Начало — здесь.
Чем меньше знаний — тем больше оптимизма. (Л. Ландау)
И мы будем еще долго говорить о них срывающимися голосами влюбленных.
Да, нас, вылетевших из уютного мира трасс, подъемников, кафешек, фонарей, обернутых матами, мира, охраняемого добрым скипатрулем — ждет множество опасностей. Кто предупрежден — тот вооружен. Давайте посмотрим, какие злые духи нас подстерегают чаще всего, как их избежать и что делать, если все-таки не избежали.
Ахтунги
- Непроходимый рельеф.
- Отсутствие видимости.
- Потеря ориентации на местности.
- Снежные лавины.
- Трещины в леднике.
- Травмы.
- Психологические факторы риска.
- Лавинная лопата кладется в предназначенный для нее карман. Это не только ценный инструмент, но и дополнительная защита при падении.
- Щуп и рукоятка от лопаты — сбоку.
- Небольшой термос с горячим чаем. Спасет вас от переохлаждения горла, вернет силы. В спину не воткнется, не бойтесь. Лопата не даст.
- Немного быстрой еды: орехи-сухофрукты, печеньки, бутерброд, сникерс или что-то подобное. Опять же — быстро восстановит силы.
- Дополнительная флиска и\или пуховая жилетка. Девочкам — и то, и другое! Мы созданья мерзлые.
- Шапка и запасные перчатки. В шлеме жарко идти пешком, а в мокрых перчатках холодно спускаться.
- Налобный фонарик и запасные батарейки.
- Рация. Можно в карман, можно в рюкзак, а наружу вывести хэндсфри или тангенту.
- Веревка и два карабина. Не обязательно, но вещь крайне полезная, дальше она будет поминаться не раз.
- Аптечка. Обезболивающие (по опыту — лучше в ампулах, плюс два шприца) — кеторол или что-то подобное. Бинт, йод, пластырь.
- Спички или зажигалка. Независимо от того, курите вы или нет.
- Еще, из необязательных, но крайне полезных вещей — спасательное одеяло и химические грелки (термопакеты). На случай ахтунга. Весят по 20 грамм, а пользы вагон.
- Карта района катания и компас. Пригодится. GPS-навигатор тоже пригодится и даже очень, но карту все равно лучше иметь.
- Ножичек и набор отверток. Ну, это понятно для чего - для всего.
- Если мама родила нас бордерами — прикручиваем снаружи трекинговые палки. Без них нам придется тяжко.
- Кроме того — заранее записываем и в мобильник, и на бумажку телефоны спасателей данного района, если есть — частоты их раций.
- На тело, под куртку, надеваем бипер — лавинный датчик и сразу же его включаем! Только после этого спокойно обуваемся и идем на склон.
Непроходимый рельеф — есть в любых горах. Даже в мягком и с виду уютном Шерегеше. А уж в невысоких Хибинах этого добра выше крыши. Это, прежде всего, кулуары, кончающиеся обрывами. Ледовые сбросы. Кулуары, уводящие в глубокие распадки и ущелья.
Если вы впервые в этих горах — возьмите гида хотя бы на день-другой. Получите представление о местности.
Не доверяйте чужим следам! Не факт, что их оставил умный и опытный человек. Увы, самонадеянные незнайки встречаются в горах нередко. Имейте собственную голову на плечах.
Что делать, если все же вы облажались и кулуар вывел вас на большой обрыв или к ледовому сбросу?
- Собрать группу вместе и обсудить план действий. Четко его выполнять. Не терять никого.
- Самое оптимальное — попытаться выбраться наверх, в безопасную зону.
- Если вы уехали слишком далеко и подъем займет весь день — попробуйте организовать спуск с помощью веревок. Если умеете это делать. Если нет, лучше не надо.
- Не выстегивайтесь без нужды и не выпускайте из рук палок, бордов и лыж! Они вас спасут на скользкой поверхности, ими можно цепляться за склон при движении вверх. Ботинки же и одежда — сами очень скользкие, в случае срыва лететь будете как беспомощная кукла!
- Позвоните спасателям. В Альпах и горах Северной Америки за вами, вероятнее всего, пришлют вертолет. Но учтите, что а) вы полностью оплатите свое спасение и это недешево, б) вертолет, как правило, не берет снаряжение, то есть своих лыж и бордов вы лишитесь.
- Если недалеко от трассы — немедленно возвращайтесь на трассу. Или по своим следам (пока их не замело), или по компасу.
- Если же вы далеко от цивилизации, то в большинстве случаев разумнее будет переждать облако или снегопад. Посидите, попейте чаю, погрызите печеньки, дождитесь прояснения, прежде чем продолжать путь. Часто облако уходит так же быстро, как и приходит.
- Но, если погода все ухудшается, то делать нечего — надо выбираться. В такую погоду, извиняюсь за выражение, «геликоптер нихт…». Даже звяканье золота в толстом кошеле ничего не изменит, вертолет не прилетит.
- Прежде всего, попробуйте определить свое местонахождение. Вот тут-то нам и поможет карта с компасом, а также GPS-навигатор, на котором мы заранее отметили начальную точку маршрута. Если мы определим, насколько блуданули (а мы непременно блуданули, можете не сомневаться), то можем попробовать вернуться на просмотренный и просчитанный уже маршрут, уточнив его вехи. Прокладывать новый не стоит!
- Внимательно смотрим по сторонам и ловим взглядом и учитываем любой статичный предмет. Скала, торчащий камень, куст, ручей — все это будет нам прекрасными ориентирами. Вспоминаем, как это выглядело при свете дня — и картинка мира прояснится.
- Не теряйте из виду товарищей! Если склон лавиноопасен (а это наверняка так) — идем по очереди, но очень короткими перегонами и оповещаем по рации обо всем, что видим.
- На очень опасном, богатом узкими траверсами, обрывами и ямами участке, на леднике и тому подобное, — имеет смысл связаться веревкой. Да, движение будет медленным. Но зато вы все останетесь целы.
- Пытаемся выполнить пункт 4 из предыдущего списка — определить свое местонахождение.
- Если есть связь — звоним товарищам или спасам. Вряд ли они пойдут вас искать неизвестно куда, но помогут, например, подогнать машину на нижнюю дорогу, или сориентируют по приметам, куда идти.
- Собираемся с силами и идем, стараясь не поддаваться панике. Если компания лыжная, то лесенкой вверх. Если смешанная — отправляем лыжников тропить. Если одни бордеры — тропим по очереди, опираясь на сноуборд, а на плоскаче стараемся протолкаться палками. Не успели до конца светового дня — включаем фонарики и идем, пока есть силы.
Лавины
Это основная опасность и основная причина гибели райдеров в горах. Белая смерть. Слабопредсказуемая и безжалостная.По лавинной безопасности написаны десятки статей и книг и все равно даже самый опытный лавинщик не может стопроцентно предсказать, что, где и когда сойдет. Очень хорошая, ясная и подробная книга «Чувство снега» написана Максом Панковым (Maxtreme). Вообще, на его сайте www.snowavalanch.ru собрана самая внятная информация, не поленитесь и пролистайте все. Вот, например, самый простой и доступный учебник с картинками. Еще один хороший сайт — Игоря Комарова, главного лавинщика Приэльбрусья. У него немного другие тезисы, поэтому разглядывать лучше оба.
Мне страшно браться за тему, ибо даже мои скромные познания и практические наблюдения, если их изложить на бумаге, займут страниц 20-30, учишься видеть снег каждый день и всю жизнь. В каждых горах свои особенности, лавины Чегета не похожи на лавины Тянь-Шаня или Хибин. И все время снег приносит тебе сюрпризы.
Но основные моменты давайте пропишем все равно. С примерами из катальной практики. Вот что мы сделаем — проведем мысленно день вместе! Конечно, у нас есть лавинное оборудование и мы уже умеем им пользоваться.
Что из себя представляет основное лавинное снаряжение и как с ним работать?
- Лопата — ну, тут все понятно. Лопата — она чтобы копать. Легкая, компактная, острая.
- Щуп — быстрораскладывающийся шест, напоминающий дугу от палатки с пропущенным внутри шнуром. Его нужно научиться раскладывать за секунду и отличать им на ощупь живое от неживого. То есть находить закопанный рюкзак и человека.
- Бипер — лавинный датчик. Включаем его перед выходом на склон и выключаем только дома. В режиме «send» он испускает равномерные сигналы, все биперы испускают сигналы одной частоты. В режиме «search» — поиск — он реагирует на сигналы другого бипера и определяет, как далеко находится источник сигнала. Хорошие, трехантенные биперы более-менее точно определяют и дальность, и глубину закопанного предмета. Простенькие, аналоговые, просто громче пищат, приближаясь к источнику сигнала.
- Из необязательного, но очень полезного снаряжения сегодня популярны рюкзаки с системой ABS или Snowpuls. Разница между ними есть, но принцип один и тот же. При попадании в лавину вы дергаете за кольцо, выведенное на лямку рюкзака — и над вами выстреливает наполненный воздухом баллон, позволяющий вам держаться на поверхности лавины. Штука полезная. Но погибают люди и с ней, от удара о скалы она не спасает.
- Еще одна примочка — авалунг. Это устройство, позволяющее дышать в снегу, то есть выдыхать воздух вниз, тем самым экономя драгоценный кислород. Идея хорошая, но хромает практическая реализация — загубник его взять в рот вовремя — практически нереально. Так что полезность этого девайса — предмет спорный.
Канатки выключили, а энергии еще вагон? Закопайте самого смелого в снег на три минуты, за эти три минуты найдите его бипером, пощупайте щупом и откопайте! Уверяю, вы все, а особенно «попаданец понарошку» получите незабываемые ощущения и мозг у вас станет работать не в сторону «покруче выпендриться», а в сторону «вернуться живым»!
Только постоянная работа с оборудованием позволит вам в минуту опасности использовать его быстро и эффективно. Простая покупка бипера — еще не гарантия того, что вы кого-то спасете или спасут вас.
Итак, утро, мы выходим кататься и, конечно, хотим кусок послаще! Ок, давайте поищем. Внимательно смотрим на гору.
Как определить, насколько лавиноопасен склон?
Лавиноопасен практически любой склон. Лавины каждый год сходят даже на трассы. Безопасность бывает только относительная. Ниже, на — трасса Домбая, 4 января 2013. И Хибины, обратка городского склона, 31 января 2013. Во второй погибли два лыжника.-
Но большую или меньшую вероятность схода лавины увидеть можно. Во-первых, глазами и головой.
- Самое опасное время — сутки-двое после снегопада. Да-да. Паудердэй лучше провести под канаткой или в лесной зоне. Чем больше снега выпало, тем мощнее будут сходы и будут они обязательно.
- Чем больше крутизна склона, тем больше вероятность сорвать лавину кантами или попасть под самосход. На пологом склоне снежные «доски» тоже сдвигаются, но реже, набирают скорость они медленнее и шанс удрать больше.
- Освещенный солнцем склон опасен, если на нем торчат большие камни. Они нагреваются и сцепка их со снегом слабеет. Это самая популярная точка старта конусообразных лавин — от нагретого камня. Обычно они небольшие, так называемые «сопли». Но могут собрать на себя и окружающий снег, то есть явиться застрельщиками схода всего кулуара.
- В солнечную и теплую погоду самое опасное время — после полудня. Когда склон прогревается, меняется фактура снега, верхний слой становится тяжелее и «едет». Это называется «инсоляционная лавина» и сдирает она обычно склон до земли.
- Обратная картина — резкое похолодание или долго стоящие морозы. Перемороженный снег изменяет структуру кристаллов и становится неустойчивым.
- Очень опасный фактор — ветер. Если сухой снег и подул сильный ветер, перенося его со склона на склон — воздержитесь от катания в кулуарах, передутый снег ведет себя как свежевыпавший, то есть неустойчиво. Кроме того, ветер надувает карнизы, с которых так соблазнительно дропнуть! Но сорванный карниз тащит за собой всю толщу снега, что лежит под ним. Это очень частая причина провокации лавин самими райдерами.
- Склон после дождя — один из самых страшных склонов. С виду ничего особенного — ну, каша и каша. Но вода протекла вниз, подмыла нижние слои и лишила снег сцепления с землей, тем самым подготовив почву для мокрой, тяжелой лавины. Это самая страшная лавина, от нее фактически нет спасения, человека убивает весом снега.
- Посмотрите и на топографию склона на предмет «ловушек». Карнизы мы уже оценили, как фактор риска. Самое опасное место — это «цирк» — место, куда сходятся несколько кулуаров. Шанс попасть в лавину там в разы выше. Еще — очень чреваты кулуары, на выходе из которых — скальная гряда или узкое «горло». В случае ахтунга вас просто размажет об скалы и даже АБС вас не спасет.
Проверяем плотность слоев рукой или пластиковой картой и смотрим, нет ли в середине или внизу слишком слабых, не держащих пласт. Затем сильно бьем по краю лопатой, или встаем на лыжи и прыгаем на краю среза. Если слабые слои не держат верх, все легко сдвигается и рушится — лучше отказаться от спуска и поискать более человеколюбивый склон.
Допустим, все хорошо, мы остались довольны плотностью снега. Теперь наша задача — выбор траектории спуска — то есть нужно мысленно прочертить линию и договориться, где мы едем. Здесь правила четкие и задача группы — найти баланс между желаемым кайфом и потенциальной опасностью.
- Самый безопасный спуск — по плавной линии бокового хребта (контрфорса). Обычно на хребте торчат камни, то есть наиболее безопасным будет снег возле них. Но не все так просто: зачастую на ребре жестко, увы. Очень опасное место — это так называемый «крест», когда хребет резко перегибается вниз и линия перегиба - потенциальная линия отрыва снежного пласта. Кроме того, часто одна из сторон безопасной линии спуска по хребту бывает богата наддувами и ее лучше избегать, чтоб не обрушить стенку. В общем, смотрим в три глаза.
- Вторая по безопасности линия спуска — по дну кулуара. Там у вас меньше шансов подрезать пласты снега. На дне обычно мягко и хорошо. Но удрать со дна кулуара в случае ахтунга будет сложнее.
- Третья по безопасности — это северная стенка кулуара. Она не подвержена воздействию дневного солнца и стоит стабильнее.
- Ну, соответственно, южную стенку рассматриваем в последнюю очередь. Если уж на северной жесткая жесть, а южная отмякла под солнцем, конечно, катим ее.
- В любом случае — относительно безопасная линия спуска — по линии падения воды. Все, что поперек нее — провокация отрыва снежного пласта. Исходя из этого и выбираем оптимальную траекторию.
Дальше договариваемся, в каком порядке едем и четко это соблюдаем. Тут тоже есть железные правила.
- Выберите старшего и делегируйте ему принятие решений. Нет ничего хуже, чем разброд и шатания на маршруте. Если вы с гидом — все проще, слушайтесь его. Если нет — каждый имеет совещательный голос, но решает кто-то один.
- Никогда нельзя ехать всей группой. Если что сорвете — получится братская могила. Спасателей будет тупо некому вызвать, да и приедут они через час-другой, когда вы все уже будете толкаться в предбаннике райских кущ. Одного же попаданца товарищи откопают с высокой вероятностью.
- Намечаем безопасную точку сбора группы в пределах видимости стартовой точки и по очереди, соблюдая траекторию (не надо жадничать, черти след, параллельный следу товарища, это этика внетрассового катания — не разбивать девственный склон в тряпки, а оставить счастья и другим), едем туда.
- Каждый следующий, приехавший на точку сбора, становится ниже группы! Чтоб не свезти всех, если упадешь.
- Когда вся команда собралась — дальше едем в том же порядке. Пока не начнется безопасная зона.
Что считается безопасной зоной при сходе лавины?
- Как уже упоминалось — ребро. Любая возвышенность — «бараний лоб», скала, промежуточная вершина, каменная гряда.
- Место под большой скалой. Лавина слетит с нее и вы останетесь целым.
- Лесная зона. В смысле, не просеки — а взрослый, крепкий, густой лес. По просекам лавины идут с большим удовольствием.
Что делать, если все-таки лавина пошла?
- Попытаться уйти. Сделать это вполне возможно, особенно если лавина небольшая, а скорость у вас хорошая. Но — уходить нужно очень быстро. Очень! Без торможения, спрямляя и выключив нервную систему. По стабильному еще снегу к безопасной зоне. Осмотреться вы уже не успеете, поэтому всегда (!) держите в поле зрения островок безопасности, куда вы будете драпать, если что.
- Какое-то время можно держаться на поверхности лавины, особенно если под вами поехали снежные доски и уклон не такой уж большой. Я не сильно в это верю, но удачливые попаданцы говорят, что можно даже немного управлять снарядом, сдвигаясь к краю лавинной зоны. Шанс невелик. Но он есть.
- Если вас все-таки догнало и сбило с ног — избавляйтесь от всего тяжелого. Жизнь дороже стаффа. Лыжники — не надевайте на руки темляки перед спуском, потерянная палка стоит копейки по сравнению со сломанной рукой! Лыжи, палки, рюкзак — выкидывайте все. Крепы у борда отстегнуть вы вряд ли успеете. Поэтому сразу группируйтесь, чтоб уменьшить вероятность травмы в случае удара о камни, зацепа за дерево или падения со скальника. Старайтесь закрыть рот и нос, чтоб их не забило снегом.
- Когда лавина остановится, у вас есть 20-30 секунд, чтоб отодвинуть снег и расчистить себе место для дыхания вокруг лица. Все. Теперь постарайтесь успокоиться и молитесь, чтоб вас нашли как можно быстрее. Больше вы ничего сделать не можете. Я понимаю, что успокоиться в такой ситуации нереально, но надо. Не тратьте драгоценный кислород на вопли и стоны. Если понимаете, где верх — можно попытаться вытянуть руку вверх — вдруг вы недалеко от поверхности? Тогда задохнуться вам не грозит и можно орать, насколько вам позволят сдавленные ребра.
Что делать, если ваш товарищ попал под лавину?
1. Убедиться, что сами вы стоите в безопасной зоне и не дергаться, пока лавина не остановится. Ваша героическая смерть никому не нужна.2. Внимательно наблюдать за тем, где появляется яркое пятно в лавине и запомнить место, где его видели в последний раз.
3. Убедившись, что лавина остановилась — бегом! — все нужно делать бегом и как можно быстрее, каждая минута уменьшает шансы! — спускаться именно к месту последнего появления человека. Отсюда начинаем поиск. Один, обладатель самого паршивого бипера, пусть позвонит спасателям и предупредит о сходе лавины. Они, конечно, не успеют. Но пусть хотя бы начнут собираться, мало ли что.
4. Все выключаем рации и мобильники – они создают помехи. Включаем все биперы в режим поиска. Сразу достаем щупы, раскрываем их и не выпускаем из рук. Расходимся по всей ширине склона равномерно и идем, мониторя показания биперов и соотнося их с реальностью. Вот тут-то мы и вспомним добром наши поиски рюкзачков в бипером в любую свободную минуту!
6. Когда нащупали — ура! — начинаем копать чуть ниже по склону! Вытащить человека вниз всегда легче, чем вверх. Он как угодно может лежать, да еще и травмироваться. Копаем быстро, очень быстро — но аккуратно. Когда становится понятно, где лицо — руками прежде всего разгребаем снег у лица. Ноги потом откопаете, они не задохнутся. Дышит, стонет, хрипит, матерится, рыдает от счастья? Прекрасно! Нет? Тогда один чистит ему пальцем нос, рот и глотку, все остальные быстро освобождают зажатую грудную клетку, проверяем, не сломаны ли ребра и делаем искусственное дыхание. Если серьезных переломов нет, лучше положить на колено лицом вниз, так снег из горла быстрее выйдет. Задышал, закашлял? Уф-ф-ф-ф. Если 15 минут усилий не принесли результата — увы.
7. Независимо от того, цел попаданец или травмирован — спускаться сам он вряд ли сможет. Так что готовьтесь к спасработам. Но о них давайте чуть попозже.
ПРОДОЛЖЕНИЕ >>
Если у райдера нет при себе хотя бы минимального оборудования лопаты-щупа-бипера, он должен понимать, что для других он "бесполезный груз", ибо, в случае форсмажора, толку от него почти никакого: найти и откопать кого-то он не сможет, если попал в лавину - самого не найдут, - но ответственность за него такая же.
И еще нащет первой (доврачебной) помощи: обезболивающее и т.п. хорошо, но обязательно позаботьтесь, чтобы спасатели и врачи знали, что и когда вкололи пострадавшему (записка или на словах). Суньте ему в карман пустую ампулу хотя бы.