Пьезоэлектрический эффект известен нам еще со школы
Внешние механические силы, воздействуя в определенных направлениях на пьезоэлектрический кристалл, вызывают в нем не только механические напряжения и деформации (как во всяком твердом теле), но и электрическую поляризацию и, следовательно, появление на его поверхностях связанных электрических зарядов разных знаков. При изменении направления механических сил на противоположное становятся противоположными направление поляризации и знаки зарядов. Это явление называют прямым пьезоэффектом. Пьезоэффект обратим. При воздействии на пьезоэлектрик, например кристалл, электрического поля соответствующего направления в нем возникают механические напряжения и деформации. При изменении направления электрического поля на противоположное соответственно изменяются на противоположное направления напряжений и деформаций. Это явление получило название обратного пьезоэффекта.
Данный эффект позволяет управлять механическими силами на электрическом уровне.
Впервые этот эффект использовала фирма К2 в серии лыж Smartski в конце 90-х годов. Лыжи Merlin были оснащены пьезоэлектрической системой виброгашения и светодиодом на топшите. Загораясь во время механических воздействий на лыжу, светодиод наглядно показывал преобразование механической энергии в электрическую. Что с ней происходило далее, история умалчивает, но лыжи были действительно хорошие, а система Smart тут же получила прозвище «Лампочка Ильича!»
В 2003 году «пьезоэлектрическая» идея была использована и модернизирована фирмой Head. Отныне она будет называться «Системой курсовой устойчивости» и станет на многие годы визитной карточкой фирмы.
Технология Intelligence.
На скорости современные карвинговые лыжи подвергаются очень сильному противодействию разнообразных сил. Скручивающие силы деформируют лыжу, ослабляя сцепление со снегом, что ведет к потере управления.Для того, чтобы избежать этого, в лыжах Хэд применяется электрическая система, взятая на вооружение из вертолетостроения – система активных пьезоволокон intellifibers.
Эти волокна расположены в лыже под углом 45 град. При опасном скручивании лыжи в волокнах вырабатывается электрическая энергия. Электрические импульсы от волокон преобразуются в контуре и поступают обратно в intellifibers, противодействуя скручиванию и гася его. Весь процесс занимает не более 5 миллисекунд.
Технология Chip Intelligence.
Энергия, вырабатываемая волокнами intellifibers, достаточно велика, чтобы питать электронный микрочип Chip Intelligence, который вмонтирован в лыжу. Энергия, поступающая в чип, согласуется по фазе, усиливается в 7 раз и передается обратно в волокна intellifibers. Они буквально вдавливают канты лыж в склон, предотвращая потерю управления!
Новая технология KERS (Kinetic Energy Recovery System)
Примененная в новых сериях технология KERS, произвела фурор в конструировании лыж!
По аналогии с технологией, используемой в болидах Формулы 1 – KERS KERS работает как электрическая система, которая накапливает, а потом отдает энергию, ускоряя объект. При этом в болидах Формулы 1 система KERS передает накопленную энергию на вал, повышая крутящий момент, а в лыжах система передает энергию на корпус лыжи в момент начала ее распрямления, повышая реакцию и скорость отдачи, а соответственно и скорость перехода из одного поворота в другой.
Конструктивно, продольно расположенные пьезоволокна передают выработанную во время сгибания лыжи энергию в конденсаторы. В момент начала разгибания лыжи, усиленная энергия выбрасывается обратно в волокна, усиливая тем самым отдачу лыжи.
Пьезоэлектрические системы курсовой устойчивости
- 18
- 7
- 5
Цитата(Serega iz Novomoskovska @ 10.12.2011, 10:53)
Интересно, а как это согласуется с законом сохранения энергии и не единичном КПД???
Очередной профанационный заход маркетологов
Очередной профанационный заход маркетологов
Серега!
Самого этот вопрос мучит
но ведь что-то там работает! И в вертолетных лопастях тоже!
Думаю, что принцип работы намного сложнее, а объяснение в каталогах идут на чайниковском уровне, доступном большинству юзеров.
- 2
Serega iz Novomoskovska
10 Декабря 2011 (13:31) #
Цитата(Mr.XX @ 10.12.2011, 13:14)
Возможно какие - нибудь резонансные эффекты...
Во! Это еще как-то вписывается в теорию. Энергия допустимых упругих деформаций идет в др. места для демпфирования колебаний на резонансных частотах для этого тела (во загнул).
Еще как вариант энергия продольного прогиба идет на противодействие скручивающей силы при закантовке. Но КПД такой ситемы исзезающе мал и обнаруживается только при инструментальном контроле, а катальщик это сможет пучувствовать лишь на уровне плацебо.
Кстати, а что там с лопастями вертолета? Ссылка есть?
- 2
Serega iz Novomoskovska
10 Декабря 2011 (14:19) #
Цитата(Mr.XX @ 10.12.2011, 14:12)
Выдрано из кантовских обучающих материалов. ДСП так сказать
Ясно
Интересно, а как это согласуется с законом сохранения энергии и не единичном КПД???
Очередной профанационный заход маркетологов