Одна из главных целей любого высококвалифицированного специалиста – привить любовь к спорту через грамотную технику, которая сохранит и приумножит здоровье, сформирует культуру катания.
Благодарю вас за "+" к предыдущей статье, продолжаю тему про детей – в этот раз о тех, кому ничего не надо и которых довольно сложно оторвать от гаджетов, а уж тем более отправить кататься на горных лыжах. На этот раз для написания текста привлекла моего друга, дипломированного, практикующего психолога, Рустама Набиулина и вместе мы хотим помочь родителям увлечь свою детвору чем-то новым.
Сейчас речь пойдет о тех детях, кому запрещено рассказывать про физическую боль и любого рода напряжение, трудности, работу и преодоление. Они действительно впечатлительные и весьма находчивы в том, чтобы ничего не делать, а еще часто успешно манипулируют родителями, поэтому отличный метод – направить их к тренеру, который найдет подход. Проговорить про "нелюбовь" к физическим активностям специалисту важно, а просьба "увлечь" даст понимание цели. Важная деталь организации работы с такими детьми – ассоциативно-игровая форма занятия.
Чаще всего такая работа автоматически идет с детьми 2-4 лет. Они не перенапрягаются, малейшее подкашивание ножек от усталости им, возможно, не очевидно, и они будут готовы покорять вершины еще и еще, а специалист заметит сразу и прекратит занятие, возможно, продлит на 1-3 спуска, в зависимости от программы обучения, целей, а также прогноза погоды на ближайшие дни. Очень важно хорошо знать своего ребенка, чтобы создать для него располагающую, комфортную атмосферу, в которой ему будет спокойно и интересно, а не тревожно из-за вашего недовольства. Вы буквально создаете новую историю, пишете для него увлекательную сказку.
Для этого необходимо выяснить не только, что увлекает ваше чадо, но и каким образом оно готово это максимально эффективно воспринять. Например, ваш ребенок любит вызовы и достижения или, напротив, не стремится к конкуренции, но хочет все сделать правильно и точно. Одним нужна мотивация в виде похвалы и восхищения, другим – в виде награды, которую можно подержать в руках, третьим просто нужны четкие и понятные инструкции на их, а не на вашем взрослом языке. И в эту историю мы постепенно добавляем лыжи, попутно отслеживая темп, в котором ребенок готов тренироваться, моменты, когда тренировку можно продолжить через силу, а когда совершенно точно закончить, а также понимая, зачем это нам - родителям.
Иными словами, формируем такую таблицу:
- Эффективная мотивация |
- Темп и форма работы |
- Основной канал восприятия моего ребенка |
- Интересы и увлечения моего ребенка |
- Мои цели и мотивация как родителя |
Пример для наглядности.
- Я родитель и хочу, чтобы мой ребенок занимался горными лыжами. Для себя я понимаю, что это, с одной стороны, опасный спорт, с другой, свежий воздух, отличная координация и любовь к экстриму. Я не заставляю ребенка пахать до олимпийских медалей, но, если дело пойдет, я готов его поддержать.
- Моему ребенку нравится читать про животных и играть в конструктор, поэтому мы изучаем флору и фауну горной местности и конструируем спуск с учетом всех требований безопасности.
- Мой ребенок лучше воспринимает на слух, поэтому перед началом тренировки мы все проговариваем и запоминаем, что-то он может выучить наизусть.
- У него не самая лучшая концентрация, поэтому мы делаем небольшие паузы между упражнениями, чтобы сместить фокус и подойти к следующему спуску во всеоружии.
- Итак, мы договорились, что мой ребёнок попробует позаниматься 3 месяца, если у него будет получаться, то он получит новый конструктор и экскурсию по горам, где можно увидеть каких-нибудь животных, перед каждым спуском мы будем повторять нужные инструкции, при этом я обещаю, что не буду заставлять его делать то, что он точно не может.
Далее вы приходите на гору и
а) катаетесь сами с ребенком
б) отдаете тренеру, предварительно рассказав, о вашей договоренности.
Если вы катаетесь сами, то рассказывайте конкретный план действий: куда поедете, чем займетесь, какие красивые деревья вокруг, какие интересные снежинки, солнце, в идеале, если у вас будет целая игра с невероятными приключениями, а в конце найдете клад.
Если подберется веселая компания, то катание будет увлекательней, а новые друзья могут стать еще одной мотивацией. Но не факт, необходимо пробовать разные варианты и следить за реакцией ребенка, спрашивать его, что ему понравилось, а что нет.
Стоит ли говорить о качественной отработке техники в этом случае? Нет, качество будет страдать, но накат повысит общую выносливость. Конечно, в игровой форме такие базовые элементы, как перенос веса тела и контроль скорости, отрабатываются, вертикальная и сгибание в голеностопе будут развиваться не так быстро как при индивидуальной работе. Чем старше будет становиться ребенок, тем проще будет договориться о более серьезной работе над техникой. И помним, что ошибок нет, мы не ошибаемся и это нормально, что у нас не все получается с первого раза, ведь мы учимся красивой технике постепенно - это важно учитывать в обучении с любыми детьми и взрослыми .
Необходимо в конце тренировки похвалить, отметить, как круто, что вы выбрались покататься на горных лыжах, вспомнить о совместных позитивных эмоциях – позитивный эмоциональный момент вашего совместного времяпрепровождения.
С другой стороны, никогда не поздно задаться вопросом: "Может, и не надо заставлять делать детей то, что им не хочется?" Занимаются они своим любимым делом, и Бог с ними, но если у него увлечений нет совсем, то рекомендуем обратиться к детскому психологу и быть готовыми, что меняться придется в том числе и вам. Есть шанс, что даже если увлечения появятся, то это могут быть не горные лыжи.
В предыдущей статье часть читателей была готова меня распять за впечатлительных детей, к которым суть текста отношения не имела. Слава Богу, адекватна и прекрасно знаю, что все дети разные, а не гребу их в одну кучу.
Компетентный специалист пресекает опасные для здоровья и жизни действия ученика. Кто-то, конечно, может продолжать смотреть на бесстрашие и отвагу несущегося напрямую по склону ребенка в задней стойке, никто не запрещает. А у меня работа такая, решать или предотвращать опасную ситуацию. В защиту себя в прошлом тексте отмечу, что лично я была из тех детей, кто был именно безбашенным. Если взрослые начинали со мной "сюсюкаться", то скорее ставила под сомнение доверие к их компетенции. Но у меня были имено тренеры из профессионального спорта как Дрозд А.Г, Тальянов В.И., которым мы смотрели в рот с уважением. Мне очень нравилось прыгать на скорости по нарытым буграм, которые образовывались, если долго не "топтали" трассу. На горке, где училась кататься, ратраков не было и, переодически, вместо тренировки, мы выходили на склоны, срезали такие бугры, а потом "утаптывали" лыжами. Один раз допрыгалась до сильного растяжения связок, пропустила первенство области, где хотела выиграть, пару недель просидела с забинтованной ногой, смотрела олимпиаду и вязала спицами шапку. Было уныло. К сожалению, ранее никто не рассказал, что от горных лыж бывает больно, а мне хватило одного раза, чтобы начать изучать их с точки зрения науки. Поэтому, я теперь из тех людей, кто скорее окажет первую помощь на склоне, а не впадет в панику или вовсе отсидится дома. Очень четко в предыдущей статье подчеркнула, что история с переломами для предупреждения детей применима лишь в крайних случаях.
У меня нет цели понравиться читателям, и не должна соглашаться со всеми, особенно, после приобретенного опыта в работе и отучившись на два высших педагогических диплома. Я рада, если люди извлекают пользу от общения и чтения. Надеюсь, после данного текста, ваша жизнь станет еще лучше и радостнее.
Благодарим за внимание!
Мальчик на видео тоже.