Середина ледника d’Argentiere (Grands Montets). Наши гиды связались веревкой и медленно исчезли в тумане в поисках безопасного пути. Альпснаряжение для спасработ было только у них. «А ведь нам настанет п… будет слегка трудно, если они оба упадут в трещину», - подумали мы. Дул сильный ветер, снег летел в лицо – в общем, была клевая экстремальная погода. В те редкие минуты, когда туман или облака, кому как нравится, слегка рассеивались, а точнее, их сдувало, перед нами открывался потрясающий вид на ледник и на окружающие вершины, а также на небольшие, большие и громадные трещины вокруг нас!
А всего неделю назад мы были в Москве, а две недели назад даже еще не планировали отпуск. Но свежие (всего недельной давности) воспоминания о поездке в Авориаз и третья кружка пива позволили принять единственно верное решение.
Организовали все сами, виза была, лучшие цены на билеты предлагал Свис эйр, на трансфер - Transcham, аппартаменты Триалет (Шамони Сюд) забронировали знакомые гиды, за что им большое спасибо! Рядом с аппартаментами расположен супермаркет Спар, остановка Шамони Сюд, подъемник в Белую долину.
Это были положительные моменты, теперь отрицательный: молодые английские алконавты во дворе. Алкорайдеров притягивали 2 английских кабака и супермаркет Спар, куда каждый уважающий себя молодой английский алконавт ходит в шортах и шлепанцах на босу ногу за водкой, чтобы потом орать всю ночь. Но наши окна выходили на другую сторону, и вид из окна был шикарный: Айгюль ДюМеди и даже, кажется, МонБлан.
На следующее утро лил дождь, трава была уже зеленой, градусов было значительно выше 0. Ощущение поздней весны в средней полосе России подчеркивали родные березки и елки, в обилии произрастающие в Шамони. Снега не было вообще:)
Из проверенных источников, стало известно, что снег точно есть в Ле Туре. Берем скипасс идем в Ле Тур.
Хорошие новости: Скипасс «Монблан анлимитед» теперь включает Курмайор и Вербье! Плохие новости: в Вербье можно только на такси.
21 марта. Козлятник (Le tour)
Ехать из ШамониСюд на скибасе с надписью Ле Тур, ехать до конечной. В этом «всегда солнечном месте» было тепло, влажно и мокро как в парнике. Не было только солнца. Видимость полностью соответствовала категории «молоко». Снег на трассах мокрый, вне трасс – лед. Покатали в естественном хавпайпе, съездили в Швейцарию, там рядом. От подъемника Tete de Balme красная трасса Belle place закрыта в связи с лавинной опасностью. Не поверили. Поехали. Зря не поверили! Лавина завалила половину трассы (завалила до нас еще). Большая. Откуда сошла не видно, все в тумане. Свалили оттуда быстро и по прямой. Покатали по лесу (под подъемником Tete de Balme) Везде по целине ехать плохо, снег мокрый и грязный, лыжи вообще не едут.
В целом Ле Tур достаточно открытое пространство, вся долина – большой сплошной оффпист, все видно с подъемников, подробно описывать смысла нет. Спуски на швейцарскую сторону по лесу также хорошо просматриваются. Но если уйти далеко вправо к резервуару, обратно влево к Tete de Balme уже не вернетесь.
23 марта. БиДэ. (Valee Blanche, Белая долина)
ИМХО, Белая долина, далее БД, – сильно раскрученный аттракцион для любителей экстрима.
Погода была отличная, яркое солнце, голубое небо, слегка морозно. Так что все, что написано ниже относится именно к этим погодным условиям.
Легенды БД:
1. В БД нужно идти только в обвязке (прокат 6 евро/сут, магазин альпснаряжения в Шамони) с карабинами, ледобурами, веревкой (40евро, в прокат выдавать запрещено, можно только купить, магазин тот же), бипером и гидом (300евро/сут, например от русскоговорящей фирмыYak and Yeti).
2. Наверху есть страшный узкий ледяной гребень, с которого все падают в обе стороны.
3. Спуск в БД занимает 4 часа не меньше.
4. Очень красиво.
Мы не решились стать «разрушителями легенд» и поэтому взяли в прокат беседку, купили веревку (динамическая, 8мм, 20м – около 40евро).
На самом деле, все в БД продумано для максимальной безопасности клиентов экстремалов. Гребень реально широкий. С двух сторон метровая (в ширину) тропа, которая хорошо ограждена. На ней вырублены во льду ступеньки, и такое чувство, что и специально снегом посыпано, чтобы клиенты по льду не скреблись. Упасть «за борт» крайне сложно. В общем, связывание всех клиентов-экстремалов веревкой и привязывание оной к гиду – это просто часть аттракциона.
Классический маршрут очень простой и соответствует красной трассе, не больше. Все укатано и раскатано. Пологий многокилометровый выкат больше подходит для равнинных лыж. Любителям оффписта следует опасаться трещин. Это, пожалуй, единственная и реальная опасность БД, особенно весной.
Слева от классического маршрута есть кафе, к нему длинный раскатанный траверс. Важно его не пропустить, чтобы потом пешком вверх не лезть.
Альтернативный вариант спуска: от кафе нужно чуть вверх потопать, а уже потом вниз.
На выкате помимо того, что нужно смотреть вперед (я чуть не заехал в трещину, заглядевшись по сторонам) нужно не пропустить слева лестницу к подъемнику.
Можно ехать и дальше, и спуститься к Шамони, но не весной. Бесплатный бонус, около лестницы искусственная пещера или как там она называется, во льду с интересной подсветкой.
Почему люди возвращаются из БД убитые (в хорошем смысле этого слова)? Конечно же не из-за тяжелого, сложного спуска, а из-за много-много-многометровой лестницы, по которой особенно приятно тащиться в ботинках и с лыжами. Далее подъемник и поезд-трамвай до вокзала в Шамони.
Итого: при устойчивой хорошей погоде классический маршрут - это просто красная трасса. Во всех остальных случаях, как и при катании по другим ледникам, нужен гид или альпснаряжение и умение им пользоваться.
Хорошая погода стояла 2 дня, потом подъемник на БД закрыли.
22, 24, 25 марта. Большая Мотня (Grand Montets, Гранд Монте)
Обширная зона офпист катания, большая часть которой просматривается с подъемников. Рекомендую бронировать подъемник Grand Montets заранее, очереди в час пик практически достигают эльбрусовских. Но оно того стоит.
Во-первых, наверху наблюдательная площадка с видом на Альпы, да именно практически на все Альпы, в хорошую погоду, конечно.
Mont Blanc рядом видно, конечно. Очень удобно, что там установлены фотографии с подписанными вершинами, не приходится гадать.
Во-вторых, самые клеевые маршруты оффписта. С подьемника можно ехать влево (взгляд из долины) по черной трассе Point de Vue & Pylones и забрать еще левее, далее опять вернуться на трассу. От подъемника вправо (взгляд из долины) лезем под заграждения.
И спускаемся вниз, по направлению к нижней станции подъемника Bochard. Осторожно, в леднике трещины!
От подъемника Grand Montets влево и далее вправо под скалу и вниз по леднику:
Да-да, именно в то место, которое было описано в самом начале. Осторожно, там действительно большие трещины! Без гида не рекомендуется! В итоге мы проехали этот маршрут без потерь.
От подъемника Grand Montets влево по черной трассе Point de Vue & Pylones немного вниз и вправо, не доезжая до ледника, влево вниз по крутым кулуарам (были очень жесткие, практически ледяные), выезд на ледник d’Argentiere.
Все спуски очень красивые. Выезд с ледника d’Argentiere пологий, очень важно не пропустить выезд траверсом на черную трассу Point de Vue влево!
В целом про март в Шамони
В деревне Шамони в марте дождливо, хотя иногда местами солнечно. На склонах внизу дождь, вверху снег. В общем мокро. Снег после обеда – мокрая каша по колено. Снег до обеда – 100% лед с рельефом той каши, которую намесили вчера после обеда. Это все про офпист, конечно, на трассах как всегда все хорошо.
Удачного вам катания!
Disclaimer: При катании вне трасс, необходимо иметь полный комплект противолавинного снаряжения, средства связи и первой помощи и уметь всем этим пользоваться; мед.страховку, покрывающую организацию спасработ вне трассы. Внетрассовое катание может привести к серьезным травмам или смерти. Все, что здесь описано, описано исключительно в ознакомительных целях. Все что вы делаете, вы делает на свой страх и риск, автор не несет никакой ответственности за ваши действия.
Автор: surgeon
Даты поездки: март 2010
Впервые опубликовано в блоге автора.