Выбрали Шампани, пожалуй, из-за предложения на Клуб Альпина, появившегося в Букинкоме - очень бюджетно, рядом с подъемником. А так - рассматривали Монтшавин. И, считаю, нисколечко не прогадали.
Где-то кто-то написал про задворки, про какие-то ужасные километры, по которым надо возвращаться обратно - все не так сложно! Трассы родной, домашней зоны в Шампани просто замечательные, и во второй половине дня находятся в хорошем состоянии, а кое-где и вельвет еще сохраняется, так что возвращаться после подразбитых склонов Ла Плани – одно удовольствие, кроме трассы Камикадзе(kamikaze) (красная на карте с Вердона) – во второй половине дня верхняя часть вся уже в больших буграх, на нее попадают сразу с двух вершин – и с Verdons, и с Grand Rochette, но отлично катающаяся большая часть группы с ней справлялась великолепно, и только одной мне эти бугры мешались очень.
Первую неделю мы окатывали наш регион, ски-пасс также приобрели только на нашу зону - Ла-Плань.
А ещё мы очень прониклись нашей домашней зоной катания, она так скромно показана на карте, что, предварительно не побывав на курорте, думаешь, что и трасс-то там просто нет, и вообще полное безобразие какое-то.
Три трассы вдоль подъемника ROSSA – просто изумительные: широкие, всегда в хорошем состоянии, кататься по ним одним, конечно, не будешь, но пару-тройку раз, под завершение катального дня, как бы для полного удовлетворения, и после посещения кафе – просто кайф.
А с утра – красная вдоль нашего подъемника BORSELIERS, для разминки, пока весь народ соберется.
Но и этим наша зона не ограничивается – еще 4 трассы с пупка LES VERDONS: 2 красные (kamikaze и hara-kiri), черная (bosses) и голубая (bozelet) с элементами «черной J», хороший путь для возвращения домой из ЛА Плани. Черную тут тоже периодически ратрачат, так что она не предоставляла проблем даже не для ассов. А неотратраченные красно-черные представляли проблему, в принципе, только для меня, страшно мне по скользкому между буграми!! Поэтому я по буграм, а так ноги сильнее устают, но по-другому боюсь! Но – огромный плюс этому курорту! – такими трассы были от силы пару дней, или уже совсем к вечеру.
В сторону ROCHE DE MIO – на подъемнике CARELLA, а обратно – по голубой levasset (в теплую погоду по ней не очень, хоть и с уклоном, но все же местами сильно уж пологая).
Ну и обратно, домой в деревню, ведет красная, довольно узкая трасса les bols. В этом году, в начале сезона, по крайней мере, снег не особо радовал долину, трассу долго не могли открыть, и, когда мы приехали, её ещё готовили. Возвращаясь по ней, можно было встретить бугор снега, не разровненный ратраком, который можно объехать с двух сторон по узкой полосе шириной 50 см, ну и, конечно, во второй половине дня она уже вся сошкрябанная, удовольствия не получишь. Опытные товарищи, и сильные ногами, проедут – не заметят того, что я описала выше.
Ещё есть трасса в поселок с мыса Вердон, но она официально все время была закрыта, но из окна смельчаков, возвращающихся по ней, мы видели периодически. Нижний ее кусочек выглядит довольно устрашающим, очень вертикальным, я видела такую трассу где-то в Майрхофене, вроде, искусственную – камикадзе. Вот эта выглядит примерно так же, только дикая. И еще, видимо, там есть разветвление, т.к. с подъемника видно, что с той стороны есть трасса, примыкающая к bols, но на карте это не показано.
Про огромные просторы Ла Плани уже писали много, порадовало, что, порой, непонятно, по какому графику, народу на трассах практически не было. И только встречались периодически такие группки как наша, 7-9 человек, и тут же исчезали, кто-то уносился вперед, кого-то мы оставляли позади. Конечно, в таких узлах, как Плань Центр, и Плань Белькот, ближе к подъемникам, народ уже чувствовался, но, все равно, не каждый день.
Объездив за неделю практически всю ла Плань с ее окраинами, на вторую неделю мы приобрели ски-пасс на всю зону катания с Лез Арком.
В Лез Арк съездили всего раза три, может, 4, точно не скажу – обычно, я потом по фотографиям с датами все восстанавливаю, но в эту поездку мой фотоаппарат взбунтовался и отказался снимать снег и горы, поэтому моих фотографий практически нет.
Сначала поставили задачу доехать до АРК 2000. Доехали, исполосовав зигзагом всю зону, во второй раз точно хотели попасть на ледник, но, несмотря на солнечную погоду, подъемники туда были закрыты, и мы проехались снова по диагонали по зоне Арков 2000, 1950, по верхам 1600, 1800. К слову, трассы, отмеченные в Арках красным, намного положе, чем в Ла Плани некоторые синие. Трассы широкие, в дни, когда мы там были – отлично подготовленные, по разбитым трассам в Арках мы не проехались ни разу, даже когда, в один из дней, возвращались в снегопад, который неожиданно начался на леднике AIGUILLE ROUGE и провожал он нас, пока мы перебрались за хребет, и не оказались в зоне VALLANDRY. Кстати, в этой горной чаше (Арк 1950-2000), есть один подъемник с колпаками !!! ARCABULLE 48, мы очень ему были рады, когда поднимались на нем в сторону дома! А мокрый густой снег посыпал сверху хлебницу, а не нас. Ну, наверное, что бы по достоинству оценить Арки, надо где-то в них жить.
По-моему, жить, где-то в районе Монтшавина, и План Песей – не очень, т.к. транзитная зона, трассы, даже уже в середине дня, стесаны практически до земли, масса людей, которые путешествуют из зоны в зону, огромным потоком проносятся по ним. Но это мое мнение, я только проезжала мимо.
В предпоследний день нашего горнолыжного отдыха мы хотели еще раз побывать в Арках, но желающих было много, мы это уже почувствовали в Ла Плани, когда полчаса простояли на подъемник L’ARPETTE, а подъехав к VANOISE EXPRESS, мы поняли, что влезем, пожалуй, только в 4 й вагон, т.к. две стороны уже были набраны, представляете - по 200 человек!, и проход к вагонам был закрыт, и огромная толпа народа (еще на 1 вагон) ожидала своей очереди попасть на площадку. В этот день мы, как никогда, почувствовали себя маленькими муравьями в огромном муравейнике. И, пока не приехало 400 человек со стороны Арков, мы быстренько отправились обратно в Ла Плань, и покатались по нашим трассам.
(Для справки – время в пути из Шампани до вагона в Арки, в зависимости от народа на подъемниках, колебалось от 1 часа до 1 ч 50 мин).
Пробовали путь в арки и другой, через ROCHE DE MIO по черной трассе crozats, – быстрее не получилось, и, хотя трасса была, в принципе, не трудной, она вся была сошкрябанная до камней, и голубая, идущая после нее до VANOISE EXPRESS, оказалась настолько пологой, что просто легче было убиться, чем проехать по ней.
Апартаменты, в которых мы жили – Club Alpina. Первое, что поразило нас – это размеры комнат, я раньше читала про размеры французских апартаментов, но сама ни разу так не попадала. Но, практически сразу, мы обвыклись, сделали маленькую перестановку, и жизнь с видом на горы, а, точнее – на долину Куршавеля, стала прекрасной. По вечерам было интересно наблюдать, как огоньки ратраков обшмурыгивают трассы куршавелей. И, предвкушая новый день, понимая, что погода задалась, и наши трассы также не останутся без ратраков, засыпали сладким сном.
Очень порадовала близость подъемника, я так рядом никогда не жила. Поначалу, вспоминая толпы народа у подъемника, например в Кампителло, или в Канацеях, я уже не говорю про Майрхофен, думала, что место будет суетливое, но то ли из-за того, что сезон еще не пришел, то ли из-за расположения парковки, то ли наши «Ворота в рай» – все-таки не самое популярное место – народа особо и не было видно.
Если сравнивать с Брид Ле Беном, в котором мы проживали в прошлом сезоне, то поселочек Шампани мне показался более оживленным. Кафешки, пицеррия, магазины сувениров и лыжного оборудования, все расположены кучно, витрины так и зазывают к себе. Ну и вообще, сил на жизнь в этот раз у нас оказалось побольше, практически каждый день посещали сауну, хамам, купались в бассейне, оставалось время и на посещение пиццерии, и ресторана нашего Альпина (есть меню на русском, но о нем даже не все официанты знают ! ). Рядом отельчик Анхоле, так у тамошнего ресторана есть еще и мишленовские звезды.
Посещали деревушку Champagny le Haut /1500/, так, ради променада. Посмотрели вышку для скалолазов, в один из дней там проводился очередной чемпионат, было много наших команд, но победили, вроде, корейцы, вечером в Шампани было по случаю мероприятие и дискотека до утра.
Классные, лохматые лошади спокойно жевали сено. Собаки в упряжках нетерпеливо ждали желающих покататься, но владельцы как-то перегружали сани желающими, и собаки в горку порой не с первого раза заходили. Домишки маленькие, отделанные по-альпийски просто.
В туристическом офисе нет русско-говорящих, но, зная немного английский, можно обойтись. Нужно было только для уточнения времени обратного трансфера, и заказа такси в Мутье – за продуктами. Автобусы в наш период пребывания как-то неудачно ходили по времени. Для справки – такси на 5 чел туда-обратно стоит 110 евро. Цена автобуса – 19 евро в два конца на чел. Съездили во второй день пребывания, затарились на 2 недели, затем подкупали по мелочи в местных Спаре и Шерпе. Но если компания маленькая, смысла нет ездить в Мутье, можно и так прожить. Ну и от таких поездок искать особо экономическую выгоду не стоит, просто нам … надо было туда поехать…
Расклад по деньгам на еду на двоих: 230 евро на питание собственного приготовления, 40 евро ресторан (фондю, хамон, салат, лягушки, вино), на горе ежедневно 8-12 евро, в основном на глинтвейн, какао + картошка фри, бутеры свои ) + местные магазины.
Ски пассы – 235+316 евро на человека.
Рейс с пересадкой Люфтганза, никаких комментариев, все отлично, удачное время прилета, вылета, стыковка самолетов меньше 2х часов, что еще нужно. Выкуплен в начале ноября, провоз багажа на 1 человека чемодан до 23 кг, + лыжное снаряжение до 23 кг на каждого, боты и лыжи в отдельных чехлах. Туда ботинки брали с собой в салон, чтоб не затерялись в пути . На обратном пути все сдали в багаж.
Остальная наша компания летела рейсом трансаэро, тоже без проблем, без пересадок, просто подороже. Время прилета-вылета практически совпадало с нашим, так что с трансфером всей нашей компании проблем не было, Альтибас не подвел.
Визу тоже без проблем получили все, французы не подкачали, дали всем на год.
Сравнивать с 3Д наверное не стоит, стоит побывать и там, и тут. В силу сложившихся обстоятельств, прекрасной погоды, добавившегося в нашу компанию моего спутника жизни, мне просто в Парадиски понравилось больше. Тягунков на трассах значительно меньше, в сравнении с 3Д. Хотя, если бы мы проживали где-нибудь в ВальТорансе, или еще где-нибудь, подальше от перевалочной зоны в Мерибеле, впечатление именно от зоны катания, возможно, было бы другим. А, с другой стороны, в 3Д из Мерибеля хочешь – налево, хочешь – направо, где солнца больше – туда и едешь. В Парадиски из Шампани в Лез Арк по-любому через всю Плань.
В крайний день погода плакала, что мы уезжаем. Шампани не хотел нас отпускать, и, видимо, поэтому шло много снега! Мы были просто обязаны не покидать нашу родную зону в Шампани. Катались по нашим отратраченным с вечера трассам, но припорошенных с утра снегом, а к полудню снега навалило по колено! В этом есть своего рода удовольствие, но к обеду и лыжи стали как-то закапываться, да и мы, удовлетворенные за последние 2 недели, перестали сопротивляться погоде. Заснеженные, довольные, снеговики отправились в кафе (недалеко от подъемника ROSSA) глотнуть глинтвейнчика, а затем ,…….. затем – домой, домой.
P.S.
с такой красавицей
ну и я с красавцем
на леднике
МЫ
Ленусик
Майкл
**
Поделилась с вами впечатлениями так поздно, т.к. потеряла файл, созданный еще в феврале,.. вот, нашла, не судите строго.
Всем хоршей погоды и снега!!!