Словацкая горнолыжница, чемпионка мира и обладательница двух хрустальных глобусов Кубка мира, была обречена стать горнолыжницей. Её отец управлял несколькими лыжными центрами, включая Ясну в Низких Татрах, где Петра в 3 года и сделала свои первые повороты на лыжах под присмотром старшего брата Бориса. «Пока родители работали, мы с братом катались на лыжах», - вспоминает 24-летняя словачка.
Петра Влхова после победы в гигантском слаломе на чемпионате мира по горнолыжному спорту в Оре, Швеция. (Источник: AP / TASR)
Впервые она участвовала в соревнованиях в родном городе Липтовски Микулаш. Пропустив первые и вторые ворота, девочка так и проехала до конца, не делая никаких поворотов. Пересекая финиш, она закричала: «Я - первая!» «Петра бесстрашно катилась вниз по склону, и это бесстрашие стало ее частью», - вспоминает ее первый тренер Ян Гарадж. «Ее жажда победы была видна уже тогда».
Уроженка Липтова показала свой талант, выиграв 16 гонок чемпионата Словакии и победив более старших соперниц. «Сначала я не думал, что она будет гонщицей», - сказал отец Петры Игорь Влха. «Она просто посещала лыжный клуб вместе со школой. Ее карьера началась только позже».
Отец материально поддерживал дочь через семейную металлообрабатывающую компанию. В начале инвестиции были небольшими, но затем возросли. Игорь Влха считает, что его дочь запрограммирована на победу. Она ненавидела проигрывать, даже когда была маленькой. Он вспомнил один школьный футбольный турнир в Ружомбероке, где команда Петры проиграла финал на один гол. «Никто не мог приблизиться к ней; она была в ярости, - сказала Влха с улыбкой. «Она от природы - победитель».
Интервью с Игорем Влхом, отцом Петры Влховой: о тренере, амбициях на следующие сезоны и о коронавирусе
Этот человек вызывает уважение не только могучей фигурой, но и своими действиями. Без его усилий, опыта и денег его дочь никогда бы не стала звездой мирового уровня.
В марте 2020 года, после двухлетнего сотрудничества в Петрой, 56-летний итальянец Ливио Магони получил два заманчивых предложения от женских команд Швейцарии и Германии. Но он решил «сделать последний шаг к успеху, которого заслуживает Петра». Отец спортсменки рассказал подробности контракта.
- Скажи, Ливио колебался, получив выгодные предложения из Швейцарии и Германии?
- Ожидалось, что он будет особенно заинтересован. Эти предложения были действительно прибыльными, просто эксклюзивными. Вот почему трудно передать чувства, которые я испытал, когда Ливио сказал нам «да». Он предпочел нас, я снял перед ним.
- Магони всегда подчеркивал, что хочет продолжить работу с Петрой, потому что «не завершил свою миссию». Однако отмечал, что решение не зависит от него. Как вы это объясните?
- Я оставил решение за своей дочерью и Магони. Прежде всего, они должны были поговорить друг с другом, что они и сделали. И оба решили продолжить.
- Вы говорите, что Магони никогда не обсуждает зарплату во время обсуждения контракта. Это верно?
- Я в шоке от этого человека. Я буду думать о нем до смерти. Ему делали шикарные предложения, он мог иметь машины, дома, самолеты ... Все! Я не способен на это. Мы на четырнадцать этажей ниже по сравнению с сильными лыжными федерациями. И все же Магони с нами, а не с ними. Я очень ценю это.
- Может быть, он поддался твоему обаянию...
- Я очень тяжело работаю, я в основном все делаю сам. У меня есть инжиниринговая компания, где я работаю, я сам заключаю контракты на экипировку, страховку... Больше никто. И Ливио видит это. Он часто говорит, что мы отличаемся от западных людей.
- Так что же требует итальянский тренер?
- Чтобы он мог работать без помех и без вмешательства других сторон. Контракты, деньги, оплата счетов, логистика – с этим справляюсь я. Он отвечает за обучение и смежные вопросы. Я никак не мешаю ему.
Игорь Влха (справа) и Ливио Магони.Источник: ТАСР
- До сих пор вы подписывали контракты на один сезон, а теперь - на два. Почему?
- Потому что в течение следующих двух лет мы сможем выполнить и доказать то, что обещали 4 года назад, в самом начале нашего сотрудничества. Мы хотим быть лучшими в мире, и я не могу представить, чтобы Ливио закончил через год, а кто-то другой присвоил его славу. Он сказал мне, что Петра катается на лыжах настолько идеально, что если придет другой тренер, она победит под его руководством. Но я повторяю, я этого не хочу! Магони имеет самый большой кредит доверия у Петры, как спортсменки, и он достоин за это похвалы. Все мы, составляющие команду нашей дочери, - одна большая семья, и я хочу, чтобы все получили награду за усилия.
- В этом году переговоры были сложнее, чем в прошлом?
- Нет, Ливио прекрасно знает нас. Кроме того, он скромный человек.
- Что ты имеешь в виду?
- Я расскажу, что случилось три года назад, после его первого сезона с Петрой. Зимний сезон был успешным, поэтому я дал ему финансовый бонус. Этого не было в договоре. Он был ошеломлен и приятно удивлен. С ним не было такого раньше, и он никогда не ожидал ничего подобного. Внутренне я понимал, что он заслужил эти деньги. Да и мы заработали часть евро, благодаря ему. Кстати, он был так поражен, что даже не знал, что делать с неожиданной суммой. Поэтому я сказал ему, чтобы он отправился в отпуск со своим сыном или позволил ему купить лошадь..
- Нет сомнений, что ты доволен всем, что сделал Магони до сих пор. А что, если твои ожидания не оправдаются зимой 2020/21 года?
- Я не представляю, что должно произойти, чтобы мы расстались. Лыжи - очень требовательный индивидуальный вид спорта, один маленький сбой – и ваши усилия пропали. Поэтому я не ставлю перед Ливио целей, которых он должен достичь. В конце концов, как только вы останавливаетесь, вы падаете.
- Через два года Петре будет всего 26 лет, а итальянцу - 58. Будешь искать нового тренера после олимпийской зимы?
- Возможно. Но у Магони есть сын, Элиас, талантливый лыжник, и отец хочет поработать с ним. Сам Ливио говорит, что в идеале работать с одним наставником до шести лет. Поскольку у нас дружеские отношения, он пообещал помочь найти преемника. И не только талантливого, но и понимающего личные особенности и менталитет спортсменки.
- Правда ли, что ты не видишь адекватной замены Магони в Словакии?
- Есть Матей Гемза, помощник Ливио. Три года назад Магони сказал ему, что он не словак, а итальянец. И не только потому, что он такой же маленький. Он набирает силу, как хорошее вино. Я убежден, что он будет главным тренером, хотя я не говорю, что он заменит Ливио.
- Предположим, ты ищешь нового тренера. С чего начнешь?
= Я бы искал не только тренера, эксперта, но и бесконфликтного человека. Например, в нынешней команде Петры нет никаких скрытых конфликтов. Мы же все время вместе. Скажем, в финском Леви, где всего один горнолыжный склон, все заперты в одном отеле, ближайший магазин находится в пятидесяти километрах. В таких ситуациях важна атмосфера в команде.
Петра Влхова любит глобусы.Источник: facebook.com/petavlhova
- Ты уже проанализировал зиму 2019/20. Как прошел сезон с финансовой точки зрения? Были удачи?
- Конечно. Хорошие отношения необходимы не только в команде, но и между мной и моими спонсорами. Приведу пример. Владелец компании, которая поддерживает нас, купил 60 специальных наборов, в которые входили шарф, бейсболка, которую носит Петра, значок и карточка с автографом. Я думал, что это будет раздаваться детям, однако он вручает это своим деловым партнерам по всему миру. Это богатые люди, у которых есть все. Трудно придумать, как отблагодарить их. Он не знал, что им дарить. И эти наборы имели огромный успех, потому что это было что-то особенное, что нельзя просто так купить. Конечно, мы продолжим работать с ним, а также с другими нашими партнерами.
- А как прошел сезон с точки зрения отца?
- Это просто фантастика! Я невероятно горжусь всей командой. Когда маленькие глобусы Кубка мира, заработанные нашей дочерью в слаломе и параллельном слаломе, приехали к нам в Липтов в начале прошлой недели, и я увидел, как Петра полирует их, целуя, как она любовно смотрит на них, я был тронут. Хотя в глубине души у меня все еще жива мысль, что глобусов могло быть больше, что у Петры мог быть и большой глобус. По разным причинам было отменено девять гонок, все могло случиться. Магони был убежден, что Петра может побороться за большой глобус. Но с другой стороны, у нас есть задача на следующий сезон.
- Несколько лет у тебя был выбор: вкладывать большие деньги в карьеру дочери, даже с риском долгов и неудач, или использовать финансы «с умом». Ты рискнул. Стоило ли?
- Действительно, сегодня Петра - одна большая фабрика, вокруг которой вращается много людей и делается много работы. Но когда она добивается результата, я говорю себе, что оно того стоит. Я в ситуации, когда я не могу отступить, сказать, что я снимаю с себя обязанности и лучше пойду на рыбалку.
- Понятно, что ты чувствуешь родительскую гордость. Что еще наполняет тебя мотивацией?
- Это чувство причастности и национальной гордости. Когда в феврале я увидел шествие сотен наших поклонников по Краньской горе, с флагом Словакии в руках, у меня навернулись слезы. Ко мне подошла пожилая супружеская пара, они сказали мне, что только прибыли из Вранова-над-Топшой, это самый глухой уголок Словакии. Сразу после этого появилась еще одна пожилая пара, сказав, что они из Гуменне, это еще дальше. В таких ситуациях я совершенно теряюсь. Я могу только поблагодарить их, дать им значок. А они дают нам фантастическую поддержку. Я убежден, что у Петры самые лучшие поклонники в мире, и это повлияло, что Магони остался с нами.
- Петра изменилась с тех пор, как вошла в число лучших горнолыжниц?
- Она сильно изменилась за последние два года. Стала более сосредоточена, более ответственна. Она поняла, что катается на лыжах для себя. Она тяжело, очень тяжело идет к своей цели. Это еще один камешек в мозаике причин, по которым Ливио решил остаться с ней.
- А ты изменился?
- Я не думал об этом. Когда я читаю обсуждение статей в Интернете, в комментариях узнаю много нового о себе. Недавно получил электронное письмо от преподавателя университета. Он писал мне, как мы высокомерны, что мы ничего не добились, что мы просто липтовские крестьяне с гор. Это заставило меня задуматься. Я до сих пор тружусь в рабочем комбинезоне в своей компании. Я вложил все свои деньги, чтобы Петра могла двигаться вперед. И вдруг такая реакция. Я написал ответ человеку, и он впоследствии извинился передо мной. Но я понял еще раз, что я и другие люди видим мир совершенно по-разному.
- Правда ли, что вы с дочерью понимаете друг друга без слов?
- Да. Мы отлично понимаем друг друга по глазам. Когда она смотрит на меня, я точно знаю, что она чувствует, как она себя чувствует.
- К сожалению, мы живем в эпоху коронавируса, и никто не может предсказать, когда этот период закончится. Как это влияет на вашу жизнь?
- Пятеро из нашей команды – итальянцы. Мы считаем их всех нашей семьей. Тем сложнее мне с моей женой и нашими детьми наблюдать за тем, что происходит на Апеннинском полуострове. Страшно, когда двадцать человек в один день умирают в деревне, откуда родом Ливио. Это ужасно, когда Петра показывает мне фотографии со своими итальянскими сторонниками и сторонниками, которых больше нет с нами. Я держу пальцы скрещенными за итальянцев, за нас, словаков, по всему миру, чтобы мы могли выбраться из этого с наименьшими возможными последствиями.
- Может ли экономический кризис, который, несомненно, уже произошел, повлиять на обеспечение команды Петры?
- Я выполню и куплю все, о чем м ыдоговоримся! Конечно, мы не знаем, что произойдет. Никто не знает. Я планирую, что Петра может попасть на снег в июле. До тех пор её придется тренироваться только физически и умственно (про умственно – в следующем материале- ред.).
- Кстати, как вы справились с 14-дневным карантином после возвращения из Швеции?
- Это может звучать как парадокс, но это было хорошее время. Всей семьей, то есть впятером, мы провели на нашей даче. Мы играли в футбол в саду, вечером играли в карты, наша дочь тренировалась. Нам определенно не было скучно, и мы не нервничали. Мы наслаждались друг другом.
- Наверняка у тебя есть сценарий, если ситуация вокруг коронавируса не успокоится так скоро.
- Честно говоря, я пока не хочу слишком много думать об этом. Спорт является одной из наиболее пострадавших отраслей. В этой ситуации меня восхищает, как вы ежедневно наполняете газеты, которые я покупаю каждый день, качественным материалом. Отличная работа! Но я вернусь к вашему вопросу. Я всегда был оптимистичен и хочу оставаться таким, как сейчас, поэтому я считаю, что это не займет много времени, и мы снова вернемся к нашим трассам.
- Говорят, границы будут закрыты еще долго. Значит, вы не сможете общаться с итальянскими членами вашей команды, и это окажет большое влияние на спорт в целом. Что думаешь об этом?
- У меня единственная проблема заключается в том, что мы на целый год арендовали дом в Випитене, где хотели построить летний фитнес-центр. Теперь он пустует. Повторяю, я настроен оптимистично, я верю, что это не займет много времени, и мы откроем дверь и обнимемся со всеми нашими близкими итальянцами.
- Представь себе, что следующие лыжные сезоны начнутся, как всегда. Что нужно сделать, чтобы Петра достигла целей Магони, то есть чтобы добиться успеха на чемпионатах мира, зимних Олимпийских играх, завоевать большие и маленькие глобусы на Кубке мира?
- Конечно, понадобится немного удачи. Мне нравится, что Ливио хочет добиться успеха на всех фронтах. Дочь настроена так же. Хорошо, что у них обоих бульдожья хватка.
- Будет ли этап Кубка мира в Ясне в марте 2021 года?
- Я люблю Словакию, я люблю словацких фанатов, которые мечтают увидеть Петру на лыжах на родном склоне в состязании с другими мировыми звездами. Конечно, я хочу, чтобы моя дочь преуспела, потому что всякий раз, когда это случается, жизнь кажется лучше для всех, кто скрестил пальцы за нее. Я слышал, что организаторы хотят подготовить до пятидесяти тысяч мест для фанатов. Это было бы фантастикой. Я знаю, что вся Словакия будет ждать этого события, и это будет праздник жизни!
- Не секрет, что Петра Влхова успешна не только в спорте, но и в личной жизни. Несколько месяцев она «встречается» с Михалом Киселичем, который также стал членом ее команды. Как Игорь Влха принял партнера своей дочери?
- Сердцу не прикажешь! Михал очень умный, он абсолютно соблюдает все правила, которые действуют в команде. Если ему нежелательно находиться на тренировке, то его там нет. Он также хочет, чтобы Петра была лучшей лыжницей в мире. Он знает, что их отношения не сводятся к посиделкам в кафе и прогулкам за ручки, как для большинства пар. Он принимает игру, в которую мы играем. Вот почему я считаю его членом команды. Я понимаю, что Петра - молодая женщина, ей двадцать пять лет, у нее есть свои чувства. Она не может жить только спортом, но в настоящее время он является приоритетом. Михал знает об этом, и я уважаю его.
Благодаря своему отцу Петра Влхова одерживает все новые победы на горнолыжных склонах. Конечно, это заслуга не одного человека, но и всей команды. Завтра читайте интервью с тренером Ливио Магони.
Источники: