Судьба предоставила возможность нашему семейству довольно много времени провести в Европейском Спортивном регионе в 2010-2011 году, поэтому представляю Вашему вниманию серию заметок на тему «Из ненаписанного про Цель ам Зее – Капрун». В ней постараюсь описать опыт путешествий для разных категорий и составов туристов, т.е. с детьми, без детей, зимой, летом и проч.
Стоить заметить, что услугами турагентств мы не пользуемся. Компетенция многих из них оставляет желать лучшего, да и выбор гостиниц весьма ограничен. До недавнего времени еще можно было списать дополнительные деньги за упрощение получения визы. Но черт оказался не таким, как его малюют, если не попасть в пиковый период. Сейчас, например, в середине сентября можно записаться на сдачу документов в австрийском консульстве буквально на следующую неделю. На сайте довольно подробно указаны требуемые документы. Девушки в окошках при плохом настроении, конечно, пробуют «развести» на дополнительные документы, но здесь спасает распечатка с сайта и железобетонная физиономия, ссылающаяся на этот самый сайт. Мол, все, что требовалось принесли, а все остальное – от лукавого. В конечном итоге, это не они принимают решение о визе. Их задача правильно принять и упаковать документы. Срочную визу можно сделать за 3 дня и дополнительные 10 евро. В итоге визы делаем сами на себя, на детей, на родственников и знакомых. Если подаетесь большим составом и вдруг на разные сроки или другими отличиями друг от друга, внимательно проверяйте выданные визы. Должно быть достаточно дней, многократность, если надо и проч. Австрийцы в этом плане неаккуратны и ошибаются довольно часто. Хотя и исправляют все охотно. Главное – железобетонная физиономия, вежливость и последовательность. Как у всех истинных арийцев.
Будем считать, что формальности пройдены. Начнем с логистики, то есть как лучше добираться и на чем. На фоне историй про многочасовые задержки чартеров и столпотворений в аэропорту по субботам, мы предпочитаем летать регуляркой Аэрофлота в пятницу вечером до Мюнхена. Также пробовали лететь через Вену, но такой маршрут весьма изматывающий. Есть еще редкие варианты поездки напрямую в Зальцбург. Это, конечно, лучше всего, но регулярка из Москвы в Зальцбург – это, к сожалению, только зимний вариант и по недемократичным ценам. Забыл сказать, что нас обычно четверо – двое взрослых, двое детей двенадцати и двух лет. Иногда добавляется еще один взрослый, а иногда только двое взрослых, то есть я с женой и едем. Путешествия в составе «по умолчанию» весьма небюджетные, но довольно часто на вечерние рейсы Аэрофлота (SU 123) можно купить билеты за мили, т.е. фактически за 4 тысячи рублей на человека. Естественно, возникает вопрос, а как добираться в ночи до любимого курорты.
Единожды воспользовавшись организованным трансфером, мы навсегда выбрали для себя аренду машины. По цене на нашу семью получается одинаково, а свобода передвижения во время поездки становится неограниченной. Эта самая свобода передвижения становится критичной, особенно, при поездке с детьми, но об этом позже. Итак, берем машину. Чаще всего в Sixte (www.sixt.de). На их сайте можно еще и предварительно внести все свои данные – адрес, номер кредитки и т.д. Тогда время оформления займет не более 5 минут. Здесь надо заметить, что для аренды необходима кредитная карточка, где должно быть денег больше, чем стоимость аренды, потому что все компании резервируют депозит. Нередко приходится наблюдать соотечественников с детьми и всем снаряжением судорожно пытающихся уговорить арендные компании взять наличные или найти какой-нибудь банк, готовый в минуту перевести деньги на карточку российского банка. Полнейшая утопия и разочарование. Вообще, в плане наличных у них коммунизм, то есть эти самые наличные в Германии и Австрии не нужны, достаточно карточки Visa или Mastercard. Более того, они иногда свои же деньги не принимают, если предъявите 200 и 500 евро одной купюрой. Исключением могут быть некоторые супермаркеты, где принимают только наличные либо карточки Maestro, и совсем уж аутентичные лавочки с изделиями или продуктами местных производителей на рынках. В любом случае, деньги можно снять в многочисленных банкоматах. Они традиционно работают круглосуточно и расположены в центре Цель ам Зее и Капруна, а также у подъемников.
Однако вернемся к получению заветных ключей от машины. Получили. Далее два варианта – если есть возможность бронирования гостиницы или апартаментов на день раньше, то есть с пятницы, то включаем навигатор и через 2 часа 15 минут, преодолев чуть больше 200 км, уже открываем дверь забронированного отеля. В последние разы останавливались в Hotel Select (www.zellkaprun.ru), что между Капруном и Цель ам Зее. Почему именно там тоже расскажу чуть позже. Второй вариант – это переночевать в окрестностях Мюнхена. Там огромное количество небольших гостиниц по вполне приемлемым ценам, чтобы переночевать и рано утром преодолеть 200 км до Цель ам Зее. Бронирование через www.booking.com или www.iglobe.ru предлагает разумные цены и выбор мест ночевки. Ужин можно устроить либо в отеле, либо в AirBrau – пивной ресторан прямо в аэропорту. Прямо там находится пивоварня и, на мой взгляд, готовят, одну из лучших свиных рулек в Мюнхене. Несмотря на непривычное для качественного заведения местоположения, ресторан заслуживает посещения либо по прилету, либо до отлета.
А мы продолжаем движение в сторону заветного Европейского Спортивного региона. Помимо безумных пейзажей, которые начинаются сразу за развилкой на Зальцбург и Инсбрук, стоит отметить два момента. Даже если навигатор проложил Вам маршрут через Зальцбург, на этой самой развилке смело сворачивайте на Инсбрук. Даже самый простенький навигатор довольно быстро пересчитает маршрут через городок Koessen. На всякий случай, километров через 15 после развилки нужно свернуть на Niederndorf и Oberaudorf. Есть еще два маршрута как добраться до Цель ам Зее, но практика показала, они дольше. Второй момент – это виньетка в виде наклейки на лобовое стекло для поездок на иностранных машинах в Австрии. Что-то типа налога за пользование дорогами. Ее можно купить на заправках по дороге из аэропорта. Без этой виньетки есть риск получить штраф около 150 евро. Полицейских на шоссе практически нет, а вот на обычных дорожках весьма часто проходят рейды с проверками документов и замерами скорости. При проезде небольших городков стоит снижать скорость до положенных 50 км/ч, потому что именно там много электрических измерителей скорости, которые потом превращаются в квитанции со штрафами. Кстати, именно на эти случаи имеет смысл очень аккуратно указывать свой постоянный адрес в арендной компании. Не оплатишь штраф, потом можно и проблемы с визой получить.
Маршрут можете посмотреть по ссылке http://g.co/maps/by6t8.
На этом раздел про доставку своих тел до места отдыха разрешите завершить. Единственное, что еще стоит отметить. Поездка на поезде тоже возможна. На сайтах австрийских и немецких железных дорог (http://www.oebb.at и http://www.dbahn.de) можно купить билеты даже с местами, подробной картой и описанием пересадок. Сайты работают, в том числе, на английском языке. Однако единственная такая поездка в любом случае будет дороже, чем день на арендованной машине. Дальше считайте сами.
Итак, будем считать, что без приключений доехали до места назначения. Как обещал, несколько слов по поводу размещения. Ни Цель ам Зее, ни, тем более, Капрун не отличаются большим выбором отелей и апартаментов, при выходе из которых можно удариться физиономией в трассу. Собственно поэтому, как ни крути, где не останавливайся, все равно хоть сколько-нибудь придется в ботинках с лыжами или с доской идти. А если в разгар сезона, то еще и стоять в очереди на подъемник около получаса. Наш выбор – дойти до ближайшей автостоянки. Метров 100-150 максимум. У нас же машина! Соответственно и до места проживания мы добирается на машин. Природная лень, нежелание выбрасывать деньги на ветер и наличие машины в который раз приводят нас в небольшую деревушку Фюрт. Она располагается на повороте с шоссе в Капрун. Фактически между Цель ам Зее и Капрун. Останавливаемся в апартаментах в отеле Select. Он открылся в прошлом сезоне после большого ремонта, который превратил гостиницу в апартотель. Цены можно проверить на сайте http://www.zellkaprun.ru. Они не на много, но могут меняться. Хотя однозначно ниже цельамзейских и капрунских. В апартотеле довольно много апартаментов на 8-12 человек, так что можно «выгружаться» большими компаниями.
Прелесть этого места – вроде близко до всего, но не в шумном центре, тишина и необыкновенный вид на ледник Китцштанхорн, Майскогель и Капрун. Остановка автобуса в 2-х минутах пешком. Ремарка про остановку важна, если нельзя «поделить» машину. В зимний период проездным на ски-бас является ваш ски-пасс даже если вы не в лыжном снаряжении. Как-то попробовали из Капруна с лыжами, доской и в ботинках дойти пешком до дома. «Прогулка» заняла не более получаса. Вполне приемлемо.
Про катание в Цель ам Зее и Капруне на ski.ru написано достаточно, чтобы не повторять. Хотя несколько строчек добавлю от себя. При наличии машины в сам Цель ам Зее на подъемник лучше не ездить. Очень много людей и не очень большая стоянка. Мы предпочитаем подниматься на Арайтбан (Areitbahn). Это 5 минут езды от отеля Select. Хотя и там можно «попасть» минут на 20 стояния в очереди, как говорится, редко, но метко. По зонам катания на Шмиттенхое местные жители дали дельный совет – с субботы по вторник самое комфортное катание на SonnenAlm или Sonnkogel. Там очень достойные трассы, но у вновь прибывших туристов в первые дни не хватает терпения добраться до этой горы. И действительно большинство катающихся там в хорошую погоду – местные жители. Перечислять трассы по номерам, а впечатления не буду. В прошлом году на сайте нашел ссылку http://www.gpixs360.com/pois/karte.php?map_id=1. Неделю по ночам «катался».:) Тем, кто в первый раз, можете сами оценить трассы. Тем, кто уже был – отличная возможность «вспомнить все». Про ледник много всего написано. Добавить нечего. Можно еще полдня уделить Майскогелю. Это третья – самая меленькая гора Европейского Спортивного региона. Находится в пешей доступности в Капруне. Гора не кажется большой, но перепад высот там около 1000 м. Есть и красные, и синие трассы, хотя в нижней части очень много учеников. Это же создает очередь на нижний подъемник.
Кафе и ресторанов на склонах предостаточно, цены везде примерно одинаковые. Обедаем обычно на горе. Наблюдая за рационом многих соотечественников, позволю порекомендовать разбавлять шницели и сосиски местными блюдами типа Tiroler Grostl или Kaseknodl. В написании могу ошибаться. Это местная жареная картошка с мясом, яичницей и специями и домашняя лапша с местным сыром и жареным луком, соответственно. Начните приобщение к местной кухни с этих блюд, а дальше заказывайте все, что непонятно написано. :)
Соглашусь с многими коллегами-писателями, зона катания в Европейском спортивном регионе действительно не самая большая. Есть больше, но есть и меньше. За недельный отпуск выкатать все трассы можно легко и не один раз. Но стоит ли из-за этого искать другое место? Принимая во внимание наличие машины, на которой до ледника все равно ехать лучше, чем на автобусе, а также даже плохонького навигатора, путем нехитрых манипуляций находим, что через 20 минут можно оказаться, например, в Заальбах-Хинтерглеме с большим количеством разнообразных трасс. Те же 20 минут, но в другую сторону приведут нас к Panoramabahn в Холлерсбахе. А это уже станция Китцбюэльских альп. Оттуда уже на лыжах до знаменитого Штрайфа! Чуть больше получаса езды вам потребуется, чтобы оказаться в Бад Гаштайне с соответствующей зоной катания. Согласитесь, вполне одолеваемые расстояния, особенно для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, где полчаса дороги – это фактически только из дома выйти. По дороге в вышеперечисленные курорты попадается еще масса небольших горок на 3-4 подъемника, так что мест для катания много. Разнообразие трасс также великое. И для опытных лыжников и бордистов, и наоборот.
На сайтах курортов есть адреса лыжных школ от мала до велика. Если для взрослых проблемы взять инструктора утром или записаться в группу практически никогда нет, то с малышами ситуация может быть иная. Лучше всего предварительно писать, звонить или зайти в офис школы. Иначе на горе в сезон каникул шансов «сдать» свое чадо в лыжную школу очень мало. Даже если Вам ответят, что проблем не будет, настаивайте, чтобы Вам сообщили имя инструктора, место и время, к которому подойти. Когда поймете, что в огромном количестве детских групп вас не ждут, ребенок остается без группы, а вы без дня катания и с расстроенным ребенком, будет весьма грустно. Не лишним будет сказать, что для аренды снаряжения в воскресенье утром в пунктах аренды у подъемника надо рассчитывать часа на полтора-два. Народу очень много. Так что выбирайте либо другой день, либо пункт не около подъемника.
Как я уже писал, обедали мы чаще всего на горе. Завтракали дома. Через местную девушку на ресепшен можно заказывать свежие булки на завтрак. А ужинать мы точно предпочитаем в разных местах. Хотя уже появились некоторые, где бывали не один раз и точно появимся еще. Среди многочисленных ресторанов отмечу по парочке в Капруне и в Цель ам Зее. Они недешевые по местным меркам, но обязательны к посещению! А Капруне – это Hilberger's Beisl (http://www.hilberger.at) и Auhof (http://www.derauhof.at/#/restaurant/). Оба находятся практически в центре Капруна.
Hilberger’s – ресторан с традиционной австрийской кухней, соответствующей обстановкой и великолепной винной картой. Заказывайте там любое из блюд дня. Ни одно название непонятно, но очень вкусно. Auhof же – ресторан с, так называемой, европейской кухней и еще более достойной винной картой. Белые скатерти и правильные винные бокалы. Что заказывали, не помню, но нам очень понравилось.
Топ-лист цельамзейских ресторанов безусловно возглавляет Mayer’s, расположенный в Schloss Prielau, (http://www.schloss-prielau.at/ru/gourmet/mayers.php). Он работает с 18.30. Заказывать отдельные блюда вы там не сможете. Есть четыре вида меню с разным количеством смен. Традиционно для гастрономических ресторанов многие блюда непонятно из чего сделаны, но безумно вкусны и точно приготовлены специально для вас только что. Это мы поняли, когда почти 40 минут ждали десерт. Оказалось, что суфле, которое поднималось в духовке, вдруг упало. Все жутко извинялись. Закладывайте на такой ужин не меньше трех часов. Пиджаков с бабочками там не требуют, но лыжные штаны там тоже не поймут. Дамам точно есть куда надеть вечернее платье. Курорт все-таки!
Второе место обязательное к посещению – ресторан в отеле Sonnberg (http://www.der-sonnberg.co.at/en/restaurant.html). Кухня там, как и в Mayer’s, авторская. Помимо самой кухни надо отметить расположение ресторана и виды прямо на озеро в хорошую погоду. Ресторан находится на горе, поэтому машина точно должна быть «обута» в зимнюю резину, а в плохую погоду хорошо бы еще и цепи иметь на всякий случай.
Все выше описанные рестораны имеет смысл бронировать по телефону самостоятельно, либо через reception вашего отеля. Шанс найти свободный стол в сезон есть, пожалуй, только в Auhof. Все места известны своей великолепной кухней и даже не в сезон весьма заняты.
Буквально недавно в Капруне открылся огромный аквацентр Tauern Spa (http://www.tauernspakaprun.com/ru). Проектировала и строила его та же компания, что и делала AquaDome неподалеку от Зельдена. Моей супруге новый аквацентр нравится больше, но на мой взгляд в Зельдене несколько большее разнообразие развлечений. Особенно для детей. А так все довольно традиционно и хорошо. Большая зона для купающихся в плавках или с детьми, а также большая зона с саунами. Там, традиционно для этих мест, посещение нагишом. Хотя есть 2 или 3 сауны, где можно погреться в купальниках и с детьми. Там же в местном халате можно поесть и выпить в ресторане с большим выбором еды и для взрослых, и для детей. Главное, не стесняйтесь спрашивать. Много всего готовится прямо при вас.
Детям точно понравится не только аквацентр, но и местный зоопарк, который находится на знаменитой Гроссглокнер штрассе, недоезжая нескольких километров до турникетов на Гроссглокнер. http://www.wildpark-ferleiten.at/. Сама дорога зимой закрыта. Но зоопарк посетить стоит. Там нет никаких экзотических животных. Только местные, альпийские. Самое большое – местный зубр. Есть очень немаленькие медведи, безумно красивые статные олени. За всеми животными каким-то удивительным образом ухаживают. От них не пахнет. От большинства из них.:) Все чистые и красивые. Много кого можно погладить. От Фюрта, то есть наших апартаментов, мы доезжали минут за 20.
Детям также понравится прокатиться на новом аттракционе около Майскогеля. Аттракцион представляет собой помесь бобслея и санок с тормозным механизмом, которые несут вниз по металлическим направляющим. В зависимости от смелости скорость может быть очень даже неплохой. Так что взрослым тоже может понравиться. :)
http://www.maiskogel.at/de/maisiflitzer/alpen-achterbahn.html
На этом позвольте закончить зимнюю часть описания. Как всегда не без ремарок.:) Если вы последовали моему совету и взяли в аренду машину, то наверняка обещали вернуть ее с полным баком. По дороге обратно в Мюнхенский аэропорт заправиться можно прямо перед аэропортом. На последнем пятикилометровом участке среди указателей на терминалы не пропустите указатель на заправку AGIP (ну или Tankstelle). Это точно дешевле, чем оплачивать целый бак топлива – бензина или дизеля, в зависимости от машины, даже если бак почти полон. Продолжение про летние Цель ам Зее и Капрун следует…
Автор: Сергей |