Именно для такой категории лыжебордеров и предназначается этот материал.
Итак, попытайтесь все попасть на лекцию. Анонсы обычно висят на станциях гондолки, в кассах.
ВАЖНО: внимательно изучите эту картинку.
На ней показана зона, в границах которой проводятся лавинные мероприятия и, давая добро на открытие гондольных дорог, лавинная служба гарантирует безопасность только в пределах этого района катания.
ВАЖНО: на станциях подъема висят информеры лавинной службы:
Они дают представление о степени лавинной опасности. Ниже расшифровка цветовой гаммы.
Степень опасности (цвет) |
Возможность схода лавин и их причины |
Рекомендации по катанию вне трасс или хели ски |
Рекомендации по катанию вне трасс или хели ски |
…Что… |
Почему… |
…Где… |
…Что делать… |
НИЗКАЯ (зеленый) |
Маловероятен сход естественных досочных лавин. Маловероятны лавины, спровоцированные людьми. |
В целом стабильный снег. Отдельные области нестабильности. |
Катание безопасно. Рекомендованы обычные меры безопасности. |
СРЕДНЯЯ (желтый) |
Маловероятен сход естественных досочных лавин. Вероятны лавины, спровоцированные людьми. |
Возможен сход досочных лавин на крутых склонах. |
Будьте осторожны на крутых, солнечных и наветренных склонах. |
ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ (оранжевый) |
Вероятен сход естественных лавин. Вероятны лавины, спровоцированные людьми. |
Вероятен сход досочных лавин на крутых склонах. |
Будьте крайне осторожны на крутых склонах. |
ВЫСОКАЯ (красный) |
Высока вероятность схода естественных и спровоцированных людьми лавин. |
Вероятен сход досочных лавин на разнообразно направленных склонах и разнообразных углах наклона. |
Не рекомендуется кататься по лавиноопасным склонам. |
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКАЯ (черный) |
Чрезвычайно высока вероятность схода повсеместных естественных и спровоцированных людьми лавин. |
Очень не стабильный снег и сход досочных лавин на большинстве склонов и углах наклона. Вероятны сходы больших лавин. |
Следует избегать лавиноопасных склонов и ограничиться пологими слонами, расположенными далеко от потенциальных зон выката лавин. |
С 2005 года на курорте произошло четыре случая попадания райдеров в лавины. Только один из них оказался смертельным (трамва головы). Это благодаря хорошему уровню организации лавинной и спасательной служб в Гульмарге и, начиная с сезона 2010/2011, возможности проведения спасательных работ с использованием вертолета.
Основная зона находится под ежедневным мониторингом иностранных экспертов-лавинщиков, которые открывают работу второй фазы гондолы только после проверки уровня безопасности сектора. В течение дня также местные спасатели постоянно курсируют в его границах. Для улучшения уровня безопасности руководство курорта наняло на работу высококвалифицированных международных экспертов по лавинной безопасности. Их задача — контроль уровня лавинной опасности, предоставление райдерам информации о текущих условиях и тренировка ски патрола (ski patrol). Самый главный лавинщик Гульмарга — Брайн Ньюман, начальник службы лавинной безопасности. Работы по ежедневной оценке безопасности снежного покрова осуществляются утром, до начала работы второй очереди гондолы для гостей курорта. Начиная с зимнего сезона 2008 года лавинщики, при поддержке военных, стали использовать (кроме визуального наблюдения и непосредственного контакта со склоном) взрывчатку в секторе обычного катания (ski area). Это позволило гарантировать не только потенциальную безопасность данного участка, но и фактическую безопасность склонов под нагрузкой сотен бороздящих целину райдеров. Еще раз повторю — только в секторе обычного катания (ski area).
ФОТО: Лекция по лавинной безопасности
ФОТО: Брайн Ньюман, готовится к обезвреживанию склонов
Мы специально встретились с Брайном Ньюманом, чтобы получить от него информацию, адресованную именно для слабо подготовленных лыжебордеров. Для лучшего запоминания мы основали эту информацию согласно принципа «Трех правил».
ВАЖНО: три правила, — что нужно делать райдеру обязательно для безопасности.
Брайн Ньюман: «Начнем с трех вещей, которым райдеры должны следовать. 1. Всегда кататься в группе. 2. Всегда планировать свой день с самого начала до конца, зоны катания, куда они собираются идти, свои спуски, экспозиции, которые они собираются серфить, погодные условия. 3. И последняя вещь, которую рекомендую обязательно делать – нанимать гидов».
ВАЖНО: вещи, которые нужно избегать райдерам и о нужно помнить постоянно.
Брайн Ньюман: «Не катайтесь в одиночку!».
«Прежде всего нужно помнить, что Гульмарг отличается от того, что вы имеете дома или на других горнолыжных курортах. (Он имеет в виду, что это не обычный цивилизованный курорт, с хорошей инфраструктурой и мощными службами спасения. Прим. автора.) Это удаленный горнолыжный курорт, находящийся в удаленной территории и обладающий ограниченным количеством ресурсов, в том числе для спасения и оказания медицинской помощи высокого уровня, которую необходимо применять в острых и сложных ситуациях. (Я бы сказал еще жестче — не расчитывайте на быструю и квалифицированную помощь. Прим. автора.) Таким образом, катание в Гульмарге, особенно когда вы выходите за границу зоны катания, то есть в зону бэккантри — это серьезный ответственный выбор. (Добавлю, вы должны осознать все риски, которые берете на себя и ответить себе — готовы ли вы к возможным экстримальными ситуациям. Прим. автора.) «Источник лавинной опасности может исходить из разных условий. Все эти факторы публикуются на сайте Гульмарга, на информационных стендах на станциях. (От себя могу добавить факторы, влияющие на лавинную опасность: это свободно переносимый снег, изменения в погодных условия и те слои, из которых формируется снежных покров. Прим. автора.)»
ФОТО: Так выглядят лавинные анонсы
ФОТО: Прогноз Брайна Ньюмана лавиной опастности с сайта gulmargavalanche.org.
И еще несколько советов от себя лично:
- не пытайтесь примкнуть к незнакомым попутчикам, группам для спусков по незнакомым местам. Встречаются абсолютно безбашенные люди, без лавинных девайсов, катающиеся по заведомо лавинным местах, словно на катке у себя во дворе.
- проявите жесткость и не берите с собой незнакомых вам катальщиков. Вам не известна их квалификация, умение и опыт безопасного катания, дисциплинированность, соотвественно неясны последствия которые может вызвать их поведение.
- при планировании длинных маршрутов ориентируйтесь на физические возможности слабейшего в группе. Бывали случаи, когда «путешественники» возвращались затемно. Передвижение в темноте — вещь не предсказуемая и в плане ориентировки и в плане травматизма.
- старайтесь контролировать не только движение своей группы, но и других. Особенно находящихся выше вас по склону. Случаи спуска лавины на группы не редки. И в случае возникновения такой ситуации имеет смысл пропустить эту группу или переместиться в более безопасное место.
- в группе должен быть один старший (гид), который адекватно оценивает ситуацию и которого все остальные беспрекословно слушаются. Все обсуждения маршрута прекращаются с первым шагом на маршруте.
Лично видел за 14 катальных дней несколько следов сходов лавин — как ветровых досок, так и мокрых. У знакомого засыпало лыжу спущенной другим челом лавинкой — два дня поисков, в том числе и с применением «бомбдетектора» безрезультатны.
Берегите себя! Объективно оценивайте свои знания и умения. Хорошего катания!
Гульмарг ждет вас!
Спасибо Брайну Ньюману за беседу и Саше Юрцеву (www.gulmarg.ru) за помощь в подготовке материала.