В основе ноу-хау — специально разработанные... тепловые трубы.
До последнего времени снег в местах проведения зимних спортивных состязаний сохраняли при помощи массивных холодильников, спрятанных под горнолыжной трассой. Однако их установка и обслуживание требуют больших энергетических и материальных затрат.
Как сообщили "МК" в НПО им. Лавочкина, принцип работы новой охлаждающей системы гораздо проще и дешевле. Главное — закопать под насыпь несколько десятков труб с жидкостью, уложив их по всей длине склона. На его обочине, метров за 50 до полотна трассы, специалисты соединят трубы с линией электропередачи — она нагреет жидкость, после чего влага испарится. На другом конце трубопровода под трассой расположат зону охлаждения — жидкость в ней будет конденсироваться, охлаждая окружающее пространство (включая лыжню). Затем она снова превратится в пар и поднимется в зону нагрева.
Основная сложность заключалась в том, чтобы придавать жидкости нужное направление. Вот здесь и понадобились космические технологии. Ведь на космической станции, в условиях отсутствия земного притяжения, жидкость в обогревательных устройствах также непросто направить в нужную сторону. Для этого на внутренней стороне труб выпиливают тончайшие канавки-капилляры, по которым жидкость и перемещается при любом положении трубы в пространстве. Капиллярные силы действуют независимо от ориентации трубы.
Так что не исключено, что при помощи таких же труб будут охлаждаться и олимпийские трассы в Сочи.
Новая система безопасна, экологична, мало весит и надежно работает — ведь у нее нет ни одной движущейся детали.