Давайте сведем общую информацию для рвущихся к свободе, чтоб новоиспеченным райдерам не тыкаться, как слепые котята, а хотя бы в общих чертах представлять, что делать, куда бежать, какие бабки-ежки летают над вашей головой и на что нужно обратить внимание в первую очередь.
Откуда берется желание катать за пределами трасс? Да откуда угодно. Откуда вообще берутся желания? Посмотрел красивое сноу-видео с безбашенными райдерами, рвущими отвесные склоны Аляски, захотелось так же. Покатал в парке, отбил все печенки и решил, что в «паудере» безопаснее и проще. Друзья, радостно рассекающие в метре от трасс, все уши прожужжали про свои подвиги в «пухляке». Пару раз покатался на деревенских горках без всяких ратраков и подъемников — было здорово! Скучно стало на трассах, ибо научился основным кунштюкам, в профессиональный спорт не хочется или поздно — и радость победы над собой исчезла. Ну и так далее. По большому счету, это не так уж важно. Задача очерка — разочаровать тех, кто полагает, что внетрассовое катание — это несложно и весело и вы сразу же начнете кататься, как в кино. И вдохновить тех, кто всем сердцем любит горы и готов за счастье общения с ними без посредников ежедневно преодолевать себя.
Итак — мы твердо решили встать на этот туманный и жутковатый путь. Все лето мы произносим слово «фрирайд» к месту и не к месту, читаем обзоры снаряжения, наши зрачки расширяются от восторга при виде фоток высоких гор, покрытых свежевыпавшим снегом, и от ужаса — при виде ценников на атрибуты «тру фрирайдера». Надеюсь, что эти краткие азы избавят новообращенных от наступания хотя бы на часть популярных граблей.
Что такое «фрирайд»? Дословно — свободное катание. В принципе, так оно и есть. Поэтому и катание в Сорочанах в полуметре от ратраченной трассы — тоже вполне себе фрирайд, не будем гнуть пальцы и придираться. Но и безумные полеты Ксавьера де Ла Рю по отвесным ледяным ущельям — тоже фрирайд. Так что это слово я в статье постараюсь без крайней нужды не употреблять, за его полнейшей неконкретностью и, увы, затасканностью. Если каждый день слышать прекрасную и любимую песню, распеваемую пьяными голосами в кабаках — впору ее возненавидеть.
Типичные заблуждения новичка
- «Внетрассовое катание — это катание по пухляку, бескрайнему паудеру!»
- «Кататься вне трасс легче, чем в парке — ведь там не надо прыгать!»
На деле оказывается, что падать в снег, конечно, мягче, но это единственное облегчение. Катая по искусственно выровненной ратраченной поверхности, даже и не подозреваешь, что на земле практически нет ровных мест. Ямы, возникающие внезапно, деревья, камни, обрывы, ледяные участки, узкие проезды по краю — все это надо неповторимым образом преодолеть и быть готовым к чему угодно в любую секунду. В том числе и к прыжку в неизвестность, причем не с выровненного шейперами стола, а с кривого, неровного камня или бревна. И на 15 минут легкого и кайфового выката по пологому фановому полю приходится час напряжения всех сил, в стараниях победить непредсказуемый рельеф. Короче, учитесь прыгать. Не отвертитесь.
- «Куплю себе дорогой снаряги для фрирайда, поеду в горы и сразу буду один, свободный как горный орел, рвать пухляк!» (как вариант — «с пацанами своими»)
- «Я заплачу денег, сяду в геликоптер и буду кататься с крутыми гидами по их крутым маршрутам»
Что нужно для того, чтоб начать кататься вне трасс?
- Умение хорошо кататься по трассам.
- Знание основ техники катания вне трасс.
- Минимально необходимое снаряжение.
- Команда.
- Сила духа.
Если не впадать в грех иезуитского разбора каждого чиха «тру райдера», то для катания в глубоком снегу нужно научиться следующим вещам.
- Всплывать на поверхность. Для этого нельзя давить, как вы привыкли, на носки лыж или на нос борда. При смещении стойки назад есть рефлекторный соблазн сесть в позу какающего лебедя на лыжах или, подобно шансонетке, задрать переднюю ногу выше пояса на борде, — но то и другое лишит вас управления снарядом и очень быстро утомит. Нужно найти баланс.
- Держать скорость. Если ваш снаряд находится на полметра под снегом (а так и происходит в мягком паудере), то снег будет вас сильно тормозить. Поэтому скорость нужно научиться держать на пределе контролируемой. Предел этот будет повышаться в процессе, но только в том случае, если вы будете делать попытки его перейти.
- Поворачивать без закантовки. Это самое простое и самое сложное для новообращенного. Рефлекс, выработанный на трассе, говорит: «Чтобы идти красиво, я должен идти на кантах и не мести хвостом!». Ан фигушки. При закантовке в снегу вы зароетесь сразу же. Управление снарядом здесь ведется с помощью переноса веса, ведение должно быть плоским, чтоб вся поверхность снаряда работала на всплытие! Если нужно остановиться — следует направить снаряд вверх. Снижение скорости достигается только изменением траектории на менее прямую. Вот, нарисую, для наглядности. Художник из меня так себе, не судите строго).
4. Отработать как следует вертикальную работу ног - именно она даст вам легкое всплытие и отработку всех неровностей. Многие прорайдеры - бордеры, да, вспоминая какой-нибудь "All i can" - и лыжники - вообще "сидят" очень низко, это дает бОльшую скорость, мобильность и, пожалуй, легкость "пуляния" с каскада дропов.
5. Приучать себя к "серфингу" - быстроте и плавности движений. Резкая, агрессивная техника уместна только на очень жесткой поверхности. В мягком снегу она сделает вас уязвимым. Короче - "поспешай медленно"
Как молодой ястреб, прежде чем научиться парить над пропастью и ловко пикировать к цели, должен пройти необходимую стадию робких попыток взлететь, десять раз запутаться в двух крыльях и убраться в траву, рискуя быть съеденным хищниками, — так и лыжебордер, которому тесно становится в рамках трасс и обихоженных курортов, начинает катать красиво далеко не сразу. Но если желторотого слетка ведет непобедимый древний инстинкт, подсказывающий ему, что делать, — то вас инстинкт самосохранения не только не научит, а еще и потащит прочь, в привычный теплый бар с глинтвейнчиком.
В принципе, я вижу два пути научиться: это школа и катание с более опытными друзьями. Можно посмотреть хорошие обучающие фильмы. Можно почитать умные теории. Но пока вы не научитесь видеть склон тремя глазами, думать головой и чувствовать опасность пятой точкой, — толку от теории не будет.
Школа фрирайда. Сейчас этим гордым словом называют все подряд. И действительно школы, где упор сделан на обучение, а инструкторы имеют большой педагогический опыт. И группы, катающиеся с гидом (вернее, за гидом), отличным, техничным и красивым чуваком, который им проводит один день учения на местности по спасработам в лавинах и на этом считает свою педагогическую миссию исчерпанной. И группы, набранные самодеятельными гуру (особенно среди лыжников их много), озабоченных лишь продвижением своих идей, но не будущим студентов. И, увы, коммерсантов, закачавших в свою презентацию все модные слова на заданную тему, но думающих лишь о притоках денег в свой карман.
На самом деле нельзя сказать, что лучше конкретно для вас. Если вы только начали катать вне трасс, способны обучаться в группе из 5-6 человек, не боитесь увидеть свои ошибки на видео, умеете слушать и применять на практике здравые советы, не боитесь сравнивать себя с другими, то школа для вас — объективно лучший выбор. Сегодня самая большая школа в России — это SnowPro, дающая подготовку по трем уровням. Вообще школ много, главное их отличие от псевдошкол — наличие внятной и насыщенной программы обучения, разделение по уровням, гиды-инструкторы.
Если вы уже более-менее прилично катаете, но у вас нет собственных идей, достаточных знаний, а также скатанной команды, то катание с гидом — то, что нужно именно для вас. И уровень повысите, и воспоминания останутся самые радужные, и не надо будет никому ничего доказывать.
фото Владимира Храбовченко
Коммерсантские школы фрирайда у нас — это выезды с кучей развлекательных наворотов (вроде школы танцев или ежедневных стрип-шоу), к собственно школе и с глубоко аниматорским отношением к студентам. Ну, что я могу сказать — кому-то, может и это хорошо. Как говорится: «заодно и покатаетесь».Самостоятельный прогресс. В чистом виде — это утопия. Тот, кто говорит, что научился всему сам, обычно скромно умалчивает о старшем друге, таскавшем его за собой годами, о долгих месяцах бесплодных попыток отработать движения, увиденные в фильме. О хождении хвостом за сильными райдерами и стараниях до седьмого пота повторить их красивые проезды. Но — да, можно. Для тормозов, болезненно самолюбивых или обладателей мощного стада собственных непримиримых тараканов это — хороший выбор. Долго, натыкаясь на все грабли, исправляя закатанные ошибки со слезами на глазах — объективные минусы бессистемного обучения, но огромный плюс этого пути — в изначальной привычке к самостоятельному принятию решений. Школа все-таки дает иллюзию безопасности. А у тебя ее нет. И это заставляет третий глаз открываться, а мозг и тельце — работать.
Снаряжение
Я сейчас приведу самое основное, без чего нельзя делать шаг в сторону от трасс и то, что крайне желательно.1. Рюкзак. Это главное. Никаких отмазок, что «не люблю» или «жарко». Без рюкзака ты не райдер, а «турист», не имеющий понятия о безопасности, а следовательно, нежелательный хвост для любой команды. Рюкзак затормозит тебя при падении на льду, в нем всегда есть теплые вещи, термос с чаем, лопата, щуп, веревка с карабинами, аптечка и много-много всяких мелочей, дающих тебе спокойствие в твоем свободном путешествии в неизведанное.
2. Если вы лыжник — то широкие и длинные лыжи. Бордер худо-бедно в состоянии проехать по свежаку на любой доске. Карвинговые же лыжи проваливаются сразу же. Есть поклонники слаломных лыж (часто у нас поминаемый Глен Плэйк, к примеру), они держат в мягком снеге в силу своей длины, но по этому поводу ничего сказать не могу, это удел гуру. Впрочем, на что это я обрекаю бордеров? Конечно, доска, заточенная именно на фрирайдное катание, тоже будет нужна и очень скоро. Но раз-другой вы вполне спуститесь и на простеньком «атоме», напряжно будет, но можно.
3. Шлем. Для внетрассовых спусков очень характерны падения через голову (под снегом бывают разные неожиданности). Башка же очень слабо ремонтопригодна.
4. Рации, способные принять сигнал, подаваемый вашими товарищами — то есть частоты должны быть одинаковыми. «Оки-токи» оставьте дома, в горах они не берут и полукилометра.
5. Если вы выходите на лавиноопасные склоны — лавинное оборудование (бипер, щуп, лопата). Все это нужно не просто купить и показать друзьям, но и научиться пользоваться. Самое функциональное из этого набора, не смейтесь, — лопата. Ей вы откопаете застрявшую машину, приехавшую забрать вас с дальних выкатов и себя самого, если, к примеру, снаряд ушел под наст, крепления не отстегнулись, а товарищи, полагая участок безопасным, уехали далеко. Ей же копают шурф, чтоб посмотреть состояние снега. Да, в конце концов, лопата пригодится, если чегетские канатчики после снегопада кинули клич: «Кто поможет откопать канатку — будет первым наверху!» Обычно бипер холится, лелеется и выглядит как новый несколько лет, щуп, в общем, тоже. А вот лопата покрывается царапинами и коцками весьма быстро.
6. Для бордера — палки-телескопы. Иначе на пологом участке вы будете изображать из себя пингвина — ложиться пузом на борд и грести руками, ведь идти ножками в полутораметровом мягком снегу, к которому вы так страстно стремились, — невозможно.
С ростом вашего уровня будут расти и желания, а значит — и объем снаряги. В горах нередко встретишь лыжебордера, обвешанного не хуже завзятого альпиниста — ледорубы, веревки, кошки, обвязка с карабинами. Но пока мы будем наивно полагать, что мы не такие безумцы и до этого не дойдет.
Какие выбрать лыжи или борд?
Этому вопросу посвящена куча веток лыжных и бордических форумов, маркетологи поют вдохновенные песни новинкам технологий, каждый прорайдер хвалит собственную модель, — в общем, мозг сломать недолго и чревато дракой на долгие недели. Давайте просто пропишем, что для чего нужно и какой смысл в тех или иных конструктивных наворотах снарядов. Даже и разделять особо лыжи и борд не буду, ибо вне трасс технологии для них одни и те же. Потом вам будет просто легче ориентироваться у витрины.Еще одно популярное заблуждение: «Если я куплю лыжи-универсалы (или борд-универсал), то мне будет одинаково кайфово кататься и на трассах, и вне трасс!»
Обломитесь. Все универсалы — большая обманка для человека, коему свойственно верить в некую панацею. Философский камень там. Таблетку от всего. Бабушка верит в то, что рекламируемый по радио «Маяк» виброприбор будет сам «контролировать» ее давление, работу сердца, ног и рук. А внук верит в то, что купив снаряд «All Mountain», он сможет карвить, крутить бэкфлип и взрывать паудер одновременно.
Зачем бы тогда производителям выпускать огромные линейки специализированных лыж и бордов? Непонятно.
В реальности универсалы хреново выстреливают, скорости толком не набирают, а в большом снеге тонут, ибо геометрия их приспособлена только для ненапряжного, отдыхательного катания в выходной день на трассе, иногда выскакивая на кусочки некатаного снежка. Если снега выпало больше 20 сантиметров или состояние его не идеально (мокрый, есть сверху наст, перемерзший и т. п.), — на универсалах вам будет очень печально.
Итак, что для чего и как все эти красивые слова из каталогов будут выглядеть в реальности.
- Направленность снаряда, directional, то есть бОльшая длина носа относительно хвоста — нужна для лучшего всплытия в глубоком снегу. Если задняя часть снаряда заглубляется в снег — передняя выносится и вы идете как отважный глиссер в белопенных волнах, не прилагая к этому атомных усилий. Минусы — крайне затруднительно ехать в свиче, то есть лыжнику спиной вперед, а бордеру — вперед не ведущей ногой. Оно, конечно, нечасто бывает нужно. Но бывает.
- Широкий, по отношению, к талии и хвосту нос — для того же, лучшего всплытия. Мягкий — «отрабатывает» неровности рельефа. Жесткий, «рельса» — режет их. Минусы мягкого — не такой быстрый набор скорости, ехидные поклонники жестких снарядов обзывают владельцев мягконосых «диванными фрирайдерами». Минусы жесткого — слишком быстрый ее набор, трудность торможения, неплавность хода. Снаряд с широким носом менее маневрен на жестком склоне, радиус дуги больше.
- Прогрессирующий радиус. В дocкax для фpиpaйдa уже стало общепpинятo coвмeщaть кopoткий paдиуc в xвocтe дocки c длинным paдиуcoм в paйoнe нoca. Это дает возможность делать широкие дуги, но, в то же время «сбросить хвост», если нужна дуга короткая. В лыжных технологиях эта опция тоже используется. Некоторые профессиональные модели имеют три и даже пять радиусов. Но, как любой сложный организм, мультирадиусные лыжи требуют высокого уровня владения снарядом.
- Твинтип — обоюдосторонняя конструкция, то есть одинаковые нос и хвост. Дает мобильность и возможность ехать в обе стороны на любой поверхности. Большая свобода и лучшее выстреливание в прыжке, более безопасное приземление при любой траектории. Минусы — в глубоком снегу длинный хвост приходится заглублять самостоятельно, усилий потребуется больше.
- «Ласточкин хвост» и его вариации — для меньшего сопротивления хвоста снаряда и более стабильной скорости в свежевыпавшем глубоком снегу. Чисто паудерный наворот. На жесткой поверхности бессмыслен и горек для райдера.
- Камбер. Это обратный прогиб в средней части снаряда на борде, либо под обеими креплениями и на лыжах, и на борде. Дает плюс к виброгашению, делает передачу усилия ноги более быстрой и легкой, то есть снаряд отзывчивее. В общем, штука хорошая.
- Рокер. Он же «банана», он же «обратный прогиб». Это всех смущает. На самом деле рокер — прогиб обратный камберу. Расположенный между креплениями у сноуборда — управляемость и виброгашение снаряда. Минус — снижает контактную длину, то есть на жестком участке доска с рокером и двумя камберами менее цепкая. Расположенный на носу — увеличивает всплытие. Это уже справедливо и для лыж, и для борда. То же самое и на хвосте.
- Один рокер — хорошо. Два — неплохо. Три, да еще в сочетании с двумя камберами, имхо — явный перебор, не представляю как это практически ведет себя на лыжах, а сноуборд превращается в самостоятельного дракончика, который едет только так, как ему сказал его создатель и, чтобы обуздать его и заставить ехать резче или, наоборот, плавнее, требуются месяцы тренировок. Поговорка о том, что «лучшее — враг хорошего» сложена именно про этот случай. Впрочем, кто любит попа, а кто попадью. Некоторым нравится.
- Magnetraction — непрямые канты. Дают плюс к карме на «бетоне» и льду в силу неравномерного усилия сцепления снаряда с недружелюбной поверхностью. В общем, вещь очень полезная и для лыж, и для борда.
Команда
Нельзя выходить на внетрассовые спуски в одиночку. Ни при каких обстоятельствах. Если, конечно, вы не планируете совершить суицид таким изысканным и романтичным способом. Даже между трассами, где вас хорошо видно с той, и с другой стороны — крайне нежелательно. Один неудачный прыжок в овраг — и вы пропадете из виду катающихся, искать же вас никто не будет. Нет скатанной компании — прибейтесь к чужой команде заранее. Возьмите гида. Как угодно, только не шарашьте в одно лицо неведомо куда, не создавайте неприятных зрелищ для туристов по весне — раньше вы вряд ли оттаете. Дело не только в лавинной безопасности. Дело в общей безопасности. Катание вне трасс чревато любыми неожиданностями. Если сейчас сияет солнце, это не значит, что через 15 минут вы не попадете в полную невидимость и метель. В связке с товарищами выбраться из любой ситуации всегда проще. Да что там, банально ушибленная нога — уже целая история в условиях глубокого снега!Да, в пятерке (оптимальное число для спуска — и на спасработы хватит, и контакт не потеряешь) спуск будет помедленнее. Но к людям привыкаешь, знаешь, кто на что способен и уже нет нужды делать остановки через каждый километр. Уровень команды должен соответствовать вашему. Иначе одни будут вечно ждать, возводя с тоскою очи горе, а другие — суетиться и комплексовать. И выбранный склон должен соответствовать уровню команды. Не рвитесь за вон теми заросшими шерстью чуваками с кучей карабинов на рюкзаках, уходящими вдаль по хребту. Остановите свой выбор на том склоне, который вы более-менее уверенно можете пройти на данный момент. Просматриваемом. С очевидным выкатом. Адекватной крутизны.
Спасработы тоже лучше тренировать заранее. А не в момент ахтунга. Посвятите этому день, это очень весело и позитивно — поиграть в спасателей! А польза от этой игры та, что в реальных условиях вы не впадете в панику и напрасные обсуждения, а четко будете делать то, что должны делать.
Практически везде у подъемника можно попроситься присоединить вас, это принято. Будьте готовы честно оценить свой уровень. Не обтекаемым словом «средний», а пройденными уже спусками. Часто, правда, отказывают. Я отказываю одиночкам у подъемника, например, всегда — боюсь ответственности за незнакомого райдера. Поэтому лучше приезжать со своими или знакомиться заранее, чтоб хоть психологический контакт был. Обычное дело — переписка перед вылетом на предмет «катнуть разок вместе». Раз катнули, понравилось — прекрасно! Интересы и уровни не сошлись — ну, чудно время провели, пока!
Сила духа
Оставила этот момент на конец очерка, как образный и слабо поддающийся логическому анализу. Но это, в реальности, — самое важное. Никто не любит катать с человеком, хнычущим при любой неувязке. Бросающим товарищей ради собственных капризов в трудный момент. Рассматривающим горы как аттракцион, продаваемый за деньги. Только безграничное упрямство, чувство собственной силы и благородства, чувство сопереживания и плеча даст тебе возможность поймать хвост птицы безоглядного сияющего счастья — то, ради чего мы и уходим из зоопарка.Свободы. Полета. Драйва.
ПРОДОЛЖЕНИЕ >>
2.Про универсалы. Спорно, спорно, обсасывалось много раз