Так уж случилось, что на моей малой Родине в республике Башкортостан в октябре-ноябре много праздников — официальных выходных. 11 октября — день Республики, 25 октября — мусульманский праздник Курбан Байрам, 4 ноября — День народного единства (в память избавления Москвы от поляков в 1612 году). При этом в 2012 году выходные выпадают крайне удачно — на четверги и понедельники. Грех не воспользоваться этим и, захватив несколько выходных, не съездить и не открыть горнолыжный сезон. Решили поехать на Курбан-Байрам на пять дней на австрийские ледники открывать сезон. К слову, в Башкирии в Абзаково 28 октября тоже наснежили одну трассу и открыли бесплатно для всех желающих.
25 октября 2012 г. День первый. Приезд.
В Мюнхен летели Турецкими Авиалиниями. Пересадка в Стамбуле туда и обратно не больше двух часов. Прилет в Мюнхен в два часа дня. Вылет обратно в семь вечера — идеальные билеты. Перед поездкой выяснилось, что Турецкие Авиалинии возят лыжи бесплатно. Отменяем бронь Интерспорта и везем лыжи с собой.
В Стамбуле лето, +20 градусов.
Без проблем долетели до Мюнхена. «Неужели можно уже кататься в октябре?» — спрашивали нас. Отвечаем: «Можно — нужно только знать места правильные». Немецкий полицейский на паспортном контроле тоже удивился: «На ледниках только метр снега? Куда вы так рано?» Мы: «Нам совсем невмоготу — и метра нам хватит!»
Через английскую«Автоевропу» заказали в «Ависе» на пять дней BMW третьей серии за 198 Е. Классно же! По факту с бумером обломили. Дали Ауди А4 сарай с дизелем серебристого цвета. Пробег 2800 км. Ладно, не погоняем, но зато все в машину влезет без проблем и ДИЗЕЛЬ (сэкономим на топливе)!!!
На таких крутых и высокотехнологичных машинах я не ездил еще. Получили ключи, нашли на стоянке машину. Тут обнаружилось, что вместо привычного ключа дали брелок без ключа. Стали думать, как завести машину. Спросить не у кого — на парковке никого нет. Минут пятнадцать пытался найти кнопку для запуска двигателя (есть вроде такие системы запуска по кнопке). Не нашел, зато нашел куда можно засунуть брелок. Засунул в специальный лючок (закрывается пластиковыми шторками), нажал на брелок и машина ожила! Но не завелась. Еще минут двадцать пробовали по-разному завести Ауди, пробовали читать инструкцию на немецком (почти ничего не поняли), в общем, попадос. Провозившись с машиной минут 40, увидели служащего Ависа. Спросили у него, как завести машину. Он сказал, что тут коробка ручная (мы и хотели такую), а чтобы завести машину, нужно одновременно нажать на тормоз, сцепление, и на ключ. Показал, и все ок. Машина завелась! Погрузили вещи, обнаружили, что у Ауди нет привычного ручника — его заменяет кнопка. В общем, высокотехнологичная тачка, эта Ауди! Если тронуться с неснятым ручником, то он сам снимается. В дальнейшем я забил на ручник и трогался вместе с ним. Машина подсказывает сама, какую скорость включить, сама фары выключает, парктроник встроенный, встроенная навигация на немецком что-то постоянно подсказывала. Как-то ее отключили. По своей IGO привычнее. Радио само выводило список доступных радиостанций. Как въехали в Австрию, сразу включили любимое «Радио Тироль». По трассе машина летела отлично. Проехали на ней около 700 км. На топливо потратили всего около 60 евро. Такая вот умная машина попалась.
Поначалу планировали по пути в Австрию заехать в музей BMW, но раз выдали Ауди, туда в этот раз мы не поедем. Поехали смотреть самолетики. Рядом с аэропортом Мюнхена есть старый аэродром. Там расположен Музей авиационной техники DeutschesMuseumFlugwerftSchleißheim(GPS (48.235079,11.553147) — филиал огромного Немецкого технического музея Мюнхена.
В отличие от основного музея тут представлена коллекция настоящих самолетов (в основном музее — макеты). Самолеты, планеры, воздушные шары, вертолеты разных эпох. Настоящий Хенкель 111 (правда, с испанскими опознавательными знаками), советские истребители, американские вертолеты и довоенные самолеты, самолеты первой мировой. Здорово.
Приехали за полтора часа до закрытия. В музей, как ни странно, пустили почему-то бесплатно. Осмотрели за полтора часа всю экспозицию. На улице тепло — золотая осень, +17. Вокруг — баварский лес. Красота.
После музея заехали в расположенный рядом супермаркет Lidl (48.244061,11.550251). Немного заплутались в немецкой глуши, и я решил развернуться на перекрестке. Развернулся — за мной разворачивается какой-то пожилой немец на мотоцикле и что-то активно говорит. Дали ему высказаться, — все равно не понимаем, что он от нас хочет — сказали по английски, мол, мы не местные и ищем супермаркет. Разъехались. В супермаркете удивили немцев количеством покупаемых продуктов. Купили продуктов аж на 60 Е (все дешевле, чем у нас) и питались ими три дня. По ошибке купили одну бутылку безалкогольного пива за 30 рублей.
Поехали в Австрию. Но где-то счудили и въехали в Мюнхен. В башне впереди узнал знакомый по фото из инета офис BMW, куда мы так и не попали.
Проехали вдоль всего комплекса BMW. Попали в пробку и наконец выехали из города. Без проблем добрались до апартаментов в Майрхофене. Апартамент заказывали на букинге.ком. Хозяев не было дома. Лежали ключи с запиской. Хозяев (девушку, кто смотрел за апартаментом) увидели только перед самым отъездом, когда отдавали 200 Е за пять дней за отличный апартамент 5* у ж/д вокзала Марковника с раздельными туалетом и душем, отдельной кухней со всем, что нужно для жизни. С электроплитой, холодильником, чайником, микроволновой печью, посудомоечной машиной, балконом с видом на горы, новой мебелью...
Пока было тепло, под окнами паслось стадо коров. Навоз по утрам по лужайке уплотнял спецтрактор (ратрак для навоза).
Коровы отличные, красивые. Мычали иногда ночью. Прикольно.
Покушали и легли спать.
26 октября 2012 г. День второй. Хинтертукс.
Проснулись, позавтракали и поехали на машине на ледник Хинтертукс. Погода — солнце. В горах золотая осень. Красиво. Оставили машину на бесплатной стоянке на леднике. Решили покупать скипасс по дням, — у нас мало катальных дней и погода может измениться. Хочется по возможности и на другие ледники съездить.
Полчаса подъема на трех очередях подъемника. Тридцать минут подъема и попадаем из осени в самую настоящую зиму.
Накануне была плюсовая температура, потом на два дня — легкие морозы. Трассы — бетон и иногда сильный лед. Спуск по третьей трассе к началу третьей очереди подъемника (ниже ничего не работает — нет снега) — местами лед, камешки.
Очень осторожно спускаться нужно. Народа очень много, у австрийцев 26 октября главный национальный праздник в честь вывода иностранных войск (советских) после второй мировой войны. Не рассчитали, когда планировали поездку. На подъемниках очереди минут на 10.
Много спортсменов проводят на леднике сборы. Катается большая группа инвалидов-лыжников из США. Молодцы они. Видели одного мужчину — на одной ноге протез. Катается на двух лыжах, как обычный лыжник.
После 12 часов погода начала портиться — верх накрыло облаком. В первый день осилили чуть больше четырех часов. С непривычки после лета от трех-четырех километровых бетонных трасс, недостатка кислорода на высоте больше трех километров ноги начали отключаться. Решили не рисковать и спустились вниз. Внизу прогулялись к очень красивому водопаду у подъемника (тут есть, оказывается, водопад!). Помедитировали возле него.
Перекусили в ресторане одного из отелей у подъемника. Начался мелкий дождик. Без проблем спустились в Майрхофен. После каталки были никакие. Решили восстановить силы в аквапарке во Фюгине. Иначе завтра не выдержать!
Аквапарк — это термальный комплекс ErlebnisthermeZillertal (GPS 47.338714,11.856671), расположен в 20-30 минутах езды от Майрхофена, на выезде из долины. Найти легко по водным горкам и бассейнам. Комплекс разделен на три части:
- Открытые бассейны и горки — не работали в октябре;
- Зона релакса, рестораны, массажные комнаты;
- Закрытые бассейны и горки. Бассейны с различными фонтанами, гидромассажем, воронкой-водоворотом, детскими бассейнами. Есть открытые бассейны на улице с водой в 30 и 40 градусов, открытые джакузи. Наверно, зимой в них прикольно плавать под снегопадом. Горки две, но они достаточно большие. Одна красная — можно на кружке прокатиться, вторая — «Попа негра» (BlackHole). По вылету из горок крайне желательно зажать нос. Прикольно, что горки расположены снаружи комплекса и частично прозрачные, — видно спускающихся.
- Зона саун. Несколько саун от 50 до 92 градусов, бассейны для охлаждения после сауны. Турецких паровых бань, бочек, русских бань и прочего я не обнаружил. Только классические сауны с немецкими традициями посещения саун. Минут через 10 привыкаешь. Мужикам так вообще здорово!
На обратном пути, выезжая с аквапарка, немного заблудились (темно было), но выехали.
Приехали домой, покушали и мгновенно уснули.
27 октября 2012 г. День третий. Штубай.
Утром проснулись. Позавтракали. По телевизору камеры на Хинтертуксе показывают сплошное молоко. Некатабельно. Болят икры, коленки. Еле собрались силами и решили съездить на другой ледник — Штубай. Может, там получше? Если совсем плохо и там, поедем на экскурсию в Инсбрук.
Тут обнаружилось, что вместо путеводителя по Австрии я взял путеводитель по греческим островам. Самая нужная книга на горнолыжном курорте!
Выехали из Майрхофена и попали в стадо коров.
От Майрхофена до Штубая ехать часа полтора. Дорога по автобану А12 до Инсбрука — потом немного по трассе А13 в сторону Италии. Остановились на заправке по пути. Видели, как остановился пикап и из него вывели на прогулку шесть охотничьих собак прогуляться.
Потом хозяева (видимо, заводчики или охотники) ловили их и сажали обратно в пикап. Вообще по Австрии много раз видели, как на машинах в спецприцепах возят разную живность — коров, лошадок, пони, собак.
От автобана А13 до Штубая дорога оказалась платной — 2.5 Е в одну строну (обратно за выезд тоже нужно платить) — видимо, инициатива местных властей. Остановились у касс на ледник в Нойштифте. По камере на кассе увидели, что наверху пасмурно, но видимость хорошая. Купили скипасс с 11 часов и поехали к леднику. Дорога идет по долине.
Не такая крутая, как на Хинтертукс, красивая, с горными речками, водопадами, с лесами сосновыми на склонах гор. Ехать минут 20 от Нойштифта до подъемника на ледник.
Припарковались, пофоткали внизу и поехали на верх. Хинт! Чтобы не идти по длинному подъему на подъемник на самый верх на самой первой станции подъемников, садитесь в самый первый подъемник-кабину и после подъема по первой очереди пересядьте на вторую очередь подъемника на самый вверх. Три очереди подъемника, и мы на самом верху. Пасмурно, видимость нормальная.
Идет снежок, народа заметно меньше Хинтертукса, на трассах кое-где бугры из мягкого свежего снега. В целом зона ледника Штубая очень понравилась. Нужно будет вернуться сюда зимой. Подъемники не только бугели, но и кабинки и новейшие креселки с подогревом попы.
Видели таких персонажей — негр из «Ямайка СкиТим».
На входе в магазин «Интерспорт» прикольная табличка стояла. С рюкзаками нельзя, а с чемоданами — можно!
Осилили четыре часа каталки на Штубае. Поели в «быстро» на пересадочной станции второй и третьей очередей подъемников. Достаточно приличное «быстро» оказалось. Спустились вниз.
А тут вместо привычной осени наступила зима. На машину нападало около пяти сантиметров снега, елки все в снегу. Классно. Скинули со стёкол машины снег и осторожно поехали по зимней горной дороге (каша из снега) в Майрхофен на летней резине. Машина-снеговичок. По мере спуска вниз снег превратился в дождь. Зима в привычную осень. По автобану ехали снеговичком. Периодически снег отваливался с крыши.
Ехали, обсуждали, какие ровные и чистые тут дороги (машину вернули почти чистую — навоз от коров на крыльях машины не считается). Ничего не летит на стекло. Вдруг удар в лобовое. Стекло выдержало, сколов нет. Что это такое? Из впереди идущей машины ничего не летит. Видимо (судя по достаточно мягкому удару) сбили какую-то птичку на скорости в 130 км/ч.
Когда приехали в Майрхофен, было уже темно. Шел мелкий дождь. Всех коров убрали с лужаек.
28 октября 2012 г. День четвертый. Хинтертукс.
Утром выглянули в окно. В Майрхофене наступила зима. Сразу вспомнилась песенка Алсу. На Хинтертуксе видимость нормальная, но идет снег, -17 градусов. Значит, едем туда на первом автобусе в восемь утра. На машине страшновато ехать. Летом и осенью на ледник привычные автобусы зеленой линии не ходят. Раз в час по расписанию от ж/д вокзала по расписанию ходит обычный рейсовый автобус. Проезд в лыжном снаряжении в нем бесплатный. Лыжников на остановке было человек восемь.
Ехали и любовались наступившей зимой. Пили безалкогольное мюнхенское пиво из супермаркета — вкусное пиво оказалось.
Хинтертукс внизу не узнать. Все в снегу. Подростки у кассы из-под полы торгуют скипассами, дешевле чем в кассе. Решили купить скипассы по-честному и не экономить на копейках.
Наверху мягко, много снега. Счастье для бордистов и мужиков на широких лыжах. Почти нет ветра и мягкие трассы. Осилили пять часов каталки и спустились вниз. Перекусили супом с сосисками и подошли к остановке автобуса.
Ледник под трассой.
Обратно в Майрхофен нужно сесть на правильный рейсовый автобус (который ходит по расписанию) — остановка там же, где и высадка на конечной остановке. Просто скибусы ходят до поселка Тукс и в Майрхофен вас не повезут.
Автобус опаздывал. Пока ждали автобус, познакомились с немцем. У него мама из Челябинска. Приехал покататься с папой и сыном. Достаточно хорошо говорил по-русски и все очень хорошо понимал. Обычно у тех, кто учил русский язык заграницей, наоборот получается. Рассказал, что часто ездит в Россию и в Белоруссию на шопинг за сигаретами, водкой. Поговорили о жизни, ценах. Почти наш человек.
Сели в автобус. На дороге каша из снега. Ехать по горной дороге с Хинтерукса (перепад высот 600 метров) страшно. Все машины на летней резине. Видно, как на некоторых опасных участках заносит машины. На автобусе уже стоят цепи на ведущих колесах. Водитель «амиго», индеец из Латинской Америки.
Следы заноса.
На выезде из Хинтертукса решил — так ехать опасно. Связался с диспетчером по рации и начал устанавливать цепи и на переднее колесо. Установил. Спускаемся с грохотом. Две остановки — подтянул цепь, едем дальше. Легковушки сносит по каше на летней резине. Часть дороги записал на видео на 20 минут. По пути встретили четыре аварии. Жуть.
В Майрхофене — зимняя вечерняя сказка. Пустой, чистенький и тихий городок весь в снегу.
Приехали, покушали. Решили с утра не ехать кататься, а поехать сразу в Мюнхен. Вечером самолет домой.
29 октября 2012 г. День пятый. Куфштайн.
Утром снег прекратился. Температура минусовая. На Хинтертуксе минус 21 градус и ветер. Были опасения, что на дорогах будет гололед. Но за ночь австрийские и немецкие дорожники хорошо поработали, — все расчищено. Дорога — чистый асфальт. Очистили машину от снежного сугроба, рассчитались за апартамент, погрузили вещи и поехали в сторону Мюнхена в районе половины одиннадцатого.
По пути недалеко от Фюгена заехали на заправку ВР — цены на солярку там были ниже, чем на других заправках. Как было замечено еще в прошлом году, цены на топливо в Австрии ниже немецких. Еще ниже они на заправках в глуши типа городков долины Циллерталь, Ишгль и прочее. Есть смысл залить полный бак топлива прямо на курорте и долить уже прямо перед сдачей машины в аэропорту.
Времени до вылета еще много. Решили заехать в пограничный город Куфштайн на границе Австрии и Германии. Запарковали машину в городском гараже в центре и отправились осматривать главную достопримечательность — крепость на горе в центре города. Большая крепость расположена на скале на высоте метров 50 над городом.
Раньше крепость несколько раз переходила от тирольцев к баварцам и наоборот. Шли активные боевые действия, но крепость хорошо сохранилась. Новодел отсутствует. Билет стоит 11 Е. Крепость и расположенные в ней музеи работают каждый день (в понедельник тоже все работает). Наверх можно подняться пешком по галереям или воспользоваться фуникулером.
К крепости подошли к 12 часам дня, времени начала концерта. В одной из башен расположен самый большой в Европе открытый орган. Каждый день на органе играют в честь всех погибших в войнах людях. Органист располагается внизу у нижней станции фуникулера в специальной стеклянной постройке. Можно понаблюдать за его игрой через стекло. Тут же оборудованы места для слушателей. Орган расположен в башне выше. Звук органа разносится на много километров по горам и долинам. Слушателями концерта в тот день были случайные туристы вроде нас и группа немецких бабушек-пенсионерок. Органист обратился к слушателям с речью на немецком и отправился играть в свою стеклянную будку. Длится концерт минут двадцать.
Поднялись вверх в крепость и осмотрели стены, башни, галереи, пробитые в скале. Огромный колодец, пробитый через скалу на глубину 68 метров. Очень красивые виды на город и окрестные горы.
В крепости несколько музеев:
- краеведческий (местные флора, фауна, быт местных жителей, картины местных художников),
- спортивный (история горных лыж, бобслей, местные спортсмены, достигшие результатов в большом спорте),
- музей-тюрьма (крепость использовалась так же как тюрьма — камеры, устройства для пыток и руководства по этому делу, знаменитые заключенные),
- музей тирольских егерей (времена наполеоновских войн, войн конца XIX - начала XX века, традиционная голубая форма горных частей, флаги, оружие, альпинистское снаряжение, картины с бойцами на фоне Доломит).
На осмотр всего потратили около двух часов.Зашли в сувенирную лавку при музее. Купил магниты и два двойных диска с традиционной тирольской музыкой по 12 Е. Музыка оказалась очень качественно записана. Электронных инструментов нет — только традиционные. Надо было еще таких дисков купить. Тут же напротив крепости супермаркет «Спар». Купили традиционные продукты (пряники, колбасу, бекон, сосиски, сыр, копченую речную форель), — привезем их к себе домой.
Выехали на немецкий автобан, разогнались до 180-200 км/ч и за час доехали до аэропорта. Видели немецких дорожных полицейских — обычная машина, скрытое наблюдение. Заднее стекло тонировано, вдруг включается надпись «полицай» и сирена — останавливают на аварийном съезде.
Прямо перед аэропортом съехали с трассы и нашли заправку с разумными ценами (GPS 48.318193,11.691453). Сдали машину в аэропорту. Проехали больше 700 километров — машина чистая, хотя ездили и в дождь, и в снег. Только навоз на крыльях от австрийских коров. Прокат дизельной, полностью оснащенной всем, чем можно, Ауди А4-сарая, обошелся вместе с топливом меньше 300 Е на пять дней.
Зарегистрировались на рейс. Лыжи даже не взвешивали. Перекусили в аэропорту, и пошли на посадку. Самолет попался новенький Аэробус А321. 33 ряда, в каждое кресло встроен монитор с пультом-телефоном. Интерактивная система куча бесплатных фильмов (правда, на английском и турецком), музыка различная (в основном турецкая), можно позвонить кому-нибудь из пассажиров, набрав номер кресла. Показывают путь полета. Маршрут проходил над Майрхофеном, Цель-ам-Зее. До свидания, Альпы! Самолет полностью заполнен. По пути в Стамбул уснуть не удалось. Когда до посадки оставалось минут 30, я вырубился, проснулся от удара об землю при посадке. Проснулся, подумал — жаль, что мало поспал. По факту оказалось, что из-за сильной грозы самолет летал больше часа над Черным морем, обходя грозовой фронт и искал правильное время для посадки.
Из-за задержки на шопинг в турецком дьютике времени почти не осталось. Прошли на гейт на рейс на Уфу. В Стамбуле идет проливной дождь, прямо стена дождя. Отъехали от терминала. Самолет выехал на полосу, потом пилот объявил, что есть технические проблемы и нужно вернуться к терминалу. Вернулись. Пересаживать на другой самолет не стали. Подъехали технические специалисты, что-то отпилили от самолета и мы наконец взлетели. Самолет в Уфу летел почти пустой — всего человек двадцать пассажиров. Задержка более 1,5 часов. Сразу после взлета лег спать, удобно расположившись на трех креслах, собрав несколько подушек и накрывшись пледом.
В Уфу прилетели с опозданием в час. Приехал домой — нет горячей воды, переоделся и пошел на работу.
Резюме
На ледниках в октябре вполне можно кататься, хотя начинающим и неуверенно катающимся будет скорее всего тяжело. Не смотрите, что открыто мало километров трасс, — вам этого хватит. Большая высота, долгий летний перерыв (до сих пор коленки болят), лед (Банное отдыхает), бугры, камешки, каша, нестабильная погода — нужно быть готовым к этому.
Катаются в это время спортсмены и фанаты из разных стран, которые соскучились по лыжам за лето. Но как это здорово всего за несколько дней побывать в лете, золотой осени, под проливным дождем, на сильном морозе и в снежной зимней альпийской сказке!
Сезон 2012-2013 открыт.