«…Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал —
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал...»
В. Высоцкий
Знаю, что про Красную поляну не написал только очень ленивый, знаю, что фото любого объекта на курорте можно найти в интернете в десятках ракурсов, но знаю и то, что до сих пор КП есть и, видимо, будет одним из самых обсуждаемых и оставляющих самые противоречивые впечатления курортов.
Решил выдать опус на гора и я. Писать решил так: факты, которые увидел собственными глазами и вещи вокруг так, как увидел их я (или, если быть точным, мы). Как получится – судить и принимать каждому как оно есть. Читать долго-нудно
Итак, мы – это двое мужчин 32 и 59 лет. У автора опуса (тот, который помоложе) опыт катания такой: с 3-х до 14 лет с поездками в горы в 90-е (Приэльбрусье), родителями горнолыжниками, отцом с инструкторской категорией, положенным с 15 до 28 лет органом на это прекрасное увлечение и последующим камбеком 4 года назад в новый горнолыжный мир приталенных лыж, ратраченных трасс и прочих карвингов, но без поездок в большие горы. Мой напарник – опытный катальщик карвингист-любитель в приличной физической форме с опытом катания в иностранных горах и горках (Андорра, Болгария, финская Рукка и т.д.), но не ежегодно. Большая часть нашей гл жизни протекает на подмосковных горках ГК Гая Северина и Лисьей горы. Катание – преимущественно карвинг по мере умений (спасибо инструкторам из коллектива ГК Гая Северина, учимся мы постоянно), т.к. горки не крутые и по другому здесь не очень интересно. Лыжи Salomon XDR 80Ti 169см у меня и Head Supershape Rally 170см и напарника при росте 180 и 176см соответственно. Абзац выше написан с целью дать приблизительное представление читателю, чьими глазами далее по тексту всё и будет увидено.
Решение о поездке было принято относительно спонтанно (спасибо новогодней премии ) 28 декабря 2017 года соответственно. Решили махнуть не глядя и купили поездку в «ознакомительном» краткосрочном формате: с 12 по 16 марта с утренним прилетом и вечерним вылетом из расчета на 4 катальных дня и одно вечерние катание в день прилёта. Выбор отеля пал на Отель 28 на Роза Плато на основании положительного отзыва товарища-монолыжника, только из поездки вернувшегося, и желания жить поближе к трассам. Стоимость 2-х местного номера в блоке с общей ванной комнатой на 4 ночи составила 9840руб на двоих с включенным завтраком, т.е. 4920руб на человека. Бронировали через Booking, после брони на сайте нам написали представители центра бронирования Розы хутор, удаленно подписали соглашение о списании средств и по карте произвели оплату (тут проблем не возникло: все сканы с подписями и копии чеков нам тут же выслали). В тот же день были приобретены билеты на самолет авиакомпании Nordwind (у них было наиболее подходящее нам время рейсов: 8:10-10:45 в Сочи и 19:15-21:40 в Москву). Тариф включал в себя провоз багажа 20кг, ручной клади 5кг и 1 бесплатное место горнолыжного снаряжения. Стоимость при покупке на сайте авиакомпании составила 4650руб с человека за билеты туда-обратно, т.е. условно 2325руб в одну сторону. Я как человек дотошный написал на горячую линию запрос о том, нужно ли подавать предварительный запрос на провоз снаряжения, мне ответили, что нужно, данное мое письмо и стало этим запросом. В правилах провоза снаряжения было написано, что лыжи и ботинки должны обязательно быть единым местом, что и подтвердили на горячей линии, поэтому в силу отсутствия больших ГЛ чехлов приняли решение ботинки везти в основном багаже.
За 2 недели до поездки на сайте РХ были приобретены скипассы по тарифу 3 из 4 дней стоимостью 6840руб с человека + 100руб за карточку ски-пасса.
Напарник также в горнолыжный чехол положил всякую всячину – ограничение 20кг. Что внутри – не проверяли.
От Сочи до КП решили добираться либо на каршеринге, либо на Розовском автобусе-экспрессе по обстоятельствам. На каршеринге зерегистрировались предварительно – Urentcar и Youdrive. Т.к. в наше время прибывало 3 рейса машинки разбирали бодро. В итоге мы взяли Youdrive, автомобиль Nissan X-trail, 14 руб/мин, на 1-ую поездку скидка 50% по промокоду. Решили ехать на каршеринге, т.к. погода была хорошая и можно доехать прямо наверх на Плато до отеля, а не подниматься с вещами снизу на канатке, а потом идти/ехать вниз по территории Плато (Отель 28 один из самых дальних от подъемника в верней части РХ). Т.к. по неизвестным причинам перекрыли новую дорогу, то часть пути мы проделами по старой дороге и время поезди составило чуть более запланированного: 1час 5 мин по чеку. Сумма поездки с учетом скидки: 459руб. Дорога хорошая, ехать приятно и интересно.
Заселили быстро, без накладок. Сразу же на стойке администрации отеля получили и активировали купленные в интернет-магазине ски-пассы. Удобно, что все заведения РХ под общим патронажем, всякие такие вещи можно сделать и в кассе и в любом отеле. Проживающим на Плато также полагается ски-пасс на канатную дорогу Олимпия, которая идет вниз в долину на всё время проживания. Об отеле: заселили в блок из 3 комнат с двумя санузлами, нам достался номер с балконом (приятно). Соседей видели раза полтора за всё время Номера и санузлы – так как на фото из букинга. Обстановка простенькая, но все чисто-аккуратно. Просторные санузлы с приличной сантехникой, есть фен, хотя написали, что нет . В комнате маленький но приличный телевизор, читающий флешки, шкаф, тумбочки, стол, 2 стула. В прихожей большой холодильник, чайник, 2 шкафа и раскладная сушилка. Белье чистое-новое. Уборка каждый день. Завтрак: меню каждый день одно и тоже: 3 вида каши, творог, йогурт, вареники, омлет, яичница, салаты, гарниры, овощи, нарезка всякая. Обычная вполне здоровая еда без изысков. Обед-ужин: фактически единое трапезное время с 13 до, по моему, 19 или 20 часов. Меню сменное, супы 3 вида - 120р порция, компот-морс - 40р, всё остальное – 80руб за 100гр чего угодно. На выбор пяток салатов, основных блюд и гарниров. Приготовлено как в хорошей столовой. Чек у нас за обед получился от 400 до 530руб (фотки обедов приложил). В столовку, вроде, пускают и со стороны. Интерофуррил с активированным углём ни разу не понадобились. По договоренности с напарником ужинали в номере: купили в Перекрестке в горки-Городе творог, сметану, йогурты, цукаты-орешки, пиво-вино (Супермаркет перекресток в Горки-Город полноценный большой, цены стандартные по сети). В общем дешево и полезно. Ещё в отеле есть ски-рум: большой со стойками для лыж и ботинок с тенами и вентиляторами. Всегда всё просыхало.
День первого дня посветили рекогносцировки на местности и поездке в Горки-город. С транспортом в общем проблем не возникло. Ходит много как рейсовых автобусов (22руб по курорту) так и бесплатные ски-басы. Ездили и на том и на том, что быстрее придет. Ждать от нисколько до минут 10. Единые бесплатные ски-басы по курорту ходили если и не совсем по расписанию, то регулярно на вид раз минут в 20.
По Плато постоянно с утра до вечера курсируют бесплатные микроавтобусы от подъемников до отелей. Около нашего отеля у них была «конечная», всегда можно сесть, поэтому де-факто никакой проблемы «ski-in/ski-out» у дальних отелей на Плато нет.
Поляна встретила нас прекрасной солнечной погодой. Внизу в долине – прямо лето наступает. Девушки раздеваются, народ тусуется, жизнь прекрасна… Но на горизонте маячили обещанные ливни.
Для вечернего катания выбрали Газпром – 1200руб с 18 до 23. Открыт был сектор B – синий по тамошней категории. Представляет из себя что-то типа немного увеличенной копии подмосковного Степаново. У трасс относительно крутые начало и конец, серединка пологая. Трассы на удивление нашли в леденистом вельветике, а не каше, как думали. Трассы обслуживаются 4-х кресельным подъемником. Народу весьма прилично, но в очереди стояли 2-3 минуты. В общем покарвили-подурачились часика 2,5, удовольствие вполне получили.
Второй день встретил нас также безоблачным небом, всеми открытыми секторами катания, и леденистым вельветом наверху нижних синих трасс Шамони-Нагано-Ванкувер. Кататься мы начали с открытия. И вот тут с нами произошло самое интересное… Как я написал в начале, в горах я был только в детстве, когда никаких карвингов еще не было и опыта рубания на кантах в горах не имел. Смутно догадываясь, что газпромовскмй сектор B к «Горам» не имеет никакого отношения, я подгреб к старту…
Вообще касательно перспектив нашего карвинга на РХ нами было услышаны мнения трёх человек: отец, посмеиваясь в седую бороду, предположил, что карвинг наш закончится дуге в четвертой-пятой, инструктор нашего клуба, постоянно сопровождающий группы в РХ высказал общую фразу, что дугами мы там ездить не будем нигде, вспоминайте качественный скользящий поворот. Еще один тренер из нашего ГК, сопровождающий детские спортивные группы в КП сказал, что в принципе карвить по синеньким мы можем попробовать, но только длинными дугами. Что всё это значит, я не очень понимал…
… Есть оказывается такая вещь в катании как «привычка маштаба». Вот привык ты на своём пупыре сначала разгоняться, а потом резать, ну, условно, на треть ширины трассы. Вот я так и поехал. Не учел только, бестолочь, что длина-ширина-крутизна совсем не такие как на пупыре. В итоге к 3-4 дуге была набрана такая скорость, с которой я никогда просто не ездил! И вот лечу я в лыжи обутый, толь горы крутые, толь я еб…ый Мне реально стало просто страшно! И это, блин, синяя трасса для чайников, думаю я про себя. Надо отдать должное, я не упал, не отсел на пятки, не сорвался в проскальзывание. Я просто обоср…лся! (ну, фигурально, конечно). Лечу, внешняя лыжа вроде держит, бедро подал, сам подался, что есть сил вперед и грудью лег на колени, ветер свистит, в глазах всё мелькает… Дуга метров фиг знает сколько десятков. Томас Дрессен, блин… А дальше то что делать???! Где конец трассы и начало каши непонятно. Хорошо, что больше на трассе никого. С дуру пробую на ходу коротить дугу – лыжи моментально бахают так, что отлетаю на пятки и чуть не вылетаю из дуги. Нет, так не пойдёт. С трудом вылезаю вперед. Пытаюсь начинать сбрасывать пятки, такое ощущение, что канты сейчас расплавятся. Вот идиот, карвингист хренов! Кое как метров за 100 с матюками останавливаюсь. Фу, выдыхай бобер, выдыхай! Сзади такой же напарник. Стоим – выдыхаем. Приходит понимание про длину лыж, про техническую оснащенность, плавно подкатывает гаденькое ощущение собственной никчёмности. Напарник, гонявший в Андорре на цеховых слаломках по тамошним красно-синим говорит, что здесь гранаты не той системы и на знаках, видимо, цвет трасс перепутали… Спорить не могу, сравнить мне не с чем, принимаю на веру. А тут как раз низы и начало суровой краснополянской действительности текущего сезона, то есть кашки малашки. К подъемнику Волчья скала спускаемся уже печальным чих-пыхом. Думаем-осознаем…
Ребята и девчонки, дамы и кавалеры, те кто карвит в РХ по трассам круче зеленых – вы в наших глазах настоящие герои! Виртуально жмём вам руку! А те, кто здесь карвит по красным – считайте, что мы ваши персональные поклонники! Однако, честно говоря, за 5 дней пребывания на курорте карвящих мы видели только… уважаемых товарищей инструкторов на соревнованиях среди собственно инструкторов. Вполне возможно, что нам не повезло, или погода не очень располагала к приезду карвингистов.
Касательно лыж и публики. Мой напарник, будучи ярким представителем «заповедника слаломистов», сложившегося на ГК Гая Северина, в первый день усиленно выискивал на склонах людей на слаломках и очень удивлялся, почему их количество асимптотически стремится к нулю. Откатавшись нашу вахту он очень удивлялся, что здесь делают люди на слаломках Лыжи в общей своей массе all-mountain или уже широкие райдовые. Входная талия – 80+. Народу по ощущениям и услышанному характерному выговору очень много местных и условно местных: Сочи, Краснодар, Ростов. Можно за них в этом плане только порадоваться – они по моему приезжают в КП как москвичи в условные Сорочаны. Как представил себе: с утра в выходные встал, почесал и думаю, а поеду как я в горы покатаюсь, ну классно же!
Про подъемники и очереди. В силу неких причин в знаменитых краснополянских очередях на подъемники мы так и не постояли. Катали мы с открытия и до часу-пол второго. С утра на Волчьей скале, разок ушли на Юг, там действительно быстро собирается народ, простояли минут 5. Верхи катали на креселках Сказка-Кабан. Много катали на восточном секторе и сверху и снизу, поднимаясь на креселке Дафна. Очередей так и не встретили. Часа в 3-4 много народу стояло на спуск в долину на Олимпию.
Про трассы: К сожалению плюсовые температуры влияют на снег не лучшим образом. Внизу на Роза стадионе (940м – это даже ниже Плато) мокрая каша уже с открытия, к 11 часам каша уже на 1600м и даже выше. Днем, когда было солнце, тяжелый снег был и на верху. С утра на верхних секторах есть и вельвет и даже леденистный вельвет. Днем с учетом крутяков катание, особенно внизу, – это бугры, мокрая каша и «борьба за жизнь». Внизу уже и земелька проглядывает. Вот и я на камешек свой все же налетел, скользяк подрал. Не совсем уж жуть, но обидно. Лыжи то новые. Кстати, покупка Salomon XDR 80Ti в качестве единственной лыжи, считаю, себя оправдала. И на пупырях на ней резать научился, и в горах в не самых рафинированных условиях не подвела. Только ростовочку надо было 176см брать Трассы есть на мой не опытный взгляд самые разные, и пошире, и узкие, и совсем узкие. В общем и целом квалифицированный лыжник/сноубордист с головой на плечах сможет найти себе трассы и маршруты по душе. Была бы погода хорошая.
Про дождик: Увы, прогноз сбылся. 3-й день катания прошел под сильным дождём. При этом работало много трасс, вроде все, за исключением юга. На Плато и посередине – ливень. На Пике метель и видимость метров 5. Народу вышло кататься- тьма! Все мокрые, ничего не видно, но ничего катают себе потихоньку. Да, русских не победить. Откатали 2,5 часа, вымокли насквозь. Многое стало понятным по одежду - все какие угодно хорошие мембраны к сожалению не являются водолазными костюмами. Очень пригодился мой рыболовный дождевик, только преешь в нем быстро.
Про карвинг : В последний день катания природа подарила нам солнечный день. И опять закинул старик невод пришли мы с утра к Шамони-Нагано-Ванкуверу. Трассы в пятницу были немного помягче. Эх, гулять так гулять! Выдохнули и поперли… Это было просто здорово! Набираешь в 3-х дугах скорость, ложишься бедром на склон, грудью на колени, и летишь аки птица! Страшно, быстро, кайфово! Всё-таки хорошая вещь – карвинг!
Про скользящий поворот: Сейчас в эпоху повального увлечения карвингом многие либо забывают, либо уже и не учатся хорошему исполнению скользящего поворота. Как оказалось – зря. Уверен, есть большие Горы, где есть широченные, пустые, относительно пологие трассы, где можно среднему любителю карвить до одури (люди хвалят Доломиты, Андорру), но есть и такие, где карвинг никак не применим для полноценного, комфортного, безопасного катания. Увы, с детства я много забыл из классики, а вспомнить до селе ленился, за что и поплатился катанием с кучей паразитных движений и бешеными энергозатратами. А так хочется парить как птица. Как парил отец на 2-х метровых классических лыжах при росте 168см по чегетским буграм. Вот, костьми теперь лягу, но скользящий поворот отточу до совершенства!
Про деньги: Многие спрашивают и спорят про сумму поездки. У меня получилось следующее (общие расходы мы с напарником делили пополам): 4920 (отель+завтрак) + 4650 (авиабилеты) + 6940 (скипасс РХ + карточка) + 1200 (вечернее катание на Газпроме) + 1050 (катание на Газпроме по утреннему тарифу) + 2355 (обеды в отеле) + 2000 (еда на ужин + водичка на склоне + поездки по КП на платных автобусах, чуть меньше там, но я округлил) + 300 (автобус экспресс РХ-Аэропорт) +230 (каршеринг Аэропорт - РХ) + 1850 (такси в/из аэропорта в Москве) = 25495руб. от порога до порога.
Про автобус экспресс РХ-Аэропорт-РХ: Мы узнали о таком автобусе из сообщения в инстаграме РХ, больше информации про такой экспресс нигде я и не видел. Если кому надо, то автобус ходит по расписанию несколько раз в день, точно заезжает на остановку рейсовых автобусов в Долине (у Макдональдса), цена 300р, едет быстро и комфортно по новой дороге без остановок. Выглядит в стилистике РХ. Когда мы ехали, народу было немного. Автобус туристического формата, снаряга грузится в отдельные секции.
Как писали в сочинении в детстве: уставшие, но довольные мы возвращались домой. Всем желаем гор, хороших и разных!
На РХ можно карвить на нижней части Обер хутора. На южных склонах. к примеру Панорама. Но конечно глубокой дугой. Иначе скорость развивается.
Хотя если есть отличная физуха то на синих РХ спокойно можно резать крутыми закрытыми дугами.