Перевал Даван (историческое название «Дабан» было изменено с легкой руки картографов) является еще одним местом в России, где возможен snowcatskiing (заброс райдеров к месту катания с помощью ратрака).
Сам перевал относится к Северобайкальскому хребту. Ближайший крупный город – Северобайкальск, республика Бурятия.
Подготовка к мартовской поезде началась еще в декабре. Просчитала маршрут, оптимальный – до Красноярска самолетом, далее поездом до Северобайкальска. До Братска лететь не советую, так как, во-первых, билеты на самолет из Москвы стоят в два раза дороже, во-вторых, в Братске нет своего ж/д вокзала. Посадка в поезда происходит на трех станциях вокруг города, но время стоянки поезда составляет от двух до пяти минут. Из Красноярска лучше добираться на поездах «Анапа-Северобайкальск» или «Москва-Северобайкальск», — чистые вагоны, приветливые проводницы. Поезд «Тында-Москва», на котором возвращалась обратно, не понравился вообще, в первую очередь отношением проводников к собственной работе. Главное, что время в пути на этих поездах составляет 27- 28 часов. Поезд «Красноярск-Северобайкальск» останавливается на станции Гоуджекит, равно как на каждой малюсенькой станции на продолжительном маршруте своего следования. Время в пути составит 33 часа.
Сразу столкнулась с проблемой размещения. Место посадки в ратрак — это действующая метеостанция — находится в 75 км. от города Северобайкальск и в 25 км. от поселка Солнечный (Гоуджекит). Поселок — это три маленькие гостиницы: «Хозяин», «Встреча» и «Гелиос». Почти все места на март были уже забронированы, так как в Солнечный съезжаются туристы ради купания в горячих источниках.
В качестве «альтернативы» возможно проживание непосредственно на «метеостанции», где и живут организаторы и гиды. Здесь установлены две новые, чистые бытовки «Бурятия» на восемь человек каждая. Любителям туристических походов, «спальных мешков», «удобств» на улице и самостоятельного приготовления пищи из ранее припасенного сухого пайка это подойдет как нельзя лучше. Я же житель городской, тем более «московский», так что пришлось согласиться на проживание на базе отдыха «Хозяин», причем половину недели мне был предоставлен стандартный одноместный номер, на оставшиеся дни в моем распоряжении был номер люкс, хотя, конечно, стоимость размещения получилась совсем не бюджетная, и превысила стоимость участия в программе. Кстати про номер люкс: четко за стенкой находится котельная базы отдыха, так что механический шум постоянно работающего генератора, металлический скрежет открывания/ закрывания заслонки был постоянным, а в «стандартном» номере постоянная комнатная температура составляла +16 градусов. Хотя кормили очень неплохо, а самое главное — вокруг тишина и чистый воздух.
Теперь самое интересное — катание. В распоряжении две основные горы, Северобайкальская и Ленинградка. Ввиду экстремально теплой зимы и отсутствия снега в этом сезоне раскатывают только Ленинградку, а именно «японский лес».
Рельеф «японского леса» очень интересный и сложный — поляны, которые сменяются довольно частым еловым лесом, кое-где с плоскими долгими выкатами, так ненавистными для сноубордистов. Назло всем, говорю честно – СНЕГ ЕСТЬ, ПРИЧЕМ МНОГО, хотя в этом и основной подвох. Снег накрыл ямки или поваленные деревца, но снег остался мягким, так что если кто-то снижал скорость, или еще лучше — падал, долгое откапывание себя и своей доски с выстегиванием из креплений и прочими радостями было обеспечено. Причем все пять катальных дней проходили именно здесь. Так что даже начинающие фрирайдеры под конец программы попривыкли к подобным условиям.
Что касается группы, мне повезло и не повезло одновременно. Каталась с девушками, призерами Шеригерлз и «завсегдатаями» Давана, так что по скоростному режиму и умению ориентироваться в еловом лесу вошла в тройку «отстающих». Хотя атмосфера была очень дружелюбной, расслабленной. Гиды всегда были рады помочь, терпеливо ждали, пока все откопаются из сугроба, или вообще прокладывали «альтернативный маршрут».
Еще одно честное высказывание: за катальный день получалось сделать только четыре скатки. Ввиду рельефа забросы довольно длинные, поэтому готовьтесь ждать Boni (это ратрак) минут 20 -30 и еще минут 40 подниматься вверх. Зато ощущения «вот я пришел позже ратрака» ни у кого никогда не возникало. Правда, не понравилась «расслабленность» при высадке из ратрака, все успевали и доски вытащить, и покурить и, естественно, пофотографировать очень красивую местность.
Теперь сравнения. Даван и Приисковое — два абсолютно разных места, с разным рельефом и организацией процесса катания. Хотя в обоих случаях организаторы любят, ценят и знают свое дело, обеспечат безопасное, но в то же время приятное катание.
Сама организация катания в При отличается от Давана. При более обустроен с бытовой точки зрения: оплачивая участие в программе, ты уже не задумываешься о том, где жить, как питаться в поселке и тем более на горе, как добраться до При, а ратрак «живет» с тобой в одной «больничке», поэтому не надо доплачивать за доставку тебя к ратраку. Поездку на Даван советую начинать по следующей схеме: бронирование места для проживания — самолет — стыковка с поездом, окончательное бронирование участия в катальной программе.
В Приисковом очень обширная география катальных мест, в течение недели можно каждый день раскатывать абсолютно отдельное место. На Даване есть две основные горы, то есть два основных места. Когда выпадает большее количество снега, раскатывают обе. В мою поездку мы раскатывали только одно...
Что касается снегоходчиков. На Даване их почти нет. Скорее всего вызвано тем, что особых мест для размещения людей и тем более снегоходов в районе Северобайкальска нет, частый лес тоже не позволяет особенно разгуляться, а ездить по следу ратрака явно не интересно. Хотя именно из -за этого те немногие (мы видели четырех отважных гонщиков), раскатывают поляны, тем самым огорчая фрирайдеров. В Приисковом с «мопедчиками» заключено негласное соглашение, — есть места, где раскатывают снег они и мы.
В любом случае впечатления очень положительные, поездка понравилась, самое главное — познакомилась с потрясающими, доброжелательными, позитивными людьми. А в любой поезде именно компания является залогом успеха.
Спасибо огромное организаторам и нашей замечательной группе «Капай- Капай».
и все-таки, что лучше в плане каталки?
короткий но разнообразный ПРИ или длинный, но без вариантов Даван?