+42

Остров-призрак (Земля Санникова)

MaxL Лента автора 14 Августа 2013 (15:43) Просмотров: 3239 54


Не совсем четко понимаю, для чего я публикую эти записи именно здесь, ибо тема — отстраненная от основной тематики сайта и, скорее всего, мало кому интересна.

И все же. Уж коль я начал, то надо и закончить.

Записи получились «суховатыми», поскольку я не стал описывать собственные мысли-чувства и переживания, возникшие по ходу этой экспедиции… Может быть, когда-нибудь, но не сейчас…

 

1902 год. Арктическое побережье. Море Лаптевых. Известный исследователь и первооткрыватель Эдуард Толь возглавляет очередную экспедицию в поисках таинственного острова, который, по его мнению, является частью большого арктического материка — Арктиды. В проливе между островом Бельковского и Большим Котельным шхуна «Заря», возглавляемая Толем, зажата суровыми льдами и кажется, что очередная попытка отыскать остров-призрак терпит неудачу. Эдуард Толь, одержимый поиском, предпринимает отчаянную попытку. Он и два добровольца (фамилии) снаряжают собачью упряжку, покидают шхуну и направляются в сторону острова Бенетта, входящего в архипелаг островов Де Лонга. Сейчас, в наше время, трудно себе представить, насколько смел и в то же время безрассуден был этот поступок, где процент удачи был кране мал, а на карту была поставлена жизнь, — жизнь во имя Арктики. То, что случилась в дальнейшем, неизвестно. Но в 1903 году молодой лейтенант морского флота Александр Колчак, являющийся членом той самой экспедиции шхуны «Заря», на свой страх и риск организует спасательную экспедицию по поиску Эдуарда Толя и его товарищей. Он немногий из тех, кто верит, что члены экспедиции живы, что они дошли до острова Бенетта и нуждаются в скорейшей помощи.

Понимая, что, когда дойдут до крайней точки острова Котельный, путь преградит Великая Сибирская Полынья, являющаяся естественной и самой сложной преградой по пути к предполагаемому зимовью Толя — острову Бенетта, Александр Колчак намерен довезти по льду и суше острова морской бот. И единственным средством передвижения этого бота являются собаки. Имея более ста собак, спасательная экспедиция под руководство Александра Васильевича Колчака направляется к северной оконечности острова Котельный — мысу Анисий…



Прошло ровно 110 лет и наша небольшая экспедиция под руководством  Германа Арбугаева, состоящая из пяти человек, решила повторить тот памятный маршрут Александра Колчака, имея в запасе всего 22 собаки и не имея права на потерю хотя бы одной из них. Безусловно, это было весьма рискованное мероприятие, решиться на этот шаг мог человек, до конца веривший в надежность своей команды и, конечно, выносливость и безоговорочную преданность ездовых собак. Мы имели два варианта конечной цели экспедиции.

В первом случае — дойти до северной конечности архипелага, мыса Анисий. Во втором, совершенно безумном, — попробовать пробиться к острову Бенетта...


В состав экспедиции вошли:
  • Евгения Арбугаева — фотограф экспедиции, уже побывавшая на Новосибирских островах летом 2012 года в качестве специального фотокорреспондента самого авторитетного печатного издания в области экстремальных путешествий — Нейшенал Джеографик;
  • Максим Любавин — каюр первой упряжки, имеющий опыт длительных переходов на собачьих упряжках в условиях Крайнего Севера и опыт высокогорных экстремальных восхождений;
  • Михаил Кульбертинов — каюр второй упряжки. Человек, чья жизнь непосредственно связанна с дикой природой, чьи навыки, опыт и природный инстинкт столь же важны в подобного рода экспедиции, как и навыки управления сложным организмом — собачьей упряжкой;
  • Максим Арбугаев — видеооператор и основной компас экспедиции, отвечающий за направление маршрута и состояние единственного моторизированного средства передвижения основного экспедиционного груза — снегохода;
  • Герман Арбугаев — руководитель экспедиции. Человек неуемной энергии, сумевший организовать столь сложную экспедицию, заразить и объединить общей идеей множество людей, которые своей всесторонней, бескорыстной помощью внесли основной вклад в ее удачный исход.   
16 апреля 2013 года весь наш экспедиционный груз, участники экспедиции и собаки прибыли в начальную точку маршрута — родовое поселение Юкагир.

Юкагир — это небольшое поселение, крайняя северная точка, где люди живут постоянно, чередуя свой быть согласно устоявшимся вековым традициям и практически не меняя сложившийся уклад жизни. Как и много лет, назад основным источником жизни в этих суровых условиях являются тундра и море — северный олень и рыба. Мужчины — добытчики и основа семьи, женщины — хранители очага и, конечно, дети… Как и много лет назад, дети все так же любопытны и жизнерадостны.

И все же эволюция есть эволюция и одно важнейшее звено было утеряно в этой общей цепочке жизни — ездовые собаки. На смену им пришли снегоходы и необходимость содержать ездовых собак отпала сама собой. Видимо, по этой причине именно дети Юкагира больше всех радовались и ни на шаг не отходили от клеток, где томились наши ездовые собаки. 

Несколько десятилетий назад ездовые собаки были единственным способом передвижения в этих краях. Иметь хорошую, рабочую упряжку было столь же необходимо, как иметь ружье или огонь.

Собаки были незаменимы во всем. И в охоте, и в охране, но самое главное — в передвижении. В любую погоду, в туман или пургу, собаки не только были единственно возможным вариантом добраться до расставленных пастей или стойбища, но и надежным компасом, способным в любую непогоду отыскать верный путь. Собаки делили с хозяином все — и еду, и дорогу, и жизнь, и смерть. Оттого и почитали их так же, как и силы окружающей безудержной стихии. Человек кормил собаку, а собаки  кормили его и его семью...

Очень жаль, что эта тонкая нить была порвана. И мы понимали, что, возможно, станем теми, кто восстановит ее заново… 

Наконец-то все грузы упакованы, нарты собраны и экспедиция готова к тому, чтобы двинуться в путь. Мы планируем вернуться в Юкагир через месяц, ну, а там… Как повезет. Мы крепим памятную табличку и в тот момент кажется, что все жители Юкагира вышли проводить нас. Никто не дает лишних советов. Еще вчера незнакомые, люди обнимают нас и желают  удачи. И главное — хорошей погоды…

— В этих краях много может случиться... Никто из нас не ходил дальше Ванькиной губы... Что там? Вам самим решать...

Ну что ж... Решать так решать. Выдвигаемся навстречу неизвестной нам Арктике, встречу, которую мы так долго ждали… 


 
Первый день всегда самый сложный. Экспедиция преодолела свои первые 50 км. Мы прилично устали и кажется, что дальнейший путь будет бесконечен. Он попросту поглотит нас и нашу маленький снежный караван. Но устали скорее не столь физически... Устали  морально. Чем дальше мы уходим от маленького островка цивилизации, тем ощутимее перестраиваем свое представление об окружающем нас Мире.

Арктика безмерна и кажется, что именно здесь начинается понимание, насколько велика сила Природы, насколько страшной бывает абсолютная тишина и бескрайняя снежно-ледовая даль. Все привычные для нас звуки остаются где-то в иной жизни, все ориентиры исчезают. Нас окружает Вечность. Холодная и в то же время живая. Только здесь, находясь в бесконечном соединении Неба и Земли, начинаешь понимать и одушевлять это Белое безмолвие…

Даже Мишка Кульбертинов, хоть и не показывает вида, немного напряжен и совсем уж неразговорчив.



Торосы моря Лаптевых. Бесконечная стена вздыбленных ледовых гигантов. Это первое серьезное испытание на пути экспедиции. Мы понимаем — преодолеть это препятствие, что называется, в лоб, нам не по силам. Собаки получают вынужденный отдых, а мы поочередно забираемся на ледяные глыбы, пытаемся разглядеть хотя бы малейшую лазейку в этом беспорядочном нагромождении снега и льда. Все тщетно…

Раскладываем карту и совещаемся…

Решение принято — будем идти вдоль этой стены до тех пор, пока не найдем приемлемый проход. Пока не устали собаки. В крайнем случае — ночуем на льду и продолжаем путь после отдыха… 

Каким-то образом нам удается отыскать узкие проходы и каждый раз хочется верить, что за очередной стеной нас ждет долгожданный спокойный лед. Но все повторяется заново — одна стена сменяет другую. Рваный ритм упряжек , нарты — будто маленькие лодки, попавшие в десятибалльный шторм. Их швыряет то вверх, то вниз… Мы уже 7 часов пытаемся преодолеть  эту преграду… Собаки и люди крепко измотаны. Но упряжки продолжают свой путь. Молча. Потупив взгляды и закусив губу. 

Именно на этом участке приходит понимание того, насколько ощутимо преимущество собачьей упряжки над современной мототехникой. Там, где упряжки проходят с легкостью, снегоход зарывается или беспомощно повисает на льдинах. И тогда приходит время браться за топоры и лопаты… В конце концов мы понимаем, что искать проходы можно бесконечно и начинаем сами рубить  дорогу… 

После 10 часов продолжительной работы экспедиция, значительно отклонившись от маршрута и углубившись в Море Лаптевых, нашла спокойный лед. Принимаем решение — разбивать лагерь.

Здесь нас ждет новое испытание — накрывающий нас ночной арктический холод. Пока упряжки не остановились, никто не ощущал этого. Но, как только время активной работы закончилось, мы понимаем, что нам предстоит очень холодная ночевка…

Карабины упряжек замерзли и отогревать их приходится собственным дыханием…

Как назло, порвалась часть металлической растяжки для собак и чинить ее приходится голыми руками… Порывистый ветер балуется растянутыми палатками и нам приходится вкапывать их в лед, засыпая пологи снегом.

Долгожданный ужин… Кипяток в кружке моментально остывает… Металлические ложки прилипают к языку... От холода и усталости нет даже сил о чем либо поговорить… Морской ветер забирается под тяжелую одежду, пробирает до костей и хочется одного —  зарыться в спальник, оленьи шубы. Хоть как-то согреться и уснуть. 



На пятый день экспедиция вышла к острову Большой Ляховский…

Как только появились ориентиры острова, а чуть позже и очертания метеостанции, собаки побежали весело и дружно. Мы приближались к долгожданному домашнему теплу и на душе было радостно и спокойно. 

***

Дядя Юра. Начальник метеостанции Кигиляхи. Сколько лет он работает на острове? Кажется, он сам уже потерял счет времени.

Мы пытаемся уточнить у него наш дальнейший маршрут, но понимаем, что в этих местах маршрута не существует. Существует направление...

***

Небольшая передышка. Собаки на растяжках и они заслужили небольшой отдых. У нас же есть время и возможность, чтобы проверить снаряжение, просушить собачьи шлейки и тапочки, отремонтировать собственную одежду... Зарядить аккумуляторы... И наконец-то отоспаться. На завтра запланирован выход в сторону Малого Ляховского острова…

Однако нашим планам не суждено сбыться. Погода вносит свои весомые коррективы и сильная пурга накрывает метеостанцию... Прогноз из Тикси неутешительный — четыре дня штормовой ветер. Видимость ничтожная… Остается одно — пурговать…

Мы не волнуемся за наших собак. Они легко переносят подобную непогоду… Нас волнует другое — продовольствие. Во время пурги мы вынуждены стоять на месте. Мы кормим собак, не совершая ни шагу вперед. Мы видим, как корм для них тает на глазах… И ничего не можем с этим поделать…

Конечно, у нас есть неприкосновенный запас, но очень бы не хотелось воспользоваться им раньше времени. Ведь еще не пройдено и трети нашего маршрута…


Степа Жуков… 

На пятый день нашего вынужденного простоя наконец-то в окружающей погоде появилось светлое окно. Ветер стих и разом наступила почти прозрачная видимость. Надо сказать, что к тому времени в Арктику пришел почти полноценный полярный день, и это было нам на руку. Мы могли двигаться в любое время суток. 

Пурга вносит свои коррективы не только в расписание нашего маршрута, но и в дальнейшую тактику передвижения. Пока мы отсиживались на метеостанции, было принято решение не уходить в сторону Малого Ляховского, а идти по морю сразу на остров Котельный. Ночевки на льду нас более не беспокоили. Экспедиционное снаряжение внушало уверенность. Собаки хорошенько отдохнули и восстановили силы. Все это только поднимало наши шансы и вселяло уверенность в правильности выбора. 



***
Путь до южной оконечности острова Котельный дается нам относительно легко.

***
Скорее всего, мы постепенно привыкаем к всевозможным сюрпризам природы. Торосы уже не кажутся столь огромными и непроходимыми. А ночевки во льдах столь холодными... Мы просто вживаемся в эту работу и стараемся делать ее лучше с каждым днем и каждым километром пройденного пути…

На  12-ый день пути экспедиция проходит сильно заторошенный пролив Санникова и в ночь с 27-го по 28 апреля выходит к метеостанции. Помня о том, что запас продовольствия для собак у нас невелик, принимаем решение — миновать метеостанцию и двигаться вдоль береговой линии, не заходя в глубь острова. 

***
Метеостанции… Это крохотные и мало защищенные островки жизни в этих широтах. Мало защищенные прежде всего перед населяющим острова зверем. Одним из самых сильных хищников, встречающимся на Земле, — белым медведем. По этой причине на каждой метеостанции живут собаки, которые способны не только сдержать медведя, но и отогнать его от балков, в которых хранится годовой запас продовольствия...

Пройдя метеостанцию, мы вдруг обнаруживаем, что за нашими упряжками увязался один из таких псов… Все наши попытки отогнать отчаянную собаку, призвать к здравому смыслу, вернуться назад, к теплу, еде и людям, не приносят результат. Пес-авантюрист весело бежит рядом с упряжкой и похоже, что собаки упряжки только рады такому знакомству… 

Так и увязался с нами арктический пес, который в дальнейшем был принят в упряжку, стал там своим в доску, прошел весь путь и получил за это шлейку, имя и даже фамилию — Степан Жуков… 





Переход…

Двигаясь вдоль береговой линии острова Котельный, экспедиция предполагала обогнуть мыс Розовый, мыс Дурной и, миновав залив Стахановцев Арктики, выйти к законсервированной военной базе Темп. А оттуда всего 25 км до метеостанции Котельный. Но и здесь нашим планам не суждено сбыться. Путь вдоль береговой линии преграждает непроходимая стена торосов. Пробиваться через них — значит идти на большой риск, прежде всего мы рискуем окончательно доломать грузовые сани. А они у нас и так довольно потрепаны и, если еще держатся, то только на честном слове.

Перед нами два варианта — огибать торосы, углубляясь в море, или уходить в глубь острова. Оба варианта не есть лучшие и все же… Принимаем решение — идти по острову… По возможности подняться на возвышенность Вольтера. Держаться самой высокой точки. Это хоть как-то облегчит труд  собак по бесконечному преодолению многочисленных распадков. 

300 км… Собаки идут третьи сутки. Порой по пояс проваливаясь в  ловушки метельного снега… Порой просто по голым камням... Усталость аккумулируется и успокаивает лишь одно — с каждым пройденным метром долгожданная метеостанция приближается к нам.
Остается около 30 километров, казалось бы, уже совсем рядом. Но погода решает подбросить нам очередной сюрприз — начинается пурга. Снежная пустыня острова оживает и все вокруг приходит в хаотичное движение…

Сквозь низовую метель экспедиция медленно поднимается на очередное плато и... Какое счастье — видим едва различимые признаки метеостанции Котельный. А за ней… Бесконечный Ледовитый Океан и черную полосу Великой Сибирской Полыньи, над которой бродят тяжелые свинцовые тучи… 

Пурга…

И вновь пурга… И вновь мы вынуждены оставаться на месте. Мы лишь наблюдаем за тем, насколько сильна и непредсказуема Арктическая стихия. Она не милосердна ни к кому. Ни к окружающей природе ни к человеку… Она способна смешать все краски и лишить путника зрения и слуха. Она обладает неведомыми для человека особенностями и заставляет поверить в то, что верх — это низ… Превратить малое в великое и большое. Она способна спрятать любые ориентиры и вселить в души панику и ужас… И только собаки... Пожалуй, только они не подвластны ее чарам. Их внутренний компас является той тонкой нитью, которая соединяет человека с жизнью… 

Котельный. Метеостанция.

И все же удача сопутствует нам. В самый разгар пурги мы опять находим приют в тепле и скромном уюте метеостанции. Метеостанция Котельный. Самая северная и самая населенная метеостанция архипелага. Здесь живут и работают девять человек. Именно благодаря их труду, не знающему ни праздников, ни выходных, мы имеем представление об ожидающей нас погоде, ее долговременный прогноз, а также состояние озонового слоя Земли, — информация, без которой не могут летать самолеты, работать отрасли сельского хозяйства и функционировать средства связи…

Возможно, это символично, но праздник Победы, 9 мая, мы встречаем в их кругу…

Пурга никак не хочет отпускать нас… Она обманчиво открывает окна хорошей погоды, как бы заманивая, и через пару часов начинает кружить свой танец с новой силой…

Пользуясь этими окнами, мы спешим поправить наше снаряжение. Прежде всего перетягиваем грузовые нарты. Лопнул металл «водилин»… Полозья нуждаются в ремонте… После льда, песка, мелкой гальки и камней острова они в ужасном состоянии... Перетягиваем потяги упряжки. Некоторые элементы потерлись. Некоторые лопнули. Много сломанных карабинов… Растяжки для собак имеют жалкий вид... Металлический трос сильно поврежден — приходится переплетать. 

Откапываем нарты упряжек. Осматриваем их в ожидании худшего. Но, слава Богу, нарты в отличном состоянии. Хотя бы здесь можно вздохнуть спокойно…

Флаг…

Наконец пурга немного утихает и, несмотря на налетевшие свинцовые облака, снег и в то же время туман, экспедиция должна двигаться дальше. К крайней точке нашего маршрута — мысу Анисий.

Короткие проводы. И, конечно, памятные записи на нашем экспедиционном флаге. Их сделали все, кого мы встречали на пути… И вот теперь очередь за ребятами с Котельного. Это последние записи на флаге, ставшим символом экспедиции...


Оставшиеся 70 километров мы намерены пройти без установки лагеря. Отходим от метеостанции в условиях плохой видимости. Вся надежда на ЖПС… Туман сгущается и упряжки стараются идти, не отрываясь друг от друга, постоянно меняя лидерство. 

Здесь уже вовсю чувствуется холодное дыхание Северного Ледовитого океана. Чем дальше продвигается экспедиция, тем холоднее... Изморозь покрывает одежду, нарты, лица людей и собак…

Не доходя двадцати километров до предположительной крайней точки, решаем перекусить и покормить собак. 

Как обычно, хлеб промерз полностью, но бензиновая горелка дает нам долгожданное тепло горячего супа из оленины и, конечно, чай… 
 


10 мая 2013 года… Упряжки выходят на мыс и погода внезапно раздвигает пелену тумана... Перед нами открывается бесконечная даль и столь же бесконечная темная полоса открытой воды. Дальше для нас пути нет… На ее поверхности видны белые полосы ледяных платин и далее айсберги… Отделяющие нас от острова Бенетта — последнего пристанища той самой, последней экспедиции великого человека и путешественника — Эдуарда Толя.

Существует множество версий о его гибели. Но, глядя на величие Великой Сибирской Полыньи, одна версия кажется наиболее достоверной…

Экспедиция погибла именно  в этих водах. Погибла, отчаянно пытаясь дойти до острова Котельный, преодолеть эту многокилометровую ленту открытой холодной воды Ледовитого океана…  

Несколько минут мы стоим молча и лишь холодный ветер с острова бьет нам в спины.

Ну вот и все. Нам пора повернуться лицом к этому злому ветру и идти туда, где нас ждут, за нас переживают и молятся за нас... Идти домой...

P. S.
16 мая 2013 года экспедиция вернулась в точку своего старта — Родовое поселение Юкагир…

Цифры
  • Количество пройденных километров — 1549.
  • Количество сломанных карабинов — 23.
  • Количество израсходованных тапочек для собак — 500.
  • Количество сьеденной рыбы — 700 кг.
  • Количество израсходованного бензина для снегохода — 550.
  • Общий груз в начале экспедиции — 1500 кг.
  • Общий груз в конце экспедиции — 300 кг. 
  • Самое часто употребляемое слово в ходе экспедиции — «Потя» («Вперед»)… 



P. P. S.
В Англии есть Стоунхендж (с англ. — буквально «Каменный хендж»), внесённый в список всемирного наследия.

В Чили — остров Пасхи, так же всемирное наследие.

И то, и другое хорошо известно и пользуется спросом у многочисленных туристов, исследователей и любителей загадок и таинств. 

У нас так же есть Нечто, не уступающие данным артефактам. Это Кигиляхи на острове Большой Ляховский — дословно «Каменные Люди». Мистическое место. Каменные столбы действительно похожи на окаменевших великанов, которые дошли до границ Земли и Океана и окаменели от увиденного бескрайнего ледового пространства. 

Одна из этих окаменелостей, по преданию, является собачьей упряжкой.

+42
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    14 Августа 2013 (16:23)   #

Спасибо, Макс!

Как-то после ЭТОГО, смешно читать про наши "экстремалки"wink.png

Но ты прав. ЗДЕСЬ не в тему...здесь дохрена чего не в темуsad.png

...к сожалению.

 

ЗЫ Онкилонов не видел?blink.png biggrin.png

  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    14 Августа 2013 (17:03)   #

Все дело в амбициях )))

Этим маршрутов никто ( после Колчака) не ходил.

Хотя это не совсем верно…

Два раза пытался немец Герхард Хампель.

Первый раз , он прибыл на вертолете с собаками на Большой Ляховский , двинулся дальше. Но уже на третий день его, сильно помороженного снял вертушкой Шпаро, который организовывал ему эту авантюру и делал заброски.  

Второй раз он прибыл более подготовленным и вышел одной упряжкой из Нижне Янска с сыном, который шел на снегоходе. Они дошли до Котельного, но на обратный путь у них не хватило сил. Ребята с метео говорят, что пришли они в весьма плачевном состоянии. Их сняли с Котельного вертушкой МЧС.

 

Мы проделали этот маршрут без забросок, и кроме того, вернулись самостоятельно в то место, откуда стартовали.

Тут другой вопрос меня мучает- А что делать дальше?

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    14 Августа 2013 (17:07)   #

 

 

Тут другой вопрос меня мучает- А что делать дальше?

ФЕДОР Конюхов вот сан принял....wink.png

  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    14 Августа 2013 (17:09)   #

Спасибо, Макс!

Как-то после ЭТОГО, смешно читать про наши "экстремалки"wink.png

Но ты прав. ЗДЕСЬ не в тему...здесь дохрена чего не в темуsad.png

...к сожалению.

 

ЗЫ Онкилонов не видел?blink.png biggrin.png

 

Саш, я просто думаю, что все мы не только лыжами едиными живем ))) У каждого наверняка есть свой персональный скелет в шкафу. 

Онкилонов  не видели. Видать сгинули они... Вообще мало кого видели. Даже самих себя. Бывало что расходились и перли, каждый в одиночестве часов по 5-6 . 

  • 1
  • 1
0  
terminator    14 Августа 2013 (17:09)   #
yesофигеть!
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    14 Августа 2013 (17:10)   #

ФЕДОР Конюхов вот сан принял....wink.png

Предлагаешь? biggrin.png

Не готов я ..

  • 2
  • 2
  • 1
+1  
MaxL    14 Августа 2013 (17:24)   #

Спонсоры естественно были. 

Прежде всего "Полярные авиалинии" - предоставили самолет АН-24 Якутск-Депутатский. и Вертушку Ми-8 Депутатский-Юкагир. 

( Через месяц после нашего возвращения, эта вертушка упала недалеко от Депутатского, зацепив хвостом скалы) 

Заготовкой рыбы очень помогли. Помогли погранцы, Помогли АСПОЛ ( Ассоциация полярников). Помог Эрнст Данлер ( Австриец) - сделал нам отличные нарты. Одежда, палатки, спальники - БАСК... Парни реально постарались. Правда, мы свои хитрости то же употребляли. Сшили основные спальники из оленей шкуры, заготовили юколу, вместо туристических ковриков юзали пенофол строительный- рулит! Спасы тестировали на нас споты. Мы думали что эти маячки работают и постоянно пикали что у нас все хорошо. Как оказалось потом, они не работали и нас не видели.  

У нас был спутниковый тл. Мы , когда могли, звонили женам- мол все ок. А женам звонила пресслужба МЧС и узнав подробности , публиковала на сайте "Спасатель" весь ход экспедиции... несколько забавно. 

Оттестировали небольшие планшеты солнечных батарей- рулят. Во всяком случае плеер в ушах у меня пиликал часа по два. 

Очень мне помог Леша Руднев ( Sportcast) . Доставил меня с моей нартой в Домодедово и буквально в последний момент всунул в мой баул маску и очки CEBE. Я его не раз добрым словом вспоминал. 

0  
nushka    14 Августа 2013 (19:49)   #

СПАСИБО!!!

0  
balkaria    15 Августа 2013 (00:25)   #
спасибо! очень интересно!!!
0  
Камч    15 Августа 2013 (01:03)   #

Тут другой вопрос меня мучает- А что делать дальше?

Интересно, а в Антарктиде кто-нибудь когда-нибудь зимовал?
0  
JollyRoger_06    16 Августа 2013 (14:00)   #
А как же всевозможные научные станции, и сейчас зимуют
0  
Наташка    15 Августа 2013 (04:30)   #
Нереальная Реальность!
+2  
skimen    15 Августа 2013 (07:11)   #

Спасибо! Очень понравилось. Зачитался, просто Каверин современности.good.gif

0  
hot fire    15 Августа 2013 (07:55)   #
Вот это я понимаю, крутанские парни.
0  
starushka    15 Августа 2013 (08:25)   #

В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. (М.Горький "Песня о Буревестнике")

 

Здорово, молодцы!

  • 1
  • 3
0  
Starling_    15 Августа 2013 (10:02)   #
Зачиталась!
И конечно, вы просто какие-то нереальные молодцы!
0  
makaha    15 Августа 2013 (11:16)   #

Макс, а дальше остаёцца...только поиски Атлантиды 

  • 20
  • 7
  • 7
0  
sister_ksa    15 Августа 2013 (13:15)   #
Макс, спасибо!
0  
tulenius    15 Августа 2013 (14:40)   #
очень даже в темуyes
  • 2
  • 2
  • 1
+3  
MaxL    15 Августа 2013 (15:00)   #

Спасибо всем за добрые отзывы. 

Во многом удачный исход зависел от собак . Это они своими маленькими лапками проделали огромную работу. Сейчас они отдыхают, набираются сил. За время экспедиции очень исхудали. 

Отдельное спасибо СКИ.РУ за подаренную жилетку. 

 

Ну а это мой передовик, лидер упряжки- Олень. ( фото после возвращения) 

520cb4c22df75_DSC_7782.jpg

 

Да.. а еще спасибо Святу ( makaha) , за то что в свое время "подогнал" мне эту пуховку. Я в ней уже пережил -50C , и вот сейчас очень кстати была. 

  • 1
0  
кенга    15 Августа 2013 (15:21)   #
Восхищена! Думала, что в наше время такие путешествия это удел очень-очень малого числа людей, имена которых на слуху. Оказывается их гораздо больше и они среди нас в прямом смысле слова. Спасибо за еще один повод гордиться страной и нашими людьми!
  • 2
  • 2
  • 1
+1  
MaxL    15 Августа 2013 (16:07)   #

Торосы пролива Заря. Между остр. Бельковского , который является своего рода родильным домом белого медведя и Котельным. Здесь была зажата шхуна Заря. 

520cc43f6c7eb_DSC_7581.jpg

 

 

Снежная пустыня острова Котельный 

 

520cc46cb6196_IMG_2322.jpg

  • 10
  • 3
  • 1
0  
Черепах    15 Августа 2013 (16:16)   #

Вот эт да! Здоровски!

 А это...

...

Тут другой вопрос меня мучает- А что делать дальше?

Дальше - Южный полюс.

  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    15 Августа 2013 (22:49)   #

Собам порой приходилось очень не сладко. Снег забивался в "тапочки" , превращался в ледяные шарики и до крови стирал подушечки  лап, намертво прикипал к ним. Приходилось подолгу отогревать лапы руками, что бы не выдрать эти шарики с "мясом". 

520d22aaaae34_2.jpg

0  
tulenius    16 Августа 2013 (01:48)   #

про ттх животин даже и говорить не о чем...

только честное восхищение. да и исполнителями icon_smile.gif

действительно, куда нам с нашими фрирайдами...

 

а на ободранных после льда лапах собаки могли бежать? (не бейте тапкам, вопрос действиткльно из интереса).

0  
JollyRoger_06    16 Августа 2013 (10:16)   #
Назад пока не тянет от московской суеты?)) 
0  
Наташка    16 Августа 2013 (12:03)   #
Макс, твои Собаки - прекрасны и достойны искреннего восхищения!
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    16 Августа 2013 (12:44)   #

Назад пока не тянет от московской суеты?)) 

Очень тянет. 

  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    16 Августа 2013 (13:06)   #

про ттх животин даже и говорить не о чем...

только честное восхищение. да и исполнителями icon_smile.gif

действительно, куда нам с нашими фрирайдами...

 

а на ободранных после льда лапах собаки могли бежать? (не бейте тапкам, вопрос действиткльно из интереса).

Нет . Лапы берегли всеми силами. Можно пережить холод или  голод. Но если собака не может идти, то это ... даже не хочется думать. Крайние дав перехода до материка  дались очень тяжко. Два дня было потепление и на льду образовалась вода, которая пришла с материковых рек. Затем похолодало и поднялся сильный ветер. На поверхности льда образовалась терка из ледяных иголок. Основные тапки мы убили за последние 70 км пути. Было одно место где мы шли 10 км около 7 часов.

 

 

Убитые тапочки 

 

520de8408dfc6__MG_3479.jpg

 

Избежать полностью травм не удавалось, как у людей так и собак. Еще на пути туда, я сломал трехгранную кость правой руки ( нарта опрокинулась в торосах )  , рука опухла , но что делать.. так и  шел. По приходу уже зажила как на собаке. 

Срослась конечно криво, но жить дальше вроде не мешает. 

 

Аварийных собак отстегивали и перевозили на грузовых санях. Бывало, что видя кто из них  устают больше, просто давали таким образом отдых. Гораздо серьезнее обстояло дело в том случае, если собака "падала" в тот момент когда нарта находилась в приличном удалении от грузовых нарт и снегохода. Тогда просто сажали внутрь полога нарт и что бы облегчит оставшимся работу , периодически бежали или шли с нартами рядом - подталкивали сзади. 

 

Транспортировка аварийной собаки

 

520deb59e18b8__MG_2842.jpg

0  
jr    16 Августа 2013 (13:31)   #
Очень круто!
0  
JollyRoger_06    16 Августа 2013 (13:47)   #

Да, есть в арктической природе своя мистическая красота!! на отдельных фотках складывается впечатление что это фантастические виды с другой планеты. Еще фотки в студию, пробирает до глубины души)))

0  
tochkaru    16 Августа 2013 (13:50)   #
да, круто! реальное дело)
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    16 Августа 2013 (15:29)   #

Научных станций там нет. Из метео осталось три. Одна на Большом Ляховском ( метео Кигиляхи) живут работают 4 человека.

Южная оконечность Котельного ( метео Санникова) три человека

И Северная оконечность Котельного( метео Котельный) 9 человек.

Санникова скоро будут закрывать.

Живут сложно. Раз в год, в короткий период навигации ( конец августа) приходит ледоход, который привозить провизию и топливо для дизелей. Ну а дальше уж сами.

Бывает что топливо заканчивается раньше срока, а это и тепло и электричество. В советские времена, рядом с метео строили еще и военные базы. На Большом ляховском погранцы сидели, а дальше, на Котельном, была база Темп, которая , во время холодной войны, прослушивала подлодки американские. Они с Аляски часто заходили в эти воды.

 

Так вот, когда с топливом худо, собирают его по бочкам, что остались еще с тех времен. Их там множество- никто ничего не вывозил из Арктики лет сто, только завозили. А в один прекрасный момент, в течении недели, все объекты законсервировали , вывели людей, а имущество осталось… Если уж снимать экстрим версию Сталкер, то лучше места не найти.

Метеорологи, предпочитают далее ста метров не удалятся от станции- разное бывает…

 

Если идут на Море замерять показатели воды ( соленость, прибой и т.д) то обязательно в хорошею погоду и не по одному.

По осени, на полярки приходят белые медведи. Могут натворить беды. На Санникова разорили балок с мукой, сахором и сгущенкой.  Ребята, мало того, что держали оборону около недели ( в талет даже не сходить), но и остались до навигации без жизненно важных продуктов.

Отпуск ждут порой по три года- нет возможности выехать с полярки. Особенно на дальнем- Котельном. Один раз, механик станции, дождался ледокола. Но ледокол пошел не в Тикси, а далее до Врангеля что в Чукотском море. Когда наконец добрался до Тикси, отпуск закончился.

По ходу нашего скитания, случился интересный момент. На Санникова и Котельный, уже года три как, завезли новые дизеля ( старые пашут аж с 50х годов) . Но, ремни для дизелей попутали, Санникову оставили те что пологались на Котельный и наобарот. Так и стояли дизеля законсервированные снегом, пока мы не разрешили эту задачу и не поработали  арктической экспресс доставкой. Механики нас на руках готовы были носить.

 

А в целом, конечно жестко там . Но живут, работают.. и иногда умирают  там же…

 

 

Захоронение механика полярки Котельный 

 

520e0ce1d3c53_DSC_7685.jpg

 

 

Полярка , рубка.

 

520e0d1d5fa70_DSC_7664.jpg

  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    16 Августа 2013 (15:35)   #

Пожалуй сюда я перенесу ссылку на короткий ролик, что сделал по прибытию. 

Уж не судите строго. Как вышло...и да... я там с датами попутал .. 

https://www.youtube.com/watch?v=W9osWkzKsNY

  • 1
0  
alexaberry    16 Августа 2013 (21:27)   #
Макс!!!! Отличный фильм!
Сурово... И рассказ прекрасный... Джек Лондон...
а собы в розовых тапочках - такие трогательные )))
0  
AWolf    16 Августа 2013 (21:47)   #

Пробирает до глубины души...

  • 4
0  
pavel_45    17 Августа 2013 (21:02)   #
Макс, спасибо! Очень интересный рассказ. Сильные собаки. Сильные люди. И те, что шли, и те, что на станциях.
0  
tulenius    18 Августа 2013 (10:43)   #

так ты еще и с переломом шел???? ну ваще.....

  • 2
  • 2
  • 1
+1  
MaxL    19 Августа 2013 (08:24)   #

так ты еще и с переломом шел???? ну ваще.....

Так уж получилось. Сам виноват. 

Конечно шел, ну а куда деваться? Там ведь сам себе и хирург и ветеринар. 

  • 1
0  
alexaberry    19 Августа 2013 (21:07)   #

Так уж получилось. Сам виноват. 
Конечно шел, ну а куда деваться? Там ведь сам себе и хирург и ветеринар.

Гыы )) сам себе ветеринар - это ты хорошо сказал )))
0  
forelly    20 Августа 2013 (11:48)   #

А что стало со Степаном Жуковым?

интересно узнать как строятся взаимоотношения собак в упряжке

Собака -Олень совсем короткошерстный со сравнению с другими, ему не холодно было?

  • 2
  • 2
  • 1
+2  
MaxL    20 Августа 2013 (19:37)   #

Степа Жуков сейчас живет в отдельном вольере в питомнике при Чучур муран. Скучает и ждет снега.

Живет он с остальными собаками, коих сейчас 85 ,  включая щенов.

22 собаки, что прошли этот путь, особо ничем не выделяются. Разве что поселили их отдельно от шоушников. На шоушников приходят поглазеть люди- посетители Чучур Мурана.

Рабочие собаки не столь презентабельны и тот,  кто не знает что они сотворили, пройдет мимо вольера, особо не задерживаясь.

Олень действительно короткошерстный. В конце экспедиции имел серьезные потертости от шлейки на груди. Олень настоящий передовик и работяга. А еще он Мужик.

Уже на второй день, по приезду , устроил драчку с молодняком . После чего я возил двух молодых- ретивых к вету. Зашивать результаты выпендреживания.

 

Про собак в упряжке ,  и про то как новая собака встает в упряжку где то так ( по ходу экспедиции я пытался записывать свои наблюдения и мысли. По большей части совершенно беспорядочные))

Со стороны кажется, что упряжка идет своим размеренным ходом и ничего необычного не происходит. Но это далеко не так. Внутри нее выстраиваются свои отношения, и слабая собака становится детонатором, способным в один прекрасный момент взорвать всю стаю. 
И этот взрыв может привести к весьма плачевным последствиям. Стая моментально реагирует на слабака , если чувствует неопытность или усталость и невнимательность  каюра, накидывается сразу, молча, безжалостно и мощно. 
Не допустить этого и заставить новую собаку работать наравне с другими диктуют сложившиеся обстоятельства- нам просто некуда деваться. Ни собаке, ни упряжке,  ни каюру. 

Надо идти и надо работать. Другого варианта попросту не существует. 
И они работали. Поначалу со скрипом и недопониманием происходящего, но в конечном счете, постоянно преследующие нас ветра , выдули из них всю бесшабашность, первоначальную игривость  и нежелание подчинится воли упряжки. 

  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    21 Августа 2013 (11:35)   #

52016e1051c02.jpg

С 22 по 25 августа 2013 в городе Якутске пройдет I Якутский международный кинофестиваль при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза кинематографистов России.

В кинофестивале примут участие страны Арктического региона (Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания, Гренландия).

 

«Aitun Traditions /Традиции Айтун», реж. Кевин Бельфлер. Канада

 «Книга Тундры: Повесть о Вуквукае – маленьком камне», реж. Алексей Вахрушев. Россия

«Blocus 138 – Resistance /Блок 138 – Сопротивление Инну», реж. Рил Джуниор Лебланк. Канада
«Meskano /Тропа», реж. Дэбби Фламанд. Канада
«Pipiteu /Белый пепел», реж. Эрнест Анесс Доминик. Канада
«Life In Days Gone By /Ушедшие дни жизни», реж. Немнемис МакКензи. Канада 

 «Яптик Хэсэ», реж. Эдгар Бартенев. Россия 
«Нярма», реж. Эдгар Бартенев. Россия
«Юкагиры», реж. Вячеслав Семенов.

«Canned Dreams /Законсервированные мечты», реж. Катья-Марика Гаурилофф. Финляндия

«Путями первопроходцев», реж. Максим Арбугаев. Россия

 

«Mandevilla /Мандевилла», реж. Эндрю О. США

"Dissapear реж". Хеймир Фрейр Хлодверссон. Исландия

  • 2
  • 2
  • 1
+5  
MaxL    21 Августа 2013 (20:19)   #

Вот еще нашел в записях...

Мы в ответе за них. 
Сегодня обычный день, обычные дела , неразрывно связанные с ритмом большого города и  набором стандартных  повседневности. 
Я всего лишь следую заданной программе. Отгуливаю собак и пью кофе. Сажусь в ато, толкаюсь в пробке, рассеяно брожу по огромному магазину ,толкаюсь у кассы, и опять авто… Жизнь течет секундами, а затем и часами. Течет сквозь меня не оставляя ни малейшего следа, ни единой царапинки о которую способна  зацепится память. 
Видимо от того, мой разум не воспринимает действительность и  постоянно возвращает меня туда, где каждое прожитое мгновение казалось вечностью.  Наплывает и просит выхода...
Я сажусь писать и пытаюсь следовать логическому продолжению, хронологии… Но что то внутри меня сопротивляется и  постоянно увлекает  в сторону. Это что то, подкидывает памяти события абсолютно не связанные во времени, и ничего не могу с этим поделать. 
Потому я не буду писать о том, как мы прошли 125 км в абсолютном "молоке" и не прекращающимся ветре ,потратив на этот крайний переход 18 часов ...Это была обычная, многочасовая и, как тогда казалось, нудная работа. Нудная до такой степени, что порой начинало тошнить и голова шла кругом от потери ориентиров и хотя бы малейших привязок, за которые мог бы зацепиться разум..
И в то же время это были именно тот момент, момент  присутствия в пустом и чистом  как Космос пространстве, где сознание не забивается хламом ненужных. посторонних раздражителей. и аккумулирует только внутренние переживания.
Все больше задаю себе один и тот же вопрос- что больше всего удивило меня в этой экспедиции? Какие давно забытые двери подсознания приоткрыла  Арктика? Скорее всего  это  чувство абсолютного одиночества. Чувства, мне , человеку городскому, не ведомое, а потому пугающие и леденящее гораздо сильнее нежели окружающий мороз. 
Каждый из нас, кто стоял на нарте, мог часами прибывать в бесконечном арктическом вакууме. То единственное, что оставляло право считать себя навсегда не потерянным, были собаки. 
Они перестали быть абстрактными  «Братья наши меньшие». Они всецело стали  «Нашими Братьями». 
Мы не просто одели на них шлейки, запрягли в нарты и погнали туда куда ветер дует. Мы  доверили им свои жизни и конечный исход всего мероприятия. Они были теми, кто,  молча час за часом, день за днем, делал свою работу, вовсе не задумываясь о том, что осуществляет чью то заветную мечту. 
И этой мечте суждено было сбыться. Сбыться  благодаря   титаническому  труду, который проделали  маленькие собачьи лапки.
Человек может быть сильным, может быть волевым. Но в то же время, ему, человеку, присуще и слабость. И пусть эта слабость  сиюминутна и кратковременна. Но она имеет место быть, поскольку нет среди нас суперменов. Мы обычные люди. 
Собакам упряжки душевная  слабость неведома. Как бы трудно не было, они никогда не поднимут голос на каюра, а тем более не покажут зубы. Они  молча стерпят  любой эмоциональный всплеск, любое поведение человека   примут  как должное. Они не умеют хранить в себе  обиды, и рады любому, пусть и незначительному проявлению теплых человеческих чувств.  Их преданность и работоспособность поражает и порой, кажется, что у них два сердца. Трудно представит себе откуда, в столь маленьком пушистом комочке столько воли и сил.  
В тот самый значительный переход, когда собаки отработали 18 часов и прошли 125 км,  когда мы, наконец остановились что бы дать им долгожданный отдых, было невыносимо тяжело смотреть в их усталые и доверчивые глаза. 
Именно такие моменты позволяют понять, насколько мы доверяемся собакам, и в то же время  какой груз ответственности ложится на наши плечи. 
Мы взяли 22 собаки. И у нас нет замены, нет помощи из вне , нет права на ошибку и возможности в случае непредвиденных обстоятельств сняться с дистанции и все прекратить. 
У нас даже нет возможности отстегнуть уставшею или травмированную собаку и положить ее в нарту. Ибо мы не можем рисковать здоровьем тех, кто остался в упряжке. 
Единственный вариант- дойти от начала и до конца. Как бы тяжело это не было. 
Все что мы можем сделать для  собак, полностью зависит только от нас самих. 
Мы обязаны вернуть их всех домой. Здоровыми и по возможности счастливыми…

За время экспедиции, в наших упряжках появилось две новых собаки. За всю свою собачью жизнь они не ведали что такое привязь, шейник, шлейка и тем более упряжка. 
Они жили вольной жизнью и были обычными «двориками». 

Но так сложились обстоятельства, что в один прекрасный момент судьба их круто изменилась. И теперь, что бы жить и выжить, они обязаны  были не просто работать, а работать в уже слаженном механизме. В механизме собачей упряжки. Механизм этот не терпит и не прощает даже малейшей слабости. 
Со стороны кажется, что упряжка идет своим размеренным ходом и ничего необычного не происходит. Но это далеко не так. Внутри нее выстраиваются свои отношения, и слабая собака становится детонатором, способным в один прекрасный момент взорвать всю стаю. 
И этот взрыв может привести к весьма плачевным последствиям. Стая моментально реагирует на слабака , если чувствует неопытность или усталость и невнимательность  каюра, накидывается сразу, молча, безжалостно и мощно. 
Не допустить этого и заставить новую собаку работать наравне с другими диктуют сложившиеся обстоятельства- нам просто некуда деваться. Ни собаке, ни упряжке,  ни каюру. 
Надо идти и надо работать. Другого варианта попросту не существует. 
И они работали. Поначалу со скрипом и недопониманием происходящего, но в конечном счете, постоянно преследующие нас ветра , выдули из них всю бесшабашность, первоначальную игривость  и нежелание подчинится воли упряжки. 

В конечном счете, мы обязаны стать единым организмом. И собаки и человек. Иначе нам не выжить...

 

 



post-86125-0-38325600-1377102597_thumb.j

post-86125-0-96219400-1377102918_thumb.j
0  
forelly    27 Августа 2013 (10:41)   #

Очень интересно про собачек читать ))

В детстве на одном дыхании прочла Белый клык Джека Лондона 

Как прошел кинофестиваль?

  • 9
  • 4
0  
SASН    27 Августа 2013 (13:23)   #

Зачитался.

"... здесь начинается понимание, насколько велика сила Природы."
"... ощутимее перестраиваем свое представление об окружающем нас Мире."

Героическая экспедиция! Восхищен и снимаю шляпу. Слов нет. Слова круто, здорово и т.д. это не подходящие слова. 

А что дальше? Может действительно Антарктида.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    27 Августа 2013 (13:44)   #

Достойно. Красиво.

Но животных жалко. Живодёры. Хотя - туда им, в общем-то, и дорога...

А дальше что, говоришь? Антрактида, конечно. Толь, Колчак - уже пройденный этап. Впереди - Амундсен и Скотт.

icon_mrgreen.gificon_mrgreen.gificon_mrgreen.gif

0  
Валерий Палыч    27 Августа 2013 (18:25)   #
Амундсен , насколько я помню , своих собачек резал и кормил ими оставшихся.
Безотходное, ткскать, производство.
Готовы ли наши к такому решению проблемы кормёжки ?
Скотт не был- и погиб.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    27 Августа 2013 (18:05)   #

.

Но животных жалко. Живодёры. Хотя - туда им, в общем-то, и дорога...

 

Брось!

Для ЭТИХ собачек такая жизнь - норма!

Я к сожалению видел, во что превращаются московские хаски за несколько лет спокойной, квартирной  жизни...sad.png

0  
Валерий Палыч    27 Августа 2013 (18:22)   #
А почему хлеб , а не галеты ? Ведь , вроде , это ещё с финской стало ясно ?
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    1 Сентября 2013 (09:28)   #

А почему хлеб , а не галеты ? Ведь , вроде , это ещё с финской стало ясно ?

С галетами все верно. Но, как оно иногда бывает ничего гладко не проходит. При очередной перегрузке экспедиционных грузов, в Депутатском был забыт ящик с провизией. Основной запас юколы, сублиматы и там же галеты. Уже в Юкагире в срочном порядке пришлось закупить муку и печь хлеб.

  • 2
  • 2
  • 1
+1  
MaxL    1 Сентября 2013 (09:40)   #

Амундсен , насколько я помню , своих собачек резал и кормил ими оставшихся.
Безотходное, ткскать, производство.
Готовы ли наши к такому решению проблемы кормёжки ?
Скотт не был- и погиб.

И Амундсен ( Южный полюс) И Прири ( Северный) пользовали соб. по жесткому закону: нарта стала легче- собака лишняя. 

У Пири было 133 собаки, у Амундсена  116. 

Пири, если я не ошибаюсь, вернулся без собак. Амундсен имел 11 собак. 

Мы вышли на 22 собаках и вернулись с 23 собаками . 

  • 1
0  
Black Cat    1 Сентября 2013 (14:37)   #
Макс! Жырный плюс! Как всегда прекрасная история как будто не из этой жизни....
  • 2
  • 2
  • 1
+3  
MaxL    1 Сентября 2013 (15:34)   #

После экспедиции, на комплексе Чучур Муран в Якутске поставили вот такой памятник. 

Посвящается Собаке. 

1236390_308825555928769_120572025_n.jpg