Десять лет назад сегодняшние спринтерские гонки выглядели бы пародией на лыжный спорт. Они и сегодня кажутся странными тем, кто помнит, каким был образ лыжника весь прошлый век. Одиночка-марафонец уходит на дистанцию один и через несколько секунд скрывается в лесу, где начинается невидимое собравшимся на стадионе зрителям испытание на скоростную выносливость. Традиция в этом виде спорта – гонка на 15, 30 или 50 км. Для легендарных Галины Кулаковой и Раисы Сметаниной спринтом была дистанция 5 км. Для Николая Зимятова и Вячеслава Веденина – в два раза длиннее.
Гонку на примерно километр в тех лыжах представить невозможно. А сегодня суперспринты составляют уже треть всех гонок вообще. За последние пять лет лыжи стали совершенно другим видом спорта. Появлению спринта обрадовались не только болельщики и телевидение, которые наконец-то получили по-настоящему зрелищный вид – быстротечный, непредсказуемый, с жесткой контактной борьбой на дистанции и понятной формой соревнования. Сначала квалификационные забеги на время, затем 16 прошедших квалификацию устраивают play-off. Четыре лыжника или лыжницы на каждой стадии, два лучших проходят дальше.
Идею на ура восприняли и специалисты во многих сборных. Специалистам показалось, что вырастить чемпиона в спринте будет проще. Достаточно специальной подготовки наподобие той, какую проходят спринтеры в велоспорте или легкой атлетике. И во многих командах принялись создавать специальные группы спринта. Уже перед прошлой Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити, где спринт дебютировал в программе Игр, в элите лыжных гонок появилось несколько специалистов по коротким дистанциям. Отличить их было просто по габаритным мышцам вместо традиционных в лыжах сухих фигур. В нашей команде никакой группы спринтеров не было. И на медаль мы в общем-то не рассчитывали. То, что первой олимпийской чемпионкой в спринтерской истории стала Юлия Чепалова (на фото) – антиспринтер по комплекции, было приятной неожиданностью. Тем более что до того момента Чепалова считалась любительницей длинных дистанций. Но Юлия Чепалова успех свой объяснила просто: "Олимпиада уже подходила к концу, а у меня все еще не было золота. Мне было уже без разницы, на какой дистанции побеждать".
После Олимпиады во многих сборных – Норвегии и Швеции, Германии и Италии – продолжилась целенаправленная подготовка спринтеров. Однако наши успехи в этом виде продолжались. Самым громким из них стала победа Василия Рочева на прошлогоднем чемпионате мира в немецком Оберстдорфе. Причем это была, так сказать, эталонная победа: Василий Рочев интуитивно использовал такие приемы, которыми спринтеры овладевают годами. Вспомнить хотя бы, как расчетливо он делал ускорения на дистанции – "дергал" соперников, как говорят в спорте. Или как в нужный момент хитро играл на психологии, намеренно спровоцировав в финале фальстарт.
Назвать его абсолютным фаворитом в сегодняшней гонке не позволяет только одно: в Оберстдорфе спринт разыгрывался в любимой россиянином классике, а на Олимпиаде участники побегут коньком. Василий Рочев, впрочем, уже успел эти сомнения развеять, заметив, что на такой крохотной дистанции стиль для него значения не имеет.
Компанию Рочеву на суперкороткой дистанции составят Сергей Новиков, Иван Алыпов и Павел Коростелев. В состав женской команды кроме Юлии Чепаловой вошли Алена Сидько, Ольга Рочева-Москаленко и Наталья Матвеева.
Фото: ИТАР-ТАСС