"Вот бы нам такой снег - уклон почти 60 градусов, а он лежит себе и хоть бы хны!", - замечает Паша. "Не расслабляйтесь, сегодня у нас еще лекция по лавинам. Сейчас вам все расскажут, что, как и почему," - доставая из кружки кусочек ароматного яблока, говорит Миха: "Макс целый день готовился!" В наступившей тишине слышен голос из угла комнаты: "А что это - лавины?". "Ну, лавина - это, понимаешь, снег такой, понимаешь. Когда его немного, он лежит себе тихо на склоне, и ты по нему можешь спокойно ехать. А если вдруг его много, или еще что-нибудь там произойдет, то он сразу вниз летит, вот! И тогда лучше в это время дома быть, а то какая-нибудь ерунда может случиться, понимаешь. Ну, это вам Макс сейчас лучше расскажет," - авторитетно заявляет Миха: "Макс же профессиональный гляциолог, лавинщик, его специально учили!"
Так начинался 1-й бэккантри-лагерь за Полярным кругом, в Хибинах, на базе МГУ неподалеку от Кировска. Народу собралось пока немного, всего 6 человек, да еще двое обещали подъехать чуть позже. Но те, кто не испугался заполярной зимы, были уже счастливы. Хорошая компания, раскаленные батареи парового отопления, а за обледеневшими окнами - Хибинские горы, куда не посмотри. Если погода позволит, завтра можно попробовать увидеть эту красоту еще и с вершины ближайшей к базе горы Юкспор, куда запланирован первый разминочный бэккантри-выход.
Утром погода была 50/50, но поскольку спуск предполагался несложный, приняли решение выдвигаться. Недолгие сборы и вот уже первые шаги вверх по тропе наводят на печальные мысли о переизбытке лишних килограммов в размякшем на сидячей работе организме. Все идут молча, сосредоточенно, меняя первого каждые 50 шагов. Снега намело почти по пояс, и тропить тяжело. В последующие дни, по готовым следам, мы "взлетали" на вершину за 1-1,5 часа, но сегодня идем все три с половиной. Вот и начало спуска, для некоторых первого внетрассового в этом сезоне. Определяем очередность движения и точки съемки. Включаем лавинные датчики и встегиваемся в крепления. Первый готов? Пошел!.. Снега столько, что человек выглядит, как большое снежное облако, несущееся вниз по склону. А при остановке главное - не упасть, иначе доска оказывается где-то высоко над головой, руки проваливаются в снег и встать обратно практически нереально. Выкат замело еще больше, первый пробивается с большим трудом, остальным приходится ехать по следу. "Круто!", "Супер!", "А ты видел, как я?!", "А ты?!", - эмоции через край, на лицах счастливые улыбки, глаза горят. "Может еще разок, а? Быстренько забежим и повторим!" Но короткий северный день подходит к концу, пора возвращаться на базу.
"Берегите силы, завтра пойдем еще дальше, - наставляет старший гид. - Для первого раза достаточно, поздравляю всех!" Вечером Паша и Шурик пишут дневник, чтобы сохранить настроение дня для друзей, которые остались в Москве. По приезду домой они обещают доработать его и опубликовать на одном из сноубордических сайтов. Песни под гитару, обсуждение планов на завтра и все понемногу расходятся по комнатам.
Утро туманное. Туман начинается с середины горы, и вершина теряется в "молоке". Погоды нет, наверх идти нельзя. Берем кайты и отправляемся на озеро, ловить ветер. Чтобы научиться ходить галсами, требуется умение одновременно управлять кайтом и сноубордом, да еще учитывая нередкие порывы ветра. Получается не у всех, но желания научиться - хоть отбавляй. Когда ручки начинают вываливаться из рук и снег за шиворотом уже перестает таять, занятие объявляется успешно законченным. Прогресс в управлении кайтом у многих участников очевиден, начало положено! Дальше все будет зависеть от желания и опыта.
Еще пару раз за смену погода пыталась корректировать нашу программу по внетрассовым спускам, но оба раза мы выходили из положения достойно. День, посвященный катанию на буксировке за снегоходом и тренировке по поиску лавинных датчиков в глубоком снегу, запомнился всем без исключения. А соревнования по постройке традиционного жилища эскимосов - иглу, проходившие в условиях просто сбивающей с ног метели, были единогласно признаны лучшим испытанием слаженности и упорства группы.
То ли ночные купания в сугробе, то ли шаманские пляски на кухне разбудили Главного Метеоролога, но под занавес погода-таки преподнесла нам замечательный подарок. ЭТОТ ДЕНЬ! С вечера было запланировано восхождение на господствующую над городом высоту - вершину Вудъяврчорр. Это должно было стать заключительной горой в этом лагере, поэтому маршрут был выбран самый красивый и логичный. И погода не подвела! Яркое солнце, голубое небо и ни малейшего ветерка - вот это супер!!! Сначала снегоходная экскурсия через озеро, потом несложный, но долгий подъем с фотосессией, и вот мы на краю двухметрового карниза над большим каром. "Не умеете прыгать? Сейчас научитесь, другого-то пути все равно нет!" - и первый гид скрывается за перегибом. Отступать некуда, впереди еще баня и вечером поезд - назад пешком не пойдешь.
Кремнимся и прыгаем следом: "О! А! У-у! Оп-па!", и все выкатывают на нижний край кара, откуда круто начинается спусковой кулуар. Ну, это для нас уже семечки - летим вниз без остановок, пока не увязаем в глубоком снегу у подножия горы. Последние 50 м ползком и все, неужели это все? Неужели где-то там есть какая-то Москва, и разве нам так уж необходимо туда уезжать? Погода-то только начинается! Заключительный поединок по баньболу, и вот уже такси сигналит под окнами - кто собрался, выходим!
Ощущение того, что мы бросаем наших оставшихся друзей, что мы предаем горы и себя не покидает нас до самого отправления поезда. Но мы вернемся, мы обязательно еще вернемся, чтобы подниматься на горы, нереально зажигать по свежему "пуху", петь песни до утра и выбегать в 30-градусный мороз прямо в тапочках во двор, чтобы полюбоваться красочными переливами Северного сияния! До свидания, Север! Жди нас снова!!!
Автор: Сергей Коняев, Михаил Бочаров |