Вот и прошли приэльбрусские каникулы... Быстро, но насыщенно. Искатали Эльбрус - побольше, Чегет - поменьше. Хаванули экстриму напоследок ;-) Застали всю погоду, какую только можно, наверное. И сильный снегопад и/или ветер - так, что работали только первые очереди подъёмника и то - не сразу включали. Местами видимость - ноль. Доску не видно. И тихую солнечную погоду с идеальной видимостью.
Эльбрус. Приют - Мир
Подниматься на ратраке. Красиво. Непередаваемо красиво. Но катить неинтересно. Небольшая широкая горка. Потом длинный стол. Потом по следам ратрака ушли вправо. Из острых ощущений - у меня за задним кантом обрыв. А так ничего. Говорят, там можно уйти влево. Но некому было показать и следов не видели.
Эльбрус. Мир - Кругозор
Вот это супер! В первый день катали там - не видно ничего. Едешь наощупь. Ощущение большого белого пятна. Рельеф не видно. В солнечную погоду - класс! Широкие поля, снег... в общем отличное место. Уходили вправо от трассы, влево - не пробовали, вроде бы, некуда. Запросто можно пройтись пешком, если ошибиться с трассой и скоростью.
Эльбрус. Кругозор - Азау
Ну... И по трассе, и мимо трассы... В общем-то ничего, отратраченный склон, можно направо и налево уйти. Но до Мира не дотягивает конечно. Так - разминочка. И чайников, больше, чем везде, особенно на выкате - объезжали слева с выкатом под бугелем.
[page]
Чегет. Юга
В первый день на Югах: видимость - ппц. Снегу - море. Камней не было. Носились как ошалевшие траверсами по километру и больше. Навернулся на скорости - снег вдруг из жёсткого стал пухлым и я в передней стойке тут же зарылся носом в снег. Перекувыркнулся пару раз и дальше. Где едешь - не видно, метёт. Через день там же снег сдуло, вылезли камни (через которые приходилось пару раз перелезать). Склон наддувами эдакая гребёнка. Кайфу уже меньше. Выходили с Югов либо на Центральный склон либо в Кегельбан. Кегельбан лично меня не очень приколол, катишься как шарик по желобку... Лучше уж через Центр и на однокреселку.
Чегет. Центр
Ну что Центр. Бугорки. Едешь себе, едешь. Ножки забиваются быстро. Быстро не гонял, страшно. Лыжники и бордеры в перемешку с буграми.
Чегет. По грибы
Лесом до Доллара с Центра. Первый раз ушел туда - задумался. Останавливаешься - и тонешь в снегу на доске выше колен, выстёгиваешься - тонешь по грудь. Пожалел об отсутствии снегоступов. Выдёргивал себя руками за ветки, как Мюнхаузен ;-) Останавливался раза два, вставал минут по 15. Словил маленькую лавинку. Ну так, снег подо мной начал уходить и я с ним. И так метров пять вниз, потом начались деревья и кусты и мы со снегом встали. В общем то прикольно, но не очень интересно. Второй раз уже раскатали. И съехали быстро, постукивая касками о ветки.
Чегет. Север
Утром в день отъезда захотели экстрима. Ну вот настроение такое было... Ушли со второй очереди подъёмника на север. Проехали под проволокой бугеля Шагобан и в Северный цирк. Сначала вроде ничего так, широко. Правда лавинка сошла и по её следам - всё это застыло и жёсткий кочкодром. А потом узкий перешеек - и ппц. Плотный наст, камни и уклон. Друг летел 50 м. Я - 100. Кубарем. 23-е февраля - наш второй ДР теперь. Я отделался порваной о камни одеждой, застёжками рюкзака и парой синяков. Внизу встретили бордеров, которые объяснили, что они спускались по Лесному (не помню, какой - первый или второй) а нас занесло на Погремушку. Очень удивлялись, что мы живые и относительно целые. Идти километра два до подъёмника. Жесть - больше туда не хочу. Пока. Говорят, там частенько... мгм...
[page]
Общие впечатления
Больше половины - чайники. От чего я был в шоке. В той же Самаре общий уровень катающихся куда выше.
Защиты должно быть много. Если б не одетая защита - вполне мог остаться на Че.
Очереди и народу - ппц сколько! Если в хороший день можно легко на Эльбрусе от Кругозора выкатать раз 15, то при неработающем французском подъёмнике - раза 4-5. При большой очереди - уезжали на Чегет. Там народу меньше. Да и прикольнее.
Без реально знающих людей - лучше никуда мимо трасс не лезть. Жёсткий экстрим оно конечно хорошо для проветривания башки, но дурные мысли может вынести вместе с ней. Это касается в полной мере и Эльбруса - приходилось и пешком пройтись, если уехать не туда.
Кататься - только группой, не меньше двух. Рации - обязательно. Рекко - не помешает. Телескопические палки - тоже (по Кегельбану или после Севера и Доллара катить - выстёгивались).
Снегоступы тоже тема.
Кроме французского подъёмника - реально давать мимо кассы. Кругозор - 50. Мир - 100. Ратрак - 400. На Чегете - по 50. С утра стоит бдить - пару раз видели проверяющих на Че - в такие моменты заворачивают в кассу.
Проживание в частном секторе Терскола 500 сутки. Условия спартанские. Такси до Эльбруса-Чегета рублей по сто, точно не скажу - были на машине. Машину можно ставить на платной стоянке в Терсколе - наша стояла под окнами бесплатно. Никаких проблем. Приезжали на горку - находили место где воткнуть машину рано утром не на платной стоянке. Но даже на платной деньги с нас брали только раза два-три по полтинику.
Затраты с 17 по 23 (там) составили 12 тыщ (за всё, кроме дороги). Это каталка (при хорошей погоде 1000 и больше в день, при плохой 200-300), обед и ужин с алкоголем в баре, пару раз в саунах грелись.
Дорога
Собрали три штрафа туда. Причём в Калмыкии другана продержали час почти - денег хотели... Так потом отпустили, сторговавшись на 600 рублях, отъехали километр - и за нами с мигалками гайцы ;-) В общем за 600 рублей нам ещё и погоню организовали ;-) Через пару километров мы таки остановились. Оказывается, гайцы на посту потеряли чьи-то документы и решили, что мы их случайно забрали :-) Пока я рулил - обошлось без приколов.
На обратном пути остановили в Волгограде за превышение в 20 кмч.
- У нас здесь ограничение - 50. А вы 60-70 едете (с укоризной так)
- Ну... да...
- Будь внимательнее, Илюша!
И отпустил ;-) Странно это...
Ехали 20 часов в два руля + часа 3-4 на поесть, помыть, поделиться с ментами наличностью. Менты не особо зверствуют.
Терскол
Еда почти везде одинаковая и в одну цену. Перепробовали почти все кафешки. И пару саун. В общем ничего особенного. Будет кому интересно - вспомню подробности ;-) Клубиться не ходили. Рыбу не ловили. На лошадках не ездили. Потому что приехали тупо кататься ;-) Вся компания у нас была - 5 девочек и 6 мальчиков. Половина приехала гулять, половина - кататься. Вторая половина была меньше ;-) Вообще, конечно, лучше, если все приехали за чем-то одним ;-)
Вот альбом коллеги. И немного видео. Еще видео.
Большое спасибо Михаилу Смирнову и Лёхе Смагину (smagau) за помощь на Чегете - они помогли избежать нам многих ошибок. Так же большое спасибо неизвестному другу-лыжнику, который не поленился доехать в лес, чтобы убедиться, что я жив.
Глоссарий (для тех, кто не в теме) ;-)
Эльбрус и Чегет - две горы, находятся в национальном парке Приэльбрусье. Между ними километров 6. Эльбрус более пологий и выше, Чегет - это бугры. Находится это всё в Кабардино-Балкарии. Т.е. это территория Российской Федерации.
Терскол - посёлочек между Эльбрусом и Чегетом.
На Эльбрусе в самом низу - долина Азау. Оттуда поднимается первая очередь подъёмника до Кругозора. Следующая очередь подъёмника (выходишь и садишься в другой вагончик) - Мир. Ещё выше - Приют 11. Туда ходил только ратрак.
Ратрак - такой горный трактор, который выравнивает снег на склоне и уплотняет его. Можно съездить в Иву и посмотреть, и даже покататься.
Бугель - вид подъёмника. Палка, которую суют лыжники между ног и едут "на своих двоих" - трос тянет их по склону. Для сноубордера (особенно начинающего) - жуткое дело.
Креселка - трос, на тросе висит 1 и более кресел. Садишься и едешь.
Если подняться на Чегет и поехать направо - это Юга. Налево - Севера.
Северный Цирк - ну место такое.
Доллар - трасса с заходом с Севера Чегета.
Кулуар - узкая естественная трасса. Там обычно лавинки сходят.
Кегельбан - выкат с Югов Чегета в виде узкой извилистой тропинки в форме желоба.
Рекко - такая пластиковая нашивка на одежде с надписью RECCO - датчик, который позволяет найти под снегом, если засыпет.
Бипер - аналогичный, но более продвинутый активный датчик - сам "пищит".
Снегоступы - "теннисные ракетки", привязываемые к ногам.
Телескопические палки - типа горнолыжных палок, но складывающиеся.
Если что ещё непонятно - спрашивайте ;-)
Даты поездки: 17-23 февраля 2008 г.
Впервые опубликовано в ЖЖ автора.
Автор: Ивановский Михаил (iv)
Recco ему не помешает.... нереальное просто дилетантство....
Сорри за резкость, но подобные геройства тянут на премию Дарвина...