Так как официальных результатов международных тестов лыж 2008-2009 модельного года придется ждать до осени, предлагаю свои впечатления.
Все, что написано дальше – мои субъективные ощущения от лыж, причем катанных не в самых подходящих условиях. Любитель более спокойного катания наверняка даст другие оценки. Однако опыт показывает, что карвы (даже слаломки) неплохо проявляют свой характер на вельвете. Благодаря правильной организации, все группы лыж тестировались в одинаковых условиях, без перерывов, как говорится, «на одном дыхании», так что основа для субъективного сравнения есть.
1. Метель
Пропахав с утра мягкий склон, понял, что давить бесполезно, лыжам не во что упереться, однако на крутяках длинные Volkl Р-50 разгонялись и шли очень прилично, зарываясь только на пологих местах. Приятно, что на тестовом склоне привычные нам «шахматные» бугры не образовывались: почти все тестеры уверенно владеют современной техникой и нарезают ровные борозды, а скопиться этим бороздам в серьезные неприятности не позволяли ратраки, регулярно прочесывающие склон. К полудню задуло так, что тесты были прерваны.
Единственное впечатление дня - разочарование в Salomon X-Wing Tornado Ti. Cтандартная процедура: получаю форму с номером (301), нахожу табличку, подхожу (узнаю марку :-), мастер подгоняет крепеж под мои ботинки. Поехали!
Лыжи легко идут в поворот даже при ленивом закладывании корпуса. Не требовательны к технике. Легко продавливаются из средней дуги в короткую. Кажется, еще немного и можно поиграть ими под корпусом в слаломной манере, но получается вяло: при агрессивной загрузке начинают плыть в мягком вельвете, отдачи почти нет, переход смазан. Вытягивать средние дуги получилось только малой закантовкой, «подметая» снег, резать длинно на этом покрытии лыжи не захотели.
В целом, хороший снаряд для постановки современной техники и отдыха, но эксперту явно скучны, особенно в горах. Оптимальны для небольшой горки.
[page]
2. Слаломки на мягком вельвете
На следующий день погода несколько исправилась, снег не залеплял очки, и склон был укатан плотнее. Мне доверили слаломную группу, что я воспринял как знак доверия со стороны организаторов. Склон был идеально выровнен, но все-таки слишком рыхлый для лыж такого типа.
В группе «мужской слалом» бренды представили верхние слаломки (не спортцех) стандартной длины 165см. Для определенности буду называть их «любительскими», в отличие от спортцеха (хотя теперь он популярен и среди любителей).
Какими же должны быть любительские слаломки? Ответ не однозначный: для тренировок и соревнований по слалому теоретически больше подходят лыжи из спортцеха, а свободное катание – уже не слалом. Спортцех точно соответствует требованиям FIS, защищен от ударов современными «падающими» флагами, но имеет меньшее сечение кантов (меньший ресурс при износе снизу). Это более строгие лыжи, чем их магазинные сестры.
Защита деки – необходимый элемент, если лыжник собирается осваивать перекрестную блокировку. Как минимум - нашлепка на носке и желательно усиленные боковины перед креплениями. Удары по ребрам постепенно разрушают боковины до основания кантов, а незащищенный носок может расслоиться за одну тренировку!
FIS-овский радиус (обычно 13м) для «нашего» любительского слалома чаще помеха, чем помощь: трассы ставят слишком плотно, в этом случае геометрия в 11м подходит гораздо лучше. Строгий характер спортцеха для неопытного спортсмена, - скорее, минус. И, конечно, хочется, чтобы канты дольше не кончались.
В результате, много любителей слалома не переходит на спортцех, а успешно тренируется и выступает на магазинных слаломках, иногда самостоятельно устанавливая защиту носков и ребер. Большинство лыж этого типа используются для катания на малых горках без трассы. Получается, что любительские слаломки могут использоваться по-разному: для тренировок по вешкам, для свободного агрессивного катания, для фан-карвинга. Склоны - только подготовленные до жесткого и даже залитые, в первую очередь – малые горки. Но есть любители часто нарезать и в больших горах.
Это объясняет довольно большое разнообразие и разброс характеристик магазинных слаломок по радиусам, остроте реакции, требовательности к технике и расходу сил. Любителю коротких поворотов стоит определиться с основным применением и выбирать лыжи, подходящие по характеру. А характеры у них разные, в чем я очередной раз убедился.
Лыжи сразу рассеяли сомнения и проявили лучшие черты даже на таком покрытии. При резком заходе с носка не зарывались. Порадовала эластичность – можно вытягивать средние дуги, а при агрессивном задавливании лыжи отлично скручиваются в короткие слаломные повороты. Чувствительность к балансу и отдача – средние в группе. Dynastar по традиции не любит сидения на пятках: на заходе тупят, на выходе – взбрыкивают. Тем не менее, лыжи не слишком строгие, при правильной технике провоцируют на активную езду. Прекрасно играют под корпусом. Экономить силы, конечно, можно и на них, но не интересно.
Очень хороший инструмент для эксперта и малых гор. На них можно оттачивать технику, активно карвить, осваивать азы слалома.
Лыжи показались гораздо более спокойными по сравнению с предыдущими. Можно делать все то же, что и на Dynastar, но ехать активнее они не просили. Средние дуги тянули как-то лениво. Поиграть лыжами под корпусом можно, но ощущается некоторая вялость. Зато при сидении в глубокой дуге держали до упора – акцент явно смещен в фан. К ошибкам в центровке относятся терпимо, отдача – несколько ниже средней.
Рабочая лошадь карвера. Экспертное умение желательно, но не обязательно. По сравнению со старыми слаломками Blizzard (у меня их было несколько) - шаг к более сбалансированному и универсальному снаряду.
Надо сказать, что к SC Worldcup я неравнодушен, три сезона они мне нравились больше других слаломок. В этих условиях они попросились ехать длинно (для слалома) и показались немного «туповатыми». Лыжи демонстрируют фирменную Фишерскую эластичность – возможность легко менять радиус резанной дуги, только радиусы смещены в большую сторону. Скрутить их в короткие можно, но на вельвете это потребовало значительных усилий. Зато чудесно режут супер стабильные средние дуги. На перецентровку реагируют спокойно.
Самые «длинные» и скоростные лыжи в группе. Идеальны для свободного катания. Владеете современной техникой, любите средне-короткий карвинг – Fischer порадует даже в горах. А вот для тренировок по вешкам (как их ставят у нас на клубных соревнованиях) взял бы что-нибудь другое.
Лыжи сразу потребовали правильного захода с носка, но если увлечься – немедленно зарывались, а при передавливании в дуге плыли. Сначала не понравилось сочетание довольно вялой реакции и строгости к центровке. Но, приспособившись, стал нарезать дуги разных радиусов без особого напряжения – лыжи совсем не дубовые, на пятках не выбрасывают.
Хороший инструмент для учебы. Впечатление подпортило навязчивое стремление лыж заставить ехать лениво.
Всего понемногу, твердый хорошист. Можно катать экономно, можно агрессивно. Живо откликаются на перецентровку, но не «заставляют» ее делать, как Nordica. Дают отдачу, но не пинают. Послушно играют под корпусом в самых коротких дугах, можно вытянуть до средне-коротких.
Наиболее универсальные лыжи в группе. По сочетанию свойств – эталонная любительская слаломка с широким диапазоном применения.
[page]Отлично сбалансированные лыжи. Техничный лыжник, если и не полюбит их сразу (когда по характеру не подойдут), то со временем наверняка порадуется тонкостям «настройки инструмента». Изысканное сочетание свойств: продольный баланс, отклик, эластичность, строгость и прощение ошибок. Любят и просят ехать активно, но делают это вежливо, не навязывая, как Dynastar или Atomic.
Идеальны для спортсмена на отдыхе. Хороший инструмент для шлифовки техники эксперта.
Честно признаюсь, приворожили с первой дуги. Взрывной характер: живо откликаются на заход с носка, мощно закрывают дугу в ответ на перецентровку, дают сильную отдачу, с которой, однако, вполне можно справиться. Идеально режут даже в мягком. Наверно, не рискнул бы характеризовать «держание» лыж по поведению в таких условиях, но прошлогодняя модель отлично держала на выскобленном льду АО Апатит. Наиболее строги и сильнее всех провоцируют на активную езду, экономить силы, наверно, можно, но у меня ни разу не получилось. Резкий переброс под корпусом получился, но не сразу.
Снаряд для острых ощущений. Если приспособиться – вполне подойдут для тренировок в любительском слаломе. Самые реактивные в группе.
Им повезло меньше всех – налетел снежный заряд. Cразу после этого склон прошли уступом семь мощных ратраков, но покрытие стало мягче! В этих условиях лыжи потребовали максимальных усилий по управлению. По характеру (да еще по креплениям) их можно было бы спутать с Fischer, если бы не ярко выраженная любовь к радиусу: эластичности не хватает. Зато в «своей» дуге на скорости идут очень стабильно и надежно. Отдача максимальная. Уверен, что именно им жесткое покрытие дало бы гораздо больше шансов проявить боевой характер.
Максимальный расход топлива в группе, но разгоняются охотно. Для тренировок послужат лучше, чем для гор.
Продолжают традиции хорошо сбалансированных любительских спортивных лыж фирмы. Весьма эластичны, не строги к центровке. Показалось, что вельвет их совсем не ограничивает. Но почти без «огонька»: на агрессию откликаются слабо. Держат во всем диапазоне. Легко играют под корпусом. Очень экономичны.
Хороши для отдыха и совершенствования современной техники. Весьма универсальны, покатят в ухоженных горах. Не слишком требовательны к технике.
Первое впечатление – это действительно слаломки? Легко получаются глубокие дуги в стиле фанкарвигна. Менее требовательны к технике, прощают довольно грубые ошибки. Агрессию не понимают вообще, чуть что - пугливо сползают. Даже засомневался: на льду-то держать будут? Но на вельвете закладываться позволяют весьма глубоко.
Лыжи с коротким радиусом для отдыха. Самые спокойные и экономичные, агрессии боятся. Хороши для освоения современной техники. Наименее слаломные в группе.
Сдавая последнюю форму организаторам, сказал, что №108 тестировал во время снегопада и хочу повторить тест, чтобы не ошибиться. Чуть Atomic’ом не назвал, но вовремя спохватился: задумано, что лыжи узнаваться не должны. Так удалось получить полюбившиеся лыжи еще на один спуск.
Автор: Егор Светогоров
Материалы по теме:
Ski.ru на Worldskitest! Международный ски-тест 2008 в Цель-ам-Зее, Австрия
Первые пробы лыж 2009 года. Лыжи для ски-кросса