Все мы хорошо знаем, что самое лучшее катание бывает именно тогда, когда удается приехать на горнолыжный курорт «под прогноз». Примерно так же думают те, кто катается на горнолыжных курортах штата Юта в США…
Это была мечта для тех, кто катается на лыжах в Малом Коттонвудском каньоне (Little Cottonwood Canyon - LCC): попасть сюда до того, как из-за снегопада перекроют дорогу и спокойно ждать, пока лавинщики сделают свою работу. А затем насладиться лучшим паудером без всякой толчеи на склонах – пока остальные страждущие ждут открытия дороги. Местные называют это «катанием в загородном клубе», что делает горнолыжные центры Alta и Snowbird легендарными.
Однако на прошлой неделе что-то пошло не так. Две снежных бури, одна за другой, закрыли оба курорта на два дня, с 6 по 8 февраля, и поставили всех гостей и персонал перед фактом: выезд отсюда был запрещен в течение 52 часов.
С четверга по субботу в LCC выпало около 20 дюймов (50 см) снега. В субботу, 8 февраля, Альта запустила свои подъемники. Сноубёрд не отставал, открыв в 10-20 утра канатную дорогу Mid Gad, а в 11 утра – подъемник Wilbur. По оценкам обоих курортов, в тот момент у них было около 1000 туристов.
«Думаю, что люди воспользовались коротким окном, которое позволило им в четверг спуститься в каньон», - говорит Брайан Браун, менеджер по маркетингу курорта Snowbird. В 11:38 Департамент транспорта штата Юта (UDOT) объявил, что доступ в LCC вновь открыт.
Однако отсрочка была временной. К 11:30 в воскресенье Alta и Snowbird объявили, что все лавинные очаги заполнены снегом. К 13:30 UDOT перекрыл движение в каньоне из-за заторов. Пробки также стали причиной закрытия Большого Коттонвудского Каньона на короткое время в субботу, перед открытием LCC.
Метеоролог Эван Тейер был одним из тех, кто оказался в каньоне перед закрытием дороги. «Все шло по плану», - говорит Тэйер. «Они объявили, что дорога, вероятно, будет закрыта на неопределенный срок. Таким образом, все, кто был в здании Goldminer’s Daughter, начинали праздновать и предвкушать эту идею ‘загородного клуба’…» По мнению Тейера, этот шторм был уникальным. «В нем просто было безумное количество влаги», - говорит он. «И это был очень длительный, постоянный северо-западный поток. Когда снег идет почти постоянно в течение двух с половиной дней, с высокой плотностью, это вызовет проблемы, но при этом влажность воздуха была фантастической».
Контрольная станция в Альте намерила почти 7 дюймов (17,5 см) водяного столба - количество воды, которое получилось бы, если бы весь снег растаял.
Этот теплый, влажный шторм пришел на смену другой нетипичной системы, поразившей Юту в воскресенье и понедельник, 2 и 3 февраля. Тот первый шторм принес 18 дюймов (около 50 см) на склоны Солт-Лейк-Сити, но всего лишь 7 дюймов очень легкого холодного снега в Alta. «Это был идеальный рецепт для нестабильного снега и лавинных проблем», - говорит Тейер.
Добавим сюда уникальную топографию каньона LCC, и ситуация станет еще более серьезной. У LCC есть 122 известных маршрута схода лавин, причем более 40 из них способны перерезать шоссе. По данным UDOT, дорога имеет один из самых высоких индексов лавинной опасности в Северной Америке.
Как и ожидалось, лавины пришли. 7 февраля UDOT сообщил о «мощной природной лавинной активности», в том числе о множественных слайдах, поразивших дорогу в Малом каньоне. Snowbird Entry 1 был похоронен под 9 футами снега (около 3 метров). Видео показало, как слайд пересек дорогу и ударил по двум парковкам в Альте.
LCC также обладает сверхъестественной способностью улавливать влагу из воздуха, который поступает со стороны северного соседа, Большого Коттонвуд-Каньона. По данным Национальной метеорологической службы, станция мониторинга в Альта зафиксировала 6,79 дюйма водяного столба, а все станции Большого Коттонвуд-Каньона - менее 4 дюймов.
«Если бы это был обычный снег, с нормальной для Юты плотностью, то его глубина составила бы около 100 дюймов (2,5 м)», - говорит Тейер.
Лавины, конечно же, не являются чем-то новым для Малого Каньона. Однако сразу оба курорта закрываются крайне редко. Фотограф Ли Коэн помнит день 2002 года, когда закрылись оба курорта. «Но это было всего лишь на один день», - вспоминает он. В марте 1983 года Коэн попал в снежную ловушку на три дня.
«Когда я был моложе, мы специально сюда приезжали, - говорит Коэн. - Но, чувак, когда ты становишься старше, то начинаешь избегать такого попадалова».
«Загородный клуб» в итоге получил свое – склоны и подъемники в конце концов были открыты для катания. Однако Эван Тейер решил, что будет ездить в Солт-Лейк-Сити, центральное расположение которого позволяет кататься сразу в 6 горнолыжных центрах.
фото: (с) Lee Cohen
Много снега - плохо. Кто-то сказал: хочешь снега, следуй за штормом. Не более, чем красивая фраза. Хочешь катания - беги от шторма! Лично меня этому жизнь научила. Большой снег - большие проблемы... Для хорошего катания снег должен подсыпать регулярно, небольшими слоями, на стабильной температуре и без ветра.