из нас он двухкомнатный, а у третьего еще и двухэтажный, с мощным спальным комплексом в мезонине. В номере есть все: диваны, столы, телевизор, старенькая стереосистема неизвестного мировой торговле производителя, шкафы с посудой, кухонная утварь, микроволновка в одном случае и газовая печь - в другом. А также молотый кофе, сахар, пара бутылок пива, какие-то бобовые консервы в ассортименте...
Это не платные услуги вроде мини-бара, а жест доброй воли хозяев. Наверное, здесь так принято. Мы и в Турине пару дней жили в похожей частной квартире. Было очень удобно. Там на нашей двери висела табличка с фамилией Тофетти. Здесь у одного - Феррачини, у двух других - Коппола. На этой волне Бутов попросил величать его не иначе как Френсис Форд.
Откровение седьмое - сама Чезана. Это не только курортный городишко. Здесь, на высоте 1350 метров над уровнем моря, живут коренные чезанцы. Они уже украсили свои балконы, выходящие на узкие мощеные улицы олимпийскими и национальными флагами. Ровных тротуаров мало - дороги идут или вниз, или вверх. Над городом нависает гора высотой километра три, не меньше. Когда греет солнце, на воздух выходят старики и старушки. Они не болтают, как карабинеры, а просто греются.
Откровение восьмое - расположение олимпийских арен. Большинство их находится в районе Vialattea, что переводится, как Млечный Путь. Сюда входят Сестриере, Улькс и Сан-Сикарио. От центра Чезаны до этих мест несколько километров. А вот Бардонеккиа, где пройдет сноуборд, и Праджелато (лыжи) гораздо дальше. Здесь счет идет уже на десятки километров, которые придется преодолевать на автобусах-"шаттлах".
Откровение девятое - подъемник. До санно-бобслейной и биатлонной трасс из Чезаны можно добраться на подвесных вагончиках, напоминающих лифт. Высоты 1700 метров они достигают за 10 минут. Стоит поездка в обычные дни около 20 - 25 евро, в зависимости от точки высадки, но во время Олимпиады будут обслуживаться только аккредитованные лица. Из того же места, кстати, другой подъемник идет и в другую сторону, к французской границе, до которой здесь всего 7 километров. Он попроще, со сдвоенными сиденьями, и предназначен для рядовых туристов - как с лыжами, так и без оных.
Откровение десятое - Александр Тихонов. Вчера случайно забрел в маленькую сувенирную лавку в центре Чезаны. Взгляд упал на витрину с простецкими сувенирами - плексигласовыми прозрачными подставками с фото каких-то красоток. Среди массы женских лиц было лишь одно мужское. Зато какое! Наше, олимпийское! "Александр Тихонов - лучший спортсмен XX века", - гласила подпись. Браво итальянцы, ценящие и помнящие нашего чемпиона! И браво, Тихонов!
Комментировать