1-3 февраля на олимпийском лыжно-биатлонном комплексе «Лаура» в Сочи пройдёт этап Кубка мира по лыжным гонкам.
Сборная России уже прибыла на место соревнований. О своей готовности к старту рассказал один из лидеров сборной России, олимпийский чемпион Никита Крюков.
- Никита, за неделю до этапа Кубка мира, вы уже выступили на олимпийской трассе в гонке чемпионата России. Какой настрой перед новым стартом? Чем он будет отличаться от российских соревнований?
- В первую очередь, на этот старт в нашу страну приедут многие иностранные спортсмены, лидеры. Здорово, что впервые на олимпийской трассе мы встретимся с сильнейшими лыжниками мира. Вчера вечером на ужине встретил Петтера Нортуга – он вообще впервые приехал в Россию, хотя этапы Кубка мира у нас в стране проводятся регулярно. Безусловно, положительную роль для нашей команды играет, что за неделю до этапа Кубка мира мы пробежали в Сочи гонку чемпионата России. Удалось лишний раз попробовать олимпийскую трассу, проверить свои силы, поработать с различными видами тактик. Надеюсь, что этот опыт поможет мне на домашнем этапе Кубка мира. Хотя тяжело что-то загадывать – потому что погода здесь очень разная. На трассе может быть и каша, и плотный подмороженный снег. От этого зависит всё – и скольжение, и скорость, и тактика. Придёт день – и всё станет ясно (улыбается).
- Этот старт имеет какое-то принципиальное значение для российской сборной?
- После этого этапа Кубка мира будет окончательно укомплектована команда на чемпионат мира, состав нам пока не известен. Ну, и ответственность выступления на домашнем этапе Кубка мира, к тому же на олимпийской трассе, несколько выше. Здесь мы, спринтеры, побежим по олимпийской программе – индивидуальный спринт коньком и спринтерскую эстафету классикой. Это будет так называемая предолимпийская неделя – соревнования проходят ровно за год до Игр, и по программе полностью совпадают. Все от нас ждут высоких результатов, да мы и сами от себя ждём достойного выступления (улыбается). Будем стараться выступить как можно лучше!
- Какие дистанции побежите вы?
- Я планирую побежать и личный спринт, и командный – хотя пока и неизвестно, с кем в паре. Определимся после индивидуального спринта. Дадим право тренерам решать (улыбается).
- В целом, организация, условия в Сочи вас устраивает?
- Если честно, чувствуется, что мы в России – уровень сервиса и организации немного отстаёт от европейского. Наверное, половину сезона мы проводим в Европе, привыкаем к хорошим, комфортным условиям, а сюда приезжаем – и видим, как наши, например, официанты работают совсем по-другому. И во всем такие мелочи, из-за которых становится обидно и просто непонятно, почему же нельзя сделать лучше!
- Трасса в Сочи уже максимально приобрела вид олимпийской? Вы какие-то пожелания высказывали, какой вы хотите её видеть?
- Думаю, трассу ещё доработают. Но совсем немного. После чемпионата России я подошёл к нашему техническому делегату Георгию Кадыкову, сказал, что финишную прямую хотелось бы подлиннее. Он ответил: чего ж ты раньше-то молчал (улыбается)! Сейчас реально удлинить её всего метров на пять. По сути, процентов на 90-95 трасса уже готова. Где-то, наверное, добавят контруклоны, ещё что-то подкорректируют, но, по сути, через год побежим уже на этой трассе.
- А есть ощущения, что это ваша трасса? Что на ней можно смело бежать к победам?
- У меня нет ощущения, что это полностью моя трасса. Когда за год до Олимпийских игр 2010 года я приехал в Ванкувере, сразу понял: это моё! Там была длинная финишная прямая, и я примерно просчитал, что у меня есть большие шансы на победу. А здесь, во-первых, высота большая, а во-вторых, спортсмен должен находиться в наилучшей форме! Перед финишем есть очень длинный подъем, на котором, многие даже очень сильные спортсмены будут отсеиваться. Просто потому что на этом подъёме можно «встать» – из-за высоты просто не хватит дыхания.
- А можно, используя преимущество домашней трассы, подготовиться к ней, натренироваться именно с расчётом особенностей, которые вы уже для себя отметили?
- Чисто теоретически – можно. Летом тренировать подъём именно такой длины, нарабатывать этот метраж. Здесь финишный подъём порядка 180 м, и если постоянно работать с этой длиной, разовьётся и мышечная память, и дыхания будет хватать. Но важно помнить, что здесь совсем другие условия – горные! А в горах, как правило, ты можешь сделать один рывок, а на второй тебя не то чтобы не хватит, ты просто не сможешь его сделать. Зайдёшь в гипоксию, начнешь задыхаться. Мы просто нарабатываем форму, каждый для себя, вычисляем у кого какой день лучше, чтобы точно знать, за сколько дней до старта нужно будет приехать в Сочи. Если мне надо будет приехать за три дня до Олимпиады, я приеду за три дня. По инициативе старшего тренера спринтерской команды Юрия Михайловича Каминского уже давно нарабатывается соответствующая аналитическая база. Не знаю, как в других командах, но у нас такая база есть, и я очень этому рад (улыбается). Может быть, хоть какую-то минимальную пользу мы из этого вынесем.
- А в нынешнем сезоне пик формы у вас рассчитан на чемпионат мира?
- Вообще, да. Думаю, на этапе Кубка мира в Сочи будет тяжело бежаться. Хотя мы и приехали за 10 дней до старта, пробежали на чемпионате России, попробовали свои силы. Сейчас пройдём какую-то акклиматизацию и, конечно же, постараемся поспорить за высокие результаты. Но когда спустимся вниз, форма должна будет набираться – начнётся суперкомпенсация, и мощность, которую мы набираем в горах, будет переходить в скорость. Поживём – увидим (улыбается). Но надеюсь, что к чемпионату мира у нас будет лучшая форма!