Чему бы вы не учили ребенка, нужно знать, что всегда дело портит богатство выбора. Если есть телевизор, зачем читать книги? Если есть чипсы, зачем есть суп? Если есть подъемник, зачем идти пешком? Если есть простой «нестрашный» склон, зачем уродоваться на буграх? Если половина людей вокруг не катается, почему я должен это делать? Но если все вокруг говорят на другом языке, приходится этот язык выучить. Если все идут с рюкзаками, глупо ожидать такси. Если все на лыжах, то… я, на худой конец, на сноуборде.
Чегет плох и одновременно хорош полным отсутствием сервиса и «развлекалочек», которые могли бы отвлечь ребенка от главного – катания на лыжах. Ну, нет там игровой комнаты – хорошо, значит, или катайся, или спи на лавке, все равно домой раньше четырех никто не пойдет. Такая ситуация неудобна взрослым, но очень полезна для детей! Когда малыш видит, что все, абсолютно все делают одно и то же, вряд ли он станет бунтовать. А когда его вытаскивают на детскую горку, где «нормальные дети» на санках катаются, а замерзший и раздраженный папа не может понять, почему «трехлетний пацан сразу не зажег», возможен бунт. Только когда все вокруг, «весь мир» делают что-то в свое удовольствие, малыш захочет в этом участвовать.
У маленьких детей нет воли. Поэтому сознательно нагружаться через силу ребенок не захочет, а при первом испуге решит прекратить начатое дело – это нормально. Но вы в силах помочь ему не остановиться перед трудностями, а показать, что они преодолимы. И не потому что «так надо», а потому что «понимаешь, мы попали, гора все не кончается, надо же выбираться отсюда!». Вы можете научить его, как свое «не получается» и «боюсь» победить или перехитрить. Это безграничное поле для родительской фантазии, а лучше всего помогает в этом деле отсутствие «пляжной» альтернативы.
Так как же все-таки их учить? Точно так же, как учат плавать трехнедельных младенцев, бегать – годовалых, говорить – полуторагодовалых. Словом, никак не учить, а стать образцом и создать условия. Если все время молчать, ребенок не заговорит, если не подпускать к воде – не поплывет. Маленькие дети учатся в состоянии свободы. И гора эту свободу дает, а еще дает ощущение полета. Ведь у трехлеток нет страха. А как им повернуть или остановиться, они сами догадаются - наша задача подстраховаться на случай ошибки. Поэтому я свою меньшую дочь катаю по Чегету на веревке – чтобы далеко не улетела. А из нормативной лексики говорю только «поехали» и «пора поворачивать». Что тут еще скажешь?
Написанное здесь нельзя считать инструкцией, и упаси Бог - образцом для подражания. У тех, кто профессионально обучает детей горнолыжному катанию, у людей, в педагогике понимающих, мой опус вызовет бурное возмущение, а в лучшем случае - снисходительную улыбку. Однако я не доверяю своих детей инструкторам. Почему? – так сложилось.
Волен. Таньке три с половиной года, катаемся «за палочку» с общей горки. Неудобно, опасно, но едем: «Все же едут, иного пути просто нет»… Однако мешает слишком привлекательная учебная горка. «Хочу на учебную горку, там маленький подъемни-и-ик!» - «Туда без инструктора не пускают». «Давай инструктора-а-а!». O’key, хотя и дороговато - на коньяк теперь не хватит. Вверяя ребенка вполне благонадежной тете, я предупреждаю: «Девочка сама не поворачивает и вообще не тормозит, научите как следует, а то мы люди темные…». Пью глинтвейн, смотрю, дед снимает на видео. Таньку завозят наверх и за палочку спускают вниз несколько раз, позволяя свободно двигаться только на выкате.
На очередном спуске ребеночка вдруг отпускают сверху в свободный полет… ой, рановато, да они там знают, как надо… Танька набирает обороты и несется, как неуправляемый снаряд, но горка маленькая, ничего… Ой, что-то быстро она едет, перестаю пить глинтвейн… А внизу посреди склона стоит мужчина (ученик) в типичной г/лыжной позе и беседует со своим инструктором. А наша-то тетя наверху, она и не думает ловить девочку… Шмяк! Точное попадание лбом в крепкий мужской зад, удар затылком о жесткий учебный склон, вылет между ног испуганного «чайника», вспышка на солнце желтых скользячек, носочки лыж попадают точно в пах, ну да нечего тут стоять… А ребенок был без шлема и сильно ударился головой. Надеюсь, обошлось. Я же предупреждала, что она не тормозит! Резюме пострадавшей: «После того упада к инструктору не пойду».
Приэльбрусье. Раннее утро. Рафик печально катится вниз по ущелью. Маленькие пальчики в четыре руки трут запотевшее стекло, чтобы «наглядеться напоследок». Две загорелые моськи обильно омываются горючими слезами – уезжаем! Одной моське едва исполнилось пять, другой через месяц будет два. Почему они плачут? Неужели они что-то понимают? Ведь было так трудно, на склоне они кричали: «Никогда больше!» и швыряли на снег «дулацкие лызы»! На них непедагогично орали родители и порой откровенно покупали шоколадкой очередной спуск. От их слез на «среднем юге» образовался хороший крепкий наст… Но они плачут, как взрослые, и пытаются сочинить какую-то песенку про вершины-долины-лавины.
А всего десять дней назад был первый спуск. Таньке - пять, в горах первый раз. «Выкат? – не, там нет подъемника, поехали, где все катаются. – Правда что ли поедешь? – Да. – Точно? Передумывать будет поздно. – Поеду. – Тогда не разгоняйся». Больше никаких объяснений не было: что там объяснять пятилетнему ребенку, все равно по сторонам смотрит и ничего не слышит, да еще в шлеме, как в танке. Сопровождающих двое – мама то впереди («вот так попробуй!»), то сзади («да что ж ты делаешь…»), и дед на 20-30 метров ниже, готовый выступить в роли улавливающей сетки. Он еще пытается снимать. А снимать-то нечего, все безобразно.
Проезжающие сочувствуют, посмеиваются, подбадривают, кто постарше, в воспоминания ударяются или советы дают, а мы едим шоколад на каждом побежденном бугре и настойчиво движемся вниз. Больше все равно некуда! Спуск занял три часа, но ощущение победы детеныш запомнит на всю жизнь. А внизу нас встречают, как олимпийских чемпионов, криками «качать!» и брызгами шампанского, щелчками фотоаппаратов, интервью, чипсами, обещанием ночью пойти на концерт в Чегет… Вот она, слава! А техника приложится.
Для совсем маленьких детей чегетское катанье - не что иное, как прохождение сложного туристского маршрута. По пути можно сделать привал, поесть, набрать шишек под сосной, рассмотреть рододендроны на проталине, порисовать на снегу, попеть, поговорить… Вдумчивый родитель, подарить все это ребенку можешь только ты!
Технику поставят в спортивной школе, образцом для подражания станет чемпион страны по фрирайду, но это потом. Сначала – любовь к горам, которую в этом возрасте способны привить только вы, если, конечно, хотите. Тогда на несколько лет вам придется оставить зажигательные спуски и вальяжные посиделки и влезть в шкуру вашего дитяти. Вам придется кататься, гулять и вообще жить в горах в режиме своих детей. Как ни странно, это вполне совместимо со счастьем! Маршрут ребенка начинается со ступенек лыжехранилища, а заканчивается сном на скамейке в сугробе. Родитель же в конце дня чувствует себя покорителем Эвереста.
Такие люди встречаются, но очень редко. Инструктор на Чегете – это очень серьезно. Этот человек не может быть случайным в жизни ребенка, это, как минимум, кумир. А родители доверяют ему, как самим себе. Отношения с ребенком у инструктора могут быть только настоящие, личные, и дело здесь не просто в технике безопасности.
Дело в безопасности вообще: в горах может сложиться такая ситуация, когда послушание вплоть до мелких движений станет жизненной необходимостью. Инструктор должен чувствовать ребенка и доверять ему, ребенок – верить в своего покровителя и тоже безгранично ему доверять. А еще реагировать на тон и слушаться беспрекословно! Только в этом случае удастся избежать трагедии в непредвиденной ситуации (зависла канатка, сверху несется идиот, заехали на опасный склон, потащило вниз…). И только при определенных отношениях с наставником ребенок справится со страхом и решится на подвиг. Если подвиги вам не нужны – переверните страницу, этот текст не для вас.
Жаль, что многое из того, что удается пережить, не попадает на видеопленку – получился бы триллер. Но подобные съемки могут быть только постановочными, «вживую» такое не снять, потому что когда вы находитесь внутри этого кошмара, вам не до видео. Самый нервный аттракцион – канатка. Сели вместе, мама зажимает в кулак веревку, которой обмотан ребенок – намертво! «Не снимай варежки, уронишь!». «Не надо трогать лыжами ветки!» - даже страшно себе представить, что будет, если лыжка зацепится… Если над «долларом» вдруг остановят канатку, маленькое тело, если его не держать, вылетит из кресла, ведь дитё сидит расслабленное, нередко спит.
И еще хохма. Как высоко над «долларом» и насколько несподручно искать то, что упадет в ущелье, знают многие. Едем, красота, пеcни поем, трехлетняя Надька болтает ногами. Вдруг вижу, что одна нога на целый ботинок длиннее другой! «Стой! Замри!» - пытаюсь дотянуться до «длинной» ноги, а она все удлиняется на глазах… Оказывается, ботиночек давно расстегнулся и существует отдельно от ножки (и лыжа, конечно, тоже), а держится эта конструкция только на резинке брюк, зацепившейся за клипсу. Еще одно движение, и мы приедем наверх без лыжи и без ботинка – в одном носке. Это будет непоправимо – туда, куда улетит лыжа с ботинком, только зверюшки доберутся. Дитё послушалось и замерло. Одной рукой хватаю ботиночек, другой пытаюсь не уронить четыре палки и рюкзак. Получилось! Холодный пот…
Жизнь, наверное, хорошая штука… «Мам, а расскажи что-нибудь!»... Впереди в кресле целуется пара, никаких забот!.. Но мы уже подъезжаем к «палубе». Это у взрослых ноги касаются пола, а ребенок должен спрыгнуть под движущееся кресло прямо в лыжах, не упасть и моментально отъехать в сторону. И, конечно, никаких «улыбчивых» канатчиков поблизости не видать. Готовимся заранее: «Ты направо, я налево, повтори!» - повторяет и… делает все наоборот. В результате мы вместе валимся под кресло, я получаю по башке железякой… Наконец, подъем позади, в кафе играет веселая музыка, пахнет хичинами. Почему так хочется выпить? А ведь мы еще никуда не ехали!
Он все делает и чувствует, как вы, даже если это не входит в ваши планы. Поэтому успех на 100% зависит от ваших действий, чувств и отношения к предмету. Если вы катаетесь технично, можно смело советовать «делай, как я». И даже в этом случае стоит обращать внимание ребенка на тех, кто катается лучше – грамотно и красиво, а такие люди на горе всегда есть. Неплохо заметить, что вы сами мечтаете вот так научиться - тогда ребенку наверняка захочется в этом деле преуспеть. Ведь чему бы ни учился детеныш в этом нежном возрасте, он думает и делает, как вы. Если, конечно, ему это по силам.
Очень тонкий момент – рассчитать дозу экстрима, чтобы и жизнь медом не казалась, и удалось чего-то достичь, и желание не пропало. Маленьким детям свойственно останавливаться перед первой трудностью, и если мама (папа) идет на поводу у детского упрямства или всего боится, ничего не выйдет. В то же время, если безумные родители перегнут палку или не предоставят должный стимул в виде, прежде всего, своих восторгов и горячей любви, а также вкусностей, кино и прочих наград, в ребенке может сформироваться стойкое сопротивление. Ведь катанье в больших горах - это, действительно, трудно.
Тем не менее, детки быстро забывают синяки, усталость, страхи и слезы. И если вечером он вопил, что кататься не будет никогда, утром картина может быть более оптимистичной. Если же малыш и утром упрямо отказывается идти на гору, вспомните, когда в последний раз у него был день отдыха. Идеальная схема – два дня катанья, третий – просто прогулка. И еще верный признак перегрузки – глупые падения на ровном месте с самого утра. Тогда час-полтора гуляете в лесу и идете спать. Заканчивать «катальный» день нужно на хорошей ноте, чтобы успех запомнился. А вечером будет не лишним в компании взрослых фанов прославить горнолыжные подвиги своего маленького героя или тем паче героини-принцессы.
Приходилось привязывать дитя к скамейке у кафе и просить случайных знакомых присмотреть, отправляясь на поиски старшей, которая за два года «заматерела» и катается одна. Ведь сбиться с пути, заблудиться на склоне, если на него внезапно опустилось облако, ничего не стоит… Приходилось раздавать подзатыльники за самодеятельность при переходе через горную речку (не зря на детей одевают шлемы!). И часто приходилось кричать…
Но вот первое утро дома. У Надьки день рождения – ей исполнилось два года. Она растерянно трет сонные глазки и разочарованно оглядывается вокруг: «Не-ет, хочу в длугой домой! – Какой еще другой? – На поляну Чегет!». Потом видит «подарочные» чегетские чуни, вязаный свитер и расплывается в улыбке: «Это чегетская баба Яга прислала!». Да-да, на Чегете есть своя баба Яга, она добрая, к ее ступе прикреплен сноуборд, а в руках – сломанная лыжа. Если на горе поземка, это значит, что баба Яга гоняет по Чегету ленивых детей.
Другие статьи автора на сайте:
1. Плохая лыжа
2. Поднятая целина в штате Вашингтон или феномен Эль-Ниньо
Автор: Наталья Русакова |