Грегу Гуршману (тренеру по горным лыжам, США) огромная благодарность за большую помощь в работе над этой статьей.
Обратите внимание на то, насколько различаются цели в спорте и любительском катании: в спорте основное – максимально быстрый спуск на грани (а в большом спорте – зачастую и за гранью) риска падения и получения травмы, а в массовом любительском (или, как его принято называть - рекреационном) катании – получение максимального удовольствия от комплекса зимнего отдыха при минимизации риска получения травмы. Отсюда и традиционный, десятилетиями отработаный подход к обучению: системы подготовки спортсменов рассчитаны на максимально скоростное - резаное - ведение лыж без торможения в завершающей фазе поворота (без поперечного проскальзывания) с самого начала обучения, а все системы обучения любителей-горнолыжников во всем мире используют на начальном этапе обучения параллельный поворот с боковым проскальзыванием, то есть рассчитаны на постоянный контроль скорости в процессе выполнения поворота. А привычное спортсменам резаное ведение во всех методиках обучения любителей преподается только "в самом старшем" классе, когда лыжники уже долгие годы катались, используя боковое проскальзывание лыж в процессе поворота.
На практике и все хорошие инструктора в России учитывают особенности геометрии современных лыж (если таковые есть у ученика), позволяющие максимально, до нескольких спусков, сократить этап плуга и вообще обойтись без тормозящего упора нижней лыжей. Современная методика обучения позволяет построить обучение по следующей цепочке: торможение и остановка плугом – повороты с использованием очень легкого плуга с достаточно широким ведением лыж – повороты из упора верхней лыжей - отлогие повороты на параллельных лыжах с широким ведением лыж и небольшим проскальзыванием – постепенное увеличение крутизны склона и скорости движения с одновременным уменьшением радиуса поворотов и дозированным проскальзыванием. В результате такого обучения начинающий лыжник довольно быстро учится контролировать свою скорость используя навыки бокового соскальзывания. В дальнейшем как правило лыжник совершенствуется самостоятельно, в зависимости от темперамента, физической подготовки, а также формы и глубины бокового выреза лыж используя большую или меньшую степень дозированного проскальзывания лыж для контроля скорости в процессе параллельного поворота. Практически к тому моменту, когда лыжники осваивают все предшествующие резаному ведению технические элементы, подавляющее большинство из них обходится без помощи инструктора, считая это излишним.
А почему нельзя и любителей сразу обучать катанию без проскальзывания лыж в повороте? Можно. Но не всех, а физически хорошо подготовленных достаточно молодых людей, постоянно занимающихся спортом. А таких среди лыжников-любителей единицы. И если Вы относитесь к их числу, и если готовы платить инструктору за довольно большое количество занятий (хорошему инструктору, который умеет не только объяснить, что такое резаный поворот, но и продемонстрировать его на хорошем подготовленном склоне), и если такой склон есть – тогда можно. Вот сколько "если".
А если не сразу обучать, а уже после того, как человек научился контролировать свою скорость, дозируя проскальзывание лыж в повороте, когда он уже почувствовал, как его привлекает не просто возможность провести отпуск в горах, не просто скоростное, но надежное и техничное катание резаными дугами? Тогда уже не обучение требуется, а скорее – переучивание (а ведь переучить гораздо сложнее, чем научить), а с точки зрения универсального любительского катания еще точнее – расширение технического арсенала, причем идущее вразрез с той техникой, к которой катающийся уже привык. Вразрез – потому, что без бокового проскальзывания лыж при повороте.
Неужели системы, рассчитанные на массовое обучение любителей горных лыж, не рассчитаны на обучение резаному повороту? Это не так. Все системы (и Российская в том числе) декларируют обучение резаному ведению лыж, но практически ни одна система не работает. Не работает по многим причинам, из которых основные – время, место и деньги.
Вырвавшись из города на одну-две недели в году и приехав отдыхать, средний лыжник (то есть тот, кто умеет поворачивать из упора или овладел поворотами на параллельных лыжах) отнюдь не стремится заплатить несколько тысяч рублей незнакомому инструктору за то, чтобы тратить драгоценное и в прямом и в переносном смысле время не на получение удовольствия от спусков, а на упражнения, которые теоретически должны привести к улучшению его техники катания. Да и по выходным дням на "домашней" горке платить деньги опять-таки не самое приятное занятие, а главное – результат заранее не очевиден и проявится не сразу. Да и что из себя представляют "малые горы" на которых подавляющее большинство любителей горных лыж проводит выходные дни? Склон длиной 200 – 250 метров, местами с буграми, местами раскатанный до земли, местами с детьми на санках… Не самое лучшее место для обучения поворотам, которые по крайней мере на этапе обучения совсем не подразумевают внезапное изменение траектории, торможение в повороте и прыжки в сторону из-за лежащего на снегу сноубордиста или земляной проплешины. Да и в привычных и доступных подавляющему большинству российских любителей горных лыж регионах – в Приэльбрусье и Домбае – не так много подходящих для освоения карвинга склонов. Так что-же - получается, выхода нет? Для тех любителей, которые действительно хотят добавить к своему арсеналу и привычную спортсменам технику резаного ведения лыж, названную в последние годы карвингом (от английского глагола to carve – резать, вырезать) – есть.
В настоящий момент в России практически отсутствует система централизованного бесплатного обучения туристов, приехавших в горнолыжную гостиницу или на альпинистскую базу (весьма невысокая стоимость обучения была заложена в цену путевки, приобретаемой с большой скидкой через профком предприятия), которая существовала до начала 90-х годов. Многие любители горных лыж почти всему учились сами - кто по немногим книгам на русском языке (Жубер, Ростовцев, Ремизов, Ценин, в последние годы - Кожевникова), кто - прислушиваясь к советам других лыжников, "подсматривая" и пробуя применить отдельные элементы техники. Таким же образом можно освоить и карвинг, используя помощь современной геометрии лыж. Необходимо только совершенно четко себе представлять, что подавляющее большинство хорошо катающихся лыжников, окружающих нас на склонах, не используют современный чистый резаный поворот. В то время, когда писалось большинство упомянутых книг, лыжи не позволяли вычертить полную законченную дугу с завершением ее остановкой "вверх по склону", а не торможением сбросом пяток: в конце такого поворота лыжи проскальзывали. Если посмотреть видеозаписи соревнований 80-х годов, хорошо видны вееры снежных брызг из-под кантов даже самых сильных лыжников из-за необходимости тормозить при завершении поворота. Посмотрите на крутые, но вместе с тем плавные и законченные дуги Хермана Майера – такова современная спортивная техника. А благодаря использованию современных лыж даже средний любитель в состоянии самостоятельно освоить любительскую технику так называемого "чистого карвинга" довольно быстро. Я ни в коем случае не призываю отказаться от услуг инструкторов: эта статья предназначена для того, чтобы не имеющие возможности воспользоваться услугами квалифицированных преподавателей получили некие подсказки, которые помогут им расширить арсенал своих технических приемов.
Имеет-ли смысл покупать новые лыжи, обучаться чему-то новому, если катаешься уже достаточно хорошо и уверенно - это решает каждый сам для себя, я остановлюсь только на одном доводе, который мне кажется достаточно веским – экономичности катания. Резаное ведение лыж требует гораздо меньше усилий при катании, и лыжник может кататься дольше, меньше устает, а значит – получает больше удовольствия. Ведь при повороте с проскальзыванием и торможении, особенно на мокром тяжелом снегу, тратится колоссальное количество энергии, да и для того, чтобы разгрузить и затем загрузить лыжи традиционным "присел – укол палкой – встал – присел…" нужно постоянно работать. А при катании по смерзшемуся неровному склону, когда при каждом повороте лыжи дребезжат поледяным комкам, ноги начинают противно дрожжать задолго до того как выключают подъемники… При резаном ведении часть перемещений тела в вертикальном направлении замещают перемещения в направлении горизонтальном – поперек и вдоль направления движения лыж, что позволяет меньше уставать и получать большее удовольствие от собственно катания, а не заниматься борьбой с силой земного притяжения и собственным весом. А когда вместо того, чтобы собствеными усилиями амортизировать все неровности жесткого склона и дребезг проскальзывающих при каждом повороте лыж, используются (хотя-бы отчасти) амортизирующие свойства носка идущей на канте лыжи, ноги устают гораздо меньше. Безусловно, этот довод справедлив для того счастливого момента, когда карвинг уже освоен...
Прежде всего надо определить, достаточно ли у Вас желания и упорства для того, чтобы самостоятельно пытаться расширить арсенал используемых приемов и элементов, или Вы предпочтете начать поиски инструктора и денег на оплату его услуг. Но и в том и в другом случае Вам придется очень внимательно оценивать собственные ощущения и поведение лыж – попытки освоить карвинг лишь как набор технических приемов скорее всего не дадут желаемого результата.
Также надо будет реально оценивать, насколько участок склона перед Вами "правильный" для освоения карвинга – изрытый бугристый склон совсем не повод для того, чтобы забыть о контроле скорости в повороте при помощи дозированного бокового проскальзывания лыж, об интенсивной разгрузке-загрузке, о плоском ведении или о развороте лыж. Есть и еще одно требование к склону: его крутизна должна быть такой, чтобы у Вас не возникала боязнь перед скоростью или (что еще лучше), чтобы имелось желание разогнаться посильнее. В противном случае Ваше подсознание «поможет» Вам использовать боковое проскальзывание для того, чтобы погасить скорость, а уж это-то в Ваши планы входить никак не должно. Не нужно считать, что если Вы прилично катаетесь и не боитесь развивать достаточно высокую скорость на неровном склоне, освоение новых элементовможно начинать где угодно – Вашей целью должен стать не быстрый спуск, а внимание к собственным ощущениям, а в такой ситуации необходимо одновременно и к тому же достаточно быстро оценивать еще и положение помех на склоне, и траекторию движения, и состояние снега, а это может помешать Вам сосредоточиться на основной задаче – ощутить, как ведут себя лыжи в зависимости от того, что Вы делаете. Со временем, когда резаное ведение лыж будет освоено, Вы станете использовать преимущества такого способа катания практически на любых склонах, а на этапе освоения новых элементов не торопитесь применять его везде - как и привычные большинству любителей толчковый или бросковый повороты с небольшим проскальзыванием, резаное ведение - это лишь еще один из способов спуска, позволяющий расширить Ваш технический арсенал.
Резаное ведение лыж, ранее доступное в основном лишь лыжникам-гонщикам, в последние годы (благодаря изменению формы и увеличению мягкости лыж) стало в модифицированном виде доступно и любителям, проводящим на лыжах неделю-другую в году. Так в чем-же принципиальное различие между техникой карвинга и техникой «основного поворота на параллельных лыжах», как его принято называть? На мой взгляд наиболее точной формулировкой будет следующая: "Если лыжник воздействует на лыжи и тем самым перемещает лыжи относительно тела, резаных поворотов не получится. Для резаного поворота необходимо перемещать тело относительно лыж, которые воспринимаются как своеобразная платформа. При резаном повороте поставленная на кант лыжа поворачивает за счет прогиба в результате загрузки, а не за счет вращения ее вокруг какой-то точки: обычно – центра лыжи, а при поворотах с сильным сбросом пяток – вокруг носка". Эта фраза принадлежит опытному тренеру, работавшему со сборными командами нескольких стран. В ней – ключ к пониманию техники как традиционной для рекреационного катания, так и техники карвинга. Для того, чтобы переходить в зависимости от состояния склонов от привычных приемов разгрузки-загрузки, руления, разворота и "выталкивания" лыж к технике карвинга и обратно, нужно не только понять смысл этой фразы, но и постоянно анализировать свои движения и ощущения. Даже если Вы катаетесь в компании с достаточно опытными лыжниками, не следует думать, что они смогут со стороны увидеть и подсказать Вам, в какой момент и почему Ваши лыжи проскальзывают. Дело в том, что даже подметить это у быстро катающегося среднего лыжника очень непросто, а уж сформулировать, почему это происходит и дать рекомендации по коррекции техники в состоянии только достаточно опытные преподаватели – тренеры и инструкторы, владеющие техникой резаного ведения лыж. Такого преподавателя найти не всегда возможно, да и его услуги тоже стоят денег.
О характеристиках лыж можно прочитать и в каталогах фирм-производителей и в журналах "Ski – Горные лыжи", "Потребитель", "Вертикальный Мир", "Лыжный спорт", ежегодно публикующих обзоры поступающих на российский рынок коллекций. Современные модели лыж "с увеличенным радиусом бокового выреза" – хороший инструмент для тех, кто осваивает технику резаного поворота на скорости катания, которая в несколько раз меньше скорости спортсмена на соревнованиях по слалому-гиганту. Основное, что отличает модели лыж, ориентированные на рекреационное катание – все они послушно отзываются на гораздо меньшие усилия, чем их "старшие братья" предназначенные для соревнований. Это и понятно – скорости спуска гораздо ниже, трассы существенно мягче, а лыжники проводят на трассах не несколько часов ежедневно почти круглый год, а в самом лучшем случае несколько часов в неделю, да и то на протяжении трех - четырех зимних месяцев. На современных универсальных лыжах можно с одинаковой легкостью кататься используя как технику карвинга, так и традиционную технику поворотов с боковым проскальзыванием, что позволяет при наличии определенных навыков изменять стиль катания в зависимости от характеристик склона: от крутизны и наличия или отсутствия бугров, земли и камней. Необходимо только научиться использовать геометрию современных лыж и освоить ряд элементов,которые были несущественны или не так хорошо "работали" при катании на лыжах классической геометрии с невысокой скоростью.
О том, как именно можно самостоятельно почувствовать резаное ведение, почитайте материал "Современная техника - а она вообще-то есть?" в этом-же разделе - после пары сезонов проб и ошибок я пришел к мнению, что это один из хорошо действующих вариантов освоения резаного ведения в простейшем варианте без помощи инструктора.
Некоторые упражнения, которые помогут поработать над балансом в продольном направлении и повысить контролируемую скорость спусков, подробно расписаны в другом материале - "переходим к динамичному катанию"
Ни в коем случае не претендующий на роль учебника или самоучителя, эти материалы тем не менее являются попыткой подсказать направление, в котором катающийся лыжник будет двигаться, самостоятельно расширяя свой «технический арсенал» – а ведь именно многообразие приемов и позволяет с удовольствием спускаться по самым разнообразным склонам при различных состояниях снега, то есть становиться именно экспертами. Попробуйте освоить некоторые элементы, которые помогут Вам почувствовать, как Ваши лыжи "ведут дугу" - и удовольствия на склонах вы будете получать больше.
И обязательно почитайте материалы Грега Гуршмана - или на его сайте youcanski.com в разделе "Тренерская", или в журнале "Лыжный Спорт", где мы публикуем почти все его статьи.
Несколько маленьких советов:
В процессе освоения новых элементов покатайтесь и с уколом палкой и без него – это поможет заменить часть вертикальной работы (присел, встал…) на горизонтальные поперечные перемещения корпуса, наклоны корпуса вправо и влево. Роль палок при катании с использованием резаного ведения лыж несколько изменяется: вместо акцентированной опоры для интенсивной разгрузки лыж палка играет роль некоего "столба", за который лыжник цепляется рукой чтобы наклониться в его сторону и как-бы подтянуться к нему, выполнить поворот вокруг него. Кроме того, палки как и прежде служат для поддержания или восстановления равновесия. Укол палкой можно и нужно будет использовать как сигнал к началу поворота, но не надо использовать палку только как толчковую опору, поскольку в этом случае искушение использовать привычную вертикальную работу и не менее привычное для поворота контрвращение тела будет слишком сильным, а именно от этого элементов и надо отказаться при выполнении упражнений на подходящих для карвинга склонах. Если есть подходящий - длинный и достаточно пологий ровный склон - имеет смысл покататься вообще без палок, плавными отлогими поворотами, для управления лыжами используя закантовку лыж и горизонтальные поперечные перемещения и наклоны корпуса.
Плавность выполнения всех движений, как-бы замедленное «перетекание» с одной лыжи на другую – это еще один навык, помогающий почувствовать поведение широко идущих лыж. Этот элемент, как и все остальные, имеет смысл начать выполнять на достаточно пологом склоне, где скорость спуска невысокая. При медленном перемещении своего тела из стороны в сторону очень хорошо ощущается, в какой именно момент одна лыжа прекращает идти по дуге, и в какой момент вторая лыжа начинает работать. Внимание! Необходимо даже при медленных движениях очень внимательно следить за тем, чтобы избежать проскальзывания лыж между дугами, когда обе лыжи идут плоско - и постараться максимально сократить фазу плоского ведения лыж. Увеличение скорости «перетекания» в соответствии со своими ощущениями, крутизной склона и скоростью движения постепенно переведет этот навык в разряд автоматически выполняемых приемов, позволяющих обеспечить мягкое катание даже в том случае, когда скорость спуска высокая. Безусловно, когда Вы уже научитесь выполнять повороты без проскальзывания "определенные геометрией лыжи" - скорость Ваших движений возрастет, радиус поворотов уменьшится и мягкое перетекание уступит место привычным быстрым движениям, но начните все-же именно с плавных движений - при медленном спуске и при выполнении поворотов большого радиуса гораздо проще заметить, в какой именно момент лыжа проскальзывает. При выполнении этого упражнения снова используйте открытую стойку, которая с увеличением скорости спуска становится все ниже.
В том случае если Вы почувствовали - когда, в какой именно момент лыжа начинает идти по дуге, попробуйте применить еще один элемент (который также связан с широким ведением лыж) – переступание с лыжи на лыжу при завершении поворота и начале нового, то есть шаг-поворот. Такое переступание с загруженной лыжи на незагруженную (но уже закантованную) при широком ведении лыж помогает сразу же прогнуть внешнюю в новом повороте лыжу, чтобы начать резаный поворот. Чем выше скорость и мощнее плавное отталкивание от лыжи, которая была опорной в завершаемом повороте, тем надежнее новая опорная лыжа начнет без проскальзывания двигаться по дуге. Как и в предыдущем элементе, с ростом уверенности, скорости и крутизны Вы ускорите движения, но опять: начните с плавных движений - ведь основное сейчас ощущения, а не крутизна поворота и скорость. И обязательно внимательно следите за тем, чтобы полностью исключить боковое проскальзывание лыжи в повороте.
В завершающей фазе поворота практически всю нагрузку можно сосредоточить на внешней лыже, что позволяет не только держать внутреннюю лыжу практически на весу (на нее приходится не более 10% веса тела), но и отвести носок этой лыжи в положение конькового поворота (V – образное положение лыж). Коньковое переступание с лыжи на лыжу, дополненное отталкиванием (плавным) от бывшей опорной лыжи, также помогает без проскальзывания завершить поворот и уверенно начать новый.
Не торопитесь увеличивать скорость и уменьшать радиус поворотов - начните с поворотов большого радиуса, близкого к тому, который заложен в геометрию лыж: в этом случае гораздо легче почувствовать, когда и из-за чего начинается проскальзывание лыж в повороте, а следовательно и вовремя откорректировать ошибку. Научившись спускаться резаными поворотами продиктованного геометрией лыж радиуса, Вы постепенно будете добавлять плавную загрузку лыж в процессе выполнения поворота, а прогиб лыжи из-за возрастании давления на нее автоматически приведет к уменьшению радиуса поворота.
Вам пригодится умение ощущать распределение давления вдоль стопы. Если Вы находитесь в передней стойке, максимальное давление должно приходиться на область плюсны, то есть у основания пальцев. Задняя стойка – максимум давления приходится на область пятки. Средняя, равновесная стойка характеризуется тем, что нет области с "повышенным" давлением – оно распределено равномерно по всей стопе. Чтобы освоиться с этими ощущениями начните с того, что в прямом спуске на пологом ровном склоне подайте колени (и, конечно, бедра) чуть вперед. Не "повисайте на языках ботинок" – движения очень небольшой амплитуды приведут к довольно сильному перемещению области максимального давления вдоль стопы. Постарайтесь ощутить - где именно, в какой области Вашей стопы ощущается большее давление на стельку ботинка. Если Вы чувствуете, что давление сильнее ощущается в области плюсны – значит, все получилось – стойка передняя. После этого медленно отклоняйтесь чуть назад и ощутите, как область максимального давления на стопу перемещается к пятке. Не переусердствуйте, не надо добиваться того, чтобы от падения Вас удерживали лишь задники Ваших ботинок и пятки лыж. Покачайтесь так несколько раз, чтобы запомнить и положение тела, и весьманебольшую амплитуду движений вперед-назад, и ощущения в стопе. Этот элемент поможет также оценить, насколько ботинки Вам подходят: если не удается ощутить перемещение давления при переходе к передней стойке без отрыва пятки от стельки - не исключено, что ботинки не совсем подходят, и Вы катаетесь в задней стойке, даже если со стороны этого почти не заметно.
При обучении резаному ведению лыж постарайтесь приучить себя контролировать свою стойку все время, когда Вы движетесь на лыжах - Ваша стойка должна быть средняя, равновесная. Это очень важно! Если Ваша привычная стойка задняя (а это очень распространенная ошибка), Вам не удастся почувствовать, как лыжа "поворачивает сама", да и носки Ваших лыж будут при повороте рыскать из стороны в сторону, что уверенности не прибавляет.
Не спешите заканчивать поворот или останавливаться, сбрасывая пятки – вместо этого оставьте себе на склоне место для того, чтобы продолжить дугу дальше, поперек склона и в случае необходимости - еще дальше, вверх по склону. Лыжи остановятся или по крайней мере скорость движения сильно уменьшится. Такой способ остановки достаточно сильно сбережет силы, особенно в мокром тяжелом или неровном снегу.
При возможности покатайтесь хотя-бы день-два на сноублейдах: очень узкая зона баланса в продольном направлении и необходимость загружать носки этих "коротышек" для того чтобы эти лыжики не болтались, помогут Вам ощутить и Вашу стойку и то, как необходимо вести лыжи по большой дуге поворота без проскальзывания. Только используйте низкую стойку, широкое ведение лыж, сильную закантовку, не бойтесь набирать скорость и не пытайтесь сбросить пятки.
После того, как все предыдущие элементы освоены и Вы начали применять их при катании автоматически, пришла пора "нанести финальные мазки" на почти готовое полотно обновленного стиля Вашего катания.
Когда Вы почувствовали - при каком угле закантовки поставленная на кант лыжа начинает «вести дугу» и к чему приводит медленное "перетекание" с лыжи на лыжу, словом – когда Вы освоили простые (за счет использования формы лыж) резаные повороты большого радиуса на пологих склонах и начали применять эти приемы, дополненные загрузкой лыж в повороте на более крутых склонах, попробуйте добавить еще одно движение тела - вперед и назад: начинайте поворот в передней стойке, с загрузкой широких носков лыж, а завершайте его слегка в задней, загружая пятки.
Вы уже используете поперечное перемещение корпуса при переходе из поворота в поворот, а теперь к поперечному добавляется и продольное: в начале поворота – чуть вперед, при завершении его – чуть назад. Постарайтесь почувствовать, чем отличается поведение лыж, если Вы весь поворот провели в передней стойке, а затем - в задней. В зависимости от характеристик Ваших лыж, они будут в той или иной степени менять свое поведение в зависимости от стойки - то есть точки приложения максимальной нагрузки. Это поможет Вам разобраться в своих ощущениях и осознанно подойти к необходимости смены стойки в ходе поворота. Передняя стойка помогает более уверенно начать резаный поворот, а задняя позволяет избежать срыва незагруженных пяток лыж на жестком склоне. А точно скоординированный укол палкой перед входом в поворот очень сильно поможет переместить центр масс из задней стойки вперед-через лыжи. Привычное движение сгибание-разгибание постепенно заменяется на более сложное: движение корпуса вверх (разгибание) дополняется одновременным с разгибанием "подтягиванием к столбу" - движением корпуса вперед-внутрь поворота, а медленное движение корпуса вниз (загрузка лыж) дополняется выполяемым одновременно со сгибанием небольшим "осаживанием" в чуть заднюю стойку. Таким образом центр масс Вашего тела в процессе спуска и выполнения поворотов совершает движения в горизонтальной плоскости в форме «восьмерки». Но этот элемент - уже "на десерт", после того, как Вы уже осовоили не только все предыдущиe, но и начали доверять своим лыжам. И в завершении еще раз приведу ключевую фразу: Для резаного поворота необходимо перемещать тело относительно лыж, которые воспринимаются как своеобразная платформа.
После того, как начнут получаться повороты без бокового проскальзывания, когда Вы действительно станете доверять своим лыжам выполнять повороты «за Вас», вот тогда скорость спусков возрастет, а на просторных склонах Вы будете предпочитать скоростные резаные повороты. Вы начнете проходить ледяные куски на склоне без торможения при помощи бокового соскальзывания, а по чистой дуге - на закантованых лыжах, не боясь проскальзывания опорной лыжи. Добавится и угловое положение, поскольку на действительно высокой скорости без «слома в бедре» не обойтись – упадете. Но ведь этот элемент знаком по традиционной технике, не так-ли? Многое изменится, поскольку Вы расширите арсенал своих приемов, что добавит Вашему катанию универсальности, а значит – и уверенности, и надежности, и скорости. Главное - не надо воспринимать ни один элемент как некую догму, обязательное условие выполнения поворота - катайтесь свободно, используйте разнообразные элементы в зависимости от своих ощущений, расширяйте и совершенствуйте свой технический арсенал - и катайтесь в удовольствие.
Удачи! И до встречи на склонах!
Фотографии Kneissl-Dachstein
Автор: Дубенецкий Георгий Источник: SKIS/RU |