Обзор на 3 долины + Парадиски, Франция, 2-12 января 2019
В ролях: 3 сноубордиста и 1 лыжник, Москва
Род деятельности: IT, но с тайной тягой к скоростным спускам в горах
Стаж катания ~ 5 лет по 9 дней в горах (Шерегеш, Красная поляна, Эльбрус, Абзаково, Банско), впечатления подкрашены подсознательным сравнением с российскими курортами
Мой ПЕРВЫЙ РАЗ в Альпах... получился совсем не таким, как я его себе представляла
Сначала была обида - за что? Столько денег и ожиданий, а в награду за это - синяки. Кризис свежего снега: трассы Куршевеля обледенели, и сноуборд тупо выплевывало на каждом маневре.
Выжить! - это все, что крутилось у меня в голове в конце первого дня катания
И здесь случился щёлк, трансформация: я по-настоящему включилась. Старая техника не работала и я была вынуждена открывать для себя сноубординг заново, чувствовать баланс и кататься по-другому. Преодолевать страх, когда - то тут, то там - эвакуируют людей на акье, а в голове еще свежа картина падения.
На 9-й день я ощутила себя другим человеком. Уверенность - не безбашенная, а железобетонная. Знакомство с законами физики на практике и пьянящее чувство контроля на скорости.
Про каталку
Масштаб этого региона французских Альп производит космическое впечатление: 600 км полностью связанных артериями трасс и подъемников можно обкатать, не отстегивая лыж
За 6 дней новогодних праздников мы катали с утра до вечера - почти каждый раз по новой трассе, без очередей на подъемник (5 минут максимум) и успели увидеть далеко не все!
Здесь я ощутила себя Алисой, попавшей в горнолыжную страну чудес. Страну, в которой наравне с ровным широкими склонами представлены узкие серпантины и скалистые кулуары.
Можно катиться между елочек, можно - через тоннель и даже город. По пути - остановиться и прилечь на кроватку с деревянным балдахином, поиграть на гигантском металлофоне в детском сноупарке. Даже слететь на зиплайне через скалистую пропасть с видом на Монблан
И восхищение вызывает уровень катающихся лыжников - ритмично, один за другим, разрезают жесткий крутой склон симметричными дугами.
На Розе треть народа бы валялась на такой трассе. Причина такого превосходства осталась для меня загадкой - может быть, дело в методологии альпийской горнолыжной школы, большем объеме практики или естественным отбором в здешних кулуарах. Или мы просто попали на тренировку спортивных сборных, слишком уж четко и красиво, для обыденного горнолыжника:D.
Кстати, про естественный отбор. Выяснилось, что эвакуация с горы на акье стоит 550 евро, осмотр с ренгеном - еще 350. Так что специальная горнолыжная страховка highly recommended. Ну или просто - не падать!
Про еду
Я люблю вкусно поесть, а потому регион Савойя на границе французских и швейцарских Альп оценила по достоинству. Умеют здесь приготовить не просто вкусно, но и красиво - изысканно, “с изюминкой”.
На завтрак мы баловались свежими круассанами, тарталетками с малиной и багетом с разными сортами сыра.
На горнолыжный обед - Plat du Jour, большая порция блюда дня идеально делилась на двоих – получалось как раз, чтобы подпитаться и не переесть, засыпая потом на склоне.
Иногда были очень уж интересные пред-закуски Entree - например, полусырое яйцо в кукурузно-сырном креме с кедровыми орешками. Или гречневые крепы с инжирным вареньем и камабером. Как вспомню, аж слюнки текут…
На ужин рекомендую савойское фондю. Классическое – смесь топящихся сыров, в которую ты обмакиваешь хлеб, сырокопченности, картошечку.
И мясное – когда ты обжариваешь сырую говядину в кипящем масле до нужной тебе степени готовности. Это уже не просто еда, это performance.
Магазины же в горнолыжном поселке не отличались широтой ассортимента, перекусами мы закупались заранее в большом супермаркете по дороге. И стоит иметь ввиду, что кафе на горе не особенно приветствуют еду с собой. Для своей еды на горе есть специальные picnic area, где можно съесть запасенные с собой круассаны из булочной на вынос (рекомендую - выходит ~ в 4 раза дешевле, чем в кафе на горе).
Где поселиться
Если цель – укататься до предела, а не отдавать состояние за модный апрески, рекомендую селиться в Брид-ле-Бене. Оптимальная комбинация цены и качества, из поселка идет 25-мин гондольная очередь к сердцу 3-х долин – Мерибель, стартовой точке гигантской сети подъемников.
Едешь компанией, хотя бы 4 чел - берите апартаменты: получается комфортно, просто, весело и, к тому же, экономно. В Лез Арке мы арендовали простенькие, но очень удобные апартаменты в 1 минуте ходьбы от подъемника: на каждый номер полагается отдельная комната для сушки снаряжения, котел, кухня. Все продумано до мелочей, в том числе и апсейлы – за посудомоечные таблетки, мыло и тряпку доплатите, сильвё пле
3 слова, которыми бы я охарактеризовала французские отели – это:
Интерьер - порой странный и несовременный, но всегда – интересный, уютный, с особым шармом. Занимательные фигурки, гигантские шахматы, причудливые ковры и вазы – все это определенно создает атмосферу!
Холод - с отоплением было откровенно плохо, особенно подмерзали полы. На всякий случай, бери с собой теплую домашнюю одежду – особенно, носки и тапочки.
Раздолбайство! В первый отель мы, уставшие, приехали уже под вечер. Получили ключи от номера, поднимаем чемоданы, открываем дверь - а там полные пакеты, горят ночники и детская коляска! Хорошо, что не было голых постояльцев, был бы эпик фейл. Нашим друзьям сутки не давали наволочки (ибо не было чистых), предложили поспать ночь на полотенцах
Во втором отеле ресепшн работал только с 6 до 8 вечера, и мы не могли заселиться - все было закрыто, по звонку попадали на автоответчик на французском. Дождавшись открытия, мы обнаружили, что ресепшнистов сегодня нет и принимал нас местный техник, который почти не понимал английский. Спасибо языку жестов и нескольким французским фразам, оставшимся в моей голове, - удалось заселиться.
Очаровательная беззаботность, которая вначале обескураживает, но к ней быстро привыкаешь и даже удивляешься, если что-то идет по плану - она определенно добавляет специй во французские путешествия!
Добраться
С ценами на трансферы (будь то автобус и уж тем более - такси) аренда машины окупается на 100%. Плюс появляется свобода в передвижении - можно сменить отель, поехать в новую зону катания - и вечером на экскурсию или в соседний городок в кафе.
Можно заехать в большой магазин по пути и набрать перекусов и воды на неделю.
Прилет у нас был в аэропорт Женевы, мы взяли машину сразу внутри аэропорта - писали заранее в Europcar и Hertz, чтобы забронировать авто попросторнее для 4 человек, 3-х чемоданов и 3 чехлов с лыжами и сноубордами. Есть опция лыжных багажников на крыше, но нам она показалась менее надежной. Интересно, что у аэропорта Женевы 2 стороны - французская и щвейцарская. На французской большая часть автомобилей дешевле, но они на летней резине - стоит иметь ввиду, что в случае снегопадов понадобятся цепи. Мы взяли новенький BMW X1 на всесезонной резине, впечатления огонь - и по цене (вместе с бензином, платными дорогами и парковками) на 12 дней вышло дешевле чем автобусный трансфер туда-обратно на 4-х!
По пути мы заезжали пообедать в Анси - чудесный городок с очень уютной архитектурой, красивейшим озером с лебедями и чайками и вкуснейшими чуррос на рождественской ярмарке. Must-see!
Инструктора
Судя по божественному уровню катания местных горнолыжная школа здесь великолепная, но и не из дешевых. Мы посмотрели на ценники, облизнулись и пошли набивать синяки самостоятельно.
110 евро индивидуальное занятие. Доступнее получается в группе из 5 человек, но нужно брать курс 5 дней по 4 часа - в таком случае цена доступнее: 250 евро.
Программа обучения разработана специально под разные уровни - есть большая детская школа для пингвинчиков, которые только-только стоять научились, для дебютантов, “середнячков” и для продвинутых. Есть гиды-инструктора, которые учат проходить могульные и “натюр” трассы - вот с ними в следующий раз было бы интересно позаниматься!
Лайфхаки
Очень рекомендую брать с собой рюкзак на гору, как я раньше этим пренебрегала - настолько удобно! Можно взять с собой фотоаппарат или квадрокоптер для качественной съемки, воду и перекусы (круассан на горе стоит в 4 раза дороже, чем в булочной на вынос), ботинки, чтобы переобуться (для лыжников), запасную флиску (на случай холодов). Полезная штука - мощный Power-Bank, телефон на холоде садится достаточно быстро, как и камера - обидно не снимать целый день из-за низкого заряда.
Кстати, на одном из подъемником мы чуть не поседели, когда поняли, что рюкзака с нами уже нет. А вместе с ним - фотоаппарата, камеры, паспортов, ключей и денег. Оставили в одной из гондол! Вспомнить бы, на какой - регион катания гигантский. Я побежала к мальчику на подъемнике и жестами объясняла, что произошло, по карте мы восстановили наш путь - он позвонил соответствующим кураторам подъемников. Оказалось, что рюкзак приехал на гондоле в самый низ и оставался на базе. В тот день с рекордной скоростью мы спустились вниз - и, рюкзак ждал нас в целости и сохранности. Вот что значит честность д'Артаньяна!
Еще полезная вещь - мобильное приложение “3 долины”. Как Яндекс.Метро, поможет подсчитать, сколько займет путь, как оптимально проложить маршрут - для такого гигантского региона катания - то, что доктор прописал. В планах на следующую поездку потестировать спортивные приложения, которые считают скорость, перепады высоты и количество прыжков. Огненная штука - информационные центры для туристов, там все говорят на английском, есть бесплатный wi-fi и тебе помогут во всем - найти дорогу, вызвать такси и сориентирует, где поесть (уникальная инфа, во Франции большую часть дня рестораны закрыты, о чем не всегда расскажет сайт).
Что почем
Скипассы 6 дней в 3-х долинах - 300 евро x 2 = 600 евро
Скипассы на 2.5 дня в Лез-Арк и Парадиски - 160 евро x 2 = 320 евро
Отель = 600 евро за 6 дней в Брид-Ле-Бен + 230 евро за 3 дня апартаменты Лез-Арк = 830 евро
Такси в/из аэропорта и обед в Шоколаднице в аэропорту = 2500 руб.
Машина за 11 дней (включая бензин, платные парковки и дороги) = 360 евро за двоих (при условии, что берешь на четверых)
Внеплановое такси (когда опоздали на подъемник) = 35 евро на 2-х (делили на 4-х)
Авиабилеты 35 363 руб. на 2-х (Москва-Стамбул-Женева-Стамбул-Москва)
Еда ~ 650 евро на двоих
Итого: ~ 260 тыс. руб. на двоих за 11 дней поездки
Это такой ориентир для комфортного минимума, можно поменьше, можно гораздо больше. Получается дороже российских курортов, но впечатления определенно стоят того, чтобы распробовать Альпы… хотя бы раз!
Особенно раздел про лайфхаки.
Остальное тоже аццкий отжиг.
Если б вы почитали прежде чем ехать то, чего так мног на этом форуме, то лайфхаков у вас нашлось бы значительно больше. А денег бы потратили приерно в два раза меньше.
С другой стороны тогда бы и не было этого отчета и пповода искренне поржать.
Спасибо, поржал.