Привет всем, кого заинтересует этот отчет. Желание летом покататься по альпийским ледникам у нас окрепло, после прошлогоднего посещения летней Европы, а цены на турецкие места у моря только укрепили наше желание.
По прошлогоднему опыту мы уже твердо знали, что Европа не дороже, а возможности предоставляет гораздо шире. Во всяком случае, я не знаю таких мест на глобусе, где можно совместить купание в теплом море и катание по настоящему снегу. Плюсом еще и множество просто красивых и именитых мест.
План наметили такой: прилететь в Мюнхен, взять в прокате автомобиль и поехать в австрийский Капрун. Это место заинтересовало наличием ледника и озера, а также относительной близостью к леднику Хинтертукс, который мы тоже хотели посетить.
Дальше мы планировали перебраться в Италию, на берег Теренского моря, где-то между Римом и Неаполем. Там мы планировали покупаться, посетить Вечный город и забраться на Везувий. При желании и возможности хотелось бы и на один из островов съездить.
Потом хотели переехать на север Италии в долину Аосты. И покататься на леднике Тиня и на леднике в Червинии-Цермата.
И под закат вернуться опять в Австрию в район Инсбрука и там прокатиться на Штубайском леднике и по ледникам Зельдена. Завершить круг в Мюнхене, вернуть машину и улететь домой. Для претворения в жизнь данного плана мы обратились в местную турфирму.
Получалось не сразу и не всегда то, что хотели, но все-таки срослось.
Начали, как и планировали с Мюнхена. Прилетели, сели и, получив багаж, отправились за машиной. Машину мы бронировали и оплачивали заранее, проблем с получением не возникло. Наученные прошлым опытом решили брать авто типа Форд "Фокус". Или "Фокусы" все кончились, или еще по каким-то причинам нам дали тоже Форд, но только "Мондео".
Мы догадывались, что придется доплатить, но технические параметры данного автомобиля нас соблазнили, и мы решили не скромничать. Итак, за 750 еврорублей мы получили на две недели новенький (720 км. на спидометре) "Мондео" - универсал в комплектации "Гиа" с турбодизелем 2,2 литра и шестиступенчатой коробкой. Без особого труда закинули в его нехилый багажник все вещички и двинули в Австрию, где нас поджидали забронированные апартаменты.
С апартаментами "Тони" мы тоже не прогадали - и место удобное, и сами комнаты просторные. Упакованы отлично и по физическим размерам ближе к большим, чем к средним, в общем квадратов около 60. Две спальни, у каждой свой санузел, кухня-прихожая, столовая, два эркера и балкон.
Втроем мы разместились отлично. Хозяйка по-русски говорит еще хуже, чем мы по-немецки, и потому наше общение свелось только к обмену ваучеров на ключи. Мы распаковали вещички и сходили в супермаркет. Потом поужинали и легли спать. Ледник отлично просматривался с балкона, и его вид вселял надежду на отличное (летнее) катание.
С утра мы двинули к нижней станции гондолы, поднимающей на ледник. В половине восьмого утра там уже собирался народ, и мы были не в первых рядах. Купив ски-пассы, прыгнули в кабинку и через 10-15 минут добрались до Альпинцентра. Там пристегнули лыжи и на креселке поехали ближе к вершине. Вот такой вот вид нам открылся.
Даже довольно теплое солнце и наличие проталины в нижней части не испортило нам первого дня катания. Трассы, конечно, не отличались особой крутизной, но подготовлены на "отлично", до обеда мы успели прилично устать. Вернулись к "Альпинцентру", выпили кто чего хотел, и спустились вниз.
После небольшого отдыха поехали осмотреть озеро и сам городок Цель ам Зее. Там девчонки затарились фруктами, как будто в маркете они с другой грядки. Но спорить с ними бесполезно и я особо не усердствовал. В общем, второй день прошел удачно.
На третий день мы запланировали Хинтертукс. До долины Циллерталь поехали по второстепенным дорогам через перевальчик мимо Кримерского водопада (самый высокий в Европе), дорога может и не самая правильная, зато очень живописная. Но вот погода заметно испортилась. Низкая облачность и местами дождь. Ехали почти два часа. "Мондео" хорош по автобану, а вот серпантин явно не его конек. С управляемостью особых проблем нет, но габариты для поворотов в 270 градусов все-таки великоваты, хотя это, конечно, незначительные нюансы.
У подножия ледника жизнь кипела, не смотря на то, что был понедельник. Быстренько купили ски-пассы и поехали наверх. А на верху ждала засада. Верхняя часть трасс полностью закрыта облаками, и нам пришлось спускаться как "ежикам в тумане". После небольшого выполаживания трассы выныривали из облаков, и второй перегиб уже проходили с приличной видимостью, а потому и скорость тоже набирали приличную.
Сам по себе ледник отличный, в верхней части три трассы протяженностью около километра, уклон градусов до 30, потом пологий участок 500-800 метров и опять метров 800 с уклоном 25-30 градусов. Можно после первого крутяка уйти левее и на бугеле подняться на другую макушку, оттуда тоже идут три трассы с переменными уклонами, но все они заканчиваются пологим выкатом, и потому понравились нам меньше.
К обеду снег подтаял, но зато погода улучшилась, и в разрывах облаков показалось солнышко.
Пообедали в большущем типа Капрунского Альпинцентра комплексе и спустились вниз к машине. На обратном пути остановились возле водопада, и даже по крутенькой тропе (с перилами и скамейками для отдыха, Европа!) поднялись метров на 300 вверх, там, на небольшой площадке, посреди водопада построили гостиницу и ресторанчик с террасой прямо над водопадом.
Опять же выпили кто чего хотел, и потопали вниз. Подъемника мы там не заметили и дороги тоже, как туда доставляют постояльцев и провиант мы так и не поняли. Но как-то это все-таки случается.
Вернулись в Капрун, прогулялись до его замка. Упаковали вещички и приготовились к раннему старту в сторону Террачины, где нас ждал отельчик у моря с собственным пляжем и садом. Нам предстояло преодолеть 1020 км по автобанам Австрии и Италии.
Описывать дорогу смысла особого нет, все города проехали стороной, а автобаны по всей Европе одинаковы (отличные). Форд на автобане проявил свои лучшие качества, устойчивый как утюг и экономичный как "Ока", средний расход солярки 7,1 литра на 100 км. И ехал я далеко не 130 км/час, разрешенные на автобане. И даже когда ради пробы набрал 210 км/ч и остался в левом ряду не надолго, нашелся шустрый Итальянский парень на "Вольво", уперся в мой багажник и давай моргать, фарами, требуя освободить ему дорогу.
Нервировать его на такой скорости мы не стали и переместились правее. В конечном пункте автобана маршрутный компьютер выдал нам среднюю скорость в 140 км/ч с каким-то хвостиком.
Таким образом, к вечеру мы добрались до Террачины и довольно быстро нашли наш отель. Все было как обещано, и пляж и сад, если можно назвать садом 6-7 сосен и два десятка кустов на мизерном участке. Скромность участка, наверное, обусловлена дороговизной земли, но нет худа без добра, до пляжа не более 30 м. Номера на шестом из двенадцати возможных этажей, довольно скромных размеров, но с балконом. Хотя все необходимое, кроме кондиционера, было.
В отличие от апартаментов в Капруне, рекомендовать его не могу. Отель плотно оккупирован итальянскими пенсионерами, и они, как впрочем и везде, чувствуют себя там хозяевами.
Несколько раз пытались нам высказать свои претензии по поводу купания после 19 часов и курения в шезлонге на полянке под сосной. Хотя запрещающих надписей мы нигде не видели, и администрация ничего против не имела. А на пляже,сами понимаете, даже глазу не на что упасть.
Море как море, соленое и, в общем-то, чистое, а сама набережная не очень. И грязновато и как-то бедненько. Наш черноморский берег лучше. Городок Террачина не так уж мал, но тоже какой-то корявый, Туапсе и Дагомыс, на мой взгляд, лучше. Поэтому мы до обеда купались и загорали, а после на второй день съездили в Неаполь, и залезли на Везувий, а на третий день поехали в Рим.
Неаполь оставил довольно смешанные чувства, движение дикое, машины передвигаются, не обращая внимания на разметку, а дети и старики на скутерах как тараканы из всех щелей выскакивают, не обращая внимания ни на правила движения, ни на возмущенные гудки автомобилистов.
Так что, через полчаса я уже был готов давить их пачками. Чтобы больше себя не соблазнять, осмотрев порт и бухту, мы поехали к Везувию по автобану. На вулкан ведет живенький серпантин, а последние метров 150 нужно подниматься пешком.
Поднялись, заглянули в жерло, запечатлели увиденное и, передохнув и поболтав с украинским хлопцем, работающим в местной лавке (по-другому этот сарай из жести и фанеры не назовешь) пошли к машине, со смутной надеждой успеть доехать до раскопанных Помпей. Не успели. В 18 часов все уже было закрыто. И мы поехали назад, в Террачину.
На следующий день после водных процедур поехали в Рим. Между Римом и Неаполем около двухсот километров, а разница огромная. Во-первых чисто, и дороги и водители отличные. За 10-15 минут мы доехали от кольцевой до самого центра. И припарковались без проблем за 2 евро.
Дальше пошли пешком. Описывать Рим очень долго и это тема совсем другая. Если коротко, то это действительно Вечный город. Построенное 2000 лет назад переплетается с средневековьем и очень здорово сочетается с современными зданиями и все это как в большом парке.
На отлов такси ушло минут 15-20. Похоже, не одни мы такие ленивые, до площади Святого Петра не больше двух километров. Но слишком уж жарко было. Особого благоговения перед святым престолом я как-то не почувствовал, хотя площадь, конечно, большая. В Папин дворец попасть тоже не получилась, очередь метров пятьсот и особо не движется.
Так что мы обошли площадь, посмотрели снаружи Папин дом и вернулись на стоянку такси. На такси доехали до места парковки нашего авто и без особых проблем выехали в сторону Террачины. Погуляли по центру, попробовали настоящую Итальянскую пиццу (вкусно) и пошли упаковывать вещи. Завтра нам предстояло преодолев более 700 км, добраться до отеля в не менее древнем городе Италии, Аосте. И уже из нее совершить вылазки на Французский Тинь и Итало-Швейцарскую ледниковую зону Плато Роза между Червинией и Церматтом.
Дорога как дорога, сплошняком автобаны, но проходила она мимо города Пиза. Из разных источников мы слышали о пизанской башне, которая на протяжении нескольких веков куда-то падает. Вот мы и заехали на это посмотреть. Площадь Чудес в городе Пиза вполне приличных размеров и огорожена крепостной стеной, высотой около 4-5 метров.
Башня действительно покосилась, но не упала. Первая неделя заканчивалась и тут можно прерваться.
Вторая неделя нашего европейского круга началась в городе Аоста. Город известен еще со времен Римской Империи, я про это где-то читал. Нас же он заинтересовал по своему центральному положению в самой высокогорной части Альп.
Относительно недалеко во французских Альпах, есть такой поселок Тинь, а над ним одноименный ледник, действующий летом. В Аосте мы жили в отеле Экспресс Холидей Ин, не путать просто с Холидей Ин. Оба эти отеля находятся в Аосте. Только наш прямо на автобане и ориентирован на водителей-дальнобойщиков, а не туристов.
По ошибке мы сначала нашли туристический, и уже оттуда нас отправили в наш. С виду на отель это здание совсем не похоже, оно больше напоминает гибрид супермаркета с таможенным терминалом. Супермаркет там тоже есть. Но номера просто отличные, в туристическом гораздо скромнее. Все оборудование и мебель новое и в максимальной комплектации.
С утра выдвинулись в сторону Франции. Дорога узкая и не всегда в хорошем состоянии. С итальянской стороны еще более-менее, а французы вообще на дорогу "болт забили", ни ограждений, ни разметки, только виды не уступают итальянским. Ехали около двух часов и, наконец, уперлись в большущую парковку (бесплатную), плотно забитую машинами со всей Европы.
Выстояли небольшую очередь за ски-пассами, и пошли грузиться в вагон горного метро. К подножию ледника французы прорубили туннель и дальше, на самую макушку, запустили большущий вагон фуникулера, вместимостью до 140-ка человек.
На самом леднике работали еще пару бугелей и пара трехместных креселок. Ледник поражает своими просторами, пара тысяч горнолыжников просто потерялась на его территории. А такого сноупарка я еще ни разу не видел: и площадь огромная, и количество рукотворных сооружений соответственное.
Только сноупарк обслуживало шесть или семь ратраков. Когда они под конец катального дня выползли, увешанные жутковатыми приспособлениями… в общем, это надо видеть. Для лыжников тоже подготовили десяток трасс, спортсмены облюбовали себе самые вкусные участки и сначала пытались ограничить доступ любителей к этим трассам.
Но любителей было в разы больше и, заплатив за ски-пасс по 35 евро, они на спортсменов просто не обращали внимания, те немного побычились и угомонились.
Наша попутчица катается первый год, и от таких просторов немного ошалела, потом пришла в себя и каталась по трассам под бугелями. Мы постарались скатиться по всем возможным трассам, но выделить какую-нибудь не берусь.
Солнце довольно быстро подтапливало ледник, и на выкате к фуникулеру образовывалась небольшое озеро. Катались до конца, а потом поехали к озеру и заехали в Валь д'Изер. Просто посмотреть, ну а девчонки походили по магазинам. Французские продавцы, заскучавшие за прилавками, окружили их "французским шармом" и впарили всякого барахла на сотку евро, пока я мирно покуривал в тенечке - сам виноват, прощелкал.
После прогулки по магазинам девушки были готовы к очередной дозе серпантина, теперь уже в обратном направлении. Перебравшись на итальянскую сторону, мы проехали к подножию Монблана, но вершину укрыли облака и солнце светило прямо в объектив, в общем, хороших снимков не получилось.
С утра собрали вещички и поехали в Червинию. Погода, с утра довольно паршивенькая, исправлялась прямо на глазах, и, пока мы поднимались на ледник, облака поредели, и в разрывах появилось солнце. По качеству снега этот ледник вне конкуренции.
Там, где все предыдущие заканчивались, этот только начинался. И потому никаких проталин, с утра вообще отличный жесткий вельвет и только после обеда склон размяк, но не раскис. Второй раз катаюсь на этом леднике и все просто отлично. Конечно на Хинтертуксе и Тине уклон трасс покруче, и сами трассы не такие прямолинейные, зато снег на этом леднике отличный.
Накататься не получилось, уехали немного раньше обычного, так как нам еще надо было доехать до австрийского Иглса, где на последние три дня нас ждал пансион с непроизносимым названием.
Этот пансион, да и сам Иглс никому рекомендовать не буду. В Австрии полно гораздо лучших мест. Пока ехали по Италии, погода была отличная, а с пересечением границы по другую сторону перевала пошел дождь и чем дальше, тем сильнее. На подступах к Инсбруку производительности дренажной системы автобана немного не хватало. Иглс и пансион нашли с первого захода и быстренько разместились.
Я к ночлегу отношусь довольно терпимо, и потому особых претензий к пансиончику нет. У нас в номере была даже полноценная ванная, а не просто душ, и веранда очень приличных размеров, но все равно пансион оставлял гнетущее впечатление.
Самих хозяев мы так и не увидели и общались только с парнем, который, похоже, во время Балканских конфликтов, свалил со своим семейством в мирную Австрию. Кто он по национальности я не уточнял, но все славянские языки похожи и мы не плохо друг друга понимали. Когда я объяснил ему нашу цель, он быстренько нашел в компьютере и вэб-камеры с Штубайского ледника и прогноз на завтра.
Вся добытая информация внушала оптимизм и обещала отличное катание по свежему снегу. Пока внизу лил дождь, на леднике шел настоящий снег, и к утру там подсыпало 15-20 см. пухляка. Утром, выехав из поселка, нам открылась чудная панорама Штубайской долины
На леднике все подтвердилось, все пространство выше 2700 метров укрыто приличным слоем снега, отратраченно 4 трассы, температура -1. На леднике работали кафешки, и в отличие от Тиня, лыжников и бордеров было немного, большую половину народа составляли туристы, которые просто пешком гуляли по горе.
На самом деле действующие трассы не самые интересные на этом леднике, но свежий снег все компенсировал. Этот день удался.
На следующий день мы рванули в сторону Зельдена, судя по данным из Интернета, снег не менее обильно присыпал и его ледники. В отличие от Штубая, до ледников Зельдена надо ехать по платной дороге, начинающейся где-то повыше самого поселка, и стоит проезд 17,5 евро. Ну мы, конечно, поехали. И попадос. В Зельдене снег только начался и валил до самого нашего отлета.
Последняя инфа из Интернета обещала почти полметра снега, но не нам его раскатывать. Чтобы скоротать время, мы решили доехать до Баварии и посмотреть на замки, построенные Людовиком Вторым. Замки, конечно, красивые и в горах смотрятся просто здорово, но Зельден нам не сдался, и это несколько обламывало.
Вот примерно так все и случилось. Приехали в Мюнхен, вернули прокатчикам машину, сели в самолет и улетели домой, за перевес багажа в четыре кило, доплату с нас не взяли, мы единственные были с лыжами.
Может быть, за спиной пальцем у виска крутили, нам по барабану, две недели были замечательными. Если на следующее лето найдутся единомышленники, буду только рад, или кому-то просто было интересно, тоже хорошо.
Автор: Михаил |
отличный рассказик вышел. Меня теперь бюджет такой поездки заинтересовал. Во сколько реально на человека обходится?