ищем попутчиков на микроавтобус... 2 Января 2025 - 2 Января 2025 Киргизия, Каракол
Киргизия Каракол с 1 по 15 февраля... 1 Февраля 2025 - 15 Февраля 2025 Киргизия, Каракол
ищем попутчиков на микроавтобус... 2 Ноября 2025 - 8 Января 2025 Киргизия
0

Отчет о поездке в Киргизию

Reports Лента автора 18 Января 2010 (02:20) Просмотров: 987 0

Данный отчет был написан два года назад, но не был вовремя отправлен… С учетом того, что информации по Киргизии мало, надеюсь, данный рассказ пригодится отъезжающим.

Идея поехать в эту страну родилась случайно. Просто когда в очередной раз бороздил просторы Интернета – нашёл упоминание про какую-то «дикую, красивую и недорогую горнолыжку». C этого все и началось.
Сначала эту идею ребята, с которыми мы каждый НГ посещаем интересные места, приняли настороженно – далеко, несколько границ, много пересадок, неизвестность… Но в итоге нас набралось 9, а впоследствии и 10 человек. В общем, настоящий передовой отряд.

Добираться решили внутренним ж/д Казахстана – так проще и дешевле. Самолет стоил необоснованные 10000 т.р. в один конец, и рейсов Оренбург-Бишкек просто не существовало в природе (лететь нужно было из Самары или Екатеринбурга). Поезд Москва-Бишкек являлся транзитным, т.е. билеты можно было приобрести только за 3 дня – а это рискованно. Да и вообще данный поезд славится своей «беспредельностью»…. Короче выбрали самый длинный и мучительный способ.

Выехали мы в обед 28 декабря из Орска. Выезд был исковеркан отношением администрации автовокзала к своим клиентам. Вместо обещанного большого ПАЗа, приехала, с опозданием почти в час раздолбанная «Газель». Математика: нас 9 человек, у каждого по 1-2 вещи габаритного багажа (лыжи т.д.), и кроме нас, еще 7 человек, жаждущих уехать – тоже с багажом, конечно. Отказываться от «Газели» нелепо – билеты куплены заранее, и у нас поезд вечером в Актюбинске, который соответственно, ждать нас не будет. С другой стороны, ехать ТАК – просто не укладывалось в голове. Попытка подойти в кассу и разобраться не увенчалась успехом – единственная работающая (!) касса была просто заблокирована народом человек 100 не меньше.
Вариантов нет – едем.

Дорога была очень тяжелая – прохождение двух границ (правда, нас тщательно не досматривали), колдобистая грунтовка, неработающая печка, постоянно ломающаяся машина и, конечно, скученность! Ну как можно было выпускать такую машину на международный рейс? А ведь это только начало большого пути…

Через 5 часов приехали в Актюбинск. Водитель (ехидный, лживый и жадный) высадил нас за две остановки до вокзала. На наши просьбы подвезти до вокзала (за деньги, конечно) данный тип «вломил» нам сумму всей дороги до Актюбинска! Спасибо, но как-нибудь сами.

Добрались мы до вокзала все-таки быстро – тенге нам разменял интеллигентного вида молодой казах (вернее, он хотел просто нам подарить 500 тенге – еле-еле вручили ему взамен 100 рублей). Придя на темный, неуютный вокзал, мы очень контрастировали в своих ярких костюмах на фоне серого люда в темной одежде. Благо нам разрешили сесть в поезд за час (!) до отправления, и мы смогли, наконец, распаковать вещи и расслабиться после напряженного переезда.


Поезд туда

Поезд был просто шикарный: новый, чистый, уютный. Это т.н. «китайские поезда», в которых есть биотуалет и много других приятных мелочей. Проводники были дружелюбны и неназойливы, пассажиры с уважением смотрели на наши лыжи и как-то сразу независимо от нас в вагоне возникла легенда, что мы «русские спортсмены, едем на соревнования». Приятная ложь! Мы быстро устроились, поужинали, посмотрели фильм по DVD-проигрывателю, который взяли с собой и легли спать.

Следующий день прошел под мягкий стук вагона. Целый день «тюленьего отдыха»! Утром нам принесли свежие газеты (бесплатно) на русском языке. Интересно было почерпнуть информацию о внутренней жизни Казахстана и взгляде местных журналистов на российскую политику. Кстати, не заметил особой «закабалённости» прессы – критичный и свежий взгляд на действительность (не без штампов, конечно).

Проехали Кызыл-орду, - за окном верблюды на бескрайней снежной степи. Где-то неподалеку от нас находится многострадальное Аральское море и красавица Сырдарья. Как же мы далеко от дома! Кстати, роуминг «кусается» - 70 рублей/минута.

Утро следующего дня прошло в сборах и хлопотах. Встали рано, перекусили и на выход. Жаль было расставаться с теплым и уютным вагоном, понимая, что впереди такого комфорта, скорее всего, не будет.

В 6.00 на ж/д вокзале ст. Луговая (Казахстан) нас ждали только «бомбилы» – грязные и на обшарпанных машинах. Сразу стали хватать наши рюкзаки и грузить в авто, приговаривая, что «все нормально, недорого и вообще договоримся». На конкретно поставленные вопросы или не отвечали вовсе или старались увильнуть. Честно признаюсь, не хотелось ехать с подобными людьми (самый главный по имени Бек очень напоминал бомжа), поэтому мы прошли в здание вокзала и спросили у кассира по поводу рейсовых автобусов. Женщина-кассир, испуганно косясь в сторону «бомбил» (называть их таксистами язык не поворачивается), ответила, что автобус поедет не скоро и неизвестно вообще поедет ли; тронется он не от вокзала и неизвестно откуда он вообще тронется в путь. Чушь, конечно, но, посоветовавшись своим кругом (деньги пока в кармане еще есть) решили не терять времени и ехать. Сошлись на 10000 (220 руб./чел за дорогу примерно в 50 км) тенге на всех (при первоначальных 16000 тенге).

По пути мы заправлялись минут 10 (вот мол, посмотрите, сколько мы денег тратим на вас мил человек) бензином, который к слову дешевле, чем в России и ломались раз 5-6 - термостат отказал и вытек весь тосол (причем водитель сразу знал, что печка не работает, но скрыл это от нас). Ладно, не будем обращать внимания, ведь уже вдалеке замаячили потрясающие хребты величественных гор. Пока мы играли «в пятна» вокруг сломавшихся машин, нас постоянно обгоняли большие (видимо, рейсовые) автобусы… На улице -26. Романтика! У водителей нет даже отвертки. Супер!

В общем приехали мы к казахско-киргизской границе очень замерзшие. Лично я реально испугался за свои ступни - я их не чувствовал целый час. Удручающее начало. Границу прошли очень быстро. Регистрацию ставить нам категорически отказались – сказали, чтобы мы не беспокоились, - потом сами где-нибудь поставите. Лукавство! А вообще отношение пограничников вежливое. Мир тебе, Киргизия!

Решили не завтракать и сразу загрузились на один из многочисленных бусиков (чаще всего изношенные Мерседесы) и заказали тариф «экспресс» (т.е. никого по пути не брать). Двинулись на Бишкек. Автобус был теплый (ноги отогрел прямо под панелью радиатора), мягкий и просторный. Это очень радовало. Да и солнце очень так гармонично светило в душу. Лично у меня создалось чувство, что самая тяжелая часть дороги позади.

По пути договорились с водителем, что он нас завезет на рынок «Дурдой», подождет нас там часика 2, а потом отвезет на автовокзал.


Рынок «Дурдой»

Этот рынок славится своими невысокими ценами – отсюда закупаются многие челноки СНГ, т.к. товар в основе своей китайский. Здесь моментально переносишься, словно на «машине времени», в середину девяностых. Помните, какие рынки были в то время?
На рынке всего много, но сам по себе он не такой уж большой и вполне понятный. Я почти ничего не покупал, больше гулял и вдыхал колорит Востока, а остальные ребята успели подновить свой гардероб национальными вещами. Так или иначе, все остались довольны. Пообедали мы тоже на рынке в небольшой забегаловке – горячий чай и куурдук (мелко нарезанная жареная баранина с луком) были очень вкусны. Капающая вода с потолка торопила нас в путь. Зато недорого.

Говоря о рынке, скажу пару слов по поводу безопасности. Будьте бдительны! Обязательно оставляйте человека с вещами и не расслабляйтесь, как мы. На рынке воруют, и воруют много. У нас порезали пакеты и вытащили только что купленные сувениры, к одной нашей девушке пытались залезть прямо во внутренний карман куртки. Ну и, конечно, смотрите что покупаете – нам вот вместо трех упаковок Head&Shoulders продали три упаковки воды – самим смешно было.

Далее наш путь проходил через Бишкек в Каракол. Решили ехать с Мухтаром и дальше. За все сошлись на 9000 сом (начиная от границы). В конце поездки мы поняли, что это был просто грабёж, но сейчас нас интересовал комфорт и возможность без пересадок и побыстрее доехать до конечного пункта. Проехали центр Бишкека с целым рядом монументальных зданий советской эпохи (мне понравилось). Хотели выйти и сделать фотографии, но на площадях как раз проходили линейки милиционеров, и водитель настоятельно порекомендовал нам не вылазить почем зря. Так и сделали. Зато заехали в местный 4х этажный ЦУМ. Купили там сим-карты (никаких документов вообще не надо!), сравнили цены с российскими и заглянули в сувенирные лавки. Сувениров море! Разнообразие обалденное. Очень пожалели, что не купили там побольше – в Караколе было на порядок дороже, да и как таковых лавок там не было вообще. Но у нас был жесткий лимит времени, ведь впереди 500 км пути, а солнце уже близилось к закату. Больше смотреть в этом городе было нечего. Так нам показалось, по крайней мере. А вообще я считаю любой город «надо ходить пешком» - иначе атмосферу города не почувствовать.

Небольшое отступление по поводу ПДД. Их в Киргизии нет. Поначалу просто страшно, потом привыкаешь. Мы неоднократно гоняли во встречным полосам, пересекали сплошные, проезжали на красный свет, десятки раз вылетали на лобовые удары… короче, Мухтар творил что хотел. На все наши замечания, недоуменно пожимал плечами и говорил, что «здесь все так водят». Но вот парадокс – за все время пребывания в этой дивной стране ни одной аварии мы не видели.

На подступах к Иссык-Кулю появились очертания величественных горных хребтов. Позже начались умопомрачительные и по настоящему опасные перевалы. Само озеро проезжали уже ночью, и полюбоваться им не смогли. Ехали очень душевно. По пути заехали поужинать в придорожное кафе, которое подарило нам новые впечатления. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что такое понятие как горячая води и Фейри в большинстве общепитов данной страны отсутствуют. Все столовые приборы покрыты толстым слоем жира. Перед едой все необходимо протирать салфетками. Можно водкой и водкой же запивать. В целом гадюшник.

Что еще было до Каракола? Запомнил только, сквозь огромное желание заснуть - множество поломанных рейсовых автобусов (!) и автомобилей (в основном почему-то марки Ауди; хе-хе), раздолбанную дорогу, полное (!) отсутствие снега (ехали южной дорогой) и яркие звезды в черном небе. Еще вспоминается водитель, который прямо во время пути читал Намаз и его жена, которая пела нам национальные песни Все.

Приехали в бывший Пржевальск и нынешний Каракол (зато теперь в Киргизии два Каракола) ровно в 12 часов ночи. Около 9-этажки нас встретили хозяева на Паджеро. С этой хозяйкой (Светланой, тел. забыл) мы договорились о жилье заранее. Её условия нас устроили – 3-комнатная квартира СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ за 300 сом/чел. И хотя мы четко знали, что год назад люди снимали квартиры и по 100 сом/чел., меньше 300 нам договориться не удалось. Все горожане говорили о небывалом ажиотаже: закрытый на реконструкцию казахский Чимбулак, празднование Нового Года, новая кресельная канатная дорога и в целом невысокие цены, сделали свое дело. Наплыв туристов произошел небывалый, и местные жители оказались к этому не готовыми (в силу своей аморфности в первую очередь). Вот тебе и «дикая» горнолыжка…

Итак, мы приехали. Хотелось помыться после 3-х дней пути и лечь спать. Но мы были «жестоко обломаны». Поднявшись на 9 этаж в кромешной тьме мы попали в «хоромы Снежной королевы». В целом квартира была вполне нормальной. В центре комнаты стояли два выключенных обогревателя, один из которых стоял для красоты, т.к. был неработающим. Газа не было в принципе. Горячей воды не было. Батареи были еле-еле прохладные. Нам невозмутимо объяснили, что это НОРМАЛЬНО…

НО ХОЛОД!!! Не буду вдаваться в подробности и смаковать ситуацию, чтобы не быть заподозренным в критиканстве, скажу только, что спали мы в одной комнате во всей одежде (и в шапках) прижавшись, друг к другу. Ну, кто на вокзалах цыган видел – меня поймет.

Утро началось с поисков нового жилья. Перезвонили все оставшиеся у нас телефоны. Нашли дом за 4500 сом на всех/сутки с завтраками (пустыми супчиками). Рассчитались со Светланой и рванули туда.
Дом был большой, вроде как теплый (главное теплее предыдущей квартиры), баня и туалет на улице, столовая с холодной водой в подвале. Согласились на это – ведь сегодня уже НГ, и вообще на отдых осталось всего 4 дня. Вот 1 день уже потерян…

Часть группы решила все-таки поехать на горнолыжку, часть пошла на рынок и заодно в милицию встать на учёт. До горы ехать недалеко, но такси опоздало на целый час (!) поэтому покататься мы не успели. Но все равно не пожалели - КРАСОТА!!!

Решили назавтра ехать пораньше. По дороге на горнолыжку проезжали целую аллею огромных тополей (говорят, раньше этот горд славился своими тополями), заросли облепихи, горную речушку от которой напрямую идет водопровод для всего города (со слов водителя) и …экологический пост. Водитель шепнул нам, чтобы мы прикинулись новосибирцами, которые приехали большой группой и за все уже заплатили вперед. Так мы и сделали. В целом цена большая, а официальной нигде нет, т.к. весь этот экологический пост одна сплошная ширма для вымогания денег ( ну конечно же, на экологию!). Во все остальные дни, пользуясь этой легендой, проезжали этот пост за 50 сом с машины.

С учетом того, что сегодня день просто потеряли, решили назавтра ехать пораньше, а впереди у нас еще баня и … Новый год в Киргизии!

[page]
Празднование НГ

Ребята как раз вернулись с рынка и из милиции. Милиция уже не работала, а рынок оказался так себе. Тем не менее баранину и приправы для плова купили.

Все дело в том, что хозяева убедили нас ни в какие кафе-рестораны на НГ не ходить, мотивируя это маленькими порциями и высоченной ценой –якобы по 100 долларов с человека на НГ. Вместо этого предложили сами готовить нам пищу. Мы согласились даже не согласовав цены (моя вина), справедливо полагая, что она должна быть разумной. В итоге на праздничный стол мы получили рисовую кашу (именно кашу) посыпанную сверху большими кусками мяса. Рисовая каша (это никак нельзя назвать пловом) оказался совершенно без специй и соответственно безвкусный и пресный. Из 3 кг купленного нами мяса –там было «шиш да маленько». От восточных людей ожидали мы явно не такого блюда. Цену, позже, за данное блюдо, нам поставили в 1000(!) сом (700 руб) за готовку (перемешивание риса в котле). Когда мы попросили как-то объяснить почему так дорого – на лице появилась неприкрытая обида. «Я на меньшее не согласна» - сказала нам чудо-повар Зуля. Решили не настаивать, отдали деньги и убедительно попросили больше нам ничего не готовить. (Позже мы ужинали в ресторане «Камелот» с живой музыкой, 4 блюдами, пивом и хорошими чаевыми с каждого. Обошлось 170 руб/чел…..) В общем, решили праздновать дома.

6.00 вечера а баня еще холодная. Баня…. Почему я ее забыл сфотографировать??!! Неуютная, тесная, ГРЯЗНАЯ и ХОЛОДНАЯ парилка с земляным полом запомнилась надолго. Вы когда-нибудь слышали что баню можно топить АВТОПОКРЫШКАМИ? Оказывается можно…..

Буду более лаконичен – НГ в целом прошел весело. Кушали по-восточному, сидя на канне (большой печи, на которой и спали), шутили, фотографировались и танцевали. Под поздравления президента Бакиева откупорили шампанское и позвонили своим на Родину. В общем незабываемо.


Горнолыжка

Собственно ради нее и замышлялся данный отзыв. Именно она скрашивала все острые углы нашего путешествия даря нам радость, красоту и новые яркие положительные впечатления.

Она действительна уютная и чувствуешь себя почти как дома. Множество различных трасс разной сложности, море возможностей для фрирайда, в т.ч. по лесу. Трассы очень понятные и при желании можно хапнуть много адреналина. Высшая точка – 3040 м. Вид с горы очень красив – особенно в сторону соседних пятитысячников.

В нашей группе было много новичков и тем не менее всем понравилось.

Из минусов хотелось бы отметить (к большому сожалению) ОЧЕНЬ НИЗКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ КУРОРТА. Персонал не помогает людям садиться на подьёмник (который не замедляет скорость перед посадкой и высадкой) из-за чего очень часто взрослые, и дети падали с высоты нескольким метров (в т.ч. и я) на землю. НО! Даже к упавшему, которому требовалась помощь и который мешал остальным, никто не подходил. Люди просто отползали сами и продолжали кривляться от боли дальше.

При нас парапланерист упал в ущелье. Поставили в известность персонал – никто не отреагировал. Лишь после наших настойчивых требований, канатчик вяло вызвал по рации снегоход. Никакого снегохода в итоге так не было…

В один из дней кто-то из персонала на снегоходе сбил лыжника. Снегоход «летел» вверх по основному склону, где было огромное количество катающихся. Насколько я слышал травмы у лыжника были очень серьезные…. И что вы думаете? Администрация сделала выводы? Как же! На следующий день снегоход «летал» по густонаселенным склонам в «плановом режиме»….

Одной нашей девушке выдали лыжи СОВЕРШЕННО с не подогнанными по ботинку креплениями, разболтанными шурупами и т.д. Можно и дальше приводить примеры, но я думаю достаточно.

В целом, от катания в Караколе остались только положительные воспоминания. Правда, снега было мало и во многих местах было все изрыто до земли, но лыжи сильно не царапались, как ни странно. Не знаю почему(может были именно куски земли, а не камни), не изучал данный вопрос – просто старался такие места проезжать на кантах.

Люди большей частью душевные, явных «понтов» не видел. Это радует. Достаточно иностранцев. А вообще людей было ОЧЕНЬ много. Канатка просто не справлялась с объемом людской массы. Как я надеялся избежать длинных очередей – не вышло. Кресла предназначенные на троих использовались строго для двоих т.к. в конце подъема спуск для троих просто не предусмотрен – нет подобающего съезда. Съезд ОЧЕНЬ не удобен, много камней вечно сидящих прямо на съезде дебилов. Есть такая часть бордистов, да и лыжников, которым плевать на остальных…

С пищей все в порядке: на высоте простой, но уютный вагончик (справедливости ради - глинтвейн там «никакой»), внизу кафе и ресторан. Все очень цивильно, но не в ущерб уюту.

И еще хотел бы отметить один приятный факт: трассы проложены не в ущерб природе. Деревья не спиливаются почём зря и трассы не напоминают безжизненные автомобильные дороги. В первую очередь это касается левой трассы. Какой же это кайф!

Итак, дни пролетели незаметно. Вечера мы проводили довольно однообразно - в доме, т.к. регистрацию не удавалось сделать вплоть до последнего дня (благодаря нашей лени и хозяевам, которые постоянно повышали тарифы на данную услугу – в итоге 200 сом/чел - а ведь могли сделать в течение 3 дней и бесплатно…) старались особенно не мелькать в центре. Да и положа руку на сердце – не было особенного желания куда-то идти – грязь да темень везде. Обычно после ужина (готовили наши девчонки) и бани (которая затягивалась в силу того, что была крошечной) мы играли в «мафию», дурковали и за полночь укладывались «баиньки».

На экскурсии в Арошанские источники не ездили. На нижние расхотелось после отзывов (антисанитария якобы), на верхние - отговорили местные – радиоактивные они уж очень… короче, если совсем не болен, лучше туда не лезть.

Съездили на Иссык-Куль, посмотрели его с берега какого-то промышленного района – отметились так сказать. Заехали в музей и парк им. Пржевальского. Очень понравился музей, а особенно люди работающие там. Настоящие фанаты своего благородного дела. Экскурсовод Валентина (отчество забыл) просто молодец! Настолько интересно ее было слушать! После этой экскурсии я владею «монгольским калькулятором», узнал более подробно о самом Пржевальском и …захотелось съездить в Тибет.

В последний день мы решили в ночь ехать в Бишкек на рейсовом автобусе. Помылись в бане (Рамиль не хотел ее топить, т.к. она в стоимость не входила – пришлось отказаться от предыдущей помывки), поужинали и в уже остывшем доме (хозяева уже с утра перестали топить) быстро собрались в путь. Хозяева нас провожать не вышли – они в это время считали курпешки (подушки) - вдруг мы парочку прихватили! Ул. Туркестанская 17 – я тебя не забуду!

На автовокзале купили официально билеты по 205 сом (со всех остальных – 200) погрузились в большой комфортабельный автобус (согнав с наших мест всех безбилетников), сложили вещи в багажном отсеке (чистом, в отличии от российских) и тепло попрощались с Николаем, который возил нас все эти дни.

Всю ночь мягко ехали по северной дороге в т.н. курортной зоне, где делали много остановок. В пути смотрели дебильные американские фильмы (где много рэпа, плоских шуток) - 3 фильма подряд. Когда салон начинал все-таки засыпать – громкость делали выше…., но все-таки на 4 фильме я «слопатился».

В Бишкек приехали в 5 утра. Оттуда около 8 утра сели в маршрутное такси до Алма-Аты и быстро доехали до бывшей столицы Казахстана. Полдня поездили по городу, посмотрели Медео (не произвело никакого впечатления т.к.ждали чего-то необыкновенного), чуток поглядели на местную «Рублёвку» и в путь на ж/д вокзал.

Обратно мы возвращались в грязнющем и раздолбанном поезде. Весь проход и тамбур (мы ехали в купе) был забит людьми, которые там и спали. 1 из 2-х туалетов не работал и сходить просто за кипятком для чая превращалось в «полосу препятствий». Как хорошо, что мы могли закрыть дверь от всего этого! Утром приехали в Актюбинск. Так хотелось побыстрее сесть в автобус до Орска и все! Но нет.

Расписание дико отличалось от того, что было наяву. Теоретически мы могли уехать и утром и в обед, но автобуса никто не подавал. Водитель то ли заболел, то ли уехал, и нам сказали, что рейс сегодня будет только вечером, и билетов на него нет! А если и самого автобуса не будет? Ведь спросить в этой удивительной стране будет не с кого, просто упрешься в непонимающие глаза… Оставалось ждать и настраиваться на штурм автобуса (попуток и остального транспорта мы с самого утра не нашли). Договорившись заранее в водителем и контролером за цену билетов, зашли после всех обилеченных пассажиров и часть дороги ехали стоя, потом потихоньку утрамбовались-потеснились и благополучно (но медленно), пересекая две границы, мы оказались дома.

Прошло два года, и мы все чаще вспоминаем эту поездку за ее новизну, насыщенность и в какой-то степени авантюрность. Желаю удачи!

Даты поездки: 28.12.07-7.01.08 г.

Автор: Григорий П.

0