Мда… уж… да… Такие междометия вместо мыслей роились в моем мозге при разглядывании горнолыжной карты Зельдена. Дело давнее – это была первая поездка в Альпы. На чегетах, домбаях, красных полянах и прочих шерегешев, карт то не требовалось, поскольку и трасс было мизер. И тут тебе сразу 150 км и десятки подъемников. Вроде как ты всю жизнь шел по прямому коридору и вдруг попал в лабиринт.
Карта пестрела разноцветьем трасс и прямыми стрелами подъемников как штабной план будущего сражения. Но я не чувствовал себя маршалом Жуковым.
Это же сколько дней нужно утюжить этот курорт, чтобы понять все «вкусняшки»? Наших 6-ти не хватит! — размышлял я из эйфории переходя в уныние. Стук в дверь прервал думы и вернул в действительность. Это ввалился мой приятель здешний представитель туроператора.
Да какие проблемы?! Завтра катнем вместе и все поймешь! — он был полон уверенности и оптимизма. «Спаситель и благодетель»— так и оказалось.
***
У каждого курорта есть уникальное лицо и для каждого катальщика оно свое. И чтобы увидеть общий план, совсем не надо проезжать все трассы. Вот для меня большая часть Зельдена оказалась абсолютно не интересна, и ни разу не жалею, что не терял время на их проверку. Зато узнал кучу «срезок», «спрямлялок» выходов на оффпист и массу других нюансов. В частности, архи полезное знание: «Сюда не надо ехать никак и никогда!».
Второй день был внетрассовым. И несмотря на мизерный снегопад, едва припорошивший следы на целине – откатали знатно и зачетно.
И даже теперь, спустя более много лет в памяти остался дружелюбный профиль добряка Зельдена. А чтобы я делал без друга?
Давайте поговорим об этом (С)
Топографический кретинизм (англ. topographical disorientation) – это обычное, нормальное состояние. Даже специально обученные люди (геологи, туристы, военные) подвержены приступам этой заразы: и задают точки не там, и блуждают часто, и ведут «дружественный огонь» по своим.
Составители горнолыжных карт усложняют ориентирование горным туристам на редкость разнообразными способами:
- нетрадиционной ориентацией карт (как пример — курорты Красной Поляны развернули свои карты на 180° по отношению к частям света);
- геометрическим искажением масштаба (в основном для того, чтобы втиснуть карту в меньший формат):
- пространственная трансформация в объемном формате 3D – это вообще что-то в стиле Иван Сусанин - «заведи врага в болото».
- отсутствие отображения рельефа или через чур условное отображение.
Как быстро понять и осознать топологию трасс и курорта в целом? Самый легкий путь – использовать специально обученных людей (не геологов, не туристов, не военных .
Инструктор как гид
Совместить изучение курорта с повышением уровня техники катания – неплохая идея. Тем более, что для этого оптимально используется ваше время – у инструкторов есть «служебный вход» на подъемники минуя очереди. Но это и определенный минус – вы не узнаете подъемников с минимальными очередями. Хотя, если его попросить об этом…
Инструкторы просто выполняют свою работу - обучение. Делают это хорошо (или не очень) и редко выходят за рамки отношений «учитель – ученик». И это можно понять - за сезон через инструктора проходит несколько сотен учеников. Те времена, когда инструктор был с вами не только во время катания, но и зачастую и «инструктором апрески» – минули.
Инструктор — это давно уже не зимняя подработка, а профессия которой учатся, и он выполняет свою работу согласно оплаченному времени и заданию. «Ничего личного, только бизнес» – эта фраза очень точно характеризует современного лыжного гуру. И бизнес достаточно серьезный. По моим оценкам рынок инструкторских услуг в Красной Поляне близок к впечатляющей цифре 1 млрд рублей!
Но за ваши деньги – любой каприз. Только учтите – оплата инструктора почасовая и это не малые деньги в течении дня – на курортах Красной Поляны цены на услуги инструкторов в официальных школах от 4 500 до 5 800 рублей за 2 часа индивидуальных занятий и от 7600 рублей за группу 2-4 человека. Можно, конечно, найти среди частных инструкторов и подешевле, но как правило квалификация профессионала напрямую связана со стоимостью его услуг.
Гиды и инструкторы бывают разные!
Гид по фрирайду
Хороший гид всегда знает где хороший снег
Фрирайд на курорте с подъемников самый популярный во внетрассовом катании.
Здесь личные предпочтения катальщика имеют большое значение. Вы ведь доверяете гиду не только функцию проводника, но и свою безопасность.
Как правило, фрирайдер, в начале своего увлечения катается с разными гидами, но в конце концов останавливает свой выбор на ком-то одном. Особенно если это касается многодневных программ. Дело не только в уровне профессионализма. В многодневных программах гид много времени проводит с фрирайдерами на апрески - это хороший вариант, не только безопасно покататься, но и хорошо провести досуг.
Гид по фрирайду, особенно если внетрассовое катание проходит с подъемников, обычно хорошо знает все тонкости катания на курорте и охотно с вами поделится или покатается.
Услуги гида по фрирайду начинаются от 5 000 рублей с человека. Обычно катание длится 4-6 часов. Найти таких гидов можно в официальных школах, по частным сайтам, и по «сарафанному радио».
Но я считаю, что специально искать гида по фрирайду только для знакомства с курортом стоит только если нет других вариантов.
«Горнолыжное сафари» - ski-safari
Когда курорт похож на мегаполис и нужен проводник
Точного определения этой услуги нет. Ее возникновение связано с появлением в Альпах огромных (300 – 1000 км) объединенных зон катания, нескольких горнолыжных курортов. У нас же подобная услуга чаще называется «VIP-сопровождение по курорту». Но смысл сервиса в обоих случаях сводится к катанию по курорту с гидом.
Ski-safari - идеальный сервис для тех, кто впервые катается на незнакомом курорте:
- гид подберет уровень сложности трасс, подходящий вашему уровню катания;
- выберет для подъема канатные дороги с минимальной загруженностью;
- исключит попадание на сложные или небезопасные трассы;
- покажет самые впечатляющие виды курорта;
- расскажет и покажет где можно перекусить, пообедать и поужинать;
- обеспечит безопасность на склоне;
- поведает о событиях и достопримечательностях курорта.
В общем – «миллион в одном» :).
Услуга персонифицированная, индивидуальная – то есть настраивается под запросы конкретного катальщика. Это очень ценно в наш век индивидуализации услуг и сервисов.
Обычно стоимость ски-сафари начинается от 5 000 рублей если вы один/одна или от 3500 рублей если в группе от 2-х человек.
Цены на официальное «VIP-сопровождение» на горнолыжных курортах (обычно заказывается через инструкторские школы) начинаются от 10 000 рублей. Но сюда обычно включен «служебный проход на подъемники», то есть катание без очередей.
Из личной практики – не редки случаи, когда заказывают ски-сафари не для знакомства с курортом, а для регулярного катания. Таким туристам комфортней, когда их сопровождают, развлекают, оберегают и они готовы за это платить.
Как найти гида ски-сафари? «Гуглите и обрящите»!
Гид в смартфоне
Отдельно скажу о горнолыжных мобильных приложениях по горнолыжному курорту. Практически все более ли менее значимые горнолыжные курорты имеют такие бесплатные приложения. Они гораздо предпочтительней глобализированных приложений со всеми курортами мира в одном сервисе.
Очень полезное новшество. Почти идеальный помощник в катании.
Но это для тех, кто знает курорт – данные о работающих подъемниках и открытых трассах, вэб камеры для отслеживания очередей на канатных дорогах – очень помогают оперативно принимать решения по катанию.
Но если для вас названия подъемников и трасс звучит как название марсианских каналов, то это вам мало поможет.
Но в любом случае определение местоположения и тревожная кнопка «SOS» – полезные функции для каждого. В курортных приложениях так же есть инфа о других развлечениях на курорте.
Рекомендую в качестве обязательного наличия на горнолыжном курорте.
Возможно вам известны другие помощники по курортам – делитесь!
Имею бзик - проехать по всем обозначенным открытым трассам курорта, даже "вялым" траверсам-связкам.
Раньше, наверху смотрел в схему и выбирал спуск. Теперь, спускаюсь, тупо поворачивая в новое правое / левое ответвление.
Таким образом, отбираю для себя "вкусняшки" или альтернативные варианты на случай аншлага на том или ином подъемнике.
Кстати, о схемах. Иногда на линиях, например, соединяющих верхние станции подъемников, присутстуют стрелки, обозначающие уклон, - что весьма полезно.