0

Олимпийские технологии

official_skiru Лента автора 30 Марта 2006 (02:17) Просмотров: 167 0
Как известно, любая Олимпиада — это не только соревнования ведущих спортсменов мира, идей и программ предолимпийской подготовки, разработанных тренерами и другими специалистами. В частности, фармакологами. Это также состязания спонсоров — «денежных мешков», продвигающих олимпийский продукт по «телеящику», в интернете и на мобильных телефонах.

Кроме того, от большого олимпийского пирога стараются «урвать» свой кусок компании, выпускающие современную спортивную экипировку для олимпийцев и болельщиков. А также те, которые производят оснащение для горнолыжников, саночников, бобслеистов, сноубордистов и др. Ведь их успех зависит не только от их воли и желания, но и технического оборудования.

Кстати, можно прекрасно управлять по снежным желобам на бобе. Но если же эта конструкция конца прошлого столетия, то вряд ли спортсменам удастся занять место выше седьмого. Именно технически усовершенствованные бобы были способны на Играх-2006 развить приличную скорость и обеспечить командам, выступающим, например, на двойке и четверке, занять призовые места и заработать хорошие денежные премиальные.

«Шустрые бобы» — новинка от американцев не сработала

Раньше «лучшие сани: быстрые и прочные» делали для бобслеистов в Европе. В первую очередь, в Германии. Десять лет назад начали наступать на ноги европейцам американцы и канадцы. Кстати, женская бобслейная двойка победила в Солт-Лейк-Сити-2002. Через четыре года, в Ванкувере-2010, североамериканцы могут «вытолкать» европейцев — немцев и швейцарцев — из олимпийского пьедестала. Но при условии технического превосходства над представителями бобслейного дела стран Старого Света.

А это вполне возможно. Американцы намереваются доработать конструкцию боба «Bo-Dyn». А начало его созданию было положено легендарным гонщиком автомобильной серии NASCAR Дж. Бодином. Именно он загорелся светлой идеей стать «спасителем отечества в этом быстром и опасном для жизни спортсмена виде спорта». Чтобы осуществить свой проект, он постарался заинтересовать своим новшеством американские компании. На реализацию этой идеи согласилась фирма Сhasis Dynamics, которая специализируется на автомобильном дизайне и технологических примочках для «наскаровских машин». Создатель нового боба вложил в это дело около $0,5 млн. И ему пришлось еще инвестировать своих друзей. При разработке различных вариантов дизайна боба он многократно прогонялся через специальные тесты в аэродинамических трубах в одном из университетов штата Вашингтон. Там лучший полигон для проведения испытаний современного оборудования. Кстати, здесь испытывается лыжная, конькобежная и хоккейная амуниции. Душевный порыв создателя нового боба был таким значительным, что снаряд создали всего за два года. Но на Играх-1994 в норвежском Лиллихаммере он не сумел как надо «выстрелить». Зато на сезоне 1996/1997 гг. американский боб-двойка победил на двух этапах Кубка Мира. Однако американцы «пролетели» мимо наград в Нагано-1998. Но на своей территории ситуация была совсем иной: два мужских американских экипажа завоевали «серебро» и «бронзу» в таком высокотехнологическом виде спорта, как бобслей. Бобслейный проект made in America был продолжен. И американские экипажи занимали призовые места в международных соревнованиях 2003/2006 гг. Но в Старом Свете, в Турине-2006, европейцы оказались сильнее, отбросив американцев на несколько ступенек вниз.

Не случайно Бодин поставил перед собой новую задачу — разработать новый боб-двойку и создать условия для победы американцев в Северной Америке-2010. Причем ставка делается на то, чтобы со временем стать законодателями мод в этом виде спорта и оттеснить немцев с лидирующих позиций. Как известно, американцы, если же захотят, смогут это сделать.

Кстати, боб современной конструкции «соорудила» Россия. Она создала симбиоз отечественного продукта с разработками известных немецких специалистов по бобслейной технике братьев Зеппа и Тома Зингеров. А до этого в бывшем Союзе все же создали собственный боб, что было на то время большим открытием для западного мира. Советская модель боба была разработана спецами рижского завода ВЭФ и московскими инженерами. И в канадском Калгари-88 состоялась сенсация: прибалтийско-российский экипаж в составе Я. Кипурса и В. Козлова взял первое место на бобах-двойках. А затем бобслейное дело в России пришло в упадок. Единственная современная санно-бобслейная трасса в бывшем Союзе была построена в латышской Сигулде, на которой прибалты — мастера бобслея — оттачивали свое мастерство, а вот россияне тренировались в Европе за большие деньги. А могла бы Россия получить разрешение на использование трассы в Сигулде почти бесплатно, если бы Кремль корректно вел себя по отношению к прибалтам.

Чувствуя, что западноевропейцы вряд ли передадут России новые бобслейные технологии, в 2004 году Госкомспорт России выделил несколько сот тысяч евро на покупку секонд-хенда братьев Зингеров, и, скажем, удачно все получилось. Российским бобслеистам удалось ворваться почти за один год в мировую элиту. Четверка с рулевым Зубковым заняла второе место на Зимней Олимпиаде-2006. Они проиграли только немецкому экипажу во главе с Ланге, которые мчались по желобу на более современной технике, нежели россияне.

Интересно то, что, обладая передовой космической техникой, российские спецы не намерены тратить время и деньги на создание собственного боба. Хотя тренеры считают, что бобслей — это спорт машин и при наличии соответствующих денежных ресурсов высокотехнологический боб можно создать. Однако сегодня дело даже не в деньгах, а в технической возможности России сконструировать такой спортивный агрегат. Зато РФ решила построить в Москве санно-бобслейную трассу, стоимость которой оценивается в $20-25 млн. Возможно, такая же трасса появится и в Сочи, если же этот причерноморский город получит право на организацию Зимних Игр-2014. Хотя это маловероятно. Пока Кремль не изменит внешнеполитическую ориентацию, Запад будет блокировать такую возможность России — «приращение» своей спортивной инфраструктуры за счет организации крупных спортивных соревнований.

Nike немного «промахнулся»

Оснащали олимпийцев экипировкой в Турине известные западные компании. Немецкая фирма Nike cделала основную ставку на новую линейку спортивной одежды для североамериканских хоккеистов и конькобежцев. «Найковцы» изобрели боекомплект Swift Hockey, который они считали настоящей революцией в хоккейном обмундировании. Главное, по мнению специалистов и спортсменов, вес облегченного спортивного комплекта существенно увеличивает мобильность и комфортность игроков в игре. Хотя заметим, что экипированная по последнему слову женская и мужская хоккейные команды провалили турнир и остались без олимпийских наград. Что-то не сработало, возможно, «олимпийский нефарт» американцев в хоккее на льду с шайбой проистекает из их психологической неуравновешенности.

Кстати, аэродинамические костюмы Swift Skin, в которые были одеты конькобежцы США, не принесли им также особых лавров. Только два американских конькобежца — на дистанции 5000 м и в спринте на 500 м поднялись на высшие ступеньки олимпийского пьедестала. Хотя Х. Чендрик, олимпийский чемпион на стайерской дистанции, обещал привезти из Турина-2006 пять золотых медалей. Однако эта затея оказалась провальной.

Но это не значит, что Nike потратил зря деньги на технологические исследования и выпуск спортивной амуниции. Просто европейцы сделали ставку не на те команды. Представьте себе, если бы в хоккейные доспехи от Nike были одеты, например, шведы или финны, чехи или россияне. То понятно, что рекламный эффект от этой акции был бы совсем иной.

Надо заметить, что более правильный выбор сделал немецкий Adidas. Он полностью экипировал немецких биатлонистов и лыжников, которые бегают и одновременно прыгают с трамплина (двоеборцы).

В своей рекламной кампании фирма особый акцент сделала на минимизации энергопотерь гонщиков и снижение их мускульной усталости. И немецкие биатлонисты завоевали три золотые медали плюс еще одно «золото» в двоеборье. Получается, что Adidas недаром поработал на успешное проведение Игр-2006. Хотя спортсмены, экипированные в конькобежную форму Nike, на предварительных соревнованиях преодолевали тестовую дистанцию в среднем на 1,5% быстрее, чем колеги в форме других производителей. А это означает, что через 4 года в Ванкувере Nike, скорее всего, победит в конкурентной борьбе со своим извечным соперником.

Коньки-клапы — новшество от американцев

Неплохую идею по увеличению скорости подбросили конькобежцам специалисты, разработавшие новые коньки-клапы с отстегивающейся пяткой. И рекорды пошли один за другим. Причем планка мировых рекордов поднялась в среднем на 5-10%. Например, дистанцию на 10000 м конькобежцы пробегают уже за 12,45 мин, а раньше — бегали за 13,30-13,50 мин. Помню время, в 70-х годах, когда выход из 16-ти минут считался результатом экстра-класса. Кстати, к раскрутке новых чудо-коньков приложил усилия Массачусетский технологический институт. Специалисты в сфере аэронавтики — К. Каллиган и Д. Вэлфиш — создали модернизированный вариант коньков-клапов и «окрестили» его как Fulcrum Clapskate. Именно их использование позволяет наращивать скорость на несколько секунд на стайерских дистанциях. Хотя все усилия американцев могут сойти на нет. В том случае, если же Международная конькобежная федерация посчитает по какой-то причине, что такие быстрые коньки спортивному миру не надо, и закроет перед ними дверь.

На Олимпиаде-2006 много горнолыжников выступало в новых костюмах. Вспомним, что в середине 90-х годов Spyder, известный производитель спортивного обмундирования, разработал новый горнолыжный костюм Speedwyre. Он отличается новизной конструкции: в нем особым образом были вмонтированы специальные проволочные швы и нити для снижения сопротивления воздуха и вибрации. А создали новый костюм два молодых инженера, участвоваших в проекте Titan. Вспомним, в рамках проекта с конца 50-х гг. разрабатывали баллистические ракеты. Десять лет назад эти инженеры предложили владельцу компании Spyder Д. Джакобсу свои услуги, продемонстрировав ему наглядно технологические достоинства хитрых проволочных вставок. Кстати, Джакобс высоко оценил увиденное своими глазами, и затем — подключил к этому проекту своих помощников. Они-то и разработали чудо-костюм. Причем испытания проводились в аэродинамических трубах компании General Motors (!!!). По результатам было обнародовано, что Speedwyre снижает силу сопротивления воздуха в среднем на 20% по сравнению с обычными горнолыжными костюмами. Интересно то, что экипированные в эти костюмы американские горнолыжницы побеждали восемь лет назад всех своих соперниц на международных соревнованиях, включая и первенства мира по горным лыжам. Однако монополия горнолыжниц П.Стрит и Х. Линд длилась недолго. Кто-то из европейцев заметил, что заокеанские спортсмены показывают слишком высокие результаты. А раньше за ними этого не наблюдалось. Последовала волна протестов. И Международная федерация лыжного спорта наложила запрет на использование костюмов Speedwyre перед Зимней Олимпиадой-98 в японском Нагано.
К Олимпиаде-2006 американцы подготовили модифицированный костюм, который содействовал предельным формальным нормам международных спортивных чиновников. А итог работы североамериканцев мог быть печальным. Однако американскую марку спас малоизвестный на мировых горнолыжных просторах Т.Лигети, которому удалось победить в комбинации (скоростной спуск и слалом) после «схода» на дистанции ведущей пятерки горнолыжников мира. Получается, что американцы не угадали с начинкой горнолыжных костюмов, а именно — для своих же.
Источник: gazetaua.com
0