Сессия заканчивалась, на горизонте маячили студенческие каникулы, за окном электрички маячила серая и унылая Москва, и перспектива созерцать в течение недели эти безрадостные пейзажи совсем меня не вдохновляла. В сотый раз перебирая в голове варианты отдыха, я все больше отчаивалась придумать что-то подходящее. У всех друзей-закомых либо уже были долгосрочные планы, либо финансы распевали романсы и другие музыкальные композиции, а остальных лень превратила в невменяемых и обездвиженных существ. Погрузившись в свои тяжкие думы, я не заметила знакомого, который, по-видимому, давно сидел напротив и пытался привлечь моё внимание. Обрадовавшись неожиданному слушателю, я принялась красочно расписывать мои несчастья, не на что особо не надеясь. И действительно, приятель сам принялся жаловаться на отсутствие денег-идей-друзей-возможностей. «И вообще, если никто так и не соберется, я просто поеду один, я безумно хочу кататься!» А да, приятель этот, Вадимом зовут, он сноубордист… извини-извини, конечно же, бордер! «Значит, вместе поедем…» грустно пошутила я. На что он неожиданно бодро откликнулся: «А что? Поехали!» Ну, вылитый Гагарин. Я даже сначала поддержала шутку, мол, да, конечно, поехали, без проблем, хоть завтра. Но лицо Вадима не теряло серьёзности космонавта перед взлётом. Похоже, он не понимал, что я не имею никакого отношения к горнолыжному спорту, простые беговые лыжи последний раз видела у бабушки в деревне в сарае, а горы – только на открытках. На все мои аргументы последовало лаконичное: «Научишься». И я сдалась.
Две недели подготовки к поездке прошли в такой круговерти, что я даже не успела ни разу задуматься над принятым решением и его последствиями. Тем более все только благоволило предприятию: родители удивительно легко согласились на авантюру, нашлась замечательная путёвка в Болгарию за символические деньги, погода в горах стояла отличная, и даже настроение у меня было довольно боевое.
Время, чтобы осознать происходящее, представилось только в самолёте. Тут я и посмотрела правде в лицо. Совсем не симпатичное лицо, к тому же напуганное. Я, конечно, не трусишка, но новое меня определённо пугает. Мой страх сосредоточился в 6 пунктах:
- Я АБСОЛЮТНО не умею кататься даже на простых лыжах
- Я боюсь скорости и крутых склонов
- Я не знаю как себя вести в экстремальных ситуациях
- Я быстро замерзаю
- У меня страх незнакомых людей и незнакомой местности
- Все эти опытные и красивые горнолыжники и сноубордисты будут втихаря (а может и вслух!) смеяться надо мной.
Я попыталась поделиться своими страхами с Вадимом, но он только отмахнулся банальным «Все будет супер» и вставил обратно наушник. У него-то явно все будет супер, он катается 5 сезон, мечтает о чёрных трассах (это ведь самые крутые, да?) и прочих экстремальных радостях. Что ему до моей жалкой судьбы новичка?
В город Банско мы въехали ближе к вечеру, около четырёх. Я на время забыла обо всех ужасах и радовалась жизни. Вокруг нас была весна: мягкое солнце, запах сырой земли, лёгкие облачка…и горы. Я увидела их не сразу, но, увидев, не сразу отвела взгляд. Какие же они огромные, белые…могучие! Ух, даже дух захватывало! «Бывают и повыше» - услышала за спиной мнение моего спутника. Вот циник! Ничего, мне и таких за глаза хватит.
О катании в первый день и говорить было нечего, поэтому, приведя себя в порядок, мы отправились изучать городок. Наш отель стоял на самой окраине города, но мы, пользуясь туманными указаниями девушки с ресепшена, минут за 15 - 20 добрались до центра. Было уже совсем темно, но из того, что мы увидели, Банско показался мне какой-то странной помесью села и небольшого европейского городка. Центр Банско – это всего-навсего крошечная площадь с фонтаном и памятником какому-то мужчине с неразборчивой надписью на пьедестале. Его личность осталась загадкой.
Голод сделал нашу прогулку очень непродолжительной. Сдавшись на милость одного из многих уличных зазывал, мы позволили проводить нас в какое-то полутёмное помещение, оказавшееся безлюдной механой (этим дурацким словом называют болгарские рестораны). Полутемно, откуда-то снизу и сбоку дует холодный воздух, но убегать было бы невежливо, и мы терпеливо дождались меню с абсолютно непонятными блюдами внутри: пилешка, огнешка, чушки…Нас спас официант, который, оказывается, говорил по-русски. Накормили нас вкусно, обслужили довольно быстро. До отеля добрались без приключений. Перед сном я вспомнила о том, что ожидало меня завтра. Ужаснулась. Уснула.
[page]Наша очередь садиться в гондолу (я правильно говорю, это такая закрытая кабинка на 8 человек?). Ох, какая красота! Немного закладывает уши. Вокруг растут из-под земли корабельные сосны, где-то наверху сияет солнце, город быстро теряется из виду и теперь только вперёд и вверх. Внизу прожурчала горная речка, промчались ловкие лыжники, проплыл скалистый холм, и я увидела приземистый домик, который оказался нашей конечной остановкой. Это центральная база. Большая поляна, повсюду люди: парни, девушки, бабушки, дети, какие-то люди в одинаковых куртках, наверное, инструкторы – всё разноцветное, шумное, куда-то движется, катится, поднимается. А мне, наверное, сюда – невысокая и вроде пологая горка, куда ведёт что-то наподобие эскалатора. Учебная трасса. Прошу Вадима хоть иногда спускаться со своих небес на нашу скучную и плоскую землю и оправляюсь набивать первые шишки. На учебной горе я обнаруживаю тьму народа, огромное количество русских девушек моего возраста и такое же количество инструкторов. Примерно половина говорит на русском. Тут я решила прикинуться шпионкой и разведчицей: принялась исподтишка подслушивать тайны мастерства. Так, вроде все просто: не наклоняться слишком сильно назад и вперёд, поймать равновесие, работать корпусом, всегда переносить вес тела на ведущую ногу, смотреть только по направлению движения… попробуем. Застегнула крепления, натянула маску. Теперь надо встать… Вниз уходила отвесный снежный склон. Как мне вообще могло показаться, что это почти пологая горка?! Люди внизу казались бесконечно далёкими. Что же делать? «Снимать сноуборд, спускаться вниз и отказаться от этой безумной затеи» - пришёл ответ.
«Хватит кукситься, собирай волю и что там ещё в кулак, вдохни поглубже и езжай вниз! В конце концов, от этого ещё никто не умирал!» - пришёл ещё один. Чёрт, у меня же есть гордость! И я поехала! Скользнула вниз и пронеслась несколько мгновений по снегу…вдруг реальность кубарем полетела куда-то вверх и вбок, лицо залепил снег, ноги были неизвестно где, я никак не могла определить их местонахождение…Ага, ноги тут, выше моей голову, руки тоже в порядке, голова…Жива! И знаете, и совсем это не страшно! Чередуя буквально взлёты и паденья, я докатилась донизу. Первая победа!
Следующие два дня прошли в смене панического ужаса перед высотой, отчаяньем, что у меня НИКОГДА НИЧЕГО не выйдет и радостью успехам, дикой, окрыляющей. Вадим изредка навещал меня, с ухмылкой смотрел на мои неуклюжие попытки, но, надо отдать ему должное, давал очень дельные советы.
Возвращаясь в эти дни в свой номер, я просто падала на кровать и спала сном младенца до ужина. Колени, область ниже спины – всё покрылось боевыми синяками, тело ломило, спина стала какой-то несгибаемой, чугунной. Но я, как солдат Джейн, упрямо сносила все эти испытания. Я просто решила научиться. Во что бы то ни стало.
На третий день Вадим заявил, что обеда не будет, пока я не съеду с самого верха. Подавив приступ паники, я изобразила на лице улыбку: в конце концов, надо ведь когда-то начинать, не буду же я до конца поездки радоваться мелкомасштабным успехам на учебной горке!
На подъёмнике ветер дул в лицо, впереди расстилались крутые склоны, в животе у меня, как перед экзаменом, порхали бабочки. А потом все произошло очень быстро. Весь мир - снег, ветер, сосны, трасса, люди – бросался мне под ноги, уплывал назад, где-то впереди мелькала фигурка Вадима, который небрежно, с ленцой катился вниз. Я отставала от него, хотя моя скорость меня оглушала, приводила в восторг, пугала, мне казалось, что я совсем её не контролирую. Но страх, даже намёк на него, делает ватными ноги, неповоротливым тело, туманит голову. И я не дала страху ни шанса. Я падала, вставала, падала вновь и продолжала движенье.
А, кстати, в этот день я всё-таки пообедала. Вторая победа!
И понеслось. Дни стали короче, горы приветливее, склоны более пологими. Я стала посмеиваться над новичками с учебной горки, я начала чувствовать истинное наслаждение от процесса, меня стал слушаться этот тяжеленный кусок пластика, ботинки космонавта больше не причиняли неудобств. Я больше не валилась без сил на кровать после катания, я была в состоянии читать, смотреть кино и даже один раз сходить в клуб (который оказался так себе). Я начала замечать реальность: наблюдала, как катаются другие, подсматривала их ошибки и маленькие хитрости, запоминала особенности трасс и подъёмников. Теперь меня уже не так все восхищало, я позволила себе критику, стала выбирать маршруты наших спусков. И хотя Вадим все равно всегда был рядом и приглядывал за мной, я уже не чувствовала себя такой беспомощной и слабой.
Однако, меня ждали неприятные сюрпризы и ещё одно испытание. На пятый день на горы опустилось огромное, влажное облако, накрыв собой все трассы. Мы поднялись на самый верх в надежде, что на высоте небо почище, и не увидели НИЧЕГО. Наши ноги утонули в сероватой дымке, не говоря уж о трассе, которая предположительно находилась где-то впереди и справа. Я вопросительно посмотрела в то место, где, по моим предположениям, было лицо Вадима. Наверное, у него над бровями были противотуманные фары, ну или он просто-напросто угадал мои мысли: «Ничего, поехали. Держись за мной».
И я поехала за мутновато-красным пятном, в которое превратилась его куртка. Я думала, что снова испугаюсь, запаникую, внимательно прислушивалась к себе… и не находила ничего похожего. Не знаю, что на меня так повлияло: ежедневная доза адреналина, воздух Пиринских гор, люди вокруг, мой собственный потенциал, до этих пор дремавший где-то в глубине, – но я потеряла свою нерешительность, вечные опасения и боязливость где-то на одном из длиннющих склонов.
Начался обратный отсчёт. Природа сделала нам подарок – погода окончательно испортилась, облегчив наше расставание с горами.
[page]
Однако в последний день небо неожиданно расчистилось, солнце принялось вовсю нагревать городок – полное ощущение начала апреля в Москве.
Недолго думая, мы отправились бродить по Банско, решив нарушить привычный маршрут от отеля к центру и поблуждать по свободным от туристов улочкам.
Все эти дни практически не обращая внимания на место нашего проживания, я была поражена тем, что открыл нам Банско. Типичный, на первый взгляд, курортный городок, он оказался намного сложнее и печальнее. За наспех европеизированными улицами и отелями попряталась куча удивительных, тихих местечек, двориков. Мы неожиданно натыкались на настоящих призраков, пришедших из сумрака истории: на старичков в телегах, печальные старушки в каких-то древних нарядах, одиноко шедшие по пустынным улицам, старые заборы, избушки. От этих вдруг проступивших сквозь курортные декорации картин тоскливо сжималось сердце, и в тоже время я чувствовала почти гордость за Банско: он не сдался на милость всепоглощающей глобализации, «курортизации» и прочей обезличке бизнес-современности. Мне хотелось сказать: «Держись, дружок!» Надеюсь, он услышал…
Обед был сервирован на каменной приступке у какого-то магазинчика и съеден с умопомрачающей скоростью. Признаюсь, за этот день я успела пожалеть, что не все наши каникулы прошли подобным образом.
Ну что ж, пора закруглятся. В заключение совсем не хочется резонёрствовать, подводить итог каким-нибудь банальным философским высказыванием и пр. пр. пр.
Я вот что хочу сказать. Мы всю жизнь ищем, собираем себя по кусочкам во всех уголках огромного мира. Мне жутко повезло, один из таких кусочков я нашла здесь, в Болгарии в городе Банско, где-то среди всех этих склонов, сосен, снежных просторов…
А вдруг и ваш прячется где-нибудь за крутым поворотом?
Мужское мнение (Вадима)
Краткий обзор нашей поездки от лица Вадима. Сухо, конкретно, по делу.
Трассы. Трасс не много, за три дня они успевают наскучить.
На чёрных трассах всегда безлюдно – это плюс.
Целины нет (не было снега). Можно рискнуть, но удовольствия мало.
Экстремалам: есть трамплины, но, как только портится погода, их закрывают, чтобы новички в тумане не наехали.
Есть перелески, где можно «поковыряться», но скорости никакой, только поработать телом.
Инфраструктура. Подъемники удобные. Единственный минус – на большой высоте почти всегда дует сильный ветер, неплохо было бы сделать креселку закрытой.
Ски-центр организован не совсем правильно, узкие входы-выходы, где все сталкиваются.
Кухня. Вкусная, большие порции. Есть места, где совсем недорого. Больше всего понравились механы «Касапинова кышта» и «Дедо Пене».
Туристы. Больше всего, не считая местных, русских и англичан. Есть даже английский паб с футболом. Почти все местные говорят на английском, многие на русском.
Что запомнилось. Заметил странный местный обычай: в качестве ласки мужчины довольно грубо хватают женщин за подбородок, стискивая щёки, или энергично похлопывают их ладонями по щекам, что на первый взгляд выглядит как серия пощёчин. Но женщинам, судя по виду, нравится.
Вывод. В целом, все понравилось, возможно, приеду ещё раз.
Автор: Ginger