Северная Осетия при правильном приготовлении порадует обильностью красивых и интересных видовых локаций. При этом они достижимы на обычном авто. Но нужно быть готовым к грунтовым пробегам. Есть место и трекингу.
Отчасти мы продолжили тур «По волнам моей памяти» посетив село Горный Карца – там я работал перед армией.
Прихватили и посещение водопада «Кольцо» - с необычной геоморфологией. Оттуда есть еще 2 тренинговых маршрута – на весь день и на 2-3 часа. Место достаточно популярно для экскурсий. Но мы ограничились «Кольцом», и двинулись дальше в сторону Верхнего Фиагдона по красивейшему Куртатинскому ущелью. Оно изобилует историческими и природными памятниками.
Неожиданно наткнулись на менгир. Ничего накопать про него не удалось кроме расплывчатой даты возникновения могильника 6-9 век
Кадаргаванский каньон
Занесите его в список «Это нужно увидеть!!!»
Одним из впечатляющих мест – реплика на норвежский Кьерагболтен. Вид на застрявшую в узкости каньона глыбу завораживает.
Особенно, если не поленится, и использовать азы скалолазания спустившись на дно каньона. Рядом есть небольшая платная тропа, но это чудо природы оттуда не видно.
Добавляет атмосферности и артобъект изображающий барса. Замысел отличный, но с воплощением подкачали.
Чуть дальше находится
Дзивгисская крепость (13-14 века) и святилище Уастырджи
В осетинской мифологии Уастырджи — посредник между Всевышним и людьми. Его изображают в виде старца в белой бурке. Считается, что он чаще других небожителей спускается на своем трехногом белом коне Авсурге на землю, чтобы узнать, помогают ли люди друг другу в нужде и горе.
С приходом в Осетию христианства древнее святилище в Дзивгисе неоднократно пытались перестраивать в христианскую церковь. А сам образ небожителя — покровителя мужчин — стал ассоциироваться у осетин со Святым Георгием.
Святилище было закрыто. В этом случае нужно обращаться к смотрителю, но мы не стали тревожить его своим любопытством.
Выше святилища находятся склепы фамильных захоронений. Их внутренность открыта для обозрения, но может шокировать слабонервных.
По крепости прикольно полазить, но там пустынно – время и люди оставили только голые стены.
Вид на правый берег Фиагдона и Скалистый хребет
Левый берег Фиагдона является склоном горы Кариукох с отметкой 3438 метров. Это высшая точка Скалистого хребта – в следующий раз есть план подняться на нее по тропе. Подъем около 2000 метров, на 8,5 км, средний по сложности.
Это вид с артобъекта «Башни Курта и Тага» - названный по имени братьев основателей здешних обществ. Относится к периоду 13-14 веков, когда с уходом аланов стал формироваться современный осетинский этнос.
В виду большого количества экскурсантов (и многочисленных свадеб), мы не стали подходить ближе.
Террасы на склонах – один из самых нравящихся мне ландшафтов. Толи чековые поля в прошлом, то ли взлетки инопланетян. Чаруют.
В этом месте мы свернули на гравийку, по направлению к Давгарсу. Дорожка, «так себе» грунтовая, «прифронтовая», с серпантинами, экскурсионными автобусами и ограниченными возможностями обгона. Проблема в том, что приближаться к впереди идущему транспорту ссыкотно – гравий из-под колес как пулеметная очередь. Но дорога с живописными красивыми видами.
Вот только поесть в пути не удалось. Туристическая инфраструктура явно отстает от туристского трафика. Ждать 30-40 минут чтобы поесть знаменитых осетинских пирогов не хотелось и свернув к горной реке устроили походную кухню за тоже время.
Даргавс – город мертвых
Хм... Несколько двухсмысленное пожелание
Достаточно популярная локация. Народу тоже хватает. Не стали особо задерживаться.
Интересна история возникновения этих захоронений. На настоящее время начало возведения относится с 14 веку. Но христианство в Северной Осетии утвердилось в 10 веке - в 916 году состоялось великое крещение Алании, а начало возведения византийских храмов датируется 9 веком.
Возникает противоречие – языческие обряды погребения и христианизированное население. Причина – падение Византии и нашествие Золотой орды. Гибель Византии не была одномоментной. Ее могущество стало ослабевать уже в 10 веке, и как следствие ее присутствие на Черном море и на Кавказе стало сходить на нет и, следовательно исчезала поддержка христианской веры.
В немалой степени на угасание христианства сказалось уничтожение аланского государства Золотой Ордой, завершил которое Тамерлан в 1378 году. Это вызвало мощный отток аланского населения. А оставшиеся племена, вытесненные в горы, возвращаются в язычество. Такое вот, многослойность причин и следствий. Возрождение христианства в Северной Осетии произошло в результате экспансии России в конце 18 века, но традиция захоронений по языческому обряду сохранялось и в 19 веке.
Странно, что местное население с утратой христианства не было обращено в мусульманство, как это произошло с большинством аборигенного населения Кавказа, а вернулось в язычество.
Кармадонское ущелье
Выбрали путь во Владикавказ через него – есть более прямая дорога, но в ремонте. В итоге после опроса автомобилистов про качество дорог решили еще раз посетить Кармадон, представляя более ли менее что нам уготовано
Следствием схода селя стало не только гибель людей – образовались заброшки в виду блокировки путей сообщения через Кармадонское ущелье. Странно видеть поселок с новыми, но пустыми домами.
Рядом с погранзаставой – заброшенный санаторий. Говорят, что собираются воскресить.
Отсюда начинается маршрут с восхождением на Казбек. Есть и более простой трекинг на Кармадонские ванны с подходом к ледникам Майли и Колка. Это 12 км от погранзаставы. Требуется погранпропуск.
Забавный случай: увидел стоящий на обочине экскурсионный автобус, тормознул узнать не нужна ли помощь. Оказалось, туристка попросилась «в кустики», а экскурсанты, высыпав на перекур из автобуса разбрелись по окрестностям и уже 30 минут не могут собраться.
Мы проехали по Кармадонскому ущелью в прошлом году – виды очень впечатляющие.
Туннели, забитые селевой массой, производят гнетущее впечатление – катастрофа не обошлась без жертв. И старые тунели ассоциируются с братскими могилами...
Новая дорога проложена без штолен, но кажется старая была более атмосферной. Видимо дорогу будут реконструировать, работает техника.
Ночевка у нас была намечена на въезде во Владикавказ со стороны Дигории. Мы прибыли засветло и еще успели мотнуться по городу в поисках газа для примуса.
В целом наш путь не был очень длинным, но получился очень насыщенным. Но конечно, планирую вернуться и больше внимания уделить трекингу.
Впереди Дагестан!
P.S. Исторические истории изложены в интерпретации автора по принципу «я так вижу» и не претендуют на истину, а всего лишь освящают в общих чертах исторические тренды и процессы.
Предыдущие материалы на тему нашего путешествия на Северному Кавказу:
Великая Кавказская тропа или от моря до моря по Северному Кавказу
Красиво!!!