Парня в горы тяни....
В «зоне смерти» каждый погибает в одиночку?
Анатолий Овчинников, профессор, ЗМС СССР
Многие считают, что на высоте более восьми тысяч метров моральные нормы не действуют. Все, что выше этой отметки, альпинисты прозвали «зоной смерти» В мае 1996 года трое альпинистов из Индии двигались к вершине Эвереста. Из-за сильного ветра они не только не добрались до цели, но и не смогли вовремя повернуть назад. Через несколько дней по тому же маршруту проходили двое японцев. Они заметили несчастных, которые были еще живы, хоть и страдали от холода и недостатка кислорода. Японцы передохнули рядом с умирающими и продолжили свое восхождение. Через несколько часов после успешного штурма японцы спускались вниз. Один из индийцев был все еще жив. Но и на этот раз ему даже не попытались оказать никакой помощи. Через несколько дней альпинистам из Индии удалось снять с горы тела своих товарищей — они были тверже камня. Когда одного из японцев спросили, почему они не оказали помощь, тот ответил: «Высота восемь тысяч метров — не место, где можно позволить себе мораль».
Многие разделяют сегодня ту точку зрения, что после восьми тысяч метров действие людской морали прекращается, уступая место законам дикой природы — спасай себя, свои кости, клетки, гены. Бытует мнение, что на этих высотах нельзя расходовать силы на других и что там будто бы действуют иные критерии. Думаю, что высота над уровнем моря все-таки никак не связана с уровнем нравственности. Ведь и внизу нередки экстремальные ситуации, когда перед человеком встает вечный нравственный выбор.
Помню, как к нашему поселку на берегу Онежского озера поздней осенью 1941 года подошел фронт. Из местных мужиков сформировали партизанский отряд, действовавший в тылу финских войск. Во время одного из лыжных рейдов был ранен в ногу мой сосед Иван Трофимов. А другой сосед, Александр Третьяков, застрелил его, поскольку, выйдя из боя, партизаны торопились уйти от погони. Имел ли право этот человек сам провести черту милосердия, за которой уже не следует ждать пощады ни от врагов, ни от своих же товарищей-партизан?
Альпинизм тоже связан с риском. Высотные восхождения называют самым опасным видом спорта, чреватым трагическими исходами, число которых только на Эвересте подбирается к двум сотням. И в экстремальном случае надо находить решение, не унижающее честь. В 1962 году во время советско-британской экспедиции на Памир, в которой я принимал участие, сорвались и погибли два британских восходителя. Знаменитый альпинист Виталий Абалаков стал убеждать лидера англичан: «Вы, бригадный генерал, должны продолжить экспедицию и взойти на пик Коммунизма согласно плану». Лорд Джон Хант, руководитель триумфальной экспедиции на Эверест 1953 года, ответил: «Мы не воюем с горами», и вернулся на родину, чтобы утешить родственников погибших.
У нас альпинизм всегда был командным видом спорта. И, естественно, в правилах восхождений было предусмотрено поведение участников команды практически во всех возможных ситуациях. В первую очередь внимание уделялось безопасности восхождений, оказанию помощи пострадавшим. По этим правилам мы и провели в 1982 году первую нашу экспедицию на Эверест. У нас и мысли не было, что в каких-либо сложных условиях участники на подъеме или спуске разбредутся. А сейчас это не редкость. Украинская команда ушла с Эвереста вниз, оставив позади девушку — члена своей группы. Она, очевидно, поскользнулась в темноте и погибла; тела так и не нашли. Я потрясен все более частыми сообщениями о гибели альпинистов в Гималаях. Основные причины трагедий — в плохой организации: отсутствует взаимодействие между участниками и базовыми лагерями. Но немалую роль играет и эгоизм нынешних восходителей. Каждый занят самим собой и почти не помогает другим, желая сэкономить силы.
Магическое притяжение Эвереста сродни самым загадочным тайнам природы, оно неподвластно никакой логике. Здесь всё почти за гранью человеческих возможностей — восходителей подстерегают кислородная недостаточность, повышенная ультрафиолетовая радиация, холод, обезвоживание организма, загустение крови, снежная слепота. Говорят, риск смерти возбуждает: он напоминает о том, как дорога жизнь. По мнению патриарха Эвереста сэра Эдмунда Хиллари, «тот факт, что вы сами или кто-либо из ваших товарищей может погибнуть, не только не останавливает вас, но, напротив, именно это и заставляет вас идти».
Из-за того, что опасность восхождения настолько очевидна, Эверест стал символом высшей точки достижений и личных амбиций человека. Многие идут на пик потому, что считают это лучшим способом самоутвердиться. Как говаривал Тенцинг Норгей, «Эверест делает людей великими». Но тщеславие — плохой советчик.
С 1985 года, когда 55-летний техасский миллионер Дик Брэсс оплатил услуги гидов и поднялся на вершину, покорение Эвереста превратилось в игру со смертью на деньги. Если раньше успех обеспечивали мастерство и сила, то сейчас в дело вмешался тугой кошелек. В начале восьмидесятых годов участников экспедиций, составлявших тесное братство рыцарей горы, можно было пересчитать по пальцам. А ныне заполнившие горы альпинисты-любители и клиенты туристических фирм стоят в очереди на маршруты, словно толпа фанатов за билетами на рок-концерт. «Это похоже на цирк, только у нас клоунов больше», — говорят старые альпинисты. Новичкам маршруты кажутся хорошо обжитыми, а перильные веревки провешивают уже на всех участках, опасных и легких, крутых и пологих, лишь бы втащить неподготовленных людей на вершину. Восхождение на Эверест резко подорожало: коммерция шагнула ввысь, и каждый метр по вертикали стоит почти десять долларов.
Тем временем список жертв высочайшей вершины пополняется. Запас сил и энергии у человека не бесконечен, и в «зоне смерти» возникают непредвиденные сложности с реальной оценкой положения, подводит расчет на использование дополнительного кислорода, – все это можно увидеть в весенней трагедии 1996 года. И все же популярность восхождений на Эверест растет. Благодаря современному снаряжению, мастерству гидов и выносливости носильщиков кажется, что он сделался для человека ближе и доступнее. Эверест будто становится ниже, чем сорок пять лет назад, во времена Хиллари. Но для амбициозных людей без достаточной подготовки он не стал менее опасным, скорее наоборот. И над этим стоит задуматься.
Весной этого года (1996) опытный высотник Сергей Арсентьев и его жена Фрэнсис, не дойдя до вершины, заблудились и потеряли друг друга. После пяти ночей на высоте свыше 8000 метров Фрэнсис не могла уже двигаться, лишилась сознания. Двое суток мимо умирающей женщины вверх и вниз проходили альпинисты, оставляли баллоны с кислородом, но эвакуировать и спасти Фрэнсис так никто и не смог. Пропал без вести и Сергей, отправившись в одиночку искать жену… Планка милосердия опускается все ниже.
А давайте не будем здесь обсуждать то, в чем не понимаем и не можем адекватно оценить.
Скажу только, что мозг на высоте работает совершенно (!!!) иначе. Сам потом удивляешься...
И заметить это можно уже на высотах от 5000 метров.
Да. тем более сайт не альпинистский, а у альпинистов все как-то по-особому.
А еще - японцы. Это инопланетяне по нашим меркам.
Мне кажется, просто надо принять существующее положение вещей - что ждать помощи нечего - и, в зависимости от готовности к нему, принимать решение.
- 2
- 1
- 2
Я не могу осуждать людей, не пережив той ситуации, но бросить еще живых и продолжать восхождение как-то неправильно. Ведь в следуюжий раз бросят тебя.
- 14
- 4
- 3
Почему-то всегда подход к проблеме однобокий: мол "мы профи, только мы имеем право, остальные - лохи, значит - запретить".
Однако распоряжаться своим здоровьем и жизнью - право каждого. Свободу перемещений тоже нельзя ограничивать. Не может быть никаких привилегированных каст.
Но, осуществляя перечисленные права, не надо забывать и об ответсвенностих. В том числе за безопасность окружающих.
Т.е. забирающийся на гору, находясь в здравом уме и твердой память, априори обязан осознавать степень риска, чтобы потом не вешать вину на тех кто мог, но не спас...
Да, мораль цивилизованного человека обязывает спасать ближнего. Но это все-таки дело доброй воли, а если человек при этом существенно рискует собственной жизнью - никто не вправе его судить.
Все мы герои в теплых кухнях...
- 1
полностью согласна..есть такой хороший фильм "Касаясь пустоты". вот там этот вопрос отлично рассмотрен. я долго потом думала,а чтобы сделала я. вершина.метель.напарник со сломанной ногой.при попытке его спасти-он срывается в трещину и начинает тебя тащить за собой. два варианта: оберзать веревку и спастись..и жиь с этим всю оставшуюся жизнь..или же разбиться вместе...уверена,что многе люди рискнули бы жизнью ради спасения другого человека.но рискнули ли-зная,что погибнут вместе? во всех фильмах и отчетах про Эверест четко и ясно говориться:требуется отличная подготовка-это не прогулка по альпийским лугам...из зоны никого не выносят ,потому что там прижим,где человек должен пройти сам.если он не ходок-его никто уже при всем желании не сможет вытащить..только если шерпы.да и то под вопросом...сложный это вопрос.однако пусть не была в таких горах, уверена,что мы не можем рассуждать о том,каково оно там-если там ни были...читая отчеты,возникает ощущение,что человек просто лишается рассудка на таких высотах..
Только я о своем спальнике все равно не жалею.
зде сь вся статья.«Спасти нельзя уйти». Куда поставить запятую?
Цитата оттуда-
Если восходитель, полный сил, проходит мимо пострадавшего к вершине, делая вид, что ничего не замечает - эта позиция выходит за рамки человеческой морали. Общая беда этих ситуаций заключается в другом. Шанс спасти терпящего бедствие на больших высотах возможен только, когда пострадавший после оказания ему помощи (питье, кислород, медикаменты, теплый бивак), в состоянии двигаться сам. Но такую помощь сможет ли оказать альпинист (альпинисты) сам (сами) находящийся на пределе своих сил?! А если учесть, что и они могут в любой момент перейти в категорию «пострадавших», что остается делать в таком случае? Высота к людям жестока и неумолима. И, похоже, что каждый, молча решает эту проблему для себя сам. Молча…
Например, ветеран японского альпинизма Митико Имаи, в одной из дискуссий на подобную тему, подвела итог подобным разговорам такими словами «…выше 8 тысяч метров ты полностью занят самим собой и, вполне естественно, что не помогаешь другому человеку, когда у тебя нет лишних сил, даже на самого себя».
- 1
- 2
- 1
для многих это восхождение существенная цель в жизни, и второго шанса не будет
кроме того, факт того, что отставших-обессиливших-раненых бросают широко известен уже не один десяток лет - они готовы к этому риску
с учётом необходимости жёстко дозировать силы, жизненные приоритеты меняются
На ски.ру нет людей, с опытом гор выше 8 км, а выше 7 - единицы. Зачем здесь пытаться обсуждать то, в чем ни вы, ни остальные форумчане ничего не понимают?
Да действительно я ничего не понимаю в восхождениях, просто попытался сформулировать вопрос, в первую очередь к себе. А на счет есть такие люди на ски.ру или нет, тоже вопрос. Может и есть, но дело не в этом. Продлевал Вашу логику задам встречей вопрос. Зачем, тогда люди публикуются записи о фрирайде, цеховых лыжах, спортивной технике и т.п. большинство форумчан катается по подготовленым коммерческим трассам к чему, тогда обсуждать эти вопросы все равно значительная часть не поймет. А задуматься о взаимовыручке, темболе лыжбордерам всегда полезно или как в том анекдоте уж точно не помешает.
Сообщение отредактировал электролыжник: Сегодня, 23:05
Но в советские времена оставить человека в горах было просто невозможно! В альпинизме , как в бою был принцип: "сам погибай, но товарища выручай!"
В Советское время на Гору за 20 килобаксов народ без опыта не водили.
Коммерсы перед восхождением бумагу подписывают - "в моей смерти виноват я сам". Так что знают что к чему.
Вот ведь как всё интересно получается.
Человек-дитя природы. Всё взаимосвязано в этом мире.
И здесь каждый сам решает, что для него значит "высота": вершина горы или вершина человеческих отношений, и быть тебе на ней (на вершине горы) или спуститься вниз, оставшись таки на вершине нравственной морали.
ЧЕЛОВЕК-это звучит гордо! И стоит ли доказывать матушке-природе, что ты сильнее её? Скорее всего она нам возразит и не пустит тех, кто не смог достигнуть гармонии.
Аргумент!!! Сами то многим помогли? Или может чисткой снега компенсируете?Идите лучше снег во дворе почистите ... моралисты
- 1
Темы родственные. Большинство из нас занимается глыжами ради удовольствия, реже для самоутверждения. Здесь вопрос "вернуться живым" не так актуален и обычно не обсуждается. За исключением, пожалуй, экстремального фрирайда.Зачем, тогда люди публикуются записи о фрирайде, цеховых лыжах, спортивной технике и т.п. большинство форумчан катается по подготовленым коммерческим трассам к чему, тогда обсуждать эти вопросы все равно значительная часть не поймет.
Это - Приэльбрусье, где от цивилизации с горячей водой до вершины - несколько часов своим шагом, а в Гималаях-то, НЕДЕЛИ туда и недели - обратно, если вертолет не прилетит... Так что, я не осуждаю тех, кто не помогает умирающим на тропе к Эвересту. Возможно, что они точно оценивают реальность и понимают, что шансов у того человека нет уже, хотя он и жив еще, но сил у него УЖЕ нет, а если его эвакуировать, то собственные силы закончатся через 10 метров и будет не 1 труп, а 2.
для многих это восхождение существенная цель в жизни, и второго шанса не будет
кроме того, факт того, что отставших-обессиливших-раненых бросают широко известен уже не один десяток лет - они готовы к этому риску
с учётом необходимости жёстко дозировать силы, жизненные приоритеты меняются
+1000!
".....ребята, пристрелите меня ,не теряйте времени......."
Вот ведь как всё интересно получается.
Человек-дитя природы. Всё взаимосвязано в этом мире.
И здесь каждый сам решает, что для него значит "высота": вершина горы или вершина человеческих отношений, и быть тебе на ней (на вершине горы) или спуститься вниз, оставшись таки на вершине нравственной морали.
ЧЕЛОВЕК-это звучит гордо! И стоит ли доказывать матушке-природе, что ты сильнее её? Скорее всего она нам возразит и не пустит тех, кто не смог достигнуть гармонии.
По мне ,этому альтернативы нет(!) . Весь путь "челоловечий" подтверждение этому (последний пример: "сиганул" парень с паращютом из стратосферы), ....."не знаешь броду....",так что "сопли"(пардон) после несомнено трагедии "размазывать" негоже....
- 4
- 1
История очень непростая и запутанная, но там альпинисты не стали бросать раненых (не все правда), но только вот погибли и многие из тех кто спасал. Там было три разных группы, которые практически одновременно совнршали восхождение, с небольшим интервалом. Но результат такой из 18-ти одинадцать погибли.
- 4
- 1
Там отчетливо прослеживается тема...когда базовый лагерь...приказывал...остальным прекратить штурм и спускать пострадавших.... А некоторые с рацией химичить...помехи помихуют....пытались.... Э это при том...что команда три года сыгрывалась....на других восхождениях...
Точно на таких высотах другая работа мозга....
...
- 2
- 1
- 2
"Все мы герои в теплых кухнях..."
полностью согласна..есть такой хороший фильм "Касаясь пустоты". вот там этот вопрос отлично рассмотрен. я долго потом думала,а чтобы сделала я. вершина.метель.напарник со сломанной ногой.при попытке его спасти-он срывается в трещину и начинает тебя тащить за собой. два варианта: оберзать веревку и спастись..и жиь с этим всю оставшуюся жизнь..или же разбиться вместе...уверена,что многе люди рискнули бы жизнью ради спасения другого человека.
Кстати, он так и не смог с этим жить и бросил альпинизм.
Дрожь пробирает от таких цитат. А от того что было сделано (точнее не сделано) этими "людьми" вдвойне. Горы, вся сила преодоления, вся романтика, как это не абсурдно в такой момент звучит, возможно, это тандем, взаимовыручка, одна связка и одна судьба. И те, ктоимел силы подняться так высоко имели их и для спасения. Что может сравниться с жизнью? Эти ... "моралисты" променяли на понт... А могли спасти 2-х. Как люди после с этим живут - мне не понять. Человек и на высоте человек?