подготовлена специалистами Национальной Лигой инструкторов
Занятия с детьми отличаются от занятий со взрослыми прежде всего из-за физиологических, психологических и эмоциональных различий учеников. В процессе обучения нельзя забывать о том, что организм ребёнка находится ещё на стадии формирования. Это является причиной быстрой утомляемости детей и низкого уровня концентрации внимания, восприятия объяснения целиком (дети лучше реагируют на полный показ элемента) и отсутствия боязни скорости. Из-за того, что детское тело и психика ещё только развиваются, появляются и самые распространённые трудности, которые приходится преодолевать в обучении — сильная «задняя» стойка и излишнее кантование (которое приводит к быстрому падению или бесконтрольному движению с набором скорости).
Осваиваемые элементы и структура занятий (разминка, разминочный и заключительный спуски, перерывы, работа над ошибками) будут такие же, как в занятиях со взрослыми. Различия только заключаются в форме подачи материала, типе используемых упражнений и требований к их выполнению, а также более ответственного подхода к организации безопасности на занятии и необходимости общения с родителями.
Первые особенности занятий с детьми проявляются уже при подготовке к нему и требуют от инструктора следующих действий.
- Проверить готовность своего снаряжения.
- Подготовить «набор детского инструктора» (бумажные носовые платки, минимальный набор первой помощи, защитный крем от солнца и ветра, сладости (например, конфеты), парафин для улучшения скольжения, рацию или сотовый телефон, маленькую игрушку).
- Проконтролировать снаряжение и одежду ребёнка:
- соответствует ли снаряжение возрасту, росту и возможностям ребёнка;
- проверить регулировку креплений; сноубордистам нужно проверить стойку и при необходимости отправить родителей в службу сервиса;
- проверить, правильно ли надеты ботинки (родители, обувая ребёнка, в спешке путают правый с левым);
- для катающихся детей: жёсткость ботинок — ребёнок должен их свободно продавливать;
- проверить наличие и соответствие шлема, шапки, перчаток, очков; уточнить, был ли использован солнцезащитный крем;
- проверить соответствие одежды погодным условиям (предпочтение должно отдаваться курткам/штанам с хорошей мембраной, не позволяющей одежде промокнуть в течение дня/занятия);
- убрать всё, что может зацепиться (шнурки ботинок, шарфы, пояса, волосы (косички у девочек) и т. д.
- Провести работу с родителями ребёнка:
- спросить о возможных противопоказаниях, которые необходимо учитывать при проведении занятия (например, при заболеваниях эпилепсией или диабетом необходимо по возможности придерживаться более низкого уровня физической нагрузки);
- спросить разрешения на угощение ребёнка сладостями (во избежание аллергии);
- сообщить о месте проведения занятия в зависимости от уровня катания ребёнка;
- договориться с родителями о времени окончания занятия и месте встречи;
- обменяться телефонами на случай непредвиденных ситуаций;
- взять квитанцию об оплате (если таковая имеется).
Следующие особенности будут касаться непосредственно самого занятия: разминки и основной его части.
При проведении разминки стоит учитывать возраст детей: для 3-5-летних более эффективно предлагать основные движения через имитацию (например: инструктор обыгрывает сказку, сам всё показывает, а дети повторяют); для 5-11-летних можно выполнять основные разминочные движения (обыгрывая их) и проводить эстафеты; для 11-16-летних используются игры или развлекательные упражнения для создания непринужденного общения.
При организации процесса обучения в основной части помимо пожеланий ребенка и его родителей по-прежнему важно учитывать его возрастные особенности: его физические, физиологические и психологические особенности. Это важно для выбора стиля общения с ребенком, формы подачи материала и вида упражнений, включая вспомогательный инвентарь, а также вариантов перерывов между упражнениями. Порядок освоения элементов будет общим в соответствии с методикой обучения катанию на горных лыжах или сноуборде. Отличаться будет требование к качеству их выполнения. Чем младше ребенок, тем меньше требуем, но начиная с подросткового возраста (или в зависимости от целей ученика) можно предъявлять требования к качеству как к взрослым.
Общие рекомендации к построению основной части занятия в зависимости от уровня катания будут следующими:
- для начинающих: работать согласно методике обучения с учётом возрастных особенностей ребёнка;
- для совершенствующихся:
- расспросить родителей об уровне катания ребёнка (здесь важно учитывать, что оценка успехов ребёнка делается (чаще всего) не профессионалом);
- провести тестовый спуск (для начала лучше использовать более лёгкий склон; спуск рекомендуется делать при родителях, после чего кратко рассказать им, над какими техническими моментами стоит поработать и на каком склоне (склонах) будет проходить обучение);
- далее работать согласно поставленной цели занятия и в соответствии с методикой обучения, с учётом уровня катания и возрастных особенностей ребёнка;
- не забывать про перерывы: для 3-4-летних детей — обязательный перерыв через 30 минут (может быть в форме чаепития, игры в снежки, строительства крепости; можно покататься на карусели или пойти посмотреть что-то интересное на территории ГЛЦ); для детей постарше делать 1-2 спуска с упражнениями в игровой форме (подходит детский фан-парк, по буграм и др.).
После окончания детского занятия от инструктора потребуется выполнение следующих действий:
- нужно обязательно поблагодарить ребёнка за занятие и похвалить за его реальные достижения (рекомендуется сделать это при родителях, так как для ребёнка важно показать, что он хорошо поработал, а родители смогут им гордиться);
- необходимо рассказать о достигнутых успехах ребёнка, пусть даже небольших, а также кратко указать на основные моменты в технике катания, над которыми стоит дальше работать (при желании родителей сразу договориться о дате и времени следующего занятия).
Читайте в следующих статьях: «Возрастные особенности развития детей», «Варианты детской анимации», «Правила подъёма с детьми на разных типах подъёмников», «Правила обеспечения безопасности детей на занятии.
До этого в 3 года его выгнали из школы в Аспене, там он просто вообще наотрез оказался выходить на склон, а они не попытались его заинтересовать, просто бросили, наверное подумали "вот дикий русский ребенок".
И сложилось у меня впечатление, что детские гиды любят работать только с удобными детьми. А с неудобными и не умеют и не любят, и языковые барьеры тут непричем.
Короче, сам тренирую, и он уже гоняет по зеленым и синим, причем на лыжах которые в его рост))