Горные лыжи и падения процессы неразлучные. Даже самые большие мастера крутых дуг и высоких полетов периодически не могут устоять перед силами гравитации. В этой статье хотелось бы рассмотреть основные причины падений и способы этого избежать или хотя бы снизить до минимума. Думаю, в преддверии сезона будет нелишним. Данные советы актуальны, в первую очередь, для начинающих горнолыжников.
1. Набор неконтролируемой скорости – падение с перепугу или столкновение с препятствием.
Постулат «Белого кодекса», закрепленный в п.2, в свободном переводе гласит: «Не набирай скорость, которую не можешь контролировать». Правильно выбирайте склон для катания. «Все едут, и я как-то проеду» - тот самый принцип, который наверняка приведет к падению. Если на трассе есть хоть один участок, который вам кажется пока что крутым, выбирайте другую трассу. И помните, снизу склон может показаться не таким крутым как потом под вашими лыжами. Кататься по пологим трассам не стыдно. Стыдно висеть на ограждении, на вытяжке в больнице или, не дай Бог, оправдываться перед родителями сбитого вами дитяти. Забейте на подначки «друзей», которые зовут с собой на «красную» трассу, уверяя, что в реале она вовсе даже «синяя». Ваши голова и здоровье дороже корявых понтов и необоснованных амбиций.
Если все-таки потеряли контроль над лыжами, то прежде всего, не паникуйте, старайтесь притормаживать плугом или полуплугом либо поворачивайте в контруклон. Падение с перепугу, как правило, совершается на пятую точку. В итоге вы получаете от склона серию увесистых пинков по копчику – спине – голове и неуправляемое движение вниз с прежней скоростью. И рано или поздно вы-таки остановитесь. Ниже по склону наверняка найдется что-то больше и тверже вашего бренного тела - опора подъемника, снежная пушка, дерево на обочине... А вот сможете ли вы самостоятельно передвигаться после такой встречи? Не уверен. Есть желание проверить? Думаю, нет? Не садитесь в движении на попу!
Лучшее торможение для начинающих – это поворот в плуге. Вы же неплохо умеете тормозить и поворачивать плугом, только что на учебке всё получалось. Плуг эффективен на склоне любой крутизны, чем круче уклон – тем шире пятки. Даже если голова с ходу не сообразит, мышцы вспомнят. Корпус вперед – нагрузка на языки ботинок – носки вместе, пятки врозь – торможение – поворот поперек склона до полной остановки.
Если остановка получилась там, где вас не видно сверху или на закрытом повороте трассы - немедленно уезжайте оттуда поперек склона, отталкиваясь палками, до безопасного места. При этом обязательно смотрите вверх, не создавайте помех движению. Да и правило 3Д (дай дураку дорогу) актуально не только на автодорогах. После остановки отдышитесь, вспомните наиболее сильные матерные выражения, потом проанализируйте свои действия, посмотрите на склон. Если круто и леденисто – лучше выехать к обочине, снять лыжи и по краю склона пройти пешком опасный участок. Это не зазорно, наоборот – адекватные люди вызывают уважение у окружающих.
2. Ошибки в технике, попытки повернуть силой.
Неподготовленное вращение стоп, плеч, пятой точки, в общем, недокарвинг и т.д. Копирование движений профессиональных спортсменов - абсолютно бессмысленное занятие. На спортсмена-горнолыжника в движении действуют масса разных сил, начиная с силы тяжести, в сравнении с которыми вся мощь ваших мышц – пшик. А прочность передней крестообразной связки под коленкой вообще вещь эфемерная. В общем, если вы не спортсмен, то последуйте совету Антонио Бандераса из рекламного ролика жвачки: «Не усложняй!» Заодно колени и ключицы будут целее. Никогда не доводилось их лечить? Не советую!
3. Резкие движения, рывки.
Вы на велосипеде катаетесь? А «без руля» можете? Ну попробуйте, тогда не держась за руль, заложить поворот, прыгнуть или просто подергаться на седле. Чем это закончится? То то же… Технически управление горными лыжами, в каком-то смысле, похоже на приемы велосипедистов (не зря же многие лыжники летом любят на них погонять). При выполнении поворотов также активно используется перемещение центра тяжести. Чтобы получить отдачу снаряда на ваши движения, требуется какое-то время. Лыжи, как и велосипед, не могут повернуть моментально. Дайте им какое-то время, и они ответят вам благодарностью. И на дерганые движения тоже ответят, только моментальным перемещением вашей тушки в сугроб. Все движения на склоне старайтесь делать мягко и плавно. Заодно и для других катальщиков будете более предсказуемы (на горнолыжной трассе это не является недостатком).
4. Закрепощенность, статичная стойка.
Расслабьтесь! Вы не Колосс Родосский, а горнолыжный склон не постамент. Несмотря на все усилия драйвера ратрака, бугры и неровности всегда имеют место быть. А если и нет, то обязательно ко второй половине дня будут, но уже усилиями драйверов лыж и, особенно, сноубордов. Ваши колени должны мягко амортизировать неровности. В идеале – корпус должен идти на приблизительно одинаковом расстоянии от склона, а коленный и тазобедренный суставы «проглатывать» все неровности. На буграх – ноги подтягиваем, между буграми – распрямляем. Не будет амортизации –ближайший бугор опрокинет вас на спину как Федор Емельяненко своих оппонентов.
5. Прыжки.
Ну это отдельная песня. Просто не прыгайте пока не научитесь хорошо кататься. Прыжки – совершенно самостоятельная дисциплина в горных лыжах, требует отдельной тщательной подготовки и отличной техники катания. Т.е. сначала учимся кататься до продвинутого уровня, потом отдельно учимся прыгать. В прыжке теряется контакт со снегом, соответственно управление лыжами. Кто не верит, будет падать красиво и далеко, но сильно и больно. Зато видео ваших падений может набрать кучу просмотров в интернете.
6. Неподходящая снаряга
Обучение управлению лыжами основано на перемещении ЦТ вперед-назад и вправо-влево, при этом расчет делается на определенную длину лыж. Если ростовка лыж выбрана правильно, вероятность упасть на скорости значительно ниже. Всегда проверяйте шкалу затягивания креплений, причем их перетягивание, наверное, не меньшее зло чем ослабленное состояние. Также часто приходится видеть людей с довольно слабым уровнем катания, но на какой то запредельно крутой снаряге типа спорт.цеха или верхней коммерческой линейки. Люди, не льстите себе и не занимайтесь самообманом! Эти злые лыжи могут оказаться для вас как бык в родео – не продержитесь и 7 секунд. Пусть уровень крутости ваших лыж растет прямо пропорционально мастерству.
7. Неправильное использование палок.
Невероятно, но факт! Люди могут падать, споткнувшись о собственные палки. Делайте правильно укол палкой. Кисти рук в движении держите немного шире плеч. Тогда неправильный укол не вернется вам своим же кулаком в нос или выбитым плечом. При боковом соскальзывании не ставьте палку близко к нижней лыже – получите подсечку похлеще чем в самбо.
8. Отсутствие контроля склона.
Столкновение катающихся – самая частая, опасная и травматичная причина падения. Смотрите хотя бы метров на 30 вперед, а не на носки своих лыж или обтянутые женские попы. Не останавливайтесь посредине склона и в местах, которые не просматриваются сверху – под бугром, за поворотом. Начиная движение – смотрите наверх, летающие ломы вряд ли смогут затормозить. Покидать склон на акье больно и обидно.
Сбрасывайте скорость в людных местах и перед бугром, закрытым поворотом. Правило хорошего тона: к нижней станции подъемника подъезжать неторопливо. Обдать очередь снежной пылью – не круто, наоборот рискуете нарваться на неприятности. С подъемника сходить быстро, а если таки упали, то отползайте аки солдат под обстрелом.
Опасайтесь неадекватов! Обычно компактное стадо неуправляемых идиотов носится по склону довольно шумно и хаотично. Просто пропустите. Со временем их станет меньше. Гора тоже не любит анархистов и нигилистов, поэтому очищается от таковых по-своему. При обгоне оставляйте обгоняемому достаточно места для любого маневра.
Бойтесь доскеров. Траектория поворота сноубордиста для лыжника зачастую непредсказуема, особенно в слепой дуге спиной. Могут резко остановиться и сесть покурить. Не скажу, что все такие, но чем дальше от них – тем безопаснее.
Не пользуйтесь телефоном на ходу, даже через хендс-фри. Просто отвлекает. Нужно поговорить – остановитесь и поговорите. Очень не рекомендую слушать музыку в наушниках. Не верите – проверьте на автодороге без светофора в оживленном месте.
9. Алкоголь
Честно говоря, вопрос один из самых дискуссионных, ибо все очень индивидуально. В любом случае, пока нет жестких нормативных актов, запрещающих его употребление (правила пользования ГЛК, как ни крути, носят рекомендательный характер), рассчитывайте, что можете наткнуться на синющего катана, который не понимает, где низ, а где верх. Ну и сами не накидывайтесь до состояния нокдауна, потому как не всегда пьяного Бог бережет (он все-таки бережет береженого). Лучше вообще отложить возлияния на вечер.
10. Лже-фрирайдинг
Часто приходится видеть людей, недавно вставших на лыжи, но уже лезущих в опасные места типа Северного цирка на Чегете или лесов Шерегеша с их коварными колодцами и незамерзшими ручьями. Может есть смысл сперва научиться хорошо кататься по трассе?
Но даже и уверенно катающиеся райдеры попадают в очень неприятные ситуации вне трасс. Так что помните: хороший фрирайдер – живой фрирайдер. А если повезет, то и старый.
Спасибо за прочтение, оценку и обсуждение материала.
Всем здоровья и до встречи на склоне (в хорошем смысле этого слова )
С уважением, Юрий Зайцев
-все фото взяты из открытых источников
В принципе, все верно. Соответствует Белому кодексу.