Магаданская областная Дума приняла проект закона «О туризме и туристской деятельности в Магаданской области». Это первый основательный документ такого рода. Долгое время туризм на Колыме развивается стихийно и не имеет большого влияния на экономику.
Депутат областного заксобрания, директор по развитию компании «Маг-Си Интернешнл» Петр Голубовский поделился своим видением перспективы отрасли, на примере СРК «Снегорка». Он уверен, что горнолыжный спорт, ранние морозы и природные условия – это то, что может при совместных усилиях бизнеса и государства дать колоссальную отдачу.
- Во-первых, «Снегорка» - это не коммерция. В прошлом году мы вложили в нее около 150 млн рублей. Мы развиваем социальные проекты, хотя, как правило, «пришлые» компании этого не делают. Но наша цель – чтобы люди жили здесь. И «Снегорку» никто не выкупит даже за рубль, потому что дорого обслуживать, - поясняет Петр Голубовский. - Этот проект мы ведем 17 лет. Построили один подъемник, второй, детский траволатор, закончили для него галерею от ветра. Запустили насосы, новые снежные пушки. Увеличили протяженность трассы в пять раз: был склон в 1000 метров, склон на 400 метров и серпантин на 600 метров. Мы проложили еще три километра серпантина. Он удобен для начинающих и детей. Теперь общая длина трасс - 5 километров. Установили новое освещение с высотой мачт в 16 метров и сотней прожекторов.
Магадан – это столица первого снега. Оснежение мы начинаем, как только температура воздуха опускается до – 5, с середины октября. На Камчатке сезон начинают со второй половины января. У нас снег есть всегда, а если он не выпадет, то мороз никуда не денется, сделаем искусственный.
В этом году мы сезон катания закрыли 29 мая. В следующем июнь будет горнолыжным: рододендроны, лиственницы и искусственный снег. Он хуже тает и лежит на северном склоне. А на п-ве Кони и на Арманском перевале снег лежит и дольше, катание там закрывали 12 июля.
- Есть ли у вас планы дальнейшего строительства?
- Мы делаем шаги к налаживанию сотрудничества с федеральным центром. Нам нужен гондольный подъёмник на вершину, но это стоит 5-6 млрд рублей, нам это не под силу. Если бы не перераспределение водных биоресурсов в связи с очередным изменением закона «О рыболовстве…», еще можно было бы попытаться. Но это – стоимость траулера. Нельзя прогнозировать, когда мы отобьем все затраты по кредитам, все построим и заработаем. Это задача государства – построить инфраструктуру, а бизнес должен делать все остальное.
Технологическую дорогу наверх мы пробили. Оттуда открывается обзор на 150 километров, от Мелководной до Мотыклея, видно о. Завьялова, п-ов Старицкого, Кони. Высота сопки - 650 метров и перепад 500 метров. Это абсолютно ровное место с пологими спусками, туда надо заводить станцию, но за федеральные деньги. Мы подготовили нижнюю площадку, с прокатом, сервисом, питанием, парковкой, катанием. На дальнейшее развитие своих средств не хватит. Наша задача сейчас - выйти хотя бы на текущую окупаемость или на небольшой минус.
- Каким образом вы хотите зарабатывать, при ограниченном спросе в Магадане?
- Мы планируем принимать гостей из других регионов. Приглашаем представителей горнолыжного центра «Кант» - крупнейшего и старейшего в России, он первый начал использовать искусственный снег, в Москве там становятся на лыжи 12 тысяч человек за сезон с декабря по февраль. Мы ведем переговоры, чтобы центр организовывал к нам группы в период октябрь – декабрь и вторая половина февраля – июнь. В школах каникулы проходят в разное время, и у нас вполне можно успеть поставить ребенка на лыжи. В Австрии, Италии начинают учить детей кататься с 3-4 лет, чем мы хуже? Что мешает обучить 10 тысяч наших школьников? Да, раньше не было детских склонов. Но мы установили детский траволатор, малый подъемник, есть средний, есть серпантин.
- Что Колыма может предложить горнолыжнику, ведь курортов много?
- Магадан для горнолыжного спорта – уникален. Это – мекка для комфортного туристического отдыха. Лыжи, прекрасное море, остров Завьялова, в обозримом будущем курорт «Талая». Сезон у нас втрое дольше, чем везде, ски-пасс и инструкторы вдвое дешевле - занятия с ними в других горнолыжных центрах обходятся от 2 тысяч в час, а нужно 10-12 часов. И гостиницы у нас дешевле.
В ноябре в Магадане средняя температура –7,2 градуса, как в Альпах. В декабре -10, в январе холодно, но некоторые специально едут в морозы, чтобы выпить шампанское на вершине в - 40. В марте у нас солнечных дней как в Швейцарии. Для сравнения, в Сочи в марте 10 дождливых дней, солнечных часов в это время – 120, а в Магадане – 240. Но кто об этом знает? С ноября по февраль солнца у нас вдвое больше, чем в Москве и втрое – чем в Санкт-Петербурге. Да, холодно, но можно тепло одеться. Это – «Солнечный Магадан». Альпы закрыты. Сочи и Шерегеш перегружены. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству федеральные власти.
Стоимость перелета приемлемая, логистика удобная, горнолыжный комплекс в десяти минутах езды от города. Кататься можно с ноября и даже со второй половины октября, для сравнения - в Сочи надо ехать в конце декабря. Длина трасс в Домбае – 25 километров, но сезон всего три месяца. Если мы поднимемся выше, у нас тоже будет 20 километров. Склоны широкие, пологие, сезон уже сейчас длится 6-7 месяцев, а скоро будет 8-9. Так что нам не надо себя принижать.
У нас можно отдохнуть 2-3 дня на Талой, 5 дней покататься на лыжах, 2-3 дня потратить на экскурсии. А рядом Камчатка. Так что, если уж человек выбрался на Дальний Восток, можно сделать комбо на две недели, посетить два региона и получить удовольствие.
- Есть ли гарантия, что при больших вложениях это когда-то окупится?
- Камчатка принимает в год 280 тысяч туристов, мы - максимум три. Если приедет 10 тысяч, их негде селить, нет автобусов, нет гидов. Но если появится гондольная дорога, найдется, кому строить гостиницы, и у СВГУ будет стимул вводить специальности для туризма. Многие смогут зарабатывать в сфере услуг. Мы создаем спрос под развитие малого бизнеса, рынок аренды жилья, питание, транспорт связь, экскурсии, сувениры. Это закрепляет кадры на местах.
Пока еще сказывается традиционное отношение к туризму на Колыме. Исторически у нас его не было. Камчатка у всех на слуху. Там готовят кадры на местах. Нам надо много работать, чтобы мы смогли принять тысячи человек. Из 10 тысяч 50 захотят заказать вертолет. А это уже развитие следующего направления. На Камчатке, кстати, туры хели-ски продают за 150 тысяч на неделю. И очередь есть. У нас есть все условия, парапланы, снегоходы, на Арманском перевале есть удобная сопка высотой 850 метров и спуском в три километра. Но нужна массовость. (Хели-ски - тип фрирайда, когда спортсмен спускается по нетронутым снежным склонам, с подъёмом к началу спуска на вертолёте). Мы можем развивать активный туризм, главное – обеспечить массовость и информационную поддержку.
Источник: kolyma.ru
Похоже дебизизм болезнь заразная.