Шансы кандидата Тягачева повышают наличие трудового стажа в спортивных структурах и увлечение президента Путина горными лыжами |
Полюса спортивной власти
Лет пять назад можно было бы смело утверждать, что в четверг в здании на Лужнецкой набережной будут выбирать руководителя всего отечественного спорта. Но сегодня сложилась иная ситуация, нуждающаяся в пояснениях.
Созданный в конце позапрошлого века Международный олимпийский комитет (МОК) очень жестко позиционировал себя как организацию, не имеющую ничего общего с политикой и государственной властью. С годами, впрочем, тезис о полной независимости национальных комитетов (НОК) был забыт. В результате в мире сформировалось две модели управления спортом. По одной из них, как, например, в Италии, развитием спорта занимается именно олимпийский комитет. По второй, как, например, в Китае, он выполняет лишь представительские функции в МОК.
В СССР система спортивной власти была похожа на нынешнюю китайскую. Существовал Спорткомитет, который занимался и большим спортом, и физкультурой, и общими вопросами финансирования, и распределением средств по конкретным видам. В 1992 году эта система рухнула и в спортивном руководстве возникли два ведущих игрока - Государственный комитет по физической культуре и спорту и Олимпийский комитет России с входящими в его состав федерациями по видам спорта. Федерации, как и ОКР, получили статус общественных организаций, и им была дана возможность заключать спонсорские, рекламные и телевизионные контракты - иными словами, зарабатывать деньги самостоятельно. Государство попросту не могло содержать большинство из них.
ОКР, контролировавший финансовые потоки и решавший все организационные вопросы, более чем на десятилетие превратился в ярко выраженный центр спортивной власти. Три года назад руководители ОКР даже обратились в правительство с просьбой ликвидировать госорган, выступавший лишь посредником при передаче средств от государства к олимпийскому комитету.
Просьба была отвергнута, поскольку в то время как раз наметилась тенденция возвращения к китайской модели управления спортом. Президент Путин официально объявил спорт одним из государственных приоритетов. Начались попытки встроить ОКР во "властную вертикаль". В 2003 году руководителем Росспорта Вячеславом Фетисовым была представлена концепция новой структуры управления отечественным спортом. Вместо двух центров в ней предусматривался один - Всероссийская спортивная конфедерация. Говорят, что проект сразу понравился Владимиру Путину. Но вот руководству ОКР и большинства спортивных федераций он, как нетрудно догадаться, не понравился совсем.
Таким образом, в России сформировалась довольно странная двухполюсная система управления спортом. Олимпийский комитет в ней, возможно, уже не играет той роли, какую играл в середине 90-х. Но это по-прежнему мощная структура, которая отвечает практически за все, что связано со спортом высоких достижений, и положение которой кажется весьма устойчивым. Впрочем, насколько оно на самом деле устойчивое, покажут именно предстоящие выборы.
Тройка из семерки
То, что они не будут формальными, стало ясно давно. Когда летом Фетисов настоял на том, чтобы из Устава ОКР был исключен пункт, согласно которому пост президента организации не может занимать руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту, многие предполагали, что он твердо решил баллотироваться на президентский пост и провести реформу спортивного управления изнутри. Но потом Фетисов сообщил, что выдвигаться не намерен, потому что и в должности руководителя агентства у него работы предостаточно. Правда, даже несмотря на отсутствие Фетисова в списке кандидатов, конкуренцию действующему президенту Олимпийского комитета Леониду Тягачеву придется выдержать серьезную.
На кандидата Лисина работают успехи российских стрелков и Новолипецкий металлургический комбинат |
Диспозиция перед выборами достаточно проста. Есть Леонид Тягачев, заявивший, что намерен оставаться президентом как минимум до 2008 года, и занимающие его сторону Хоточкин с Кузиным, которые наверняка снимут свои кандидатуры в пользу действующего главы ОКР. И есть две фигуры, уверенные, что у них получится выполнять эти обязанности лучше, чем у Тягачева. Одна из них - Владимир Лисин. Вторая - это один из трех оставшихся кандидатов, представителей "блока Фетисова". Примечательно, что Попов и Балахничев в последний день регистрации кандидатов поддержали кандидатуру Родниной и лишь затем выдвинулись сами. Видимо, для того же, для чего и Хоточкин с Кузиным,- чтобы помочь лидеру блока.
Итак, на должность президента ОКР реально претендуют три кандидата. Три - что только добавляет интриги - очень разных кандидата, у каждого из которых свои козыри.
Если бы основным критерием для выборщиков была известность именно в спортивном мире, то явное преимущество имела бы Роднина. Трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию, в 70-80-х годах она была символом советского спорта. Леонид Тягачев был отличным тренером по горным лыжам. Но, надо полагать, об этом факте многие уже забыли и относятся к нему исключительно как к функционеру. У Владимира Лисина спорт (стрельба) из хобби перерос в дело жизни лишь пять лет назад, когда олигарх решил возглавить Стрелковый союз России (ССР).
Роднина в начале 90-х уехала в Америку и прожила там, работая тренером, десять лет - факт, который можно интерпретировать двояко. Можно - как бесценный опыт знакомства с западным профессиональным спортом. Тягачев и его команда, конечно, интерпретируют как отсутствие знания российских реалий. На что Роднина отвечает, что, мол, три года в ВДО "Спортивная Россия", осуществляющей массу проектов (в основном в области массового и юношеского спорта), - не так уж мало для знакомства с российскими реалиями.
Владимир Лисин утверждает, что за пять лет успел "хорошо изучить проблемы ОКР и получить представление о том, как их надо решать". Однако и его спортивный чиновничий опыт в сравнении с опытом Тягачева, который успел поработать и главным тренером сборной, и главой федерации, и председателем Госкомспорта, покажется слишком скромным.
Возможно, в этом есть и выгода для двух соперников президента ОКР - в России ничем плохим как спортивные чиновники они отметиться не успели. При всем желании кроме как все в том же недостаточном понимании российских спортивных реалий Роднину, например, упрекнуть конкурентам будет не в чем. Лисин и вовсе превратил ССР в одну из наиболее успешных федераций, а свой стрелковый комплекс "Лисья Нора" -- в лучший в Европе. В прошлом году на Олимпиаде в Афинах сборная России завоевала в стрельбе три золотые, четыре серебряные и три бронзовые награды. И каждый из призеров обязательно благодарил президента федерации за то, что тот создал отличные условия для занятий стрельбой.
Леонид Тягачев находится в этом плане в незавидной ситуации, поскольку ему перед выборами припомнят многое. И все то же падение результатов российских олимпийцев, и истеричную пресс-конференцию делегации России в Солт-Лейк-Сити, и скандал с Ириной Коржаненко, пойманной на допинге и не отдавшей золотую медаль в Афинах, и другие неприятные эпизоды. К примеру, малочисленность наших представителей в международных спортивных структурах или отсутствие внятной маркетинговой и коммерческой политики у ОКР. Большинство компаний-партнеров комитета - это или спонсоры всего мирового олимпийского движения (как Samsung или Coca-Cola), или структуры, привлеченные государством. Первый по-настоящему крупный маркетинговый успех нынешнего руководства ОКР был достигнут совсем недавно, когда состоялось подписание договора с компанией "Федком Медиа", по которому последняя обязуется выплатить ОКР $110 млн в период с 2006 по 2014 год, взамен получив право самостоятельно реализовывать коммерческие права, принадлежащие комитету.
У кого из конкурентов мощнее поддержка, сказать трудно. В связке с Тягачевым идут два опытных функционера - работавший в различных общественных и государственных структурах Хоточкин и депутат Госдумы Кузин. В связке с Родниной - четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию Попов и глава наиболее современной в вопросах организации своей деятельности спортивной федерации Балахничев.
В пользу кандидата Родниной говорят громкое имя в спорте и близкое знакомство с Вячеславом Фетисовым (справа) |
Но и Владимир Лисин не выглядит на их фоне смельчаком-одиночкой. Во всяком случае, нельзя упускать из виду тот факт, что его выдвижению предшествовала встреча Владимира Путина с руководителями российского спорта (Фетисовым и Тягачевым) и крупными бизнесменами, которые рассказывали президенту о создании Фонда поддержки олимпийцев России. Несмотря на то что учредителями фонда стали 11 крупных компаний, на встречу с главой государства были приглашены руководители только двух - президент АФК "Система" Владимир Евтушенков и Лисин. Это можно расценить как демонстрацию Кремлем поддержки и доверия предпринимателю.
В сложившейся ситуации решающую роль будут играть не личные симпатии, а, что называется, стратегические установки 320 членов Олимпийского собрания. Роднина, безусловно, будет ассоциироваться у них с неизбежностью реформ и высказываниями Фетисова о необходимости резкого сокращения функций ОКР и снижении его приоритета в спорте. Тягачев, человек, никогда ни с кем не конфликтующий, -- с сохранением прежнего порядка. И тут надо учесть, что почти половина выборщиков (150) -- это представители спортивных федераций, общественники. Им терять свободу и неподконтрольность не понравится, а значит, они предпочтут голосовать за действующего президента. С другой стороны, реформы, вероятно, придутся по душе представителям более тесно связанных с властью территориальных организаций. Таких среди выборщиков более 60.
Непонятно, с чем будет ассоциироваться у выборщиков Владимир Лисин. Возможно, опасающимся развития конфликта по линии "государство-общественные организации" членам Олимпийского собрания он покажется некой компромиссной фигурой, способной всех объединить и к тому же принести в спорт большие деньги. Но, что тоже вероятно, в их представлении он станет кризисным менеджером, навязываемым государством ставшему слишком неуправляемым ОКР. А как показывают последние события, в комитете считают, что до кризиса в организации все-таки еще очень далеко.
АЛЕКСЕЙ ДОСПЕХОВ
Руководители олимпийского движения в России23 апреля 1951 года был образован Олимпийский комитет СССР, пост руководителя в котором занял зампред Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта Константин Андрианов. На 46-й сессии МОК чиновнику пришлось держать ответ за всю страну. Перед голосованием по поводу принятия НОК СССР в ряды олимпийского движения члены МОК устроили ему своеобразный допрос. Судя по результатам голосования (28 голосов за принятие СССР, 18 против), экзамен Андрианов сдал на "четверку".
В марте 1975 года руководителем комитета был избран председатель Госкомспорта СССР, футболист Сергей Павлов. За то время, что он руководил советским спортом, Павлов зарекомендовал себя как очень жесткий и справедливый начальник. На Олимпиаде 1976 года пятиборец Борис Онищенко попался на использовании переделанной шпаги, что позволяло фиксировать удар, даже когда касания не было. Павлов не стал защищать своего спортсмена, а объявил о том, что Онищенко будет дисквалифицирован пожизненно. Звездным часом Павлова стала московская Олимпиада 1980 года.
1 декабря 1989 года на базе союзного комитета был создан Всероссийский олимпийский комитет, председателем которого стал многократный чемпион СССР и олимпийский чемпион по прыжкам в воду с трамплина Владимир Васин.
В 1991 году после распада СССР союзный комитет прекратил свое существование. Всероссийский олимпийский комитет стал самостоятельной организацией и был переименован в Олимпийский комитет России, во главе которого остался Владимир Васин, ныне вице-президент ОКР.
18 июля 2001 года председателем комитета был избран вице-президент ОКР, бывший министр спорта и туризма России Леонид Тягачев. На первой же своей Олимпиаде в роли руководителя ОКР - в Солт-Лейк-Сити - удивил весь мир своим выступлением на знаменитой пресс-конференции. Из слов Тягачева журналисты так и не поняли, действительно ли Россия в знак протеста против судейского и допингового произвола готова была отозвать сборную с Игр или все-таки нет.