От редакции: Дабы получить полное представление о красоте опубликованных панорам, скачайте небольшой плагин с сайта.
От Червинии к Маттерхорну MOV (DevalVR) |
SWF (Flash) MOV (DevalVR) |
MOV (DevalVR) |
MOV (DevalVR) |
MOV (DevalVR) |
MOV (DevalVR) |
Сегодня время рассказать о том, как похищать красоту у природы не мелкими кусочками, а крупными отрезами, желательно целиком.
Панорамировать реальность, так сказать. И к этой цели уже подбираются, и не абы кто, а такие монстры, как сам великий и ужасный Microsoft с проектом www.photosynth.com. Проект, правда, требует специальной съемки для создания виртуальной среды. В то же время ничего не мешает уже сейчас сшивать фотопокрывало реальности из самых разных лоскутков. С фотографа, так сказать, по снимку, природе – цифроодеяло. Уже сегодня десятки миллионов снимков поставляются любителями и профессионалами с координатами съемки. Осталось добавить в Exif азимут (то бишь направление съемки) – и данные для сшивки будут исчерпывающими. Не исключено, что в самое ближайшее время появится социальная сеть панорамщиков, и панорамы станут таким же коллективным делом, как энциклопедии. И тогда на Землю можно будет взглянуть не только из космоса Гугло-оком, а взглядом миллиардоглазого Аргуса.
Панорамы станут таким же коллективным делом, как энциклопедии. |
Для чего?
Для чего фотографы, профессионалы и любители снимают панорамы? Не по заказу, а для себя? Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно. Хотя два слова так сами и просятся: красота и полнота. Попадая в место, где вместо слов рождается протяжный вздох, кто-то садится на пятую точку, кто-то откупоривает бутылку, а кто-то достает камеру... Ну а самый панорамнутый еще и штатив со специальной головкой.
Разумеется, отщелкав пять, шесть, шестнадцать, шестьдесят кадров, наш фотограф расплывается в довольной улыбке, уповая на то, что сумел законсервировать этот вздох в своем цифрохранилище. И вот дома, или в студии, счастливый панофил приступает к финальной стадии процесса похищения у природы ее ноу-хау - способности изумлять хомо хабитуса. Теперь из кучи похищенных фрагментов реальности ему нужно собрать целое. Целое на языке панолюбов зовется панорамой. И здесь начинается такое, что ни словом сказать, ни пером описать. Ведь самые упертые пытаются накинуть на природную красу не просто горизонтный невод, а полноценный, сферический трал-капканище: от зенита до надира, от нуля до нуля, с полным поворотом кругом. Но результат... Да, чувства не обманешь. Виртуальная панорама, даже самая что ни на есть гига, не пахнет, не овевает лицо свежим воздухом, не палит полуденным солнцем и не скрипит снегом. Но все же... Все же для тех, кто не сумел попереть собственной пятой прекрасные дали, паранойя оцифровщиков реальности может сослужить добрую службу: ну, хотя бы помочь в выборе той точки, куда ступить хочется... ну, донельзя.
Чем больший охват реальности делает ваша камера, тем меньше у нее степеней свободы. |
Но... Что было, то было. Игрушки дороги не ценой, а памятью.
Стремясь к объективности, все же надо сказать, что в панорамах, кроме сомнительного трансферинга реальности в цифральность, есть и практическая составляющая: скажем, для риэлтеров и кинодокументалистов, которым по статичным объектам и ландшафтам сподручнее ездить виртуальной камерой, чем натуральной. И совсем недавно (благодаря мощным и полностью автономным от участия человека программным средствам синтеза) панорама, по крайней мере, для меня, расширила технические возможности самой камеры. Там, где раньше она просто опускалась в бессилии что-либо сделать, теперь невозможное стало возможным - съемка в ограниченном пространстве протяженных объектов. Раньше для этого нужен был сверхширокоугольник, теперь достаточно щелкнуть четыре раза - и стоящий в узком проулке живописный дом помещается в совмещенном кадре, или величественное дерево гордо возвышается не только над головой наблюдателя, но и норовит выпрыгнуть из окна браузера или с глянцевого отпечатка, в котором вряд ли кто обнаружит склеенную панораму.
Только не стоит искать в панораме художественных достоинств. Чем больший охват реальности делает ваша камера, тем меньше у нее степеней свободы. Сферическая панорама – это предел, в ней свободы самовыражения ноль, на долю фотографа остаются одни правила и… выбор точки в пространственно-временном континууме.
Хотите уподобиться роботу? Снимайте сферические панорамы.
Только не стоит искать в панораме художественных достоинств. |
Заодно сможете ответить на вопрос, для чего компу нужно 4, а лучше все 16 Гб оперативной памяти. Умеющий считать сочтет 60 снимков по 24 Мбайта каждый… Такой груз не всякая лошадка потянет.
Нет, сферические панорамы нужны. Скажем, для интерьера музея или дворца. Но к чему снимать кристально чистое небо с узкой полоской горизонта или асфальт под ногами и лишать себя последней степени свободы фотохудожника? Для галочки 360 сферических градусов?
Ну, да. А еще для того, чтобы вволю насмотревшись на песочные часы, купить новейший комп с четырежды ядреным процессором и максимумом оперативки. А потом и панорамную головку, а к головке и штатив килограммов на 6. И новые стекла к камере, и новую камеру к стеклам…
А вы думали, для чего?
Для удовольствия?
Подумайте, а нужна ли вам эта горная панорама, и для чего она нужна. |
Для нее вам не потребуется ничего, кроме того, что у вас уже есть.
Камера годится любая, даже та, что в мобильнике.
Но самое главное, что вам непременно потребуется, это трезвый рассудок.
Потому что, взобравшись на верхнюю точку склона и воскликнув «ах» (понимаю, чаще произносится другое слово, которое привести на этом приличном ресурсе невозможно), подумайте, а нужна ли вам эта горная панорама, и для чего она нужна.
Если решили, что да, нужна, действуйте.
Для начала достаньте камеру.
Выберите точку съемки. Если снимаете дальний план (горный кряж, долину), желательно, чтобы в поле зрения не попадали близкорасположенные предметы. С ними может образоваться паразитный параллакс, поскольку штативам и головкам мы сказали твердое «нет».
Если камера позволяет снимать в режиме RAW (16 бит на цвет), установите его.
Выберите фокусное расстояние камеры. Для съемки горизонтальных панорам в репортажном режиме лучше делать серию вертикальных снимков. Чаще всего достаточно одного ряда. Не выбирайте длинных фокусов, если только не поставили себе целью сделать картинку огромного разрешения для
gigapan.org. Лучше всего выбрать фокусное расстояние камеры в пределах 27-70 мм.
Далее встаньте, что называется анфас, к центру панорамы. Если камера допускает ручную установку фокуса и экспозиции, сделайте пробный снимок в режиме «авто» самой светлой части (но без солнца!) панорамы. Перейдите в ручной режим и установите экспозиционные параметры этого снимка. Сделайте пробный снимок самой темной части панорамы. Если вы можете различить на экране детали, экспозиция выбрана правильно. Если нет – увеличьте выдержку или откройте диафрагму. Но всегда помните, что из теней в фоторедакторе еще можно извлечь какие-то, пусть и шумные детали, из белых пятен – никогда.
Средств для сшивания панорам сейчас предостаточно. |
Проверьте, можете ли вы снимать из крайне левого и крайне правого положения, не изменяя положения ног. Для 360 град. обзора вам потребуется гибкость Кабаевой. Можно, конечно, топтаться на месте, но в этом случае вероятность ошибки повышается. Поэтому еще раз взвесьте, обязательна ли в данной ситуации круговая панорама.
Теперь все готово к съемке. Повернитесь в крайнее левое положение и начинайте серию кадров. В зависимости от угла обзора и фокусного расстояния вам потребуется от 3 до примерно 24 снимков. Старайтесь держать камеру так, чтобы горизонтальная ось снимка в каждом кадре была всегда параллельна выбранному вами горизонту панорамы. Не делайте слишком большого и слишком малого перекрытия кадров. Оптимальным считается перекрытие трети кадра. То есть, если вы поделите кадр по горизонту на 3 равные части, то крайне левая треть снимка будет перекрываться с крайне правой предыдущего кадра, а правая треть с крайне левой последующего. Таким образом, шаг камеры будет равен 2/3 от протяженности кадра по горизонтали.
При съемке панорамы в несколько рядов в вертикальном измерении действуют те же правила. Что касается времени, то получение однорядной панорамы при некоторой сноровке и быстрой камере займет не более минуты. Такое может себе позволить даже самый нетерпеливый лыжебордер.
На этом полевая, или, если хотите, горная часть эпизода по обретению панорамы завершена.
Лабораторная или домашняя часть будет заключаться в предварительной обработке снимков (при фотографировании в RAW этап обязательный), сведении полученных кадров в панораму и по необходимости ее коррекции в фоторедакторе.
Средств для сшивания панорам сейчас предостаточно. Обзоры, мнения, оценки можно найти в сети.
Я приведу лишь несколько решений, на мой взгляд, самых эффективных для тех, кто не желает уделять много времени на изготовление панорам.
Я поделился с вами способами и средствами похищения у природы ее красоты. |
2. Обладателям Photoshop CS3 – вообще ничего не потребуется, если они собираются ограничиться изображением без экспорта панорам в формат QTVR или flash. В меню «Файл» есть раздел «Автоматизация», а там уже и пункт «Объединить файлы». Выбрав файлы, пользователю остается только ждать. Думает долго, но результат, как правило, хороший.
3. Пожалуй, лучшая программа сшивки панорам, в том числе и пресловутых сферических, называется PTGui по цене уже 79 Евро. Также есть триал версия. В отличие от предыдущих двух средств, PTGui позволяет гибко управлять формой панорамы, а также вмешиваться в процесс сшивки, добавляя или удаляя контрольные точки на соседних снимках. При хорошем исходном материале практически в 100 случаях из 100 программа справляется со сведением в автоматическом режиме. Начиная с 7-й версии есть экспорт в QTVR.
Разумеется, перечисленные программные продукты далеко не единственные в своих сегментах рынка, но обзор программных средств для сшивки панорам в цели этой статьи не входит. Желающие могут загуглить слово «панорамы» и получить множество полезных и бесполезных ссылок по теме.
...теперь ваш черед - поделиться награбленным сотоварищи. |
Но лучше для экспорта панорам в web воспользоваться программой Pano2VR 2.0 от gardengnomesoftware.com по цене 59 Евро. К счастью, и здесь не обошлось без trial-версии.
«Сырьем» для нее послужит собранное вами изображение, зато на выходе вы можете получить не только готовые к web-просмотру панорамы разного качества, размера и форматов, но также и связанные с ними html-файлы. Все, что нужно пользователю, это разместить ссылку в своем сайте или блоге. К тому же вам не придется читать инструкции по вызову плагина DevalVR для просмотра панорам (информация на сайте
www.devalvr.com), с помощью этого продукта достаточно указать нужное средство просмотра при экспорте связанного QTVR-панорамой html-файла.
Вот и все.
Я поделился с вами способами и средствами похищения у природы ее красоты и переносу ее в тихо стонущие коробочки c Intel Inside, теперь ваш черед - поделиться награбленным сотоварищи.
Примеры здесь.
Просмотр и публикация - в gardengnomesoftware.com.
Для панорам в формате DevalVR потребуется плагин. Установите его, щелкнув здесь.
Автор: Альберт Егазаров |