Продолжение серии "Цап-царап" с американского ресурса."
Так как рано или поздно, каждый из лыжников, от новичка до эксперта, может почувствовать под ногами ледяную корку или плотно утрамбованный снег, то, пожалуй, всем будет полезно услышать советы эксперта - как же безопасно кататься на лыжах в таких условиях.
Мартин Хекельман, известный во всем мире как Mr. Ski Tips – инструктор и демонстратор серии видео на DVD «Ski Tips», а также одноименного приложения для смартфонов - сейчас базируется в Валь д'Изер, Франция. Его детство-отрочество-юность, а также начало инструкторской карьеры, прошли в горах на северо-востоке Соединенных Штатов Америки.
Всё это должно убедить нас, что перед нами эксперт в области горнолыжной техники.
Когда и где возникают ледяные условия
Вот несколько причин, по которым мы это имеем. Снег, выпадающий на небольшой высоте, обычно очень влажный и легко превращается в лед, когда температура опускается ниже нуля. Это также верно и для большого слоя искусственного снега.
Особенно весной, на большой высоте, под полуденным жарким солнцем снег тает. Но он опять замерзает, оказываясь в тени, или же за ночь, когда температура падает. Еще один фактор, который следует учитывать: ветренные бури сдувают рыхлый снег, открывая очень твердые или обледенелые поверхности.
Правильно настроенные лыжи
Если канты ваших лыж затупились или заржавели, то это ухудшит вашу способность поворачивать или останавливаться на льду или плотно утрамбованном снегу. Поэтому рекомендуется сохранять канты лыж острыми и без заусенцев. Заточить или подправить свои лыжи несложно, и немного попрактиковавшись, вы сможете поддерживать их в идеальной форме. Важно ежедневно проверять канты лыж на наличие заусенцев или вмятин, особенно, если вы недавно катались на лыжах по льду или твердому снегу.
Измените свою лыжную стойку на льду или на жестком склоне
Острых кантов лыж еще не достаточно: необходимо принять правильное положение тела для лучшей закантовки с тем, чтобы у лыж не было шанса выскользнуть из-под вас. На льду вам нужно располагать тело по центру лыж для удержания кантов в контакте со склоном, но при этом вы сохраняете равновесие при движении по льду.
Чтобы принять это положение, опустите бедра к склону и, сгибаясь в талии, наклоните верхнюю часть тела по линии падения склона. Это движение помогает воздействовать весом вашего тела больше на внутренний кант внешней лыжи, при этом всей площадью ступней вы опираетесь на склон.
Лучшее положение тела для управления лыжами на льду напрямую зависит от типа лыж, используемых вам: наличие твин-тип, ширина лыж, величина размера бокового выреза, длина лыж и соответствие последней весу вашего тела. Со всеми этими переменными необходимо попрактиковаться на некрутом жестком или обледенелом склоне. Принимайте разные положения тела в стойке, описанной выше, пока вы не найдете «золотую середину» уверенного контроля.
Особые советы от Мартина
Если вы практикуете узкое ведение лыж, то на льду поставьте их немного шире - для большей устойчивости. Но не очень широко - чтобы не возникли проблемы с переносом веса тела на внешнюю лыжу.
Если обледенелая зона - это всего лишь небольшой участок, и далее вы видите мягкий снег - преодолевайте этот участок, просто сохраняя равновесие, а поворот осуществляйте уже на мягком снегу.
При остановке на льду не пытайтесь резко остановиться, внезапно вонзив канты в лед. Вместо этого начните остановку с бокового соскальзывания, постепенно снижая скорость, до полной остановки, слегка загружая канты лыж.
Безопасного вам катания и помните, что мы, на северо-востоке США, не говорим "лед», для нас это - «громкий паудер»...
Такое впечатление, что автор американского ресурса в 80-е годы катался на ближних чегетских югах. Там в марте с утра возникали ледяные линзы, способ борьбы с которыми на лыжах "Полспорт" (да еще изрядно тупых) бал один: юзом наискосок до ближайшего пятачка с шершавым снежком, на котором можно было даже не повернуть, а просто перепрыгнуть… А дальше опять юзом. И так далее. Но такой способ возможен на относительно ровных местах. А вот здесь…
На дай бог убраться на ледяных буграх. Однажды я сподобился с утра пораньше – на самом верху второго Чегета, на дальних правых буграх. Остановиться там нереально – учитывая тогдашние шмотки из неимоверно быстрого материала типа «болонья». Финишировал в маленьком лавинном заборчике ниже «Ая». Волшебные воспоминания об этом спуске живы до сих пор.