Введение
Случилось так, что я, Виталий Сизов, и мой друг Дима Яковлев оказались в начале мая в Австрии на леднике Капрун. Дима планировал поездку заранее, я же поначалу ехать с Димой и его друзьями вовсе не хотел, во-первых, дороговато, во-вторых, думал, что уже и так за сезон накатался, но, посидев немного в Москве без лыж, так соскучился по каталке, что решил ехать.
В пути
И вот мы уже сидим в самолёте А-320, летим из Шереметьево-2 в сторону Германии. Взлетели и сели нормально. Правда, непосредственно перед посадкой пилот сделал два перестроения влево (снайпер, блин, хренов). Я начал бояться, что он таки промажет и сядет мимо полосы, но обошлось, сели нормально. Прилетели в Мюнхен поздно и после непродолжительной войны с автоматом по продаже ж.д. билетов приехали в центр города и заночевали. С утра взяли на прокат машины и рванули в сторону Капруна. В Капруне были в 12-13 дня и сразу поехали на гору.
Катание
Я катался на Капруне 8 дней, Дима - на день меньше. Первые два дня катание было не очень: облачность, на горе туман, плохая видимость, склоны ратрачить как следует не успевали. Но худо-бедно мы откатали два дня, на третий взяли тренера и дальше гоняли с ним. Погода на третий день стала лучше: хорошая видимость, склоны отратрачены (правда, мягковаты), но небо пасмурное, и солнышка не видать. А ещё через день вышло солнце, температура упала, склоны стали жесткими, и катались мы великолепно.
Тренировки
Тренировались мы пять дней. Тренера наняли ещё из Москвы. Я переписывался с одной инструкторской школой, в итоге сошлись на том, что тренируемся вдвоём пять дней по два часа в день (время начинает тикать, когда трасса поставлена, т.е. время постановки трассы в эти два часа не входило). За тренировки заплатили по 200 евро с носа.
Все пять дней гоняли гигант, слалом не ходили, хотя слаломные лыжи с собой брали. Первый день была свободная тренировка, еще четыре дня мы гоняли по трассе, параллельно делая подводящие упражнения.
Тренировались на леднике, на самом верху. Перепад склона - 300 метров, длина - 1200 метров. Склон не крутой, по наклону очень похож на наши московские горки, может, чуть круче. Мне этого наклона хватало за глаза, т.к. и на этом склоне разгоняет не по-детски, только держись, думать о том, чтобы прогнуть лыжи (как в Москве) не приходилось, гнутся они на такой скорости, как не фиг делать.
Тренер попался очень весёлый, каждая тренировка начиналась со слов "O’key gays lets rock and roll". Зимой он работает инструктором в Австрии, летом тренирует детей в Австралии. Думаю, что для Австрии он не такой уж супер профи, но по нашим меркам - тренер хороший.
Тренировки, день первый
Что делали
Свободное катание, упражнения
Упражнения
- Берем ручки палок под мышки, палки держим параллельно склону и перпендикулярно плоскости корпуса. Едем, делая обычные повороты, при этом стараемся вести корпус так, чтобы остриё палки смотрело вниз. (Избавляемся от закручивания корпуса в конце поворта вверх, что наблюдалось у меня)
- Упражнение на баланс. В конце поворота едем на внутренней лыже, внешнюю держим над склоном, так чтобы лыжи перекрещивались пятками. В начале следующего поворота поднятую ногу не опускаем, но делаем так, чтобы перекрещивались уже не пятки, а носки лыж. В средней части дуги ставим внутреннюю ногу на снег. Повторяем с начала.
- Упражнение на угловое положение. Делаем обычные повороты так, чтобы внешняя палка касалась снега.
- Берём палку горизонтально в руки, держим перед собой и идем обычными дугами. Стараемся держать корпус вертикально, следим, чтобы палка не качалась.
- Едем обычными поворотами, так чтобы внешняя палка касалась снега. Внутренняя рука вытянута параллельно лыжам, внутренняя палка лежит на плече (ручка палки в руке, палка на плече и острием смотрит назад).
- Делаем обычные повороты, идем с одной палкой, держа её во внешней руке. В момент поворота касаемся ею снега, а в переходе передаем её в новую внешнюю руку. Палку передаем за спиной. В момент передачи надо уходить вперед. Упражнение помогает уходу вперёд.
Общие замечания
- Руки должны быть впереди, так чтобы локти не уходили за туловище. Тест простой: поставить палку на грудь и засунуть подмышки - руки блокируются и не могут уходить назад. Диапазон перемещений рук в этом упражнении - тот, который должен быть у горнолыжника на склоне.
- Центр тяжести в повороте должен находиться над внешней лыжей, для этого и нужно угловое положение.
- В повороте (не в начальной стадии, а в фазе ведения дуги) мышцы корпуса должны быть напряжены.
- В переходе в GS делаем полное разгибание, корпус идет вперёд и в сторону нового поворота (у меня, чаще всего, корпус в конце поворота идёт за лыжами, а должен идти в сторону нового поворота).
- Руки нужно постоянно держать высоко (но не на уровне головы): если руки уходят вниз и назад, это отсаживает назад.
- Три линии в процессе выполнения поворота должны быть параллельны: линия лыж, линия коленей и линия бёдер лыжника.
- О стойке. На крутом склоне нужно стоять высоко. Сказано было, видимо, к тому, что нужно разгибаться вверх.
- Угловое положение отсутствует в DH, SG (из-за больших скоростей за 80 км/ч угловое уже не нужно) и может отсутствовать в SL (из-за широкой лопаты лыжи, и как следствие, сильной центробежной силы). Но в GS угловое положение должно быть выражено сильнее, чем в остальных дисциплинах.
- Начинает поворот корпус, за ним идут лыжи.
- В GS повороте внешняя нога должна быть прямой, не должно быть ангуляции в колене - это опасно для связок. В SL ангуляция в колене допустима.
Мои ошибки, замечания
- Не ухожу вперед в начале поворота
- Нет углового положения
- Корпус иногда закручивается вверх в конце поворта, не надо так сильно идти за лыжами.
- Валюсь в поворот.
- Из-за того, что валюсь, не могу нормально согнуть внутреннюю ногу.
Тренировки, день второй
Что делали
- Ходили трасу из чарликов
- Ходили трассу GS
- Просмотр видео и разбор полётов
Упражнения
- Палки берем за ручки и направляем вверх. В таком положении едем по трассе.
- Держим палки горизонтально, едем трассу.
- Вместо палок дали чарлики, чтобы не валился и не опирался на палку в повороте.
Мои ошибки, замечания
Туловище надо держать в повороте вертикально.
Замечания при просмотре видео
- Нет углового положения. Причем сразу после перехода на входе в поворот это нормально и не ошибка, но у флага оно должно быть (у меня иногда было, но поздновато, надо раньше).
- О чем стоит думать. Внешнюю руку вести ниже, у меня - слишком высоко. Внутреннюю вытянуть вперед и удерживать положение до конца поворота. Держать корпус в напряженном состоянии.
- Иногда внешняя нога оказывается далеко за телом в конце поворота, получается телемарк. Не очень понятно, почему так происходит, может быть, я специально её уводил несколько раз, а тренер заметил.
- Нужно быть более активным, быстрей переходить из поворота в поворот. Я слишком затягиваю концовку поворота.
- По мнению тренера, нужно стоять выше, чем делаю это я, и переходы в GS выполнять распрямлением.
- Нужно идти руками и телом (разгибаться) в следующий поворот (в направлении центра следующего поворота), вытягивать обе руки в направлении поворота.
- Стабильный корпус – признак класса лыжника.
Тренировки, день третий
Что делали
- Ходили свободно верх склона, выполняя упражнения
- В нижней части склона гоняли трассу GS
Упражнения
- Перекантовка на одной ноге (новой внутренней). Новую внешную ногу поднимаем и оттягиваем вбок под углом.
В момент сгибания внутренней ноги приставляем внешнюю ногу, ставим её на снег. - На трассе без палок. В повороте внешняя рука - на поясе, внутренняя рука вытянута вперед.
- По поводу постановки трасс на FIS стартах в Австрии:
- GS. Расстояние между воротами - 18-20 м, угол разводки ворот от линии падения склона - 35-45 град.
- SL. Расстояния между воротами - 11-15 м, угол - до 65 град. (Вообще 65 градусов - очень много, на мой взгляд, но так услышал, переспросить забыл)
- Длина палок. Для меня, по словам тренера, в GS нужны палки 135 см, для SL - короче на 2-3 см.
- Уходить в повороте не только вбок, но и вперед.
- Ничего не сказали про угловое положение, но у меня его нет в левом повороте, надо тренировать, в правом немного появилось.
- Разгибание и переход нужно начинать раньше.
- Пытаюсь иногда идти вперед спиной и только спиной, т.е. сгибаюсь в пояснице. Делать этого не надо.
Тренировки, день четвертый
Что делали
- Упражнения в верхней части трассы
- Ходили трассу GS
- В повороте двигать ногами вперед и назад (одну ногу вперед, одновременно вторую отводим назад) с небольшой амплитудой. Так удаётся почувствовать, как работает лыжа в разных положениях, и найти центр лыжи. Упражнение помогает быстро адаптироваться к новым лыжам, быстро перейти с гигантских лыж на слаломные и наоборот. Если слаломный старт - сразу за гигантом, хорошо после гиганта встать на слаломные лыжи и проделать то упражнение.
- Берем палки за середину, в каждой руке по палке, держим вертикально. В повороте обе палки должны уходить и проецироваться внутрь поворота. Так отрабатываем уход внутрь поворота и угловое положение.
- Упражнение на технику дрейфа. В момент разгибания, и переходя в следующий поворот, не закантовываем лыжи, а ведем их плоско и проворачиваем под собой. После этого делаем закантовку с угловым положением.
- Рассказ про технику дрейфа, аналогично тому, что у Гуршмана в книжке.
- Если не успеваешь в повороте, лучше круче повернуть в одном повороте (круче повести лыжи в конце поворота), чем постепенно бороться с опозданием в ходе следующих поворотов.
- При угловом положении нужно напрягать пресс, т.е. нужны сильные мышцы пресса и спины. Тренер, объясняя это, говорил: вспомните, с каким лицом Херманн Майер идет по трассе, у него все мышцы лица и шеи напряжены, так бедолага напрягается, и вы так должны.
- При езде по трассе нужно видеть хотя бы двое ворот перед собой, чтобы варьировать свои действия в трассе.
- Нужно вставать в повороте и делать это раньше.
- В GS внутренняя рука должна быть вытянута вперед, у меня - близко к телу (в SL это нормально, в GS - нет).
- Нужно сильнее закрывать конец поворота, поворачивать круче. Для этого, похоже, нужно добавлять углового положения в конце.
- Слишком далеко иду от флага, нужно идти ближе. Для этого нужно хорошее угловое положение, чтобы укорачиваться от вешки.
Тренировки, день пятый
Что делали:
- Упражнения в верхней части склона
- Ходили трассу GS
- Палки за голову на шею, руки на них, и едем так, чтобы палки шли параллельно склону и не валились.
- Держим веревку на вытянутых руках за концы (длина веревки приблизительно равна ширине плеч). При движении следим, чтобы веревка не ослабевала и была натянута. Внешняя рука - ниже внутренней.
Автор: Виталий Сизов |
Чем тренировка заканчивалась, думать не хочется...