Красная Поляна - это рай на Земле. И самое райское время - это утро после снегопада. Но есть нюансы.
Ретроспектива
Прошлая зима была на редкость удачной для всех, кто катался на курортах Красной Поляны. Это был самый снежный год за последнее десятилетие. И соответственно самый продолжительный с 2.12 по 10.05.
С одой стороны осадков было вполне достаточно – только в январе было 26 дней с осадками, с другой стороны было достаточно холодно, чтобы эти осадки выпадали в виде снега. Но и после официальной «закрывашки» катание продолжилось во втором цирке хребта Аибга продолжилось в рамках «BONUS SUMMER CAMP» с 9 июня до 16 июля.
SUMER BONUS CAMP Катание в июне, июле - это дзен
Вторым по значимости событием стало вознобление катание по трассам до уровня долины реки Мзымта на склоне «Альпика». Перерыв в этом спуске наблюдался более 10 лет. И это стало подлинной сенсацией. Я ставлю это событие на первое место в улучшении катальной инфраструктуры всего горнолыжного кластера в прошлом году. Хотя возможность спуска до долины вне трасс существует каждый год.
Из летних новых объктов - открытие ГК "Роза Хутор" на хребте Аибга глэмпинга "Нахазо". Он сразу стал популярным и это хороший пример для развития летнего отдыха в горах.
Кадры решают все!
Изменения в руководстве прошли на всех курортах.
Особенно славится нестабильностью ГТЦ «Газпром». Однако в прошлом сезоне новый руководитель инициировал пожалуй самые сенсационные изменения в ценовой политике – при нем весной в результате акций на склоне «Альпики» на вечернем катании (33 рубля за «вечерку»!!!) возникало ощущение дежавю – словно вернулся в благославенные 2000-е года – в пик популярности «Альпика-Сервис». Количество катающихся зашкаливало, но современные дороги не создавали очередей на подъем.
33-рублевые ждуны на вечерку. Альпика
Однако, в преддверии нового сезона ГТЦ «Газпром» впал в другую крайность - стоимость ски-пассов на его склонах вдруг стала конкурировать с ГК «Роза Хутор». На каком основании? Наверно решило активировать своих фанатов – количество обсуждений на различных площадках необъятно!
Подорожание коснулось и сезонных ски-пассов. А ведь для многих любителей фрирайда «Альпика» была единственная бюджетная «отдушина». К тому же была и самая лояльная атмосфера по отношению к катанию вне трасс. Как-то оно сейчас будет?
Массовый старт
В этом году начало зимы не задалось – слишком теплая погода не позволила образоваться раннему снежному покрову годному для катания. И поэтому анонсированное на 23 декабря открытие курорта «Роза Хутор» до 15 декабря было под большим вопросом, в виду неутешительных прогнозов по температуре. Сейчас прогнозы «сжалились» и обещают похолодание. То есть появится возможность начать оснежение трасс. И ожидаемо катание в момент открытия курортов до отметки 1600 м, а может и ниже.
Еще в ноябре курорт Красная Поляна анонсировал традиционное открытие тестового катания во 2 цирке на 10 ноября (повторюсь – в прошлом году курорт открыл тестовое катание 3 декабря), но по погоде перенесено на 17 декабря. И сейчас, когда пишу эти строки параллельно смотрю как во 2-м цирке службы курорта усиленно раскатывают пухляк перед завтрашним открытием.
ГТЦ «Газпром» никогда заранее не анонсирует открытие трасс. Поэтому возможно откроете катания на «Альпике» одновременно с Розой Хутор», а может и ранее.
Таким образом катание курортах Красной Поляны может начаться почти синхронно. А это означает, что начнутся и продажи единого ски-пасса. Увы, хотя официальная цена сезонника еще не объявлена – но в узких кругах это цифра известна. 74 400 руб. Только никому не говорите
Решение о стоимости единых билетов – принимается консенсусом курортов Красной Поляны. Обычно они плохо с друг другом договариваются, а вернее сказать никак и никогда не пытались создать совместных проектов. Но в этом году «лед тронулся» - еще летом был создан единый летний ски-пасс. Он объединил подъем и спуск в течении дня на всех курортах, чьи подъемники располагаются на хребте Аибга: «Роза Хутор», «Газпром» («Альпика»), «Красная Поляна». Это дало определенный толчок к развитию трекинга вдоль хребта. По крайней мере такие летние единые приобрело около 2000 человек. Это не много – за один летний день в горы на подъемниках поднимается до 20 000 человек. А если бы «единый летний» появился в начале сезона, то и популярность этих пеших маршрутов могла бы взлететь до небес и даже выше ?
Тема объединения усилий курортов в развитии горного кластера очень актуальна и достаточно болезненна. Не секрет, что отсутствие единого центра развития и принятия решений – главная проблема Красной Поляны на сегодняшний день.
Курорты развиваются в пределах своих территорий и исключительно в для получения прибыли и никак не вкладываются в развитие общей инфраструктуры горного кластера. То есть по абхазской системе – «Все, что за пределами моего двора меня не интересует». Попытки администрирования со стороны правительства России и администрации Сочи носят рекомендательный характер и никак не обязательны к выполнению – достаточно вспомнить многолетнею эпопею с введением единого ски-пасса или продолжающий витать в воздухе план объединения курортов.
И получается, что главные игроки на территории Красной Поляны: Администрация Сочи, горнолыжные курорты, Национальный парк Сочи, Кавказский заповедник – решают свои местечковые проблемы вместо объединения ресурсов и воли в развитии территории, на которой они находятся. Не говоря уж об администрации поселка, которая по сути безгласный управляющий дворниками. Редкие попытки как-то взаимодействовать обычно заканчиваются необязательными для исполнений декларациями или полным фиаско (попытка курорта «Красная Поляна открыть туристический маршрут на Ачипсинскую крепость, введение одностороннего движения к курортам по старому и новому шоссе, история с отчуждением дороги на озера Хмелевского и прочее).
Фокус внимания – ски-пассы
В этом году не предвидится премьер каких-то значительных новаций и локаций на курортах в плане новых трасс и подъемников. Все ровненько в рамках «программ устойчивого развития».
Тема стоимости ски-пассов в начале каждого сезона взлетает в ТОП обсуждений местных и приезжих катальщиков, но никогда не комментируется курортами. А ведь этот фактор имеет не маловажное значение для формирования наполнения курортов. Хотя, сейчас решающий фактор это - «ехать больше не куда».
Прошлый сезон был последним «не дорогим» в плане роста цен на ски-пассы всех курортов. Цены практически были «заморожены» на уровне прошлого года (2020). И хоть они не всем казались адекватными, теперь о них можно вспоминать с ностальгией.
В этом году «отлились кошке мышкины слезы». Цены на однодневные ски-пассы на ГК №Роза Хутор» и ГТЦ «Газпром» вплотную подобрались к знаковой цифре 5000 рублей.
Жизнь в Поляне есть!
Для того, чтобы стать инопланетянином совсем не обязательно вписываться в экипаж марсолета или телепортироваться в окрестности другой звезды. Скоро все жители поселка Красная Поляна и села Эсто-Садок станут «сириусянами». В Госдуме находится проект закона присоединения всей территории к востоку от Адлера к федеральной территории «Сириус» (бывший Имеретинский курорт). Причем поглощению подлежат не только земли населенных пунктов, но и земли Кавказского Заповедника, Национального парка Сочи и другие заповедные территории. В прошлом году в состав Сириуса уже вошли безхозные (по факту) олимпийские объекты на территории горного кластера – санно-бобслейный комплекс «Санки» и комплекс трамплинов «Русские горки».
Что несет эта телепортация в новый статус местным жителям? Точно никто не знает. Но есть надежда, что «Жить станет лучше, жить станет веселее!». По крайней мере тем, у кого жилье отвечает федеральным законам, а не сочинским «хотелкам» и фантазиям.
Наконец-то оптимизировано движение в поселке. В течении 2 лет активная часть жителей пыталась заставить власти решить этот вопрос. И вот – свершилось! В поселке введено на основных улицах одностороннее движение. Напомню, что планировка улиц осуществлена еще в 1902 году под не напряженное гужевое движение (всадники и кареты). Несмотря на недовольство некоторых жителей, к новому движению быстро привыкли благодаря сотрудникам ГАИ, которые устроили платный проезд по старой схеме. 3000 рублей очень быстро вылечили комплекс «Я всегда так ездил!».
Уже в который раз активируются планы по строительству дороги из Сочи на Северный Кавказ через Красную Поляну. Она по сути уже строится со стороны Архыза и «Роза Хутор» пока в статусе технологических дорог для расширения курортов. Из последних веяний:
- появился вариант замены автодороги на железнодорожную;
- реанимируется вариант дороги на Майкоп с длинючим (17 км) тоннелем под горой Чугуш. Этот проект сравнительно свежий появился в 2010 году. Но глядя как в Грузии строится тоннель от Коби (9 км) под курортом Гудаури, мне прямо очень страшно становится за местные заповедные территории.
- новый объезд Адлера похоже пойдет от Хосты через Красную Волю до с. Монастырь. Видимо, начнется в следующем году.
— В трех километрах от сочинского села Эсто-Садок, на северном склоне горного хребта Аибга, планируется построить канатную дорогу гондольного типа протяженностью 2085,82 м, которая будет стоять на 16 опорах. Она сможет перевозить до 2400 человек в час — а пассажиров будет немало, ведь планируется построить также две горнолыжные трассы — «синего» и «красного» уровней сложности. Их длина будет соответственно равняться 1881,03 и 530,57 м — это официальное сообщение из Госэкспертизы. Без комментариев.
Так начинается наша жизнь в новом сезоне.
Если я со своим местечковым углом зрения упустил что-то важное, то прошу ткнуть носом в комментариях.
Все очень точно отразил. К сожалению застарелая парадигма "это Сочи, брат" до сих пор в действии. Это и в местечковом подходе трех курортов и во многом прочем.
По поводу передачи земель Сириусу многие местные выражают пессимизм, но мне сдается, что "южную" ментальность по другому не изжить. Время покажет.