До недавних пор спортивные лыжи имели в передней части ширину около 85 мм и задней — около 75 мм. Лыжи для массового катания были на концах еще уже. В отличие от них карвы в передней части достигают 95-100 мм, в задней — 90. Некоторые модели могут иметь ширину до 110 мм. Поэтому по сравнению с обычными лыжами талия у них кажется особенно узкой, хотя ее абсолютная ширина в большинстве случаев почти не меняется (62-64 мм).
Для скольжения по дуге степень приталивания, определяемая относительными размерами передней, средней и задней частей лыж, очень важна. Геометрический контур от самого широкого места передней части через середину до самого широкого места на конце лыжи имеет форму дуги определенного радиуса. Он и задаст радиус поворота, который совершит поставленная на кант лыжа без дополнительных усилий со стороны лыжника. Это происходит при поворотах на кантах (резаных поворотах), совершаемых без каких-либо вращающих усилий и давлений. На практике действительный радиус поворота существенно отклоняется от этого значения из-за дополнительного прогибания лыж, которое зависит от степени (угла) закантовки и скорости (это уменьшает радиус поворота) и частичного бокового соскальзывания (оно увеличивает радиус поворота).
Существуют спортивные модели, у которых приталивание находится в умеренных размерах — такая «геометрия» строго соотносится с требованиями соответствующих горнолыжных дисциплин.
Вообще же параметры "талии" (ее радиус), кроме ширины носка и пятки, зависят от длины лыж. Если ширина носка и пятки сохраняется при разной длине, значит, чем короче лыжа, тем сильнее относительное сужение, а, следовательно — меньше радиус поворота и круче дуга. И наоборот. Все это влияет на технику исполнения поворотов, а также на области применения тех или иных приталенных лыж.
Таким образом, хотя все сильно приталенные лыжи называют карвами (to carve — резать, подрезать), все они очень разные. Мы уже говорили, что под карвингом сегодня понимается весь арсенал горнолыжной техники, осуществляемой при интенсивной поддержке боковых сторон приталенных лыж. Такое понимание открывает огромную область применения карвов: от первых ступеней обучения до профессиональных гонок.
Учитывая это, производители, выпуская ту или иную модель, не ограничиваются вариантами приталивания, а руководствуются всеми другими параметрами, определяющими поведение лыж на склоне. Как то: жесткость прогиба и скручивания, стабильность и устойчивость к вибрациям на скорости, амортизационные качества и пр. Так лыжные конструкторы приспосабливают характеристики своей модели к определенной целевой группе (см. ниже).
Однако, несмотря на определенную специализацию, большинство современных карвов, благодаря новым материалам и технологиям, являются универсальными в самых разных снежных условиях. Лучшие из них позволяют совершать беспроблемный переход от управления резаными поворотами к поворотам с частичным боковым соскальзыванием. Однако это требует своей, специфической техники.
Мощный вращающий импульс, получаемый за счет использования боковых сторон (кантования) приталенных лыж, тем интенсивней, чем сильнее и продолжительней закантовка лыж в повороте. Она обеспечивает:
- легкое и быстрое изменение направления,
- надежное сцепление со склоном,
- уверенный контроль скорости,
- хорошую езду по глубокому снегу.
И огромное удовольствие от чувства уверенного поворота — как по рельсе! — даже на низкой скорости.
Важной особенностью почти всех разновидностей этих лыж является их повышенная чувствительность, я бы даже сказал — реактивность. В первую очередь это касается широких лыж с малым радиусом поворота. Они чутко реагируют на любое изменение нагрузки, закантовки, смещения тела лыжника. Поэтому при освоении карвинга так важно научиться поддерживать стабильное положение тела над серединой лыж (центральная или средняя стойка). Чуть передозировал наклон вперед или назад — и, либо слишком круто идешь в поворот, либо лыжи буквально выскакивают из под тебя, теряя управляемость.
Учитывая эту особенность лыж с новой геометрией, конструкторы внесли в последние модели некоторые коррективы: пятка стала более узкой и жесткой, боковой вырез делают больше в передней части лыж, чем в задней ("два радиуса"). Но, так или иначе, все карвы в силу своей чуткости к нагрузкам требуют к себе деликатного отношения.
Юрий Ценин
Из книги "Горные лыжи без инструктора"